THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дислексия

Учитель-логопед


Дислексия

  • -Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Этиология дислексий

  • Большинство авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов .Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс в норме.
  • Особенно отрицательную роль в возникновении дислексии играют патологические факторы, действующие в более позднии периоды развития плода и в постнатальный период.
  • Есть предположение, что поздно действующие факторы оказывают негативное влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга-третичных зон коры, обеспечивающих функционирование сложных символических
  • Функций(устная речь, чтение, письмо).



Симптомы дислалии

  • Отставание в освоении техники чтения(долгое время чтение
  • остаётся побуквенным или по слоговым);
  • Очень медленный темп чтения;
  • Неправильное распознавание букв;
  • Ошибки при чтении(пропуски, перестановки, добавление звуков, пропуск начальных слогов, слов и искажение звучания слов);

вторичные проявления

  • Сложности понимания прочитанного;
  • Недостаточный объём прочитываемого материала(приводит к ограничению словарного запаса).

Виды дислексий

  • При определении вида дислексии решающее значение имеет недоразвитие ведущей
  • функциональной системы.
  • I . Фонематическая.
  • обусловлена недоразвитием функций фонематической системы(дифференциации
  • фонем, фонематического анализа и синтеза)
  • II . Оптическая .
  • Обусловлена несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений
  • III. Мнестическа я
  • вызвана нарушением мнестических процессов
  • IV. Аграмматическая
  • связана с недоразвитием грамматического строя речи
  • V. Семантическая (Механическое чтение)
  • Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении, обусловленное недоразвитием звукослогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.

Первичная профилактика дислексии.

  • 1.Предупреждение анте- и перенатальной патологии плода и новорождённого (профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфекция плода и новорождённого)
  • 2.Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • 3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • 4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
  • 5.При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
  • 6.Работа с неблагополучными семьями и семьями, не посещающими детский сад: подготовка ребёнка к школе, развитие у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии - раннее выявление предрасположенности к нарушению чтения и проведение комплекса предупредительных мер.

  • 1.Для детей с предрасположенностью к дислалии обязательно формирование функционального базиса чтения (анализ звуковой стороны речи, устный синтез слова из слогов, воспроизведение и различение пространственных и временных последовательностей из 3-4 компонентов) до начала обучения технике чтения.
  • 2.Дети группы риска по дислексии с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с письмом-преимущественно аналитическим навыком. Для таких детей надо начинать обучение чтению с опережением в дошкольном возрасте (можно с 5 лет),а письму обучать позже в школе.

Профилактика нарушения чтения

  • Развитие функциональной базы чтения.
  • Общее развитие речи.
  • Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  • Увеличение поля зрения.
  • Устранение регрессивного и угадывающего чтения.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения-
  • Слогов разной типологии:
  • СГ-ГС СГС ССГ - ГСС
  • (щи-ёж) (сом) (дно - ядр)

Дислексия - частичное специфическое
нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью (нарушением) ВПФ и
проявляющееся в повторяющихся ошибках
стойкого характера.
Р. И. Лалаева
Дислексия – состояние, при котором
имеетсястойкая избирательная неспособность
овладеть навыком чтения, несмотря на
достаточный уровень развития интеллекта и речи,
зрения и слуха.
А.Н. Корнев

«Список признаков дислексии»
Специфические трудности:
1. В речи детей встречаются ошибки.
2. Медленное чтение с наличием устойчивых ошибок.
3. В разных видах письменности присутствуют повторяющиеся
ошибки.
4. Невозможность безошибочного воспроизведения
последовательных рядов.
5. Присутствие серьезных пространственно-временных трудностей.
Успешные стороны:
1. Дети с дислексией отличаются нестандартным решением вопроса.
2. Дети легко справляются с проблемами не учебного характера, в
экстренных ситуациях.
3. Ребенок способен интуитивно решить возникающие проблемы.
4. Ребенок обнаруживает творческий подход в решение проблемы.
5. Ребенок обладает нестандартным решением вопроса.

Этиология дислексий
Мультифакторная этиология – на основе
экзогенных и эндогенных причин.
Имеет место генетическая предрасположенность.
Обнаружено, что 1, 2, 3, 16,15,18 гены отвечаютза
появление дислексии. Эти гены влияют на
миграцию нейронов в коре головного мозга.

Большинство авторов отмечает наличие патологических
факторов, воздействующих в перинатальный, натальный и
постнатальный периоды.
Биологические
факторы
Перинатальный период: токсикозы,
травмы живота, употребление
наркотиков и курение, резус-фактор,
прерывание беременности и т.д.
Постнатальный период: черепномозговые травмы, нейроинфекции,
цепочка детских инфекций (краснуха,
корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.),
истощающие заболевания.
Социальные
факторы
дефицит речевого
общения,
синдром
«госпитализма»,
педагогическая
запущенность,
неблагоприятное
речевое окружение,
билингвизм,
раннее начало обучения
грамоте и высокий темп
обучения.

Понятийная сторона дислексии
1. Трудности построения пересказа прочитанного текста.
2. Нарушения визуального восприятия
3. Нарушение интеграции компонентов функциональной
системы чтения→нет формирования межанализаторных
связей.

Классификация дислексий
В основе ее лежат различные критерии:
проявления;
степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер);
нарушения деятельности анализаторов, участвующих
в акте чтения (О. А Токарева);
нарушение тех или иных психических функций (М. Е.
Хватцев, Р. Е. Левина и др.);
учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

Формы дислексии

Фонематическая форма – на фоне нарушенной
речи в результате недоразвития фонематического
восприятия.
Ошибки: замены и смешения
1.

2. Оптическая дислексия – трудности усвоения букв
во время чтения, установления их специфических
особенностей. Имеет 2 формы:
Латеральная форма, при которой ребенок не
может опознать букву;
Вербальная форма связана с невосприятием
целого слова ребенком.

3. Мнестическая дислексия – следствие дефицита
краткосрочной и долгосрочной памяти;
4. Семантическая дислексия – нарушено понимание
читаемого текста.
Два фактора:
Трудности звуко-слогового синтеза;
Несформированность грамматических
обобщений.

5. Аграмматическая дислексия – у детей с грубыми
речевыми нарушениями, лексико-грамматическое
недоразвитие. Часто встречается у детей с
моторной алалией.

Техническая сторона дислексии
1) Скорость чтения.
Ребенок с дислексией читает медленнее.У таких детей
свой темп чтения.
2) Способ чтения.
Для ребенка с дислексией характерны непродуктивное
виды чтения: побуквенное чтение и отрывистое слоговое
чтение.

3) Нарушение правильности чтения.
Ошибки чтения:
1. Ошибки прочтения окончания;
2. Замена слов по смыслу;
3. Ошибки ударения;
4. Пропуски букв
5. замена слов по оптическому сходству;
6. смешение оптически сходных букв;
7. реверсия букв и слогов;
8. смешение согласных букв;
9. смешение гласных букв;
10. аграмматизмы;
11. пропуски и повторы строк;
12. Пропуск слогов;
13. Ошибки обозначения границ предложения;
14. Пропуски слов;
15. Персеверация;
16. Добавление букв;
17. Смешение твердых и мягких согласных;
18. аграмматизмы

4) Выразительность чтения
Дети с дислексией не могут выделять ударные слоги, не
могут читать с остановками в конце предложения, не
могут интонационно передавать текст.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в
логопедии принято различать:
1. дислексию (частичное расстройство навыка);
2. алексию (полную невозможность овладеть навыком
или его утрату).
Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно,
однако чаще она сопутствует другому нарушению
письменной речи – дисграфии.

Нарушения чтения часто сопровождаются
неречевыми расстройствами.
При дислексии отмечается несформированность:
зрительного гнозиса,
пространственных ориентировок,
мнестических процессов,
фонематического восприятия,
лексико-грамматичского строя речи,
зрительно-моторной или слухо-моторной
координации,
внимания и эмоционально-волевой сферы.

Слайд 2

Педагогический подход: дислексия - частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей Определение термина

Слайд 3

История

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Слайд 4

Причины

  • Слайд 5

    Виды

  • Слайд 6

    Речевая симптоматика дислексии

    Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

    Слайд 7

    Неречевая симптоматика дислексии

    Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время Плохая память Трудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.

    Слайд 8

    Диагностика

    Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

    Слайд 9

    Методы коррекции

    Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:
    • Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов
    • Дисграфия
    • Учителя и родители часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.
    • 1 место: Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.
    • Знаменитые дислектики и дисграфики
    • Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
    • Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.
    • Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.
    • Ингвар Кампрад: заработано самостоятельно (плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea» Состояние: 31 млрд. долларов Гражданство: Швеция
    • Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель. Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике. Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!
    • Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.
    • Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
    • Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969). Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.
    • Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».
    • Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…
    • Узнаете эти лица?
    • Черчилль
    • Дисней
    • Дастин Хоффман
    • Знаменитые троечники
    • Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
    • Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.
    • Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.
    • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.
    • Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.
    • Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.
    • Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.
    • Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)
    • Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
    • Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.
    • Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.
    • Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .
    • Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.
    • И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.
    • Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
    • Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
    • Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.
    • Ошибки на уровне буквы и слова.
    • Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
    • Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
    • Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
    • Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
    • Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
    • Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
    • Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
    • Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).
    • Проявление : замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
    • Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
    • гласные о – у, ё - ю;
    • заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
    • соноры л – р, й – л, м –н;
    • свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
    • аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
    • Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
    • Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
    • Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
    • Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
    • Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
    • Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
    • Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
    • Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
    • В ряду правильно написанных букв найти одну
    • неправильную. Найти буквы, спрятанные в
    • различных рисунках, в геометрических фигурах.
    • Разобрать несколько букв в наложенном
    • изображении: какие буквы «свалились в кучу»
    • и спрятались на рисунке.
    • Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
    • 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
    • Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
    • 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
    • 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
    • Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
    • 1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    • 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
    • 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    • 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
    • Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
    • Итак, дисграфия.
    • Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.
    • Прежде всего спокойствие. Готовность
    • к медленной и равномерной работе.
    • Работе, сложной
    • для ребенка, но легкой для взрослого.
    • С учеником старшего школьного
    • возраста работать
    • гораздо легче. Но и здесь нельзя
    • никуда торопиться.
    • «Не спрашивай о том, в чем нуждается мир, а лучше спроси, что помогает тебе жить, а потом иди и следуй этому, потому что миру нужны живые люди»
    • Ховард Термон
  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама