THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
"Баба - Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа.

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно-угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги - дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу-фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога — связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух-трех высоко спиленных пнях - чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах - «урах». В них обычно находились кук-лы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик -может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.

А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все — за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель



Почему у Бабы Яги костяная нога?

Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия - страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой - там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже - сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров - длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода - вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее - связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси - золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности - не человек, а дух.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных - то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма - вместилище души предка - в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры - те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Спас однажды ведун Ярослав лесную лань от злой Бабы Яги, озлилась карга и наслала чары колдовские на дочку Ярослава и самого тоской неодолимой опутала. Кто спасёт от зла Бабы Яги, кто приструнит каргу старую?!Сборник сказок, написанных на основе русского фольклора: "Баба Яга костяная нога", "Настенька и Леший", "Кот Баюн", "Меч – Сто голов с плеч!", "Иван-царевич и Медведь", "Машенька, Волк и Лиса", а также бонус: забавные стихотворения для ребятишек и о них.Книга интересна и детям, и взрослым.

«Баба Яга костяная нога».


У края огромного леса жил в маленькой избушке Ярослав-ведун. Звали его так люди, потому что знал он о травах и кореньях столько, сколько ни один из знаменитых учёных лекарей Лесной страны царя Мирона. Не раз люди обращались за помощью к Ярославу – то царь занедужит, то хворь какая на народ нападёт, и всё им Ярослав помогал, не требуя за труды свои награды. Добрым он был стариком. Немало повидал на своём веку, да вот беда – не было у него ни жены, ни детей, не кому было передать знания свои.

Так и жил он, ожидая скорой кончины в уединении, как однажды ночью застучал кто-то сильно– сильно в крепкую дубовую дверь его домика. На улице гремел гром, сверкала молния, лил сильный дождь.

–Спаси меня, Ярослав! Умоляю! – послышался слабый голосок.

Ярослав отворил дверь, и увидел на пороге раненную лань.

–Спаси меня, Ярослав! Злая Баба Яга погубит меня! – простонала лань и упала без сил.

–Бедная лань! – сокрушённо покачал головой Ярослав.

Внёс он её в дом, накрепко закрыл дверь, и стал смазывать рану целебной мазью.

Но прошло несколько мгновений, как вновь раздался сильный стук.

–Отвори, Ярослав! Не узнаёшь меня? Это я – Баба Яга! – загремел хриплый голос.

Ярослав отложил мазь.

–А, это ты, гадкая колдунья! Чего тебе надобно в такую пору?

–Отдай лань! Она моя добыча! – Баба Яга заглянула в окошко. – Отдай, Ярослав, а не то пожалеешь!

–Не тебе пугать меня, – спокойно отвечал Ярослав.

–Ну, смотри же! – погрозила ему пальцем страшная старуха и пропала тут же.

–Спасибо тебе, Ярослав, что не отдал меня Бабе Яге, – заговорила лань. – Я ведь не просто лань, а фея леса. Ты вылечил мою рану, проси теперь, чего пожелаешь! Хоть серебра, хоть золота – всем могу одарить!

Поклонился ей Ярослав, и отвечает:

–Ни золота мне не надо, ни серебра. А вот нет у меня ни жены, ни детей. Скоро срок моей жизни выйдет, а похоронить меня будет некому. Пошли мне дочку– красавицу, утешь старость мою.

Задумалась лань.

–Что ж, Ярослав, выполнить твою просьбу – выполню, но смотри – береги дочь пуще глаз своих. Три дня и три ночи не выпускай её из дому, а иначе Баба-Яга своё слово злое сдержит.

На том и порешили они, а поутру ушла лань обратно в лес, Ярослав же увидел в своей горнице девицу, да красивую, что глаз отвести нельзя.

–Кто ты, красавица? – спросил девицу Ярослав.

А она ему отвечает:

–Дочка я твоя, батюшка, а зовут меня Катенька.

Обрадовался тут Ярослав, к дочке бросился, стал её обнимать, да в радости и забыл о словах лани: «Три дня и три ночи не выпускай из дому!».

А тем временем в самой чащобе леса Баба Яга варила в огромном котле настой бузины, и места себе не находила, думая, как посильнее досадить Ярославу.

–Эй вы, филины мои, совы серые, все сюда летите, все ко мне спешите! – замахала она руками.

Слетелись к её заросшей мхом избушке совы и филины со всего леса. И было их не счесть.

–Летите к дому Ярослава, и следите за ним, глаз не спускайте, обо всем мне тут же докладывайте! Погублю я его – больно храбрым стал, заносчивым!

Улетели совы и филины, а Баба Яга согнала с неба на землю тучу чёрную, и обмакнула её в котёл с кипящим соком бузины.

–Погублю тебя, Ярослав! Будут люди меня бояться пуще прежнего! – радовалась она.

Прилетел к избушке филин мохнатый.

–Появилась, – говорит. – дочь у Ярослава, краса– девица.

–Вот и чудненько! – запрыгала карга старая. – Дочь его сгублю, а он сам от тоски помрёт. Нету трав таких, чтобы от тоски лечили! Будут люди знать, как я гневаюсь!

И отправила она тучу чёрную с соком бузины к краю леса, туда, где Ярослав жил.

А Ярослав не мог нарадоваться дочке своей и про старость свою забыл, сердцем помолодел. Катенька и воды принесёт, и ягод нарвёт, и лечебные снадобья сделать поможет. А прошёл всего только второй день.

Пошла Катенька из дому за водой, да налетела тут туча чёрная. Потемнело в глазах Ярослава – вспомнил он наказ лани: «Три дня и три ночи не выпускай дочь из дому!». Бросился он на улицу, да поздно – рыжий дождь уже пролился. Нет нигде Катеньки, только стоит у окна берёзка белая, сама стройная, листочки тоньше воздуха. Понял тут Ярослав, что случилось, и упал в горе на землю, зарыдал.

–Что же ты, Ярослав, моих слов не послушался? – подошла к Ярославу лань. – Дочку не сберёг.

–Видно, доля моя такая, – глухо отвечал Ярослав, слёз своих не вытирая.

–Есть средство дочь спасти. Спрятала Баба Яга источник с живой водой. Вот если найти его, да окропить той водой берёзку– Катеньку, стала бы она снова девицей.

–Стар я, не по силам мне, – горестно отвечал Ярослав.

И ушла лань, а он слёг, и уже не вставал…

Разлютовалась Баба Яга – наслала по сто порчей, по тысяче болезней на сёла и города Лесной страны, стали люди болеть. И никто не мог те болезни лечить. Все шли к Ярославу. Посольство за посольством: «Помоги, Ярослав, гибнем от порчей!». Но молчал Ярослав, совсем в тень превратился от охватившей тоски. Смерть свою со дня на день ждал.

И ушли посольства. Спустилась на города и сёла ночь погибели.

Дошил вести страшные и до столицы Мироновой. Созвал царь всех воинов и богатырей, речь завёл скорбную:

–Гибнет земля родная, и нет нигде спасения от порчей, что наслала на нас Баба Яга. Кто из вас отважится поехать на поиски карги старой, чтобы сразить её, окаянную?

Но молчали богатыри и воины – знали все, что не совладать с Бабой Ягой мечом да пикою.

Трижды взывал царь, и трижды отвечали ему молчанием. Загрустил тогда Мирон и уже собрался уходить, как вдруг вышел из толпы вперёд воин Семён.

–Я пойду с Бабой Ягой биться, царь батюшка, и спасу землю нашу от разорения и погибели!

Закричали тут все в радости. А на следующее утро Семён в путь отправился.

Долго ездил он из села в село, людей расспрашивал:

–Как добраться до карги старой, до Яги нечистой?

Но никто не знал… А в одном селе ему посоветовали: езжай к краю леса, там лежит при смерти старец ведун-Ярослав в своей избушке, знает он к Бабе Яге дорогу.

Поехал Семён к краю леса. Видит – стоит завалившаяся на бок избушка с прогнившей крышей и затворёнными ставнями. И растёт перед избушкой берёзка, до того белая и красивая, что сердце тоска опутывает.

Слез Семён с коня, вошел внутрь избушки.

–Что тебе надобно, добрый молодец? – услышал он голос старческий.

Видит – лежит в углу старец седой, пошевелиться не может.

Склонился над ним Семён, поднёс воды напиться.

–Я Семён, ищу Бабу Ягу! Наслала она порчу на сёла и города, хочет народ сгубить. Покажи дорогу к её логову, старец Ярослав.

–Я бы показал, да сил нет моих. Горе уложило меня, тоска замучила. Заколдовала Баба Яга дочку мою Катеньку, превратила её в берёзку белую. Может её спасти лишь живая вода, а вода та у Бабы Яги. Сорви листок с берёзки, и брось его. Он тебя к Бабе Яге приведет. Дальше сам поймёшь, что делать, – сказал это Ярослав и затих. Не было уже больше мочи говорить дальше.

Поклонился ему Семён, вышел из избушки, сорвал листочек с берёзки, бросил его по ветру, и поехал вслед за ним.

Долго ли, коротко, а выехал он на дорогу, ведущую в городок Берестов. И была та дорога завалена вся стволами деревьев, корягами. Конному не проехать. А листочек дальше зовёт. Жаль стало Семёну коня оставлять, решил он дорогу расчистить. Но лишь поднял одно дерево, взвились тут тучи воронов и, громко каркая, полетели в город Берестов.

«Знать беда в Берестове!», – понял Семён.

А в городке Берестове шёл пир горой – Баба Яга, ведьма старая, потчевала гостя своего, родственника дальнего – Упыря Болотного, угощала лягушками да пьянящей водой из луж. Они разорили покинутые людьми дома, и похвалялись теперь своим могуществом друг перед другом.

–А я могу! – кричал Упырь. – Я могу сделать, чтобы с неба не град, а камни падали!

Повёл рукой Упырь, и полетели с неба камни– булыжники.

Худо Семёну стало – больно камни бьют, некуда укрыться. Да видит – вокруг листочка только место чистое. Спрятался он под листочек со своим конём, и почудилось ему, что видит он девицу красоты неописуемой. Влюбился Семён в неё без памяти. Только где она? Уж не дочь ли это старца Ярослава?

«Сил не пожалею, освобожу Катеньку от злых чар карги проклятой!», – решил Семён, вышел из под листочка, и под камнями стал дорогу чистить, чтобы быстрее добраться к городу Берестову.

А тем временем в городе Берестове Баба Яга свою силу показывала Упырю.

–Я могу сделать так, – кричала она, – что с неба ни камни, а дождь огненный на землю обрушится, и всё выгорит!

Повела Баба Яга рукой, и обрушился на землю дождь огненный. Только Семён не стал прятаться, ещё быстрее начал деревья и коряги с дороги отбрасывать, не боясь огня. И расчистил путь…

–Баба Яга! Баба Яга! – услышала старуха глухое карканье. Опустила она руку, и видит – летит ворон один единственный, остальных камни побили, да огонь пожёг.

–Баба Яга, воин Семён к городку Берёзову приближается! Хочет тебя сгубить, а дочку Ярослава Катеньку от злых чар твоих освободить! – закаркал ворон.

–Ах, так, – разозлилась Баба Яга. – Эй, Упырь Болотный, родственник мой дальний, я полечу к Змею Горынычу за подмогой, а ты здесь оставайся, заморочь Семёну голову.

И с этими словами исчезла, словно её и не было.

Подъехал Семён к воротам Берестова, толкнул их, они и свалились с петель. Увидел он картину горькую – дома все разорены, разграблены, по улицам жабы болотные скачут, да мыши серые бегают.

Видит Семён, стоит посреди базарной площади стол пустой дощатый, а за столом человек толстенький, с глазками хитренькими сидит.

–Здравствуй, добрый человек, – поздоровался с ним Семён.

–Здравствуй, здравствуй, –отвечает толстячок, да только пахнет от него болотом, как от жабы негодной.

–Присаживайся, – говорит он Семёну. – Отдохни с дороги, выпей вина крепкого, поешь хлеба с куропаткою жареной.

Повёл толстячок рукой, и всё в раз на столе появилось. Семён удивился, но за стол сел – одолевали его голод и жажда сильная. Взялся он за чашу с вином, а голос тихий, приветливый, шепчет на ухо:

–Не пей вина одурманенного.

Отставил Семён чашу, взял в руки куропатку жареную, а голос вновь ему:

–Не ешь куропатки отравленной.

–Ты прости меня, добрый человек, да ни есть, ни пить мне не хочется, – так сказал Семён, и встал из-за стола.

А толстячок к нему кинулся, стал опять Семёна усаживать.

–Пить не хочешь, есть не хочешь, так возьми тогда в жёны мою дочь единственную, – и показывает девицу черноокую, темноволосую.

Посмотрел на неё Семён, а сердце сжалося – вспомнил он образ Катеньки. И увидел он тут же, что стоит перед ним никакой не толстячок– добрячок, а Упырь Болотный, жаба мерзкая.

–Ах ты, нечисть болотная, дурманом меня опутываешь! – вскричал Семён, выхватил меч из ножен, замахнулся…

–Подожди, Семён, не руби ему голову! – услышал Семён знакомый голос, тот, что предупреждал его об опасности. Оглянулся он и увидел перед собой лань лесную.

–Не руби ему голову. Упырь тебе поможет найти живую воду в тайниках Бабы Яги, – сказала лань.

Поблагодарил Семён лань, связал Упыря, спрятал его в суму походную, что у седла крепится, сел на коня и поехал дальше, куда листочек вёл.

День скакал Семён, ночь скакал, потом ещё день и ещё ночь, и выехал он из леса в местность гористую, где облака были низкие, а сосны огромные. Оставил он здесь коня своего верного, взвалил на плечи суму с Упырём, и полез по горам вслед за листочком. А листочек звал всё вперёд и вперёд.

Добрался Семён до самой высокой вершины, а на вершине была дыра глубокая. Упал листочек в ту дыру и исчез из виду. Прыгнул Семён следом, и очутился вдруг в глухой чаще леса. Увидел он, что листочек лежит на земле, и понял, что добрался до логова карги старой.

А Баба Яга в это время уговаривала Змея Горыныча трёхголового.

–Ну слетай, слетай, Змеюшка! Разомни крылышки. Тебе Семёна сгубить, раз пыхнуть жаром на него!

–А что ты сама его не сгубишь? – спрашивал Змей Горыныч. Он только что пообедал, заглотив двадцать быков и сорок баранов, и хотел спать.

–Чувствую, не хватит моей силы против него, – вздохнула Баба Яга. – Бережёт его кто-то. Он сквозь камни и огонь прошёл, а остался цел– невредим. Ты-то посильнее меня будешь, Змеюшка!

–Нет, – Змей Горыныч покачал всеми своими головами. – Ты мне что обещала подарить на день рождения? Золота сундук. А где этот сундук? Не подарила. Вот и не полечу теперь Семёна губить!

Пришлось Бабе Яге самой идти на Семёна.

А Семён уже дошёл до избушки на курьих ножках, и приговаривает:

–Эй, избушка, избушка! Встань ко мне передом, к лесу задом!

Заскрипела избушка, развернулась. Вошёл Семён в избу – никого, только в котле вода закипает, видно Баба Яга обед варить собирается. Положил он сумку с Упырём на пол, сел на лавку отдохнуть. И стал его сон морить – уж столько он шёл, притомился, не было мочи терпеть. Уснул Семён.

Появилась у избушки карга. Понюхала воздух.

«Ага, русским духом пахнет. Пришёл Семён», – поняла она, и потихоньку прокралась в избу. Увидела, что Семён спит, и решила его сонного погубить. Да вот беда – снадобье отравленное на высокой полке над котлом у неё спрятано. Огляделась Баба Яга, увидела суму Семёна.

«Дай», – думает, – «на суму встану, снадобье достану, и погублю Семёна!».

Подтащила суму к котлу, влезла на неё. А Упырю Болотному невмоготу стало, вот он и заворочался. Не удержалась Баба Яга, упала в котёл с закипающей водой, закричала, что есть силы:

–Ой, спасите! Горячо мне!

Проснулся тут Семён, вскочил, закрыл котёл крышкой.

Баба Яга взмолилась из котла:

–Семён, пожалей меня! Погаси огонь, а то закипит вода – сварюсь я!

–Говори, где воду живую прячешь? – приказал Семён.

–Там она, в долине источников! Погаси же огонь! Я хорошей стану! Доброй! – кричала Баба Яга.

Пожалел её Семён, погасил огонь.

–Не бойся, Семён, я не убегу! Не по силам мне такую тяжелую крышку поднять. А ты спеши за живой водой. Спеши! – заголосила хитрая Баба Яга из котла.

–А где долина источников? – спросил Семён.

–Иди на восток, – ответила карга.

Семён схватил суму с Упырём, выбежал из избушки, и заспешил на восток.

Как только его шаги затихли, Баба Яга легко отодвинула крышку и вылезла из котла.

–Глупый Семён. Не добыть тебе живой воды! В долине источников тысяча ручьёв. Не узнать тебе какой из них с водой живой, – радостно потирая руки, прошептала Баба-Яга.

А всё-таки сильный Семён очень испугал её. Бабе Яге даже золота теперь было не жалко, лишь бы уговорить Змея Горыныча извести Семёна. Откопала она свой сундук с золотом, и полетела в ступе к пещере Змея.

Семён же пришёл в долину источников, а как увидел, сколько здесь ручьёв, тут же закручинился, понял, что Яга его обманула. Да пришли ему в голову слова лани лесной: «Упырь тебе поможет найти живую воду». Только как он поможет? И понял Семён – Упырь чистой воды не терпит, он ведь болотный. А живая вода – она самая чистая.

Вытащил он Упыря из своей сумы, и давай его окунать из ручья в ручей. Упырь всё морщился, да отплёвывался, а как мокнул его Семён в родник, текущий из-под камня, тут и испарился. Вот она – вода живая!

Обрадовался Семён, набрал воды, и уже собирался в обратный путь, как вдруг услышал со всех сторон шум и грохот. Небо почернело, затянулось тучами. Семён посмотрел вдаль, и увидел – из-за гор летит огромный трёхголовый Змей Горыныч. Тогда Семён отпил из родника живой воды, стал от этого сильнее прежнего.

Змей понял, что не победить ему Семёна, покружил, покружил, и улетел ни с чем.

А Семён вернулся к домику Ярослава, полил берёзку живой водой, и предстала перед ним краса– девица Катенька. Полюбили они друг друга, и решили вскоре свадьбу сыграть. Ярослав же выздоровел, а потом весь люд вылечил…

А Баба Яга затаилась до времени, но то уже другая история!



«Настенька и Леший»


Жила в дремучем лесу сварливая карга Баба Яга. Не любила она ни света, ни тепла, ни зелёной травы. Превратила она лес в тайгу непролазную, серую и тёмную – только совы жили теперь здесь да змеи ядовитые. Карга занималась колдовством, иногда насылала порчи на людей, живущих в сёлах за рекой. Так шло время…

Только случилась однажды с Бабой Ягой беда – летала она в ступе над деревьями, нечаянно зацепилась за макушки и упала на землю, сильно расшиблась. Еле-еле доползла она до своей избушки, легла на полати, лежит, стонет:

–Эй, филин мохнатый, лети скорее, плохо мне.

Словно тень появился мохнатый Филин. Глаза его горели в темноте.

–Всё, филин, кончилась моя жизнь злодейская. Умираю, – прохрипела карга.

–Есть средство для твоего спасения, – заухал филин. – Станешь ты снова здоровой и, в добавок, молодой, если добудешь из соседней деревни маленькую девочку, испечёшь её в печи и съешь!

Обрадовалась Баба Яга, приподнялась, да боль её охватила, и упала она обратно обессиленная.

–Не в силах я выкрасть девочку из деревни. Помоги мне, филин мохнатый, а я уж тебя отблагодарю!

–Так и быть! Добуду тебе девочку, – заухал Филин и исчез неслышно.

Долетел он до края тёмного леса, видит, не сможет он дальше лететь – свет впереди, день ясный. И полетел Филин обратно.

«Скажу-ка я Лешему про девочку. Пусть он её выкрадет и отнесёт колдунье», – подумал Филин.

Долетел он до шалаша, в котором Леший жил, и заухал:

–Ух! Уф! Проснись, Леший! Дело к тебе есть.

Проснулся Леший, вышел из шалаша.

–Чего тебе, филин мохнатый?

Леший не любил филина за его коварство, поэтому говорил с ним грубо.

Видит Филин, если правду Лешему рассказать, не пойдёт тот в деревню за девочкой, и обманул он Лешего:

–Сходи, друг Леший, в деревню за реку! Приболела карга Баба-Яга. Некому ей обед сварить, некому избу прибрать. Возьми в деревне девочку и отнеси колдунье. А как карга поправится, отнесёшь девочку обратно домой.

Поверил Леший коварному филину и согласился.

На следующее утро, чуть только поднялось солнце, переплыл Леший реку, прокрался в деревню и спрятался в дровах. Видит – взрослые собрались и пошли на луга траву косить, остались в деревне только дети да старики. Вылез Леший из дров, заглядывает во дворы – девочку ищёт. Осмотрел он пять дворов, а в шестом и заметил – сидит на крылечке девочка, самовар начищает. Приглянулась она Лешему.

«Какая красавица, да умница, наверное. Вон, и работящая. Её возьму!», – подумал Леший. Перелез он через забор, только к девочке, а на него собаки бросились. Но Леший не сробел, враз всех усыпил, схватил девочку и побежал прочь. Девочка кричит, вырывается, но Леший крепко её держит. Переплыл он реку, тут её и выпустил.

–Теперь не убежать тебе, – говорит Леший, а сам улыбается. – Да ты меня не бойся, я добрый.

–А почему лохматый? – спрашивает девочка.

–Потому, что я – Леший. Я леса хозяин! А тебя как зовут?

–Настенька.

–Какое красивое имя. Ну, пойдём, Настенька, – взял Леший Настеньку за руку, только хотел идти, а она как закричит:

–Не пойду с тобой, Леший! Злой ты! Ты меня от матушки с батюшкой унёс! Домой хочу!

–Глупая, – улыбается Леший. – Я же тебя обратно верну. Тут старуха одна у нас заболела, а помочь ей некому. Помоги ей пока, Настенька, а поправится она – тут и домой вернёшься.

Делать нечего, согласилась Настенька. Вот идут они с Лешим по лесу тёмному, Настенька и спрашивает:

–Что за старушка такая?

–Карга, – отвечает Леший. – Но ты её не бойся. Она в молодости была злющая и вредная, а сейчас злости в ней поубавилось. Не тронет она тебя.

Пришли они к избушке Бабы-Яги, а их уже филин встречает:

–Пришли, родимые! Пришли!

Замахал филин крыльями, говорит Лешему:

–Подождите здесь, пока, я карге скажу, что привёл ты девочку! – и влетел через окно в избушку.

Леший стоит, гладит Настеньку по головке светловолосой, а сам слышит из окна голос филина:

–Привёл глупый Леший девочку! Сейчас печь растопим и изжарим её! Ты, карга, съешь девочку, станешь здоровой и молодой. Да и мне помолодеть не мешает.

«Ах, вы, нечестии! Чего удумали!», – подумал Леший. – «Не отдам вам Настеньку!».

Схватил он девочку на руки, и бросился бежать в лес густой, гуще нет которого.

–Куда бежишь ты, Лёший? – спрашивает Настенька, а сама за него крепко ручонками держится.

–Обманула меня карга – погубить тебя, Настенька, хочет! Но ты не бойся, не отдам я тебя карге, отнесу к матушке с батюшкой! А пока в тёмной чащобе схоронимся.

Забрались они в непролазную чащу. Леший построил из веток укрытие, уложил Настеньку на мягкую подстилку отдыхать, а сам пошёл к избушке Бабы-Яги разведать, что там происходит.

А тем временем в лесу стоял переполох – филин мохнатый поднял тревогу, наслал на окрестности сов да змей. Змеи реку заполонили, а совы все уголки обшарили и у шалаша Лешего засаду устроили.

–Не схорониться им от нас! Совы да змеи не позволят Лешему девочку домой отнести! – ухал Филин, сидя у карги в избушке. – Изловим и обоих изжарим!

–Поскорее бы, а то умру, – шептала Баба Яга.

А Леший тихонько прокрался к своему шалашу, где он жил, чтобы прихватить для Настеньки что-нибудь из еды, но видит – совы кругом, зорко смотрят, злобно ухают: «Ух! Уф!». Пришлось Лешему ни с чем уйти.

«Домой Настеньку мне не вернуть – змеи ядовитые в реке, из шалаша еды, питья не взять – совы хищные его караулят» , – загоревал Леший, но делать нечего, пошёл в другой лес, где власть Бабы Яги была не такой сильной, чтобы набрать для Настеньки грибов и ягод.

А Настенька проснулась – нет никого, испугалась, и бросилась бежать, куда глаза глядят. Увидели её совы дозорные, схватили, принесли в избушку Бабы Яги.

–Попалась! – радостно закричала карга. – А ну, совы, открывайте крышку у печи, да суйте туда девчонку в жар– огонь, пусть испечётся, изжарится!

Открыли совы крышку у печи, да оттуда как пахнуло жаром, что им все крылья обожгло. Не могут они двинуться.

–Ну, филин, ты затолкай девчонку в печь! – рассердилась карга.

Но филин был не только злой и коварный, но ещё и хитрый. Видит он, что из печи жар нестерпимый идёт, совам крылья обожгло, он и говорит:

–Не в силах я поднять её! Стар уже стал. Змея прикажи, карга!

Рассердилась Баба Яга пуще прежнего, змей ядовитых зовёт, чтобы Настеньку в печь затолкали. Да не могут змеи к жаркой печи подползти – испекаются. Царица змей, серая гадюка, видит, что гибнут её слуги, а сделать ничего не может – боится Бабе Яге перечить. Уползла она потихоньку из избушки в кусты и как зашипит:

–Ш-ш-ш! Леший! Леший! Леса хозяин! Схватила карга девочку, хочет погубить её – змеям моим приказала её в печи испечь, а они перечить карге не смеют и сами изжариваются! Спеши сюда! Помоги нам! Помоги девочке!

Как услышал Леший зов змеи– гадюки (он ведь леса хозяин, все языки понимает и далеко слышит), побросал ягоды, грибы, бросился бежать изо всех сил к избушке и успел во время – жар в печи ослаб и Настеньку уже совсем близко к огню подтащили.

Выхватил он девочку, и ушёл прочь из избушки. Как ни кричала карга, чтобы в погоню за Лешим слуги её (совы да змеи) кинулись, никто с места не двинулся. У сов крылья обожженные, они летать не могут, змеи поизжарились все, а какие остались, те крепко на Бабу Ягу обиделись и в норы попрятались. Филин мохнатый хотел в погоню пуститься, да побоялся Лешего.

Так карга ни с чем осталась, потеряла свои силы окончательно. Филин же мохнатый в глухую чащобу улетел. А Леший вернул Настеньку домой, к батюшке с матушкой, те и не узнали, что их дочку чуть колдунья злая не погубила.

Конец ознакомительного фрагмента.

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить. Та ее и научает:

Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать - ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть - ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая!

Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.

Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, - и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

Вот тебе гребешок и полотенце, - говорит кот, - возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать - она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться - она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать - она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

Тку, тетка, тку, милая! - отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

Я тебе сколько служу, - говорит кот, - ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

Где же моя дочка?

Она пошла к тетушке, - говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

Где ты была? - спрашивает отец.

Ах, батюшка! - говорит она. - Так и так - меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

Как же ты ушла, дочка?

Так и так, - рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Существует множество (в основном славянских) трактовок имени Бабы-яги:
«Ба;ба-яга; (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. j;dza, baboj;dza; чеш. jezinka, Je;ibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-секрб. баба jега; словен. jaga baba, je;i baba) - персонаж славянской мифологии и фолькелора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.»
Но ни одна из трактовок не верна. Этимология Яги основана, как ни странно, на греческом слове «бабушка», которое по-славянски переводится как Яга.
;;; ;;; - бабушка (греч.) > giagia/pgialjia/ jagia - пожилая/(Баба)-яга (слав.)(пропуск p/инв. gia)
Существует, по крайней мере, три версии как Баба-яга попала в сказку.
1. Проводник в потусторонний мир.
2. Ведунья, знахарка.
3. Богиня-Мать.
По всем трём версиям до сих пор учёные не находят согласия. Есть и другие, экзотические версии, например, Баба-яга – наставник йоги (Индия).
«Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят)»
Бытует определённый стереотип в трактовки облика Бабы-яги – это её костеногость. Вот что пишет по этому поводу известный исследователь русского фольклора В. Я. Пропп.
«Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.
Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец. Мертвеца, труп видели в ней и другие исследователи. Так, Гюнтерт, исследовавший образ яги, исходя из античной Калипсо, говорит: "Если Хель (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп" (Guntert 74).
Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъеденная червями" (Guntert).
Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.
Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец»
Странным выглядит такое объяснение костеногости у В.Я. Проппа. Якобы Баба-яга никогда не ходит, либо летает, либо лежит на печи и жуёт калачи. Но, если предположить в Бабе-яге знахарку, ведунью, то очень даже надо ей ходить в лес, грибы, ягоды, травы собирать для снадобий. Поэтому версия костеногости В.Я Проппа необоснованна.
Есть другая версия, которая основана всего лишь на смене ударения в слове «нога» на первый слог. Тогда получаем «н;га», т.е. «змея» !. В сказках Афанасьева змея известный персонаж под названием «н;га».
«Пришла но;га(?). Но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру;га но;га; дру;га но;га за но;гу, но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой но;ги).
Пришла пя;та но;га. Пять ног за четыре, четыре но;ги за три, три но;ги за две, две но;ги за но;гу, но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»
Известно, что змеи прячутся, находят себе убежище в тленных остатках животных, например, в кобыльем черепе. «И примешь ты смерть от коня своего» - так пророчил кудесник смерть вещему Олегу по словам А.С. Пушкина.
«Костняная н;га» или «костная змея» - это ни что иное, как образ змеи, которая хоронится в костях умершего животного или человека. Кобылья голова или череп (что тоже часто встречается в сказках Афанасьева) является атрибутом, волшебным помощником Бабы-Яги, недаром весь частокол вокруг избушки на курьих ножках обвешан черепами (точнее 11-ю), одно место оставлено самой Бабе-яге. Здесь змея в черепе суть дух умершего.
Можно предположить, что и монолог Гамлета с черепом бедного шута Йорика не случаен в пьесе Шекспира. Это намёк не только на тленность всего сущего, но и беседа с духом покойного через невидимую змею. Возможно, Гамлет получил весточку с того света о своём будущем.
Баба-яга как костная змея олицетворяет собой ведунью, вещую старуху.
В русской сказке, предназначенной в основном для детей, образ Бабы-яги как знахарки, ведуньи трансформировался под влиянием христианской религии (позднее наслоение) в отрицательный персонаж, хотя Яга и помогает часто Иван-царевичу.
Часто Яга в сказке сажает детей на лопату и суёт в горячую печь. Этот инцидент должен вызывать при чтении сказки у ребёнка волнующий испуг, хотя при анализе этого факта ничего страшного не происходит. Даже не в совсем давние времена в русских деревнях, как правило, не было бань (во всяком случае, это касается Ивановской области, как мне известно), а детей мыли в русской печи, да и взрослые тоже мылись в печи. Об этом мне рассказывал ныне здравствующий пожилой человек.
Раньше в деревнях услугами бабки-знахарки часто пользовались местные крестьяне. Поэтому образы персонажей русских сказок не совсем тождественны действительности под влиянием религиозных противоречий.
Так, например, безобидные гуси, которые жили у бабуси (как поётся в детской песенке) приобрели в русской сказке с приставкой «лебеди» вполне дурную славу, как похитители детей, состоявшие на службе у Бабы-яги. Но об этом уже другой сказ.

1. Баба-яга, Википедия
2. В. Я. Пропп «Исторические корни волшебная сказки»
3. Сказки А. Ф. Афанасьева, «Репка»

Рецензии

Бедная Баба-Яга! За века чего только ей не приписали? Слава Богу, что сохранилось практически неискаженное имя, которое легко переводится с киргизского языка.
Баа - цена, ценность, оценка.
Абай - осторожность, осмотрительность.
Абай кыл (абайла) - быть осторожным, осмотрительным; остерегаться.
Ага (ал) - он, тот.
Ки - что; который; кто; тот,кто; то, что; тогда, когда.
Ёстюр (ёстю) - растить, выращивать, взращивать.("ё" и "ю" заднезвучащие "о" и "у")
Нан - хлеб.
Баа абай ага ки ёстю нан ага - баааба йага киёстюна нага - баба яга костяна нога - ценность сторожит она, который растит хлеб она.
Вот еще одно устойчивое выражение:
избушка на курьих ножках - ёз баш кана кур ык аны жык аш - ёзбашка на курык аныжыкаш - свое главное помещение, построенное в укромном месте, его заполняют до отказа едой.
Но помимо материальных ценностей она хранит и духовные, например "клубок", который она отдает добру молодцу.
Клубок - кала (хлеб в зерне) уб (от убай - раздроблять, размельчать) ак (белый, но также "истина") - калаубак - клубак - размельченное зерно истины.
Таким образом Баба Яга - это предводительница рода, заботящаяся о сохранении рода и хранящая его духовные традиции, наша древняя Мать-Богиня.
С уважением. Владимир.

Трудно анализировать, мягко говоря, ненаучные идеи на основе агглютинативного (киргизского) языка. В славистике своих чудаков хватает, которые слова на слоги и буквы раскладывают, раздирают корни слов, а потом из них творят новые словоформы.
Как можно разодрать русское слово "клубок" на три киргизских слова "кала", "уб" и "ак", когда корень слова К-Л-Б, ok - уменьшительный суффикс?! Слово "ак" ставится в тюркских словах обычно в начале слова, например, ак-барс, Ак-тюбинск, ак-сакал.
"Коло" типично ностратический корень слав. происхождения для многих языков. В слав. означает "круг", "солнце, хорошо". В греч. "хор", потому что группа певцов стоит полукругом, "хорда". У чеченцев "кала"- крепость, потому, что круглая в виде башни, входит в состав сложных слов в топонимике.
Любое утверждение в языкознании требует сравнительного анализа слов, которого нет в рецензии В. Тимошова.
Сравнительный анализ слова "Баба-яга":
мастан кемпир, жез кемпир, жез тумшук - баба-яга (кирг.)
Алмауыз-кампыр - баба-яга (казах.)
Жалмауыз-кемпир - баба-яга (казах.)
Слово "кемпир" от "кривой", "корявый" (слав.), кемпир - kempir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
катен карчӑк, вупӑр карчӑк (чуваш.) от "корчага" (слав.), "согнуть кого-л. корчагой, у него руки, ноги корчагой, кривые" [СД]
küpəgirən qari - баба-яга (азерб.) от "корчага" (слав.) küpəgirən > korchaginaj garnj - корчажная гарная (девушка, женщина) (слав.)
Hexe - баба-яга (нем.)> jege - яга (слав.)(редукция g/x)
noita akka - баба-яга (aфин.) > najada-jagga - наяда-яга (слав.)(редукция g/k), иначе, "водяная ведьма"
žiežula - баба-яга (лит.) > giegula, возможно от gorgos - страшный, ужасный (греч.), иначе Горгона. С другой стороны:
garnij – гарный – красивый (укр.)
Grazus– красивый (лит.)
Gorgeous (англ.), gorgias (старофранцузский) - великолепный, прекрасный.
Baba-Yagá - баба-яга (исп.) > baba-jaga - баба-яга (слав.)

"В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. к. - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик») . Существует мнение, что образ Ж. к. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. к. сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж. к. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык) ] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир) ] и ногайцев (елмавыз)"
Лит. : Баялиева Т. Д. , Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф. , 1972"

Образ Бабы-яги несопоставим с культом Матери-покровительницы, поскольку персонажи народного творчества и религиозного культа разные по назначению и своим функциям. Баба-яга - ведунья, хранительница мира мёртвых, знахарка, живёт в сказках изолированно от общества. Мать-богиня - прародительница рода, является образом семьи, клана, этноса, живёт в социуме. Мать-богиня - продукт мифа, а Баба-яга - продукт волшебной сказки, но миф всегда предшествует сказке, поэтому Баба-яга и Мать-богиня несовместимы.
Баба-яга- символ безобразной старости. Это то, в чего превращается некогда прекрасная девушка по законам неумолимого времени, поэтому сходные по корням слова, обозначающие ужас и красоту в разных языках имеют противоположный смысл (см. Горгона).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама