THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мемориальный комплекс-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец" - одна из уникальнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Экспозиция музея посвящена истории подводной лодки Д-2, истории проекта "Декабрист", а так же действиям советских подводников на Балтике.

Представлены различные документы и изображения, стрелковое оружие моряков-балтийцев и орудия лодок, макеты кораблей, различное оборудование и предметы быта моряков.

Но самое основное в музее - это сама лодка.

"Народоволец" является единственным в своём роде памятником истории отечественного кораблестроения 1920-х годов.

Пусть не самая известная и не самая результативная, но самое главное - хорошо сохранившаяся, не порезанная в 60-х годах на металл. Прекрасно, с любовью восстановленная, дающая полное представление об устройстве подобных кораблей, о героической службе моряков-подводников.

Для тех, кто интересуется историей Военно-морского флота, историей Великой Отечественной войны, да и просто техникой - музей обязателен для посещения.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

История подводной лодки Д-2

Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи.

Головная лодка серии была заложена в 1927 году по проекту конструкторского бюро во главе с инженером-кораблестроителем Борисом Михайловичем Малининым (консультанты А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский).

Подводные лодки типа «Декабрист» создавались на базе отечественного опыта и теоретических разработок с учетом достижений мирового кораблестроения. Подводная лодка «Декабрист-1» вошла в состав Балтийского флота 12 ноября 1930 года.

Тактико-технические характеристики лодок серии:

Водоизмещение: надводное 933 т, подводное 1354 т; длина 76 м; ширина 6,4 м; осадка 3,8 м.

Мощность двигателей: двух дизелей 1619 кВт (2200 л.с.), двух электромоторов 736 кВт (1000 л.с.).

Скорость: надводная 14,7 узла (27,2 км/ч), подводная 9 узлов (16,7 км/ч).

Дальность плавания: надводная при скорости 9,5 узла (17,6 км/ч) 7 000 миль (13 000 км), подводная при скорости 3 узла (5,6 км/ч) до 150 миль (278 км).

Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата (калибр - 533 мм), 2 орудия (100- и 45-мм), 1 зенитный пулемет; экипаж 53 человека.

Подводная лодка типа «Декабрист» по конструкции существенно отличалась от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса переборками на водонепроницаемые отсеки, аккумуляторные ямы выполнены герметичными, вентиляция междубортных балластных цистерн – раздельная, установлена цистерна быстрого погружения.

Подводные лодки типа «Декабрист» успешно действовали в Великой Отечественной войне. Всего было построено 6 подводных лодок проекта Д.

Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 4 боевых похода общей продолжительностью 135 дней.

"Народоволец" произвел 12 торпедных атак, во время которых было выпущено 19 торпед.

Достоверно известные победы: 14 октября 1942 года потоплен транспорт «Якобус Фрицен», 19 октября 1942 года тяжело повреждён железнодорожный паром «Дойчланд».

В 1956 году подлодку превратили в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.

В 1967 году группа ветеранов-подводников обратилась с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить «Д-2» в музей.

5 марта 1987 года подводная лодка «Д-2» окончательно исключена из списков ВМФ. Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе.

2 сентября 1993 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

Фотографии подводной лодки и экспозиции музея

Носовое орудие Б-24ПЛ калибра 100-мм.

После внешнего осмотра переходим внутрь лодки. Осмотр начинаем с кормы, с седьмого отсека.

Кормовые 533-мм торпедные аппараты.

Главная щитовая станция, слева - "пульт" управления зарядкой аккумуляторов.

Таблица перестукивания. Применяется для общения через задраенные люки.

6-й отсек, дизельный. 2 дизельных двигателя фирмы MAN по 1100 л.с. каждый. Более поздние лодки серии уже оснащались нашими дизелями.

5-й отсек. В нем установлен гирокомпас лодки (виднеется справа). Видно лестницу в трюм, который раньше был заполнен аккумуляторами. Теперь там часть экспозиции музея.

Переходим в четвертый отсек - центральный пост, командный пункт лодки.

Каюта штурмана.

Кстати, гальюн - это свес на носу парусного судна, под бушпритом, для установки носового украшения. На этом же свесе и устанавливались отхожие места для матросов. Ветер-то парусному кораблю в корму дует...

Первый отсек - основная ударная мощь подводной лодки. Шесть 533-мм торпедных аппаратов. 12 торпед - 6 заряжено и еще 6 хранятся в отсеке. Здесь жила большая часть экипажа.

Торпедные аппараты.

Столы, койки и торпеды.

А вы смогли бы спать в обнимку с торпедой на поверхности в 40 см шириной?

Экспозиция в трюме лодки.

Аккумуляторы. Они-то и заполняли большую часть трюма.

Военно-морской флаг подводной лодки Д-2.

Покидаем лодку и переходим в музей. В музее собрано большое количество документов по истории подводной войны на Балтике. Хранятся различные реликвии.

Питер | Подводная лодка Д-2 «Народоволец» | V и IV отсеки.

Продолжаем осматривать подводную лодку Д-2 «Народоволец». Сегодня на повестке пятый и четвертые отсеки. Несмотря на то, что пятый отсек необходим и там стоит важное оборудование, внешне он проигрывает четвертому - центральному посту лодки. В пятом у нас находятся четвертая группа аккумуляторов, маслянные цистерны и, сверху, жилое помещение старшин. В четвертом же у нас сосредоточено все управление лодкой: погружение и всплытие, управление по курсу и управление стрельбой. Так же находится зенитный перископ. Сверху отсека находится боевая рубка, откуда командир лодки управляет ею во время атаки (если атака происходит в подводном положении), используя боевой перископ.

Подписи к оборудованию я пишу по памяти и могу ошибаться. Если что, не стесняйтесь меня поправлять.

Краткое содержание предыдущих серий:
VI отсек
VII отсек
Краткая справка:
Большая дизель-электрическая торпедная подводная лодка I серии «Декабрист» была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 19 мая 1929 года. Вступила в строй 11 октября 1931 года. Главный конструктор серии Б. Д. Малинин.
При закладке получила имя «Народоволец». 21 августа 1934 года была переименована в Д-2. 7 августа 1956 года — переименована в УТС-6.

Подводные лодки I серии были двухкорпусными, клёпаной конструкции. В отличие от всех предыдущих типов русских лодок, прочный корпус «Декабристов» разделялся прочными водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, сообщающимися между собой лазами и быстрозадраивающимися дверьми.

I отсек (носовой): казённые части торпедных аппаратов (6), запасные торпеды к ним (6), торпедно-заместительная и дифферентная цистерны, погрузочный люк.
II отсек: первая группа аккумуляторов и радиостанция.
III отсек: вторая и третья группы аккумуляторов, над ними жилые помещения командного состава. Здесь же находились камбуз, кают-компания, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны.
IV отсек: был отведён под центральный пост с главным командным пунктом. Здесь же находились уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Сверху крепилась к прочному корпусу через специальный комингс прочная рубка цилиндрической формы.
V отсек: четвёртая группа аккумуляторов и масляные цистерны. Над аккумуляторами находилось жилое помещение старшин.
VI отсек: дизельный.
VII отсек: главные гребные электродвигатели с их станциями, казённые части кормовых торпедных аппаратов (2) без запасных торпед, торпедно-погрузочный люк и дифферентная цистерна.

Ссылки для изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Д-2
http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=d2
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-2/d-2.htm

23 фотографийи, общий вес 2,9 мегабайт


Эрдва-дэдва на самом деле не он, а корпус гирокомпаса.

«Телефон» явно более позднего периода.

Люк в дизельный отсек.

Люк задраен!


Сигнализация клапанов вентиляции и, кажется, станция погружения.

Торпедный телеграф.

Привод горизонтальный рулей. Помимо электрического управления из рубки, рулями аварийно можно управлять механически из первого и седьмого отсека.

Слева и справа указатели кормовых и носовых рулей. Между ними указатель тангажа лодки (я не знаю как это правильно называется в этом случаи. В авиации это тангаж). Внизу по центру два глубиномера. Точный до 40 метров и грубый до 160.

Переговорные трубы.

Место рулевого. Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

Общий вид. Сверху торчит зенитный перископ.

Зенитный перископ.

Щит сигнализации клапанов вентиляции.

Вид в сторону носа.

Люк в боевую рубку.

Станция погружения.

Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

В боевой рубке находятся повторители всех важных приборов и показометров. Что за экран с козырьком для меня загадка.

Повторитель гирокомпаса.

Боевой перископ. Он работает, в него можно посмотреть и покрутить различные ручки.

(с) Russos, 2007

Историческая справка

По сроку службы нет равной этой лодке в нашем подводном флоте. Разные ветры ласкали её военно-морской флаг, волны Балтийского, Баренцева и Карского морей смыкались над ней. Сегодня ветер истории мчится над палубой славной субмарины. Но все должно иметь свое начало.

26 ноября 1926 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, предусматривавшую, помимо строительства надводных кораблей, постройку 12 подводных лодок различных типов.

5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде закладывается первенец советского подводного кораблестроения — головная подлодка «Декабрист» (с 21 августа 1934 года — Д-1). Одновременно начинается строительство «Народовольца» (с 21 августа 1934 г. Д-2) и «Красногвар­дейца» (с 21 августа 1934 г. Д-3). Первую заклепку в деталь днища головной лодки Д-1 забил С.М.Киров. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошела со стапелей, а 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец». В апреле 1927 года на судостроительном заводе в Николаеве закладывают еще три подводные лодки типа «Д». Эти корабли строились по проекту, разработанному под руковод­ством талантливого конструктора Б. М. Малинина (1889-1949) и составили I серию подводных лодок СССР. Б.Малинин был одним из тех немногих инженеров, кто еще до революции лично участвовал в постройке подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Б.Малинин с группой конструкторов приступил к разработке проектных материалов для постройки первых советских подводных кораблей. Всего подводных лодок типа «Декабрист» было построено 6 единиц.

Тактико-технические элементы первых советских подвод­ных лодок оказались на высоком уровне и не уступали иностран­ным, а по некоторым показателям даже превосходили их. Новые подлодки подвергли очень жестким испытаниям, и

12 октября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Военно-Морского Флота. В 1933 году вступил в строй Беломорско - Балтийский канал. Открытие судоходства по этому крупнейшему в нашей стране водному пути (длина 226 км) позволило перевести часть кораблей с Балтийского моря на Северный морской театр. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 15 апреля все три подводные лодки типа «Д» перевели на Север, где они стали первыми подводными кораблями молодой Северной военной флотилии. 5 августа 1933 года все три лодки были включены в состав этой флотилии.

В 1939 году известный советский летчик В.К.Коккинаки на самолете «Москва» предпринял беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику в США. Для обеспечения этого перелета командование Северного флота выделило подводные лодки Щ-402, Щ-403, Щ-404 и Д-2. При выполнении этого задания подводники поднимались в высокие широты, используя опыт плавания Д-3 («Красногвардеец»). За освоения северного морского театра большая группа североморцев была награждена орденами. Командир Д-2 Л.М.Райснер был удостоен ордена Ленина. Перед Великой Отечественной войной 22 сентября 1939 года Д-2 вернулась в Ленинград для капитального ремонта и модернизации и в августе 1941 года была включена в состав Балтийского флота. Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийс­ком заводе. Подводники делили тяго­ты блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка под командованием капитана 3 ран­га Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила с 23 сентяб­ря по 4 ноября 1942 года и уже на сле­дующие сутки угодила в противоло­дочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продувани­ем цистерн главного балласта.

Лодка всплыла, но от сети не изба­вилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия при волнении в холодную погоду рубила сталь­ные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир балтийской Щ-310, Герой Советс­кого Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала и потопила у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» (4090 брт), а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов «Дойчланд» (2972 брт) был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку пре­следовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки - 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта. За период войны Д-2 совершила 4 боевых похода (с 23 сентября по 4 ноября 1942 года, 2 – 30 октября 1944 г., с12 декабря 1944 г. по 20 января 1945 г. и с 20 апреля по 18 мая 1945 г.).

После окончания войны Д-2 продолжала нести службу на Балтике. В послевоенный период, в 1953-1954 годах, лодка участвовала в испытаниях систем микроклимата. Речь идет об уникальном экспе­рименте, поставленном в связи с созданием первой советской атом­ной подводной лодки проекта 627. Атомная энергетическая установ­ка позволяла существенно увеличить продолжительность автоном­ного подводного плавания. Но при этом возникла проблема обеспе­чения обитаемости корабля — создания на нем условий для сохране­ния здоровья и работоспособности личного состава.

В июне 1956 года подлодку вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). В новом качестве Д-2 успешно использовалась до 1987 года, обеспечивая отработку подводни­ками способов борьбы с огнем и водой, а также приемов выхода из затонувшей подводной лодки.

1989 году правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конст­рукторам и судостроителям. Такой мемориальный комплекс был разработан на базе подводной лодки Д-2. Техническую документацию для проведения восстановительных работ разработало Центральное конструкторское бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» (Е.В.Бутузов, В.П.Семенов, К.З.Саравайский), а основной объем реставрационно-восстановительных работ выполнил Балтийский судостроительный завод. Научная разработка проекта экспозиции и ее архитектурно-художественное решение были выполнены сотрудниками Центрального военно-морского музея.

В отличие от подобных мемориальных лодок Тихоокеанского и Северного флотов решено было восстановить в отсеках оборудова­ние, приборы и механизмы (часть из них действующие), какими они были в период боевого использования подводной лодки. Исключени­ем стали аккумуляторные ямы, из которых были выгружены аккуму­ляторы, а сами ямы использованы для размещения экспозиции.

Среди музейных кораблей России и других стран подводная лод­ка Д-2 «Народоволец» занимает особое место. Это отмечают много­численные посетители и иностранные специалисты. Уникальность подлодки в том, что в период строительства ее на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому сейчас можно уви­деть клепаный прочный корпус. Фактически все узлы и агрегаты (включая дизель германской фирмы MAN) воссозданы, что позволя­ет прочувствовать, в каких условиях жили и несли боевую службу советские подводники. Больше всего, конечно, посетителей поражает жуткая, как им кажется, теснота и неприспособленность отсеков лод­ки для жизни.

2 сентября 1994 года на подводной лодке Д-2 («Народоволец») вновь торжественно был поднят Военно-морской флаг и открыта музейная экспозиция. В торжествах по этому поводу приняли участие В.В.Путин, адмирал И.В.Касатонов, вице-адмирал В.В.Гришанов, контр-адмирал Л.Д.Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е.Н.Корчагин и другие. Мемориальный комплекс стал замечательным памятником истории отечественного флота и подводного кораблестроения, жизнь одной из первых отечест­венных подводных лодок продолжилась. В музейных залах комплекса проводятся научные конференции, выставки и встречи ветеранов-подводников.

Филиал ЦВММ па подводной лодке Д-2 «Народоволец» не только носитель флотской боевой истории - он является и культурным центром. Например, в береговом здании мемориального комплекса, где расположен пост управления и инженерного обеспечения, есть конференц-зал. Там постоянно проводятся различные мероприятия.

Сегодня эта работа велась в соответствии с программами подготовки к празднования 100-летия подводных сил России, 75-летия подводной лодки Д-2 «Народоволец» и 300-летия Центрального военно-морского музея (2009 год).

В этом уникальном корабельном музее работают люди, влюбленные в историю славного отечественного подводного флота: капитан 1 ранга запаса старший научный сотрудник Л. А. Нестеров, капитан 1 ранга в отставке младший научный сотрудник Б. А. Архипов, капитан 1 ранга в отставке Р. В. Рыжиков, капитан 3 ранга запаса инженер А. Г. Ласков, которые в свое время служили на дизельных и атомных подводных лодках Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов.

Добрых слов заслуживают сотрудники Т. В. Носова, Н. Г. Фролова, М. В. Корнилова, которые принимают активное участие в организации экскурсий, содержании музея в отличном состоянии.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 («НАРОДОВОЛЕЦ»)

  • Водоизмещение, т: надводное — 940, подводное— 1360.
  • Длина, м — 76,6.
  • Ширина наибольшая, м — 6,4.
  • Осадка, м — 3,6.
  • Скорость, узлов: надводная — 14,6, подводная — 9,5.
  • Автономность, суток — 40.
  • Предельная глубина погружения, м — 90.
  • Экипаж;, человек — 53.
  • Вооружение:
    • торпедное — 8-533-мм торпедных аппаратов, 14 торпед,
    • артиллерийское — 1-102-мм и 1—45-мм орудие.

КОМАНДИРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «НАРОДОВОЛЕЦ» - Д-2

  • Воробьев Владимир Семенович — 1928-1931
  • Назаров Михаил Кузьмич — 1931-1932
  • Рейснер Лев Михайлович — 1932-1937
  • Датченко Гавриил Григорьевич — 1937-1938
  • Жуков Аркадий Алексеевич — 1938-1939
  • Зайдулитт Измаил Магигулович — 1939-1940
  • Линденберг Роман Владимирович — 1940-1945
  • Александров Валентин Петрович — 1945-1947
  • Коваленко Георгий Данилович — 1947-1948
  • Егоров Сергей Григорьевич — 1948-1949
  • Андашев Виктор Петрович — с 1949
  • Хомич Иван Маркович — 1951-1955
  • Ананьев Всеволод Иванович — 1955
  • Крылов Юрий Александрович — 1955-1956

Д-2 «Народоволец»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Д-2 «Народоволец» - (серия I, проект Д - «Декабрист» , заводской № 178) - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка . За период войны данная подводная лодка совершила четыре боевых похода. После войны, в 1946-1955 годах, лодка выполняла учебно-боевые задачи. С сентября 1994 является филиалом Центрального Военно-Морского музея.

Общие сведения

Д-2 «Народоволец» - пионер советского флота подводных лодок. Один из первых кораблей советской постройки и проектировки. Он принадлежал к подлодкам I серии , создателем которой был Борис Михайлович Малинин , в дальнейшем доктор технических наук, профессор, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, а так же лауреат Сталинской премии (1943 год).

Проектирование

В сентябре 1926 года, ещё до официального одобрения проекта рабочая документация была передана на завод № 189 в Ленинграде для начала производства. Корпуса кораблей производились из дореволюционных запасов стали высокого качества, предназначенных для производства линейных крейсеров типа «Измаил» и лёгких крейсеров типа «Светлана» . Создание подлодки было официально одобрено в морской программе 1926 года. Для проектной разработки было специально создано конструкторское бюро: «№ 4 Балтийского завода». Главными создателями проекта были К. И. Руберовский (позднее арестован и расстрелян) и Б. М. Малинин .

Описание конструкции

Период Великой Отечественной войны

  • В свой первый боевой поход лодка вышла только 23 сентября 1942 года. На следующий день Д-2 попала в противолодочной сеть установленную немцами и сильно ударилась о грунт, повредив вертикальный руль. Освободиться от сети удалось только через четыре часа; еще сутки ушли на ремонт повреждений. Д-2 не была атакована противолодочными средствами противника только потому, что погода не благоприятствовала их действиям.
  • Исправив повреждения, подводная лодка 29 сентября форсировала Финский залив и заняла указанный район у мыса Ристна.
  • Ночью 30 сентября Д-2 получила приказ сменить район патрулирования и утром 6 октября прибыла на позицию у острова Борнхольм, по пути 3 октября в районе маяка Хегбю атаковав конвой. Через минуту после выпуска торпед на Д-2 услышали взрыв, но зарубежных данных по результатам этой атаки нет. Советская сторона, со ссылкой на сообщение стокгольмского радио, претендует на потопление транспорта в 11 500 брт.Преследованию подводная лодка не подвергалась. Еще четыре атаки (7, 8, 10 и утром 14 октября) по транспортам противника Д-2 провела неудачно.
  • 7 октября Д-2 после выстрела вынырнула на поверхность. Транспорт, заметив торпеду, уклонился от нее. В зарубежных источниках данных по этой атаке нет. На следующий день был безуспешно атакован шведский транспорт «Гуннар».
  • 10 октября так же безрезультатно атакован пароход «Тимандара». Торпеда пускалась вслед уходящему судну.
  • Утром 14 октября в момент залпа субмарина из-за ошибки рулевого-горизонтальщика ушла на глубину.
  • Боевой счет был открыт вечером 14 октября, когда торпеда с Д-2 отправила на дно немецкий транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) (4.090 брт) с грузом угля.
  • 19 октября 1942 года к югу от Треллеборга Д-2 вышла в атаку на конвой.Шведский паром «Конунг Густав V» сумел уклониться от торпеды, а паром «Дойчланд» (Deutschland) (2.972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона, получил попадание в корму. При взрыве погибло 24 человека, ранено 29 человек, судно ремонтировалось до февраля 1943 года. Корабли сопровождения конвоя безуспешно сбросили на подводную лодку 16 глубинных бомб.
  • 29 октября при возвращении на базу Д-2 в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена силами ПЛО противника и в течение четырех часов преследовалась сторожевым кораблем, который сбросил на лодку 48 глубинных бомб.
  • В ночь на 7 ноября Д-2 благополучно прибыла в Кронштадт.
  • В 1943 году лодка в море не выходила. В свой следующий поход Д-2 отправилась только 2 октября 1944 года. Практически сразу же после выхода лодку начала преследовать череда поломок, продолжавшихся все время боевого патрулирования.
  • 6 октября 1944 года в результате неисправности вертикального руля Д-2 вынуждена была всплыть, и в течение получаса в светлое время суток она находилась в надводном положении, устраняя неисправность.
  • 8 октября в районе Либавы лодка неудачно атаковала транспорт.
  • 26 октября 1944 года Д-2 в районе маяка Паппензее атаковала конвой. По словам командира, он наблюдал гибель атакованного транспорта в перископ, но со стороны противника подтверждения успеха Д-2 нет. Корабли сопровождения контратаковали субмарину, сбросив на нее 5 глубинных бомб. Подводную лодку дважды ударило о дно, в результате чего вышел из строя вертикальный руль. Устранить повреждения в море было невозможно, и субмарине пришлось вернуться на базу. Результатом последней атаки многие отечественные источники называют уничтожение норвежского транспорта «Нина» (1.371 брт), который погиб на британской донной мине у датского города Орхус 27 октября 1944 года.
  • Следующий боевой поход прошел безрезультатно. Лодка трижды (23, 29 декабря 1944 и 3 января 1945 года) атаковала неприятеля, и, хотя командир заявил о потоплении 29 декабря 1944 года в районе Либавы транспорта, со стороны противника подтверждения этому нет.
  • День Победы Д-2 встретила в море, находясь в своем четвертом боевом походе. 18 мая 1945 года она благополучно вернулась на базу.
  • 9 июня 1949 года субмарина получила обозначение Б-2. 20 июня 1956 года лодка исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6.

Ф.И.О Годы службы
1 Воробьев Владимир Семенович 1 ноября 1928 - 1 октября 1929
2 Назаров Михаил Кузьмич 1 января 1930 - 26 января 1933
3 Рейснер Лев Михайлович 26 января 1933 - 13 июня 1937
4 Датченко Гавриил Григорьевич 13 июня 1937 - 17 мая 1938
5 Жуков Аркадий Алексеевич 24 июня 1938 - 1 сентября 1939
6 Зайдулитт Измаил Магигулович 29 октября 1939 - 25 ноября 1940
7 Линденберг Роман Владимирович 20 ноября 1940 - 14 сентября 1945
8 Александров Валентин Петрович 1945 - 1947
9

Д-2 на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.

Еще в далеком 1967 году группа подводников-ветеранов, написали письмо в редакцию газеты «Красная Звезда» с предложением переоборудовать Д-2 в музей. Но власти восприняли данную инициативу без должного энтузиазма. Результатом обращения ветеранов стала лишь установка мемориальной доски в передней части ограждения рубки корабля. Второй раз ветераны флота обратилась с подобной инициативой уже в 1977 году к тогдашнему Главкому Военно-Морского Флота, Адмиралу Сергею Георгиевичу Горшкову, но и в этот раз успеха не добились. В то время лодка все еще эксплуатировалась в качестве учебно-тренировочной станции для практической подготовки подводников. Внешний вид подлодки заметно изменился, основная часть оборудования находящегося внутри демонтировали. При переоборудовании были разгерметизированы балластные цистерны. Второй отсек субмарины был превращен в бассейн для водолазов, ограждение боевой рубки переделано в башню для имитации «столба воды», который преодолевали подводники при эвакуации из затонувшей подлодки. Лишь с третей попытки удалось установить Д-2 на пьедестал. В 1984 году в борьбу за подлодку включились специалисты ЦКБ морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. Судьба подводной лодки решалась на самом высоком уровне. 18 августа 1986 года было подписано постановление, разрешающее переоборудовать Д-2 музей. Подлодка Д-2 5 марта 1987 года исключена из списков окончательно. Начался капитальный ремонт и восстановление лодки. Д-2 оказалась в доке, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фундаменты. Было установлено, что корпус очень сильно проржавел, и подводная лодка с большим трудом удерживалась на плаву. Для дальнейшей работы с Д-2 был выделен плавучий док. Начались работы по восстановлению корабля. Было решено установить подводную лодку, с весом порядка 800 тонн, на берегу. Для этого был разработан специальный проект, в месте выхода был специально углублен фарватер. 8 июля 1989 года Д-2 была установлена в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы в Санкт Петербурге, а 2 сентября 1994 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея – подводной лодки Д-2 «Народоволец». Ремонт Д-2 был завершен спустя восемь лет. На митинге присутствовали так члены экипажа подводной лодки «Д-2», участники Великой Отечественной войны: Г.П. Якупчик, Н.И. Купин, В.А. Дудкин, К.И. Радионов, С.С. Шахов и Б.П. Гущин. Сегодня на борту Д-2 открыта музейная экспозиция.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама