THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Статистические сведения Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

4 слайд

5 слайд

Почему важно быть грамотным? Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности. Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины. Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

6 слайд

ГРАМОТА, грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти. || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши. Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв. По старой памяти, что по грамате. По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата(крепость) не на вольного дана. Граматица, граматин(к)а ж. сев. лист бумаги. Грамотник м. ‑ница ж. грамотчик м. ‑чица ж. грамотей м.грамотея, грамотейка ж. грамотуха об. или грамотный прил. кто знает грамоти, умеет читать, или читать и писать; первого назыв.полуграмотным, мало- или скудограмотным; а вовсе не умеющего: не- или безграмотным. Грамотчик, грамотей также учитель грамоте. Грамотей, не пахарь, не работник. Грамотницу взять, станет праздники разбирать. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не будь грамотен, будь памятен. Ныне много грамотных, да мало сытых. Люди неграмотны, а пряники едим писаные. Грамотоватый, малограмотный. Торговляграмотит мужика, вынуждает учиться грамоте: исподволь все грамотеют, становятся грамотными. Грамматика ж. наука, знание правильно говорить и писать; сборник правил языка, установленных обычаем и в порядке изложенных. Грамматический, ‑тичный, ‑тикальный, согласный с грамматикою; вообще к ней относящийся. Грамматичность, грамматикальность ж. грамматическая правильность. Грамматик, грамматист м. сведущий в науке этой, составитель грамматик.

Слайд 1

Слайд 2

Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции.
Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности.

Слайд 3

«Проведение Международного дня грамотности дает возможность вновь подтвердить нашу приверженность достижению цели обеспечения того, чтобы все люди умели читать и писать. Добиваясь этого, мы укрепим достоинство людей и продвинем вперед всеобщее дело мира» Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Дня.

Слайд 4

ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. (Большой Энциклопедический словарь)
Быть грамотным сегодня - это значит быть образованным, постоянно овладевать все новыми и новыми знаниями, совершенствовать себя как личность, уметь правильно оценивать свой интеллектуальный уровень и достоинства собеседника.

Слайд 5

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не пером пишут, умом.
Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.
Грамота - второй язык.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Без грамоты, как в потемках.
Неграмотный – значит некультурный.
Пословицы и поговорки о важности грамотности.

Слайд 6

Количество грамотных людей в мире 4 миллиарда. Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными. А более 100 миллионов детей не ходят в школу. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20% взрослого населения мира неграмотны.

Слайд 7

Полностью неграмотные проживают в Африке, частично в странах Азии и Латинской Америки
В современном обществе невозможно выжить неграмотным
В России, США и Европе нет полностью неграмотных

Слайд 8



Слайд 9

Тем не менее уровень образования в России падает.
В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место.

Слайд 10

Считается, что грамотность «врождённое понятие».
Но родиться абсолютно грамотным человек не может! Вместе со способностью грамотно писать и выражать свои мысли у человека выстраиваются принципы грамматической логики.
Грамотным человек не рождается, грамотным человек становится!

Описание: Данный материал могут использовать учителя среднего звена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню распространения грамотности. Цель: Знакомство детей с данным праздником. Задачи: - познакомить детей с праздником «Днем грамотности»; -способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы; -способствовать формированию потребности и стремления к знаниям. -развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход классного часа Учитель Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира. Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате. Угадайте загадку: Пером сеют, Глазами жнут. Головой едят. Памятью переваривают. (Грамота) А что для вас значит быть грамотным? (Ответы детей)

1 чтец Есть день грамотности в мире. Значит, встретим мы его. Он нам дорог, очень сильно, Этот день важней всего. Ни к чему тут сомневаться. Всем ведь грамотность нужна. Без нее не расписаться, Эта тонкость так важна! Пожелаем мы всем в мире Правил горы изучить. Пусть познанья станут шире.

2 чтец В международный грамотности день Мне пожелать вам лучшего не лень: Чтобы запас словарный пополняли, Про грамотность свою не забывали! В день грамотности поздравляю! И от души я вам желаю, Чтоб сталкиваться приходилось С интеллигентными людьми!

Время книгу открывать!

3 чтец Чтоб речь всегда была приятна, Чтобы она звучала складно, И чтобы лучшее случилось — Чтоб люди знания свои Всегда старались приумножить, Ведь это сделать нам несложно — Лишь нужно больше всем читать, И речь, и разум развивать! В праздник грамотности ныне Вам желаем не делать ошибок Ни в словах, ни в поступках по жизни, Ну а знаний багаж свой — расширить! 1 чтец Что может в мире быть важней на свете, Чем - объясниться с близким по душам? Слова понятны будут даже детям, Ведь правил своды все ж под силу нам. Нет, грамотеи не переведутся, Хоть и ошибки удивляют всех. На этот праздник можно улыбнуться. Осилить можем этот мы орех. Мы поздравляем всех на этот праздник. Желаем грамотности - целый пир! Желаем, чтоб, сродни бутонам в вазе, Она смогла бы заполнять наш мир.

2 чтец В школе буквы изучают, В школе правила зубрят. Это важно, каждый знает. Ни к чему свой прятать взгляд. Поздравляем в праздник этот. Мы торопимся признать:

3 чтец Мы желаем в день наставший: Не пугают пусть слова. Сила грамотности нашей Как обычно, здесь права!

Это правило бессмертно! Надо горы покорять!

1 чтец В письме электронном, то ли в обычном Делать ошибки отнюдь неприлично! Чтоб каждый запомнил правила эти День грамоты есть на нашей планете! С праздником этим я всех поздравляю 2 чтец Пусть текст набирается и ручкой пишется По правилам, а не просто как слышится! Без грамоты, друзья мои, да-да-да, Я вам точно говорю - никуда.

3 чтец Все хотят быть грамотными и хотят учиться. В этом деле очень важно вовсе не лениться. И тогда все двери - только для тебя! Улыбнется нежно, ласково судьба. Все, что ты захочешь, только не ленись, Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.

Учитель Продолжите пословицы о грамотности Выбирай книгу, (как выбираешь друга.) Грамоте учиться - (всегда пригодится.) Золото добывают из земли, (а знания из книг.) Мир освещается солнцем, (а мир знаньем.) Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.) Хорошая книга - (лучший друг.) Учитель А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки. Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Стану я учиться в школе - Разобраться в них смогу. (Буквы.) Какая водица для грамотных годится? (Чернила.) На странице букваря - Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит.) У стены большой и важный Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.) Поселились мудрецы В застеклённые дворцы, в тишине наедине Открывают тайны мне. (Книга.) Сама молчит, А сто друзей научить может. (Книга.) 1 чтец Читать ужасно интересно: Вы можете сидеть, лежать И - не сходя при этом с места - Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ! Да-да! Читать - ХОДИТ ГЛАЗАМИ: За ручку с мамой, после - сами. Ходить - ведь это же пустяк, Не бойтесь сделать первый шаг! Споткнулись раз, И вдруг вы Прочли подряд четыре буквы И вы пошли, пошли, пошли - И слово первое прочли! От слова к слову - как по кочкам - Помчитесь весело по строчкам... И так научитесь читать - Как бегать, прыгать... Как летать! Я знаю, скоро по странице Порхать вы станете как птицы... Ведь необъятен и велик, Как небо - мир волшебный книг! Учитель Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным? . А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность. День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование. Предлагаю вам показать свой уровень грамотности. Попробуйте исправить ошибки:

Учитель Объясните значение фразеологизмов

3 чтец Пусть грамота ошибки исправляет, И ты не прекращай её учить, Кто учиться, тот многое познает, И проще будет нам в России жить. Работай с пунктуацией и чаще, За книгу вечерком садись, читай, Пусть будет жизнь твоя разнообразней, Лишь знания, не бойся - поглощай.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся 5 класса "Международный день грамотности"»

Классный час для учащихся 5 класса. Международный день распространения грамотности
Описание: Данный материал могут использовать учителя среднего звена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню распространения грамотности.
Цель: Знакомство детей с данным праздником.
Задачи:
- познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход классного часа
Учитель
Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)

1 чтец
Есть день грамотности в мире.
Значит, встретим мы его.
Он нам дорог, очень сильно,
Этот день важней всего.
Ни к чему тут сомневаться.
Всем ведь грамотность нужна.
Без нее не расписаться,
Эта тонкость так важна!
Пожелаем мы всем в мире
Правил горы изучить.
Пусть познанья станут шире.

2 чтец
В международный грамотности день
Мне пожелать вам лучшего не лень:
Чтобы запас словарный пополняли,
Про грамотность свою не забывали!
В день грамотности поздравляю!
И от души я вам желаю,
Чтоб сталкиваться приходилось
С интеллигентными людьми!

Время книгу открывать!

3 чтец
Чтоб речь всегда была приятна,
Чтобы она звучала складно,
И чтобы лучшее случилось -
Чтоб люди знания свои
Всегда старались приумножить,
Ведь это сделать нам несложно -
Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!
В праздник грамотности ныне
Вам желаем не делать ошибок
Ни в словах, ни в поступках по жизни,
Ну а знаний багаж свой - расширить!

1 чтец
Что может в мире быть важней на свете,
Чем – объясниться с близким по душам?
Слова понятны будут даже детям,
Ведь правил своды все ж под силу нам.
Нет, грамотеи не переведутся,
Хоть и ошибки удивляют всех.
На этот праздник можно улыбнуться.
Осилить можем этот мы орех.
Мы поздравляем всех на этот праздник.
Желаем грамотности – целый пир!
Желаем, чтоб, сродни бутонам в вазе,
Она смогла бы заполнять наш мир.

2 чтец
В школе буквы изучают,
В школе правила зубрят.
Это важно, каждый знает.
Ни к чему свой прятать взгляд.
Поздравляем в праздник этот.
Мы торопимся признать:

3 чтец
Мы желаем в день наставший:
Не пугают пусть слова.
Сила грамотности нашей
Как обычно, здесь права!

Это правило бессмертно!
Надо горы покорять!

1 чтец
В письме электронном, то ли в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю

2 чтец
Пусть текст набирается и ручкой пишется
По правилам, а не просто как слышится!
Без грамоты, друзья мои, да-да-да,
Я вам точно говорю – никуда.

Писать без ошибок всем сердцем желаю!

3 чтец
Все хотят быть грамотными и хотят учиться.
В этом деле очень важно вовсе не лениться.
И тогда все двери – только для тебя!
Улыбнется нежно, ласково судьба.
Все, что ты захочешь, только не ленись,
Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.

Учитель
Продолжите пословицы о грамотности
Выбирай книгу, (как выбираешь друга.)
Грамоте учиться – (всегда пригодится.)
Золото добывают из земли, (а знания из книг.)

Мир освещается солнцем, (а мир знаньем.)
Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.)
Хорошая книга – (лучший друг.)

Учитель
А без чего невозможно стать грамотным?
Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
1 чтец
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать – ХОДИТ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз,
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли –
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам –
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать –
Как бегать,
прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо –
мир волшебный книг!
Учитель
Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу.
Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным?
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету - саморазвитие и самообразование.
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
Попробуйте исправить ошибки:

К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца

Учитель
Объясните значение фразеологизмов

3 чтец
Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учиться, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.

8 сентября –Международный день грамотности
«История ума представляет две главные эпохи:изобретение букв и типографии;все другие были их следствием.Чтение и письмо открывают человеку новый мир…» Н.М. Карамзин
Международный день грамотности, который был объявлен в 1966 году ЮНЕСКО, празднуется 8 сентября. Именно в этот день в 1965 году в Тегеране торжественно открылась Международная конференция министров образования, основной темой которой была ликвидация неграмотности.
Цель создания этого праздника – призвать общество активизировать усилия по распространению грамотности.
Сегодня более 860 миллионов людей остаются неграмотными; более 100 миллионов детей не посещают школу; множество детей, молодежи и взрослых, прошедших школьные и иные образовательные программы в условиях современного мира, не соответствуют уровню, необходимому, чтобы их можно было считать грамотными.
Ляжь!
правильно: Ляг!
“Не раздевай пальта!”
правильно: пальтО (не склоняется)
Новое пальто.Осень, дождь, вокруг зонты – надевать пора паль….В магазин мы под зонтом едем с мамой за паль….Вот конец всей колготе – еду в новом я паль….Ах, какая красота: пять карманов у паль…!А когда я подрасту, брату я отдам паль….

“Эту не бери! Лабуда! Пшено!»“Возьми эту: ценная вещь. Там один так даёт копоти!”
“Вот эта жутко мощная книжка!”
???
В России в рамках празднования Международного дня грамотности в крупных городах проходят диктанты и тесты по русскому языку, среди школьников и студентов. В диктанте может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности.
Проводим акцию «Проверьте свою грамотность!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учащимся "Грамотная мультимедийная презентация"

Какой должна быть мультимедийная презентация для урока истории? На что обращать основное внимание: на текст или на зрелищность? Должна ли презентация содержать спецэффекты? Что нужно сдела...

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Презентация "Формирование экономической грамотности обучающихся в области дизайна одежды" (тесты)

В презентации представлены тесты для проверки знаний по эконогмической грамотности обучающихся по напрвлению "Дизайн одежды"...

8 сентября - день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня - активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

  • 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
  • 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
  • 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
  • 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
  • 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на ), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, (Минпросвещения РФ, 27 апреля 2020 года).

Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.

Викторина (для учащихся 5-8 классов)

Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным.

Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.

Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.

Викторина 1. Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)

  • 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
  • 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
  • 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
  • 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
  • 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
  • 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
  • далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
  • создания видимости благополучия.

7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА. Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».

8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА

9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА

10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА

11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,

постоянный.

12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ

Викторина 2. Нормы правописания (орфография, пунктуация)

  • 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
  • 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
  • 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
  • 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
  • 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
  • 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
  • 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
  • 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ

21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ

22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА

23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА

24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА

Викторина 3. Художественная литература

  • 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
  • 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
  • 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
  • – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
  • 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
  • Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.

29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА

30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.

31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ

32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений

33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.

34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.

35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама