THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Средний бомбардировщик Дуглас ДВ-7А (А-20А). Американский самолет расценивался у нас именно как ближний бомбардировщик, а не как штурмовик. То, что в США считалось средним бомбардировщиком, по нашим меркам стояло уже ближе к нашим дальним бомбардировщикам, а по весу, составу экипажа и оборонительному вооружению выходило и из этой категории.

«Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности». Когда Б-3 появились на советско-германском фронте, они обгоняли наши новые Пе-2. Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важны становились пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен - прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2.

Моторы работали надежно, хорошо запускались, однако при весьма интенсивной эксплуатации не вырабатывали предписанный ресурс. Приходилось срывать поставленные американцами пломбы и менять поршни, цилиндры, поршневые кольца и подшипники. Но при этом следует учесть, что номинальный ресурс «райтов» превышал ресурс всех отечественных авиамоторов вдвое, а то и втрое.

Кабины А-20 были просторны, и летчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных креслах с бронезащитой. Кабина отапливалась, что после наших промерзлых СБ и Пе-2 казалось немыслимой роскошью.

Но первый боевой опыт показал и слабые места американского самолета, прежде всего оборонительного вооружения. «Бостоны» были уязвимы от атак сзади, еще раньше, неся тяжелые потери от немецких истребителей. У нас довольно быстро поняли, что огневая мощь «Бостона» недостаточна и решили принять меры по ее увеличению. Началась срочная разработка проектов перевооружения «Бостона». Первые такие переделки выполнялись прямо, на фронте. Вместо «Браунингов» ставили отечественные крупнокалиберные пулеметы УБ. Верхнюю установку со спаренными пулеметами, имевшую недостаточное поле обстрела, меняли на турель МВ-3 с пулеметом ШКАС или на УТК-1 с УБТ. Постановлением ГКО от 24 сентября была утверждена схема перевооружения, предложенная ОКБ завода № 43: два неподвижных УБК по бортам штурманской кабины, сверху УТК-1 с УБТ и еще один УБТ в люке на установке от Пе-2. Переделке подлежали все Б-3 (т.е. DB-7B, DB-7C и А-20С). Первые 30 самолетов требовалось перевооружить уже в сентябре 1942 г. И действительно, в сентябре «Бостоны» с советскими пулеметами уже начали действовать на фронте. Параллельно усиливали бронезащиту самолета, проводили доработки для зимней эксплуатации.

На А-20В сверху стоял крупнокалиберный пулемет, но в прежней шкворневой установке. Ненамного изменилось в лучшую сторону и бомбовое вооружение. Сочли, что такой вариант также не устраивает и его тоже стали переделывать. В декабре 1942 г. на испытания представили самую простую переделку этой модификации - штатные американские бомбодержатели (их у А-20В стояло шесть внутри и четыре снаружи) просто доработали под наши бомбы. А в июне 1943 г. в НИПАВ опробовали уже более глубокую переработку: во внутренних бомбоотсеках смонтировали наши кассетные бомбодержатели Дер-21, рассчитанные в сумме на 16 бомб ФАБ-100, а снаружи установили Дер-19П для бомб калибром до 250 кг. Дер-21 позволяли вставить в бомбоотсеки кассеты мелких бомб КМБ - Пе-2 под бомбы АО-2,5, АО-10, АО-25, ЗАБ-2,5 и ампулы АЖ-2 (обычно заливавшиеся самовоспламеняющейся жидкостью). Снаружи предусмотрели подвеску химических выливных приборов ВАП-250. Смонтировали бомбосбрасыватель ЭСБР-6, прицелы ОПБ-1Р и НКПБ-7. В итоге максимальная бомбовая нагрузка (при взлете с бетона) возросла до 2000 кг. Замене бомбового вооружения подверглись в общей сложности более 600 самолетов, в том числе несколько сот А-20В. Изменения в оборонительном вооружении машин этого типа сводились в основном к установке верхней турели УТК-1. Но в турели монтировался не советский пулемет УБТ, а американский «Кольт-Браунинг», снятый со штатной шкворневой установки. 31 октября 1942 г.заместитель командующего ВВС Ворожейкин обратился к НКАП с просьбой срочно доработать по этой схеме 54 А-20В.

В 1943 г. через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация - A-20G (у нас обычно обозначавшаяся А-20Ж, отсюда одно из его прозвищ - «Жучок»). Это был следующий массовый серийный вариант «Бостона». До нее американские конструкторы создали несколько модификаций не поставленных в серийное производство. A-20D остался нереализованным проектом облегченного варианта А-20В с моторами R-2600-7 с турбонаддувом. Семнадцать А-20Е явились переделкой А-20А с непротектированными бензобаками для учебных целей. Опытный XA-20F представлял собой дальнейшее развитие ХА-20В и имел в носу 37-мм пушку. Следующей массовой (и в итоге самой массовой - 2850 экземпляров) модификацией «Хэвока» стал А-20С.Это был чисто штурмовой вариант. Носовую часть теперь заняли целой батареей пушек и пулеметов. На первой серии, A-20G-1, в носу располагались четыре 20-мм пушки М2 с боекомплектом по 60 снарядов на каждую и два 12,7-мм пулемета. Одновременно усилили бронезащиту, усовершенствовали оборудование самолета и резко подняли бомбовую нагрузку (с перегрузкой до 1800 кг), удлинив при этом задний бомбоотсек. Машина стала тяжелее (вес пустого самолета возрос более чем на тонну), несколько потеряв в скорости и маневренности и изрядно - в потолке, но ее боевая эффективность возросла. Почти все самолеты типа G-1 отправили в СССР. От пушек в носу вскоре отказались. Начиная с серии G-5 стали ставить шесть крупнокалиберных пулеметов. На G-20 расширили заднюю часть фюзеляжа и смонтировали там электрифицированную турель Мартин 250GE с двумя 12,7-мм пулеметами (эту турель сперва опробовали на одном из серийных А-20С). В нижней точке теперь тоже стоял такой же пулемет. Самолеты A-20G внешне отличались также индивидуальными выхлопными патрубками на моторах вместо общего коллектора, и кольцевой антенной радиополукомпаса MN-26Y сверху. A-20G-20 проходил испытания в НИИ ВВС в октябре 1943 г. От серии к серии «Бостон» оснащали все более эффективным вооружением, поднимали бомбовую нагрузку, улучшали бронезащиту, однако самолет становился все тяжелее, теряя в летных данных. По скорости он уже уступал последним сериям Пе-2, но все равно оставался грозным фронтовым бомбардировщиком.


"Бостон" из 221-й бад на одном из аэродромов северо-восточнее Курска. Соединение полковника С.Ф. Бузылева активно включилось в сражение с первого дня.

Первые A-20G появились на советско-германском фронте летом 1943 г. A-20G стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика - по своему основному назначению! Как уже говорилось, A-20G был очень уязвим для зенитчиков на малых высотах из-за значительных размеров и слабого броневого прикрытия. Лишь при достижении внезапности можно было рассчитывать на сравнительную безопасность «Бостона» при штурмовке в условиях хорошо отлаженной ПВО немцев. Тем не менее, штурмовые удары по автоколоннам, поездам, судам нашими летчиками осуществлялись. Экипажи 449-го полка в такой ситуации обычно атаковали с высоты 300-700 м, пикируя под утлом 20-25 градусов. После очереди в 20-30 снарядов следовал быстрый уход на бреющем полете. Место штурмовика в нашей авиации прочно занял Ил-2, a A-20G оказался вытесненным в другие области применения. Для выполнения не предусмотренных конструкторами функций (или предусмотренных в недостаточной степени) машину приходилось тем или иным способом дорабатывать. Например, для использования в качестве бомбардировщика A-20G был неудобен отсутствием места штурмана.


Бомбардировщик "Бостон" 8-го гв. бап 221-й бад на аэродроме Задонск. Слева направо: мл. лейтенант А.Н. Шалютин (стоит у носа), лейтенант А.М, Сучков (командир экипажа), сержант И.И. Михайлов и сержант И.А. Попугаев.

Если в 1943 г. в Советский Союз поступило 1360 самолетов А-20 разных модификаций, в 1944 г. - 743, в 1945 г. через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон». Вместе с A-20G и A-20J в завершающей фазе войны приняли участие и их «младшие братья» - А-20Н и А-20К, не отличимые от них внешне, но оснащенные более мощными моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с., что несколько увеличило скорость. По сравнению с A-20G все остальные модификации строились в небольшом количестве: A-20J - 450 экземпляров, А-20Н - 412, А-20К - 413. А-20Н и А-20К стали последними представителями этого самейства. В 1944 г. на конвейерах фирмы «Дуглас» их сменили новые машины того же назначения - А-26. Львная доля самолетов модификаций Н и К ушла в Советский Союз. Один из А-20К-11 испытывался в НИИ ВВС в октябре 1944 г. Правда, к моменту окончания войны с Германией на фронт попало лишь около десятка таких бомбардировщиков. Остальные поступили позже, в процессе подготовки к кампании против Японии. И в 1945 г. продолжалось перевооружение «Бостонами» новых полков.

На 1 мая 1945 г. советские ВВС располагали 935 «Бостонами». Более двух третей из них являлись машинами модификации G. Новых A-20J и А-20К насчитывалось лишь 65. Но следует указать, что значительная часть «Бостонов» перешла в морскую авиацию, о чем будет рассказано далее.

Интересно сравнить эволюцию «Бостона» с подобными многоцелевыми машинами, находившимися на вооружении наших союзников и противников в годы войны. Ровесник А-20, английский «Бленхейм», был намного легче, нес меньшую бомбовую нагрузку и значительно уступал ему в скорости. Два американских легких бомбардировщика, экспортировавшихся в Англию - «Мэриленд» (Мартин 167) и «Балтимор» (Мартин 187), по своим летным данным ненамного превосходили «Бленхейм», проигрывая «Бостону» в максимальной скорости 50-100 км/ч. Лишь «Москито», созданный значительно позже, обладал существенным перевесом практически по всем статьям. Немецкие средние бомбардировщики Юнкере Ju 88A и Do 217E были существенно тяжелее (в том числе и за счет значительно большей бомбовой нагрузки и дальности) и, естественно, уступали в скорости и потолке. Самолеты того же назначения, состоявшие на вооружении в Италии и Японии, вообще никоим образом не могли сравниваться с «Бостоном».

У нас основным фронтовым бомбардировщиком практически всю войну был Пе-2. Эволюция Пе-2 и А-20 имеет ряд сходных черт, но имеет и существенные различия. Когда они впервые встретились на советско-германском фронте весной 1942 г., их летные качества были примерно эквивалентны: «Бостон», хотя и был тяжелее, выигрывал по скорости 10-15 км/ч, но чуть-чуть проигрывал Пе-2 по практическому потолку. Впоследствии обе машины совершенствовались, росла мощь двигателей, усиливалось вооружение и усложнялось оборудование. Вот здесь подход советских и американских конструкторов оказался совершенно различным. Хотя и те и другие делали упор на повышение характеристик в первую очередь для малых и средних высот, у американцев весь прирост тяги ушел на частичную компенсацию резко увеличившейся бомбовой нагрузки и более мощного (и тяжелого) вооружения, при этом летные данные машины упали, на Пе-2 же вес бомб остался неизменным, и после 1943 г. начался прирост и скорости, и потолка. Вообще, по своим размерно-весовым характеристикам А-20 был ближе не к Пе-2, а к появившемуся позже Ту-2, обладавшему моторами примерно той же мощности. В ходе войны «Бостон» стал многоцелевой машиной, продемонстрировав существенно более широкие возможности, чем Пе-2.

Изображенный на рисунке А-20В с экранированной турелью советской конструкции УТК-1.

Всего по ленд-лизу нам было поставлено 3125 самолетов A-20 "Хэвок".

4) «Тебринлайт» освещает цель прожектором с дистанции около 300 м;

5) «Харрикейны» атакуют цель.

Механики готовят к полету А-2 °C, аэродром Санта-Моника. Самолет несет британский камуфляж. Выпуск самолетов А-2 °C начался в 1941 году. Эти самолеты почти не отличагись от выпускавшихся для Британии DB-7B. Всего выпустили 948 штук А-2 °C.

Прототип «Хавока» с прожектором облетали в январе 1941 года. Всего прожекторами оснастили 31 самолет «Хавок INF» и 39 самолетов «Хавок II NF». Их летные качества заметно ухудшились из-за плохой аэродинамики носовой части фюзеляжа.

В сентябре 1942 года отдельные эскадрильи «Тербинлайтов» развернули в эскадрильи, присвоив им номера от 530 до 539. В состав каждой эскадрильи входило звено «Хавоков», оснащенных прожекторами, и звено «Харрикейнов». Новые эскадрильи действовали недолго. Их нулевая результативность привела к тому, что в начале 1943 года их расформировали.

Кабина пилота на А-20 была достаточно просторна и хорошо сталирована. Различные модификации мало отличались друг от друга организацией кабины, лишь у самолетов, выпускавшихся для Франции, ход ручки газа был обратный, относительно принятого в ВВС США и Великобритании. Конструкция фюзеляжа не позволяла организовать прямую связь между кабинами членов экипажа, поэтому в кабине стрелка организовали второй пост управления, позволявший в случае ранения или гибели пилота, дотянуть до линии фронта. Позднее от второго комплекта органов управления отказались, так как практическая ценность их была нулевой.

Правая консоль.

Ручка газа, ручка управления шагом винтов (левая консоль).

«Бостоны» в Голландской Ост-Индии

Один короткий эпизод в истории самолетов А-20 связан с заказом, сделанным Голландской Ост-Индией. Голландия капитулировала 15 мая 1940 года, но колония заказала в США 48 самолетов DB-7C. В бюджете, принятом в сентябре 1941 года, на закупку самолетов была предусмотрена соответствующая сумма. Голландцы предполагали использовать купленные самолеты не только в качестве бомбардировщиков, но и как торпедоносцы. Поэтому самолеты получили наружные замки для подвески торпед. Кроме того, в носовой части самолета можно было на выбор устанавливать или кресло бомбардира или батарею из четырех 20-мм пушек. Самолеты также оснастили средствами спасения на море. 16 октября договор окончательно сформулировался. Самолетам присвоили серийные номера в блоке DO-101…148. Первые 20 машин изготовитель обязывался передать заказчику в апреле 1942 года, остальные 28 самолетов должны были поступить в следующем месяце. Но эти планы перечеркнула начавшаяся 7 декабря 1941 года война на Тихом океане. Американская промышленность начала переходить на военные рельсы. Голландцам было решено передать 32 самолета DB-7B из числа, построенных для Великобритании. Эти самолеты должны были поступить к заказчику уже в январе 1942 года. Но по разным причинам этих сроков выдержать не удалось, и первые пять DB-7В прибыли на борту транспорта «Кота-Бару» в Тжилатжап на Яве лишь 27 февраля 1942 года. Несколько дней ушло на то, чтобы найти квалифицированных механиков, 4 марта голландцы приступили к сборке машин. Первый самолет был готов к полетам уже на следующий день. Его облетал командир GVT 5, после чего самолет передали в боевую часть.

Судьба остальных четырех бомбардировщиков точно не известна. Эти самолеты были брошены в районе порта. К тому времени они получили повреждения разной тяжести. Японцам удалось получить один самолет, причем неизвестно, был ли это отремонтированный бомбардировщик или химера, составленная из частей разных самолетов. Позднее машину отправили для испытаний на базу в Тачикаве.

Когда японцы занимали Яву, к Тжилатжапу направлялся еще один транспорт, имевший на борту остальные 27 DB-7B. Получив известие о капитуляции

Явы, конвой повернул в австралийский порт Перт. 22 самолета были собраны и вошли в состав 22-й австралийской эскадрильи. Они получили серийные номера в блоке А-28-1…А-28-22. При этом на обшивке самолетов сохранилась надпись «KON MARINE», указывающая на принадлежность к морской авиации Голландской Ост-Индии. По некоторым данным предполагалось оснастить самолетами 18-ю голландскую эскадрилью, базировавшуюся в Австралии. Но к тому времени эскадрилья уже была полностью оснащена американскими бомбардировщиками «В-25 Митчелл». В результате машины достались австралийцам.

Левая консоль и кресло пилота.

Задняя часть правой консоли, кресло пилота. Изнутри кабину окрашивали краской Zinc Chromate Green.

А-20 или «Бостон» по-американски

В 1938 году самолет «Модель 7В» победил в конкурсе на многоцелевой ударный армейский бомбардировщик. Среди поверженных конкурентов оказались «Стирмен Х-100» (ХА-21), «Белл Модель 9», «Мартин 167F» (ХА-22, позднее выпускавшийся серийно под названием «Мэриленд») и «Норт Америкен NA-40» («В-25 Митчелл»). Но эта победа мало дала фирме «Дуглас», поскольку никаких предложений о серийном производстве самолета не последовало. К счастью, бомбардировщиком заинтересовались иностранцы, о чем было рассказано только что.

Тем временем командование военно-воздушного корпуса США пристально следило за судьбой самолета. Хотя предпочтения военных склонялись в пользу конструкции, предложенной фирмой «Норт Америкен», как оказалось, NA-40 тоже нуждается в доработке. Правительство, не заказывая перспективные машины, не ограничивало их экспорт. В результате фирмы получили возможность продолжить совершенствование самолетов на деньги иностранных заказчиков.

Анализ военной ситуации в Европе показал, что концепция ударного бомбардировщика/штурмовика верна. В то же время выяснилось, что NA-40 (успевший к тому времени стать NA-62) слишком тяжел для своего класса. Это был скорее средний бомбардировщик, в итоге он пошел в серию как В-25 «Митчелл». Впрочем, штурмовое прошлое самолета ощущалось, и В-25 применялись в роли штурмовиков.

Тем временем Хейнеманн уже разрабатывал для Франции DB-7, который заметно отличался от «Модели 7В». Радикально переработать конструкцию самолета заставила катастрофа прототипа 7В, в результате которой чуть не погиб французский офицер. Поскольку французов авария не отпугнула, «Дуглас» мог теперь не беспокоиться о будущем своего самолета.

Двухмоторный фронтовой бомбардировщик «Бостон» - Douglas «Boston» A-20 серии Boston III («Havoc» — «Разрушитель»), американского производства. Дата гибели неизвестна. По всей вероятности, самолет потерпел аварию или был сбит немецкой авиацией, в годы Великой Отечественной войны. Самолет случайно обнаружили в середине 90-х годов с борта НИС «Импульс» в р-не Голубой (бывшая Рыбацкая) бухты. Самолет практически цел, залегает на ровном песчаном грунте на глубине 36 м. Кабина штурмана смята влево, видимо, при ударе о дно после затопления. Хвостовое оперение разрушено по стыковочному узлу 372 и 3/4 (дюйма) линии фюзеляжа. Его элементы находятся на расстоянии от 3 до 8 метров.

Фотографии

Погружение на затонувший самолет - бомбардировщик Дуглас А-20 Бостон

Просадка в грунт 20-30 см. Грунт — песок. Снаружи обильное обрастание мидиями (5-8 см), внутри фюзеляжа (в бомбовом отсеке) обрастание отсутствует. Есть доступ в кабину пилота и отсек стрелков задней полусферы, где свободно вращается на шаровом шарнире (не турель) крупнокалиберный пулемет Colt-Brouning 303. Останков членов экипажа либо амуниции и личных вещей не найдено. По рассказу очевидца события Полякова Алексея Васильевича (умер в 1995 г.), «Бостон» был атакован парой Me-109, один из которых был сбит огнем «Бостона» и упал в воду на удалении 1,2-1,5 км. В данный момент останки самолета являются объектом погружения местных дайв-центров г. Геленджика и Анапы. На самолете практически всегда установлен буй.


нПДЕТОЙЪЙТХС б-20, БНЕТЙЛБОГЩ ЙУИПДЙМЙ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ЙЪ УПВУФЧЕООЩИ РПФТЕВОПУФЕК, ХЮЙФЩЧБС ПРЩФ ЧПКОЩ ОБ фЙИПН ПЛЕБОЕ. рПЬФПНХ "иЬЧПЛ" ЬЧПМАГЙПОЙТПЧБМ ОЕ УФПМШЛП ЛБЛ ЖТПОФПЧПК ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ, УЛПМШЛП ЛБЛ ФСЦЕМЩК ЫФХТНПЧЙЛ. сЧОП ЙНЕООП ДМС ПВУФТЕМБ ОЕВТПОЙТПЧБООЩИ ЙМЙ МЕЗЛПВТПОЙТПЧБООЩИ ГЕМЕК У НБМЩИ ЧЩУПФ БНЕТЙЛБОГЩ ЪОБЮЙФЕМШОП ХУЙМЙМЙ ОЕРПДЧЙЦОПЕ ОБРТБЧМЕООПЕ ЧРЕТЕД ЧППТХЦЕОЙЕ.

нПДЙЖЙЛБГЙА б-20у УНЕОЙМ Ч РТПЙЪЧПДУФЧЕ A-20G . ьФП ВЩМ ЮЙУФП ЫФХТНПЧПК ЧБТЙБОФ. оПУПЧХА ЮБУФШ ЖАЪЕМСЦБ ФЕРЕТШ ЪБОСМЙ ГЕМПК ВБФБТЕЕК РХЫЕЛ Й РХМЕНЕФПЧ. ыФХТНБОУЛБС ЛБВЙОБ ПФУХФУФЧПЧБМБ. оБ РЕТЧПК УЕТЙЙ, A-20G-1, Ч ОПУХ ТБУРПМБЗБМЙУШ ЮЕФЩТЕ 20-НН РХЫЛЙ нI У ВПЕЛПНРМЕЛФПН РП 60 УОБТСДПЧ ОБ ЛБЦДХА Й ДЧБ 12,7-НН РХМЕНЕФБ "лПМШФ-вТБХОЙОЗ" (У ЪБРБУПН РП 400 РБФТПОПЧ). оПЧБС ОПУПЧБС ЮБУФШ ПЛБЪБМБУШ ДМЙООЕЕ УФБТПК, Й ПВЭБС ДМЙОБ НБЫЙОЩ ХЧЕМЙЮЙМБУШ.

пДОПЧТЕНЕООП ОБ A-20G ХУЙМЙМЙ ВТПОЕЪБЭЙФХ. рТБЧДБ, РП УПЧЕФУЛЙН НЕТЛБН, ПОБ ПУФБМБУШ ДПЧПМШОП ИЙМПК Й ЪБЭЙЭБМБ ФПМШЛП ЬЛЙРБЦ. пУОПЧОХА ЕЕ ЮБУФШ УПУФБЧМСМЙ РМЙФЩ ЙЪ БМАНЙОЙЕЧПЗП УРМБЧБ ФПМЭЙОПК 10-12 НН, ЙУРПМШЪПЧБЧЫЙЕУС Й ЛБЛ ЛПОУФТХЛФЙЧОЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЖАЪЕМСЦБ, Ч ПУОПЧОПН, Ч ЛБЮЕУФЧЕ РЕТЕВПТПЛ. ч ДПРПМОЕОЙЕ УФБМШОЩЕ МЙУФЩ РТЙЛТЩЧБМЙ УЪБДЙ ЗПМПЧХ Й Й РМЕЮЙ МЕФЮЙЛБ Й УОЙЪХ - УФТЕМЛБ-ТБДЙУФБ. лБЛ Й ОБ РТЕДЩДХЭЙИ НПДЕМСИ, Ч ЛПЪЩТЕЛ ЖПОБТС НПОФЙТПЧБМПУШ ВТПОЕУФЕЛМП. лТПНЕ ФПЗП, ВТПОЕК ЪБЭЙЭБМЙУШ ПВЕ РХМЕНЕФОЩЕ ХУФБОПЧЛЙ Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ. уФБМШОЩЕ ЭЙФЛЙ РТЙЛТЩЧБМЙ УБН РХМЕНЕФ Й ЛПТПВ У МЕОФПК. оБ ЧЕТИОЕН РХМЕНЕФЕ ЕЭЕ ХУФБОБЧМЙЧБМПУШ ВТПОЕУФЕЛМП, ЪБЭЙЭБЧЫЕЕ ЗПМПЧХ УФТЕМЛБ.

пДОПЧТЕНЕООП ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБМЙ ПВПТХДПЧБОЙЕ УБНПМЕФБ. рПУЛПМШЛХ ПУОПЧОЩН ЧЙДПН ВПЕЧПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС, РПИПЦЕ, РТЕДРПМБЗБМБУШ УФТЕМШВБ ЙЪ ОЕРПДЧЙЦОПЗП ПТХЦЙС, ФП Х МЕФЮЙЛБ УНПОФЙТПЧБМЙ ЛПММЙНБФПТОЩК РТЙГЕМ N-3A, Б РТЙНЙФЙЧОПЕ ЛПМШГП У НХЫЛПК ПУФБЧЙМЙ ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК. ьФЙ УБНПМЕФЩ ЧОЕЫОЕ ПФМЙЮБМЙУШ ФБЛЦЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ ЧЩИМПРОЩНЙ РБФТХВЛБНЙ ОБ НПФПТБИ ЧНЕУФП ПВЭЕЗП ЛПММЕЛФПТБ, Й ЛПМШГЕЧПК БОФЕООПК ТБДЙПЛПНРБУБ MN-26Y УЧЕТИХ; РПУМЕДОЙК ЙНЕМ ТБДЙХУ ДЕКУФЧЙС 280 ЛН, ЧРПМОЕ ДПУФБФПЮОЩК ДМС ЖТПОФПЧПЗП ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ. рХМШФ ХРТБЧМЕОЙС ТБДЙПУФБОГЙЕК SCR-274N ТБЪНЕЭБМУС Х МЕФЮЙЛБ; ТБДЙУФ УФБМ РТПУФП УФТЕМЛПН. ьФП РТЙЧЕМП Л ФПНХ, ЮФП ТБВПФБФШ Ч ФЕМЕЗТБЖОПН ТЕЦЙНЕ ОБ ОЕК УФБМП ОЕЧПЪНПЦОП, Й ТЕБМШОБС ДБМШОПУФШ УЧСЪЙ ОЕНОПЗП ХНЕОШЫЙМБУШ.

пВПТПОЙФЕМШОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ УОБЮБМБ ВЩМП РП ФЙРХ б-20ч: ЛТХРОПЛБМЙВЕТОЩК РХМЕНЕФ "лПМШФ-вТБХОЙОЗ" ОБ ЧЕТИОЕК ЫЛЧПТОЕЧПК ХУФБОПЧЛЕ (550 РБФТПОПЧ) У ФЕМЕУЛПРЙЮЕУЛЙН РТЙГЕМПН Й 7,62-НН "вТБХОЙОЗ" (700 РБФТПОПЧ) Ч МАЛЕ УОЙЪХ. рТЕДХУНПФТЕМЙ РПДЧЕУЛХ ЮЕФЩТЕИ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ВБЛПЧ РП 644 М ОБ ВПНВПДЕТЦБФЕМСИ РПД ЛТЩМПН. нБЫЙОБ УФБМБ ФСЦЕМЕЕ (ЧЕУ РХУФПЗП УБНПМЕФБ ЧПЪТПУ ВПМЕЕ ЮЕН ОБ ФПООХ), ОЕУЛПМШЛП РПФЕТСЧ Ч УЛПТПУФЙ Й НБОЕЧТЕООПУФЙ Й ЙЪТСДОП - Ч РПФПМЛЕ, ОП ЕЕ ВПЕЧБС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ, У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС БНЕТЙЛБОУЛЙИ ЧПЕООЩИ, ЧПЪТПУМБ. уЕЛХОДОЩК ЪБМР ТБЧОСМУС 6,91 ЛЗ/У; ОЙ ПДЙО УПЧЕФУЛЙК УБНПМЕФ ОЕ ЙНЕМ УФПМШ НПЭОПЗП ЧППТХЦЕОЙС. тБЪНЕЭЕОЙЕ РХЫЕЛ Й ЙИ ВПЕЛПНРМЕЛФБ Ч ОПУПЧПК ЮБУФЙ УДЧЙОХМП ГЕОФТПЧЛХ ЧРЕТЕД. ьФП ПВЕУРЕЮЙМП ВПМШЫЙК ЪБРБУ УФБФЙЮЕУЛПК ХУФПКЮЙЧПУФЙ Й ВЕЪ ФПЗП ХУФПКЮЙЧПК НБЫЙОЩ. оП, У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ОБЗТХЪЛБ ОБ ТХМЙ ЧЩУПФЩ ХЧЕМЙЮЙМБУШ. рПЮФЙ ЧУЕ ЙЪ 250 ЧЩРХЭЕООЩИ УБНПМЕФПЧ ФЙРБ G-I ПФРТБЧЙМЙ Ч ууут.

пФ РХЫЕЛ Ч ОПУХ ЧУЛПТЕ ПФЛБЪБМЙУШ. оБЮЙОБС У УЕТЙЙ G-5, УФБМЙ УФБЧЙФШ ЫЕУФШ ЛТХРОПЛБМЙВЕТОЩИ РХМЕНЕФПЧ У ЪБРБУПН Ч 350 РБФТПОПЧ ОБ УФЧПМ. ьФП ПВЕУРЕЮЙМП ВПМШЫХА ХОЙЖЙЛБГЙА ЧППТХЦЕОЙС Й ХРТПУФЙМП УОБВЦЕОЙЕ ВПЕРТЙРБУБНЙ. оБ G-20 ТБУЫЙТЙМЙ ЪБДОАА ЮБУФШ ЖАЪЕМСЦБ Й УНПОФЙТПЧБМЙ ФБН ЬМЕЛФТЙЖЙГЙТПЧБООХА ФХТЕМШ нБТФЙО 250GE У ДЧХНС 12,7-НН РХМЕНЕФБНЙ (ЬФХ ФХТЕМШ УРЕТЧБ ПРТПВПЧБМЙ ОБ РБТФЙЙ ЙЪ 13 УЕТЙКОЩИ б-20у). ьФП ЪОБЮЙФЕМШОП РПЧЩУЙМП ПВПТПОПУРПУПВОПУФШ УБНПМЕФБ. оБЮОЕН У ФПЗП, ЮФП УЕЛХОДОЩК ЪБМР ХЧЕМЙЮЙМУС ЧДЧПЕ. фЕРЕТШ УФТЕМЛХ ОЕ ОХЦОП ВЩМП РТПДЕМЩЧБФШ ПРЕТБГЙЙ РП ПФЛТЩФЙА ЖПОБТС Й РТЙЧЕДЕОЙА РХМЕНЕФБ Ч ВПЕЧХА ЗПФПЧОПУФШ, ДПУФБФПЮОП ВЩМП ТБУУФПРП-ТЙФШ ФХТЕМШ. рТБЛФЙЮЕУЛБС УЛПТПУФТЕМШОПУФШ ЧПЪТПУМБ ЪБ УЮЕФ ФПЗП, ЮФП ОЕ ФТЕВПЧБМПУШ НЕОСФШ ЛПТПВБ У МЕОФПК; РХМЕНЕФЩ Ч ОПЧПК ФХТЕМЙ РЙФБМЙУШ ЙЪ ВПМШЫЙИ СЭЙЛПЧ, ЧТБЭБАЭЙИУС ЧНЕУФЕ У ОЕК. хЗМЩ ПВУФТЕМБ ЧВПЛ ЪОБЮЙФЕМШОП ХЧЕМЙЮЙМЙУШ. ьМЕЛФТПНПФПТ ДБЧБМ ЧПЪНПЦОПУФШ ЛТХФЙФШ УФЧПМБНЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОБ 360°. чЧЕТИ ТБОШЫЕ УФЧПМ РХМЕНЕФБ ЪБДЙТБМУС ОБ 80°, ФЕРЕТШ ЕЗП НПЦОП ВЩМП РПДОСФШ ЧЕТФЙЛБМШОП. х УФТЕМЛБ ХМХЮЫЙМУС ПВЪПТ, ЮЕТЕЪ ЛТХЗМЩК ЬЛТБО ФХТЕМЙ Ч ЛБВЙОХ ОЕ ЪБДХЧБМП. ч ПВЭЕН, УРМПЫОЩЕ РМАУЩ; НЙОХУ ФПМШЛП ПДЙО: ОПЧБС ХУФБОПЧЛБ ЧЕУЙМБ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ УФБТПК. ч ОЙЦОЕК ФПЮЛЕ, ИПФС Й Ч ЫЛЧПТОЕЧПК ХУФБОПЧЛЕ УФБТПЗП ФЙРБ, ФЕРЕТШ ФПЦЕ УФПСМ ЛТХРОПЛБМЙВЕТОЩК РХМЕНЕФ.

рЕТЕДЕМЩЧБС ЖАЪЕМСЦ РПД ОПЧХА ФХТЕМШ, ЛПОУФТХЛФПТЩ РТПЙЪЧЕМЙ ОЕЛПФПТПЕ ХУЙМЕОЙЕ РМБОЕТБ. ьФП РПЪЧПМЙМП ХЧЕМЙЮЙФШ ВПНВПЧХА ОБЗТХЪЛХ. дМС ЬФПЗП ОЕНОПЗП ХЧЕМЙЮЙМЙ ЪБДОЙК ВПНВППФУЕЛ, Б ОПЧЩЕ ВПНВПДЕТЦБФЕМЙ РПД ЛТЩМПН РПЪЧПМСМЙ РПДЧЕУЛХ ЮЕФЩТЕИ ВПНВ РП 227 ЛЗ. у 751 -ЗП УБНПМЕФБ ПФ РПДЧЕУОЩИ ВБЛПЧ РПД ЛТЩМПН ПФЛБЪБМЙУШ, ЪБФП ЧЧЕМЙ РПДЖАЪЕМСЦОЩК РМПФОП РТЙМЕЗБАЭЙК ВБЛ ЕНЛПУФША 1416 М.

чПФ ФБЛ ПФ УЕТЙЙ Л УЕТЙЙ "иЬЧПЛ" ПУОБЭБМЙ ЧУЕ ВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН ЧППТХЦЕОЙЕН, РПДОЙНБМЙ ВПНВПЧХА ОБЗТХЪЛХ, ХМХЮЫБМЙ ВТПОЕЪБЭЙФХ, ХЧЕМЙЮЙЧБМЙ ДБМШОПУФШ РПМЕФБ. оП УБНПМЕФ УФБОПЧЙМУС ЧУЕ ФСЦЕМЕЕ, ФЕТСС Ч МЕФОЩИ ДБООЩИ. рП УЛПТПУФЙ ПО ХЦЕ ХУФХРБМ РПУМЕДОЙН УЕТЙСН рЕ-2, ОП ЧУЕ ТБЧОП ПУФБЧБМУС ЗТПЪОЩН ЖТПОФПЧЩН ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПН.

ч ДЕЛБВТЕ 1943 З. ЫФБВ ччу БТНЙЙ уыб ТБЪПУМБМ ОБ ЪБЧПДЩ ГЙТЛХМСТ ПВ ПФНЕОЕ НБУЛЙТПЧПЮОПК ПЛТБУЛЙ ВПЕЧЩИ УБНПМЕФПЧ. ьФП ВЩМП ЧРПМОЕ МПЗЙЮОП. оБ ВПМШЫЙОУФЧЕ ФЕБФТПЧ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК УПАЪОЙЛЙ ДПУФЙЗМЙ РТЕЧПУИПДУФЧБ Ч ЧПЪДХИЕ, НПЦОП ВЩМП ХЦЕ Й ОЕ РТСФБФШУС. мЙЛЧЙДБГЙС ПРЕТБГЙЙ ПЛТБУЛЙ ХРТПЭБМБ ФЕИОПМПЗЙА, УОЙЦБМБ УЕВЕУФПЙНПУФШ Й ЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ. лТПНЕ ФПЗП, УБНПМЕФ УФБОПЧЙМУС ОЕНОПЗП МЕЗЮЕ, Б ЪБ УЮЕФ ФПЗП, ЮФП РПМЙТПЧБООЩК НЕФБММ ВЩМ ВПМЕЕ ЗМБДЛЙН, ЮЕН ЬНБМШ, УОЙЦБМПУШ БЬТПДЙОБНЙЮЕУЛПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ. й ФП, Й ДТХЗПЕ РТЙЧПДЙМП Л ХМХЮЫЕОЙА МЕФОЩИ ДБООЩИ. оП ДМС б-20 УДЕМБМЙ ЙУЛМАЮЕОЙЕ, ЬФЙ НБЫЙОЩ РП-РТЕЦОЕНХ ПЛТБЫЙЧБМЙУШ. ьФП ПВЯСУОСМПУШ ФЕН, ЮФП ВПМШЫБС ЮБУФШ РТПДХЛГЙЙ ХИПДЙМБ Ч ууут, Б УПЧЕФУЛЙЕ ОПТНЩ ФТЕВПЧБМЙ НБУЛЙТПЧЛЙ НБЫЙОЩ. пДОБЛП Ч ПЛТБУЛХ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ ЧУЕ-ФБЛЙ ЧОЕУМЙ ОЕВПМШЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС. ьФП УЧСЪЩЧБМПУШ У ХОЙЖЙЛБГЙЕК ГЧЕФПЧЩИ УФБОДБТФПЧ БТНЙЙ Й ЖМПФБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ОЙЦОЙЕ РПЧЕТИОПУФЙ УБНПМЕФБ УФБМЙ РПЛТЩЧБФШ "НПТУЛПК УЕТПК" ЬНБМША, ЙНЕЧЫЕК РП УТБЧОЕОЙА У РТЕЦОЕК "ОЕКФТБМШОП-УЕТПК" ЗПМХВПЧБФЩК ПФФЕОПЛ.

A-20G УФБМ УБНПК НБУУПЧПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК "иЬЧПЛБ", ЙИ ЧЩРХУФЙМЙ 2850 ЫФХЛ, ЧУЕ ЙИ УПВТБМЙ ОБ ЪБЧПДЕ "дХЗМБУ" Ч уБОФБ-нПОЙ-ЛЕ. вПМШЫБС ЮБУФШ ЙИ РПУФХРЙМБ Ч уПЧЕФУЛЙК уПАЪ. нБЫЙОЩ ДМС ууут, ЛБЛ Й ТБОЕЕ, У ЪБЧПДБ ПФРТБЧМСМЙ Ч НПДЙЖЙЛБГЙПООЩК ГЕОФТ Ч фБМУЕ, ЗДЕ ЙИ ДПТБВБФЩЧБМЙ РПД ФТЕВПЧБОЙС ЪБЛБЪЮЙЛБ, Ч ЮБУФОПУФЙ, НПОФЙТПЧБМЙ НЕУФП ДМС ЮЕФЧЕТФПЗП ЮМЕОБ ЬЛЙРБЦБ - УФТЕМЛБ, ПВУМХЦЙЧБЧЫЕЗП ОЙЦОЙК РХМЕНЕФ.

бОЗМЙЮБОЕ ТЕЫЙМЙ, ЮФП ЙН ФСЦЕМЩК ЫФХТНПЧЙЛ ОЕ ОХЦЕО. лПТПМЕЧУЛЙЕ ччу A-20G ЪБЛБЪЩЧБФШ ОЕ УФБМЙ. оЕЛПФПТПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЬФЙИ УБНПМЕФПЧ ЧЪСМЙ ччу БТНЙЙ уыб. пОЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ЙИ ЛБЛ ХЮЕВОЩЕ, Б ФБЛЦЕ ДМС ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК Ч еЧТПРЕ Й ОБ фЙИПН ПЛЕБОЕ. оП РПДБЧМСАЭЕЕ ВПМШЫЙОУФЧП A-20G ПФРТБЧЙМЙ Ч уПЧЕФУЛЙК уПАЪ.

рПУФБЧЛЙ ЬФЙИ НБЫЙО ОБЮБМЙУШ Ч 1943 З. ДЧХНС НБТЫТХФБНЙ - ЮЕТЕЪ бМСУЛХ Й йТБО. мЕФПН 1943 З. БНЕТЙЛБОГЩ РТЙЧЕМЙ Ч жЬТВЕОЛУ РЕТЧЩЕ ЫФХТНПЧЙЛЙ A-20G. х ОБУ ЙИ ОБЪЩЧБМЙ б-20ц, ПФУАДБ РТПЪЧЙЭЕ - "цХЮПЛ".

фБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ТБОЕЕ, ОЕ ЧУЕ УБНПМЕФЩ ХДБМПУШ ДПУФБЧЙФШ Л ЖТПОФХ. уТЕДЙ ТБЪВЙФЩИ ОБ лТБУОПСТУЛПК ФТБУУЕ ПЛБЪБМУС A-20G, РП ДБТЕООЩК УПЧЕФУЛЙН МЕФЮЙЛБН ЗПММЙЧХДУЛЙН БЛФЕТПН т. уЛЕМФПОПН. уЙФХБГЙС У РТПРБЗБОДЙУФУЛПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЧПЪОЙЛМБ ОЕХДПВОБС. фПЗДБ нБЪХТХЛ РТЙЛБЪБМ ОБОЕУФЙ ОБ ДТХЗПК ФПЮОП ФБЛПК ЦЕ УБНПМЕФ ОБДРЙУШ "We dood it!", ЛПФПТБС ЙНЕМБУШ ОБ РПДБТЛЕ. ч ФБЛПН ЧЙДЕ НБЫЙОХ ПФРТБЧЙМЙ ДБМШЫЕ. ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ ЕЕ РЕТЕДЕМБМЙ Ч ФПТРЕДПОПУЕГ, Й ОБ ОЕК ЧПЕЧБМ ПДЙО ЙЪ ЬЛЙРБЦЕК 51-ЗП НЙООПФПТРЕДОПЗП РПМЛБ ччу вБМФЙКУЛПЗП ЖМПФБ.

рЕТЧЩЕ A-20G РПСЧЙМЙУШ ОБ УПЧЕФУЛП-ЗЕТНБОУЛПН ЖТПОФЕ МЕФПН 1943 З. ьФПФ ФЙР УФБМ Ч ОБЫЕК БЧЙБГЙЙ РПЙУФЙОЕ НОПЗПГЕМЕЧЩН УБНПМЕФПН, ЧЩРПМОСЧЫЙН УБНЩЕ ТБЪОЩЕ ЖХОЛГЙЙ - ДОЕЧОПЗП Й ОПЮОПЗП ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ, ТБЪЧЕДЮЙЛБ, ФПТРЕДПОПУГБ Й НЙООПЗП ЪБЗТБДЙФЕМС, ФСЦЕМПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС Й ДБЦЕ ФТБОУРПТФОПЗП УБНПМЕФБ. нБМП РТЙНЕОСМУС ПО МЙЫШ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЫФХТНПЧЙЛБ - РП УЧПЕНХ ПУОПЧОПНХ ОБЪОБЮЕОЙА!

рЕТЧЩНЙ, ЕУФЕУФЧЕООП, ОБЮБМЙ РТЙВЩЧБФШ A-20G-1. пОЙ ЫМЙ ЮЕТЕЪ йТБЛ Й йТБО. ьФЙ УБНПМЕФЩ РПРТПВПЧБМЙ ЙУРПМШЪПЧБФШ ДМС ВПНВП-ЫФХТНПЧЩИ ХДБТПЧ РП РПЪЙГЙСН РТПФЙЧОЙЛБ, БЧФПФТБОУРПТФХ ОБ ДПТПЗБИ, РПЕЪДБН Й БЬТПДТПНБН. пЛБЪБМПУШ, ЮФП "цХЮПЛ" ПЮЕОШ ХСЪЧЙН ДМС ЪЕОЙФЮЙЛПЧ ОБ НБМЩИ ЧЩУПФБИ ЙЪ-ЪБ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ТБЪНЕТПЧ Й УМБВПЗП ВТПОЕЧПЗП РТЙЛТЩФЙС. мЙЫШ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЧОЕЪБРОПУФЙ НПЦОП ВЩМП ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОБ УТБЧОЙФЕМШОХА ВЕЪПРБУОПУФШ РТЙ ЫФХТНПЧЛЕ Ч ХУМПЧЙСИ ИПТПЫП ПФМБЦЕООПК рчп ОЕНГЕЧ. фЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЫФХТНПЧЩЕ ХДБТЩ РП БЧФПЛПМПООБН, РПЕЪДБН Й УХДБН ОБЫЙНЙ МЕФЮЙЛБНЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ ПУХЭЕУФЧМСМЙУШ. ьЛЙРБЦЙ 449-ЗП РПМЛБ Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ ПВЩЮОП БФБЛПЧБМЙ У ЧЩУПФЩ 300-700 Н, РЙЛЙТХС РПД ХЗМПН 20-25°. рПУМЕ ПЮЕТЕДЙ Ч 20-30 УОБТСДПЧ УМЕДПЧБМ ВЩУФТЩК ХИПД ОБ ВТЕАЭЕН РПМЕФЕ. нЕУФП ЫФХТНПЧЙЛБ Ч ОБЫЕК БЧЙБГЙЙ РТПЮОП ЪБОСМ йМ-2, a A-20G ПЛБЪБМУС ЧЩФЕУОЕООЩН Ч ДТХЗЙЕ ПВМБУФЙ РТЙНЕОЕОЙС.

рП ПФЪЩЧБН ЙЪ 321-К БЧЙБДЙЧЙЪЙЙ, РПУФХРЙЧЫЙН Ч ойй ччу Ч УЕОФСВТЕ 1943 З., Ч ГЕМПН ОПЧБС НПДЙЖЙЛБГЙС ЧЩЪЧБМБ ПДПВТЕОЙЕОБЫЙИ МЕФЮЙЛПЧ. рПДЮЕТЛЙЧБМЙУШ ВПМШЫБС ПЗОЕЧБС НПЭШ, ОБДЕЦОПУФШ ЧППТХЦЕОЙС, ХДПВУФЧП УФТЕМШВЩ ЙЪ ОЕЗП ДОЕН Й ОПЮША. ч ойй ччу A-20G ДБЦЕ ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБМЙ ЛБЛ ЙУФТЕВЙ-ФЕМШ-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ. йЪ ОЕДПУФБФЛПЧ УФТПЕЧЩЕ ЬЛЙРБЦЙ ПФНЕФЙМЙ ОЕДПУФБФПЮОХА ЦЕУФЛПУФШ ЧЕТИОЕК УФТЕМЛПЧПК ХУФБОПЧЛЙ Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ, РТЙЧПДЙЧЫХА Л ВПМШЫПНХ ТБУУЕЙЧБОЙА РХМШ. бНЕТЙЛБОУЛЙЕ ЛЙУМПТПДОЩЕ НБУЛЙ ИПТПЫП ТБВПФБМЙ ФПМШЛП Ч ФЕРМЕ; ИПМПД РТЙЧПДЙМ Л ЪБЛХРПТЛЕ ФТХВПЛ ЛПОДЕОУБФПН.

х ОБУ НПФПТЩ ОБ б-20ц РЙФБМЙУШ ЙНРПТФОЩН ВЕОЪЙОПН в-100 ЙМЙ ПФЕЮЕУФЧЕООЩН ЬФЙМЙТПЧБООЩН 4в-78. чРТПЮЕН, РПУМЕДОЙК ФПЦЕ ВЩМ ОЕ УПЧУЕН УПЧЕФУЛЙН - ОБЫ ОЙЪЛПУПТФОЩК НЕЫБМЙ У БНЕТЙЛБОУЛЙН БМЛЙМВЕО-ЪЙОПН. рТЙ ВПМШЫПК ОХЦДЕ НПЦОП ВЩМП ЪБРТБЧМСФШ 4в-70, ОП РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ЪБРТЕЭБМЙ ДБЧБФШ ВПМШЫПК ОБДДХЧ Й НПФПТЩ ОЕДПДБЧБМЙ НПЭОПУФШ.

фЕИОЙЛЙ ЦБМПЧБМЙУШ ОБ УМПЦОПУФШ ТБУЛБ-РПФЙТПЧБОЙС ДЧЙЗБФЕМЕК - ОБ ЬФП ХИПДЙМП ДП ЗТЕИ ЮЕМПЧЕЛП-ЮБУПЧ. рТЙ ОБМЙЮЙЙ Ч ВПНВППФУЕЛЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ВЕОЪПВБЛПЧ УФБМП ОЕЧПЪНПЦОП РПДПВТБФШУС ЛП НОПЗЙН БЗТЕЗБФБН.

оП ЬФП ВЩМЙ МЙЫШ "ГЧЕФПЮЛЙ". оЕНОПЗП РПЪЦЕ УФПМЛОХМЙУШ У ДЕЖПТНБГЙСНЙ РЕТЕДОЕК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦБ ПФ ПФДБЮЙ РХЫЕЛ. мПНБМЙУШ Й ЪБДОЙЕ ЛТПОЫФЕКОЩ ЙИ ЛТЕРМЕОЙС.

оП ПВЭЙК ЧЩЧПД ВЩМ РПМПЦЙФЕМШОЩН: "пФНЕЮЕООЩЕ ДЕЖЕЛФЩ УБНПМЕФБ б-20-ц ОЕ СЧМСАФУС РТЕРСФУФЧЙЕН ДМС... ЬЛУРМПБФБГЙЙ УБНПМЕФБ ОБ ЖТПОФЕ". оП ПУПВП ЧЩДЕМСМБУШ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЧЛМАЮЕОЙС Ч ЬЛЙРБЦ ЫФХТНБОБ. оП ЬФЙ УБНПМЕФЩ РТЙВЩЧБМЙ ЧП ЧУЕ ХЧЕМЙЮЙЧБЧЫЕНУС ЛПМЙЮЕУФЧЕ. рПЬФПНХ РТЕДРТЙОСМЙ РПРЩФЛЙ ПВПТХДПЧБФШ ОБ ОЙИ ЫФХТНБОУЛЙЕ НЕУФБ.

йЪЧЕУФОБ РЕТЕДЕМЛБ, ЧЩРПМОЕООБС Ч 244-К ДЙЧЙЪЙЙ РПД ТХЛПЧПДУФЧПН н.ъ. нЕМБНЕДБ. йЪ ОПУПЧПК ЮБУФЙ ХВТБМЙ ЮЕФЩТЕ ЧЕТИОЙИ РХМЕНЕФБ, ПУФЕЛМЙМЙ ЕЕ, ХУФБОПЧЙМЙ ФБН ЛТЕУМП ЫФХТНБОБ Й ЧУЕ ОЕПВИПДЙНПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ. йЪНЕОЕОЙЕ ГЕОФТПЧЛЙ УЛПНРЕОУЙТПЧБМЙ УФБМШОЩНЙ РМЙФБНЙ Ч ЫФХТНБОУЛПК ЛБВЙОЕ, СЧМСЧЫЙНЙУС ПДОПЧТЕНЕООП ДПРПМОЙФЕМШОПК ВТПОЕЪБЭЙФПК. нПДЕТОЙЪЙТПЧБМЙ Й ВПНВПЧПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ.

пВПТПОЙФЕМШОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ НБЫЙО УЕТЙК G-1, G-10 Й G-15 ФПЦЕ УЮЙФБМПУШ ОЕДПУФБФПЮОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН. рПЬФПНХ ОБ ДБООПН УБНПМЕФЕ Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ УНПОФЙТПЧБМЙ УРБТЕООЩЕ РХМЕНЕФЩ хвф. ьФПФ ДПТБВПФБООЩК б-20G ПФРТБЧЙМЙ Ч нПУЛЧХ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПВТБЪГБ.

ч РПУМЕДХАЭЕН РПДПВОЩЕ РЕТЕДЕМЛЙ ЧЩРПМОСМЙУШ ОБ ЪБЧПДЕ No. 81, БЧЙБТЕНВБЪБИ Й ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч РПМЛБИ. рЕТЕПВПТХДПЧБООЩЕ ФБЛЙН ПВТБЪПН НБЫЙОЩ ЙНЕМЙУШ Ч 218-К Й 244-К ДЙЧЙЪЙСИ, 970-Н РПМЛХ Й ДТХЗЙИ ЮБУФСИ Й УПЕДЙОЕОЙСИ. рПУЛПМШЛХ Ч ТБЪОЩИ НЕУФБИ ДПТБВПФЛБ ЧЕМБУШ РП-ТБЪОПНХ, ФП УХЭЕУФЧХЕФ НОПЗП ПФМЙЮОЩИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧБТЙБОФПЧ ПУФЕЛМЕОЙС ОПУПЧПК ЮБУФЙ. лПЕ-ЗДЕ, ОБРТЙНЕТ, ЙУРПМШЪПЧБМЙ ОПУПЛ ЖПОБТС ЫФХТНБОУЛПК ЛБВЙОЩ йМ-4. оЕЗТБНПФОБС РЕТЕДЕМЛБ НПЗМБ УНЕУФЙФШ ГЕОФТПЧЛХ ОБЪБД ПФ ДПРХУФЙНПЗП ДЙБРБЪПОБ, ЮФП РТЙЧПДЙМП Л РПСЧМЕОЙА ПРБУОПЗП РМПУЛПЗП ЫФПРПТБ.

оБ ЪБЧПДЕ No. 89 Ч БЧЗХУФЕ 1943 З. РЕТЕПВПТХДПЧБМЙ ПДЙО б-20ц У ТБЪНЕЭЕОЙЕН ЫФХТНБОБ Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ ЧНЕУФЕ УП УФТЕМЛПН-ТБДЙУФПН. еНХ РПУФБЧЙМЙ РТЙГЕМ прв-1т, РТЙВПТОХА ДПУЛХ (Ч ПУОПЧОПН, У УПЧЕФУЛЙНЙ РТЙВПТБНЙ), ЛПНРБУ б-4, ЬМЕЛФТПВПНВПУВТБУЩЧБФЕМШ ьувт-3 Й РХМШФ ХРТБЧМЕОЙС ТБДЙПРПМХЛПНРБУПН. юФПВЩ ЫФХТНБО ИПФШ ЮФП-ФП ЧЙДЕМ, Ч ВПТФБИ Й Ч РПМХ РТПТЕЪБМЙ ПЛОБ. чППТХЦЕОЙЕ Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ ЪБНЕОЙМЙ УПЧЕФУЛЙН. уЧЕТИХ УНПОФЙТПЧБМЙ ФХТЕМШ хфл-1 У РХМЕНЕФПН хвф (ВПЕЪБРБУ 200 РБФТПОПЧ), УОЙЪХ - ХУФБОПЧЛХ мх рЕ-2 РПД ФПФ ЦЕ хвф Й ФПЦЕ У 200 РБФТПОБНЙ. ч ВПНВППФУЕЛЕ ТБЪНЕУФЙМЙ ПФЕЮЕУФЧЕООЩЕ ЛБУУЕФЩ лд2-439, ЧЧЕМЙ БЧБТЙКОПЕ НЕИБОЙЮЕУЛПЕ УВТБУЩЧБОЙЕ ВПНВ, РЕТЕДЕМБМЙ ЛЙУМПТПДОХА УЙУФЕНХ (РПУФБЧЙЧ ЮЕФЩТЕ ВБММПОБ). уБНПМЕФ ПВМЕЗЮЙМЙ, ДЕНПОФЙТПЧБЧ ОЕ ФПМШЛП УФПСЧЫЙЕ ОБ ОЕН ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ВБЛЙ Ч ВПНВППФУЕЛЕ, ОП Й ЧУА УЧСЪБООХА У ОЙНЙ РТПЧПДЛХ, ЛТБОЩ Й ОБУПУЩ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЬФПФ "цХЮПЛ" ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ВБЛПЧ ОЕУФЙ ВПМШЫЕ ОЕ НПЗ. ьФХ НБЫЙОХ 4 УЕОФСВТС 1943 З. РПУФБОПЧЙМЙ УЮЙФБФШ ЬФБМПОПН ДМС ДПТБВПФЛЙ РТЕДРТЙСФЙЕН ДТХЗЙИ УБНПМЕФПЧ. ч ПЛФСВТЕ ФБЛХА НБЫЙОХ РЕТЕДБМЙ ОБ ЙУРЩФБОЙС Ч ойй ччу.

оП ЛПОУФТХЛФПТЩ ЪБЧПДБ No. 89 ВЩМЙ ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩНЙ, ЛФП РПРТПВПЧБМ ТЕЫЙФШ ЪБДБЮХ: ЛХДБ ДЕФШ ЫФХТНБОБ ОБ б-20ц? вАТП б.р. зПМХВЛПЧБ РПТХЮЙМЙ РТПТБВПФБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБЪНЕЭЕОЙС ЫФХТНБОБ ЪБ МЕФЮЙЛПН ЪБ УЮЕФ ХЛПТБЮЙЧБОЙС РЕТЕДОЕЗП ВПНВП-ПФУЕЛБ. ч ПЛФСВТЕ 1943 З. ОБ ЪБЧПДЕ No. 456 ДПТБВПФБМЙ ПДЙО A-20G, РТЕДУФБЧЙЧ ЕЗП ЧНЕУФП РТЕДХУНПФТЕООПЗП ЪБДБОЙЕН НБЛЕФБ. ыФХТНБОБ РПНЕУФЙМЙ Ч ЧЩЗПТПДЛЕ РЕТЕДОЕЗП ВПН-ВППФУЕЛБ, ЮБУФЙЮОП ХВТБЧ РЕТЕЗПТПДЛХ, ПФДЕМСЧЫХА ЕЕ ПФ РЙМПФУЛПК ЛБВЙОЩ. пФУЕЛ РПМХЮЙМУС ПЮЕОШ ФЕУОЩН - РТЙНЕТОП 70 ОБ 70 УБОФЙНЕФТПЧ. рП ВПТФБН ЕЗП ПВЫЙМЙ ЖБОЕТПК. оЙЛБЛПЗП ВТПОЙТПЧБОЙС ОЕ РТЕДХУНБФТЙЧБМПУШ. ыФХТНБО УЙДЕМ ОБ ПФЛЙДОПН УЙДЕОШЕ, Ч ЮБЫЛХ ЛПФПТПЗП ХЛМБДЩЧБМУС РБТБЫАФ.

тСДПН У ОЙН ОБИПДЙМЙУШ ВПНВПЧЩК РТЙГЕМ прв-1, ВПНВПУВТБУЩЧБФЕМШ ьувт-6, ЛПНРБУ, ДПУЛБ У ПУОПЧОЩНЙ РТЙВПТБНЙ Й ЛЙУМПТПДОЩК РТЙВПТ лрб-ъВЙУ. ч ВПТФБИ ЛБВЙОЩ РТПТЕЪБМЙ РП ФТЙ ПЛОБ.

пРТПВПЧБОЙЕ РЕТЕДЕМЛЙ ЧЩСЧЙМП ОЕНБМП ОЕДПУФБФЛПЧ. хНЕОШЫЕОЙЕ ТБЪНЕТПЧ ВПН-ВППФУЕЛБ РТЙЧЕМП Л ФПНХ, ЮФП ЧНЕУФП ЧПУШНЙ ВПНВ РП 100 ЛЗ Ч ОЕЗП УФБМП ЧИПДЙФШ ФПМШЛП ЫЕУФШ. лТПНЕ ФПЗП, ХНЕОШЫЙМУС ЪБЪПТ НЕЦДХ РЕТЕДОЕК ЮБУФША ВПНВЩ Й УФЕОЛПК. х ЧЕТИОЕК РБТЩ ВПНВ ЧЧЕТОХФШ ЧЪТЩЧБФЕМШ УФБМП ОЕЧПЪНПЦОП. фТЕВПЧБМПУШ РПДЧЕЫЙЧБФШ ВПНВХ ХЦЕ УП ЧЪТЩЧБФЕМЕН, ЮФП ЪБРТЕЭБМПУШ ОПТНБНЙ ФЕИОЙЛЙ ВЕЪПРБУОПУФЙ.

пВЪПТ ЧРЕТЕД ЙЪ ЛБВЙОЩ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ПФУХФУФЧПЧБМ, ПУПВЕООП РТЙ РПМОПУФША РПДОСФПК ВТПОЕУРЙОЛЕ. рТЙ ТБВПФЕ У РТЙГЕМПН ЫФХТНБО УФПСМ ОБ РПМХУПЗОХФЩИ ОПЗБИ Й ВЩУФТП ХУФБЧБМ. фЕН ОЕ НЕОЕЕ, 24 ПЛФСВТС РЕТЕДЕМЛБ ВЩМБ ПДПВТЕОБ ЛПНЙУУЙЕК ЧП ЗМБЧЕ У ЗЕОЕТБМ-НБКПТПН бТИБОЗЕМШУЛЙН. лПНЙУУЙС ДБЦЕ УПЗМБУЙМБУШ ТБЪТЕЫЙФШ РПДЧЕУЛХ ВПНВ УП ЧЪТЩЧБФЕМСНЙ.

15 ОПСВТС ЪБЧПД No. 456 РТЕДУФБЧЙМ ХЦЕ ДЧБ ЬФБМПООЩИ "цХЮЛБ" У ДПРПМОЙФЕМШОПК ЛБВЙОПК ЫФХТНБОБ, ДПТБВПФБООЩН РПД ОБЫЙ ВПНВЩ ВПНВПЧЩН ЧППТХЦЕОЙЕН Й ПФЕЮЕУФЧЕООЩНЙ ЛТХРОПЛБМЙВЕТОЩНЙ РХМЕНЕФБНЙ.

уХЭЕУФЧПЧБМП Й ЕЭЕ ОЕУЛПМШЛП ЧБТЙБОФПЧ УПЪДБОЙС ЫФХТНБОУЛПК ЛБВЙОЩ. оБ РТБЛФЙЛЕ ЛБЦДБС ЮБУФШ ЙМЙ УПЕДЙОЕОЙЕ ЧОПУЙМП ЮФП-ФП УЧПЕ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБМЙЮЙС НБФЕТЙБМПЧ, ДЕФБМЕК ПФ ДТХЗЙИ УБНПМЕФПЧ Й ПВПТХДПЧБОЙС. пВЭХА ДПМА РЕТЕПВПТХДПЧБООЩИ A-20G ПРТЕДЕМЙФШ ФТХДОП, РПУЛПМШЛХ Ч ХЮЕФОПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ ПОБ УРЕГЙБМШОП ОЕ ЧЩДЕМСМБУШ, ОП РТПГЕОФ РЕТЕДЕМБООЩИ НБЫЙО ВЩМ ДПУФБФПЮОП ЧЕМЙЛ.

рЕТУРЕЛФЙЧБ ЪОБЮЙФЕМШОП ДПТБВБФЩЧБФШ ЧУЕ РПУФХРБАЭЙЕ Л ОБН ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ ОЕ ЧЩЪЩЧБМБ ЧПУФПТЗБ ОЙ Х ЛПНБОДПЧБОЙС ччу, ОЙ Х ТХЛПЧПДУФЧБ олбр. 26 ОПСВТС 1943 З. ЪБНЕУФЙФЕМШ ЛПНБОДХАЭЕЗП ччу оЙЛЙФЙО Й ОБТЛПН БЧЙБРТПНЩЫМЕООПУФЙ б.й. ыБ-ИХТЙО ОБРТБЧЙМЙ РЙУШНП ОБТЛПНХ ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЙ б.й. нЙЛПСОХ, Ч ЛПФПТПН ФТЕВПЧБМЙ ДПВЙЧБФШУС ЧПЪПВОПЧМЕОЙС РПУФБЧЛЙ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ ФЙРБ б-20ч, РТЙЮЕН У ЙЪНЕОЕООЩН ВПНВПЧЩН ЧППТХЦЕОЙЕН. оБ ЪБЧПДЕ No. 43 УРЕГЙБМШОП РПДЗПФПЧЙМЙ ЮЕТФЕЦЙ ОЕЪОБЮЙФЕМШОП РЕТЕТБВПФБООПЗП ЫФБФОПЗП БНЕТЙЛБОУЛПЗП ЧБТЙБОФБ, РПЪЧПМСЧЫЕЗП ЛБЛ ХЧЕМЙЮЙФШ ЧОХФТЕООАА ВПНВПЧХА ОБЗТХЪЛХ, ФБЛ Й ПВЕУРЕЮЙФШ РПДЧЕУЛХ УПЧЕФУЛЙИ ВПНВ ТБЪОЩИ ЛБМЙВТПЧ. оП ОЙЛБЛЙИ РПУМЕДУФЧЙК ЬФПФ ДЕНБТЫ ОЕ ЙНЕМ. ч уПЧЕФУЛЙК уПАЪ РТПДПМЦБМЙ РПУФБЧМСФШУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ A-20G.

л ЙЪНЕОЕОЙА ЧППТХЦЕОЙС A-20G-1 УХЭЕУФЧПЧБМП ДЧБ РПДИПДБ. чУЕ ХРПНСОХФЩЕ ЧЩЫЕ РЕТЕДЕМБООЩЕ "цХЮЛЙ" ЙУИПДЙМЙ ЙЪ РТЕДМПЦЕОЙК ойй ччу, ПФУФБЙЧБЧЫЕЗП НБЛУЙНБМШОЩК РЕТЕИПД ОБ ПФЕЮЕУФЧЕООЩЕ РХМЕНЕФЩ. б ЧПФ ойй БЧЙБГЙПООПЗП ЧППТХЦЕОЙС (ойй бч) ччу РТЕДМБЗБМ, ОБПВПТПФ, ЪБНЕОЙФШ ХУФБОПЧЛЙ, ОП ПУФБЧЙФШ БНЕТЙЛБОУЛЙЕ РХМЕНЕФЩ. ьФП НПФЙЧЙТПЧБМПУШ ЦЕМБОЙЕН ХОЙЖЙГЙТПЧБФШ УОБВЦЕОЙЕ ЪБРБУОЩНЙ ЮБУФСНЙ Й ВПЕРТЙРБУБНЙ. рП УИЕНЕ ойй бч Ч ОПУХ ПУФБЧМСМЙ ЮЕФЩТЕ 20-НН РХЫЛЙ Й ПДЙО 12,7-НН "лПМШФ-вТБХОЙОЗ". уОСФЩК РХМЕНЕФ НПОФЙТПЧБМЙ ОБ мх рЕ-2 Ч ЪБДОЕК ЛБВЙОЕ, Б ФБЛПК ЦЕ ЧЕТИОЙК РЕТЕУФБЧМСМЙ ОБ ФХТЕМШ хфл-1. ьФПФ ЧБТЙБОФ ПДПВТЙМ Й 3 УЕОФСВТС ХФЧЕТДЙМ ЗМБЧОЩК ЙОЦЕОЕТ ччу, ОП ВПМШЫБС ЮБУФШ РЕТЕДЕМПЛ ЧУЕ-ФБЛЙ ЧЩРПМОСМБУШ РП УИЕНЕ ойй ччу.

у УЕТЕДЙОЩ 1943 З. ОБ ЖТПОФЕ ОБЮБМБУШ РПУФЕРЕООБС ЪБНЕОБ ВПМЕЕ ТБООЙИ ЧБТЙБОФПЧ б-20 ОБ ФЙР G. фЕН ОЕ НЕОЕЕ, Ч УФТПА ПУФБЧБМЙУШ Й ВПМЕЕ ТБООЙЕ ЧБТЙБОФЩ, ЧЛМАЮБС в-3. фБЛ, Ч ОЕПДОПЛТБФОП ХРПНЙОБЧЫЕКУС ТБОЕЕ 221-К ДЙЧЙЪЙЙ ОБ 31 ДЕЛБВТС 1943 З. ЮЙУМЙМЙУШ ЮЕФЩТЕ УФБТЩИ в-3 (ЙЪ ОЙИ ПДЙО У ДЧПКОЩН ХРТБЧМЕОЙЕН - хв-3), 44 б-20ч, 11 б-20у Й ЧУЕЗП ЫЕУФШ A-20G. оЕЪБДПМЗП ДП ЬФПЗП Ч ДБООПК ДЙЧЙЪЙЙ ПДЙО б-20ц РТПРБМ ВЕЪ ЧЕУФЙ ОБ ВПЕЧПН ЪБДБОЙЙ, Б ЧФПТПК РПФЕТРЕМ ЛБФБУФТПЖХ РТЙ ЧЪМЕФЕ ОПЮША. оП ХЦЕ Л УЕТЕДЙОЕ 1944 З. "цХЮПЛ" УФБМ УБНПК НБУУПЧПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК "вПУФПОБ", ЛБЛ Х ОБУ ПВЩЮОП РТПДПМЦБМЙ ОБЪЩЧБФШ ЧУЕ НБЫЙОЩ ЬФПЗП УЕНЕКУФЧБ, Ч УПЧЕФУЛЙИ ччу.

рПУФБЧЛБ УБНПМЕФПЧ УЕТЙЙ G-20 Й ВПМЕЕ РПЪДОЙИ ОПТНБМЙЪПЧБМП УЙФХБГЙА У ПВПТПОЙФЕМШОЩН ЧППТХЦЕОЙЕН. фЕРЕТШ ПОП УЮЙФБМПУШ ЧРПМОЕ БДЕЛЧБФОЩН. оЕНХДТЕОП - ФХТЕМЕК, РПДПВОЩИ "НБТФЙОПЧУЛПК", Х ОБУ ОЕ ДЕМБМЙ. пДЙО ЙЪ A-20G-20 РТПИПДЙМ ЙУРЩФБОЙС Ч о й й ччу Ч ПЛФСВТЕ 1943 З. Й ЪБУМХЦЙМ ЧЩУПЛХА ПГЕОЛХ.

ч уПЧЕФУЛПН уПАЪЕ "вПУФПОЩ" ХУРЕЫОП РТПУМХЦЙМЙ ДП УБНПЗП ЛПОГБ ЧПКОЩ. пОЙ ХЮБУФЧПЧБМЙ ЧП ЧУЕИ ЛТХРОЩИ ПРЕТБГЙСИ ЪБЧЕТЫБАЭЕЗП РЕТЙПДБ - вЕМПТХУУЛПК, сУУЛП-лЙЫЙОЕЧУЛПК, чПУФПЮОП-рТХУУЛПК Й НОПЗЙИ ДТХЗЙИ, ЧПЕЧБМЙ Ч ОЕВЕ рПМШЫЙ, тХНЩОЙЙ, юЕИПУМПЧБЛЙЙ, зЕТНБОЙЙ. ч БЧЗХУФЕ 1944 З. 221-С Й 132-С ДЙЧЙЪЙЙ ДЕКУФЧПЧБМЙ Ч рПМШЫЕ. рТПФЙЧОЙЛ ХРПТОП УПРТПФЙЧМСМУС. фБЛ, РТЙ ОБМЕФЕ ОБ ПРПТОЩК РХОЛФ ОЕНГЕЧ Ч дЕНВЕ РПД чБТЫБЧПК 221-С ДЙЧЙЪЙС РПФЕТСМБ 14 ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Й 43 ЮЕМПЧЕЛБ МЕФОПЗП УПУФБЧБ. вПНВЩ У A-20G РПНПЗМЙ ПУФБОПЧЙФШ ОЕНЕГЛПЕ ЛПОФТОБУФХРМЕОЙЕ Ч чЕОЗТЙЙ: Ч ФПН, ЮФП ВПМЕЕ РПМПЧЙОЩ ЧУЕИ ФБОЛПЧ ВЩМП ХОЙЮФПЦЕОП БЧЙБГЙЕК, ЕУФШ Й ЙИ УХЭЕУФЧЕООЩК ЧЛМБД. чП ЧТЕНС чЕОУЛПК ПРЕТБГЙЙ ПДОБ ФПМШЛП 244-С БЧЙБДЙЧЙЪЙС ХОЙЮФПЦЙМБ 24 ФБОЛБ Й ВТПОЕФТБОУРПТФЕТБ, 13 УЛМБДПЧ, 8 НПУФПЧ Й РЕТЕРТБЧ, 886 БЧФПНБЫЙО Й ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЦЙЧПК УЙМЩ.

ч БРТЕМЕ 1945 З. "вПУФПОЩ" РПСЧЙМЙУШ РПМ вЕТМЙОПН. 221-С ДЙЧЙЪЙС ТБВПФБМБ Ч РПМПУЕ ОБУФХРМЕОЙС 8-К БТНЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ, ПОБ РПДДЕТЦЙЧБМБ ЫФХТН ъЕЕМПЧУЛЙИ ЧЩУПФ. 57-К РПМЛ МЕФБМ ДБЦЕ Ч ХУМПЧЙСИ РМПИПК ЧЙДЙНПУФЙ, ЛПЗДБ УБНПМЕФЩ ДТХЗЙИ ЮБУФЕК УФПСМЙ ОБ ЪЕНМЕ. 23 ЬЛЙРБЦБ, ОЕЧЪЙТБС ОБ ОЙЪЛХА УРМПЫОХА ПВМБЮОПУФШ, ТБЪВПНВЙМЙ БТФЙММЕТЙКУЛЙЕ Й НЙОПНЕФОЩЕ ВБФБТЕЙ Х зЕМЕУДПТ-ЖБ. 22 БРТЕМС УПЧЕФУЛЙЕ "вПУФПОЩ" ЧРЕТЧЩЕ УВТПУЙМЙ ВПНВЩ ОБ вЕТМЙО. оБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ ЪЧЕОП МЕКФЕОБОФБ зБДАЮЛП ТБЪТХЫЙМП РЕТЕРТБЧХ ЮЕТЕЪ ыРТЕЕ.

оБ 1 НБС 1945 З. УПЧЕФУЛЙЕ ччу ТБУРПМБЗБМЙ 935 "вПУФПОБНЙ". вПМЕЕ ДЧХИ ФТЕФЕК ЙЪ ОЙИ СЧМСМЙУШ НБЫЙОБНЙ НПДЙЖЙЛБГЙЙ G. оП УМЕДХЕФ ХЛБЪБФШ, ЮФП ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ "вПУФПОПЧ" РЕТЕЫМБ Ч НПТУЛХА БЧЙБГЙА, П ЮЕН ВХДЕФ ТБУУЛБЪБОП ДБМЕЕ.

ч еЧТПРЕ ОБЫЙ МЕФЮЙЛЙ РПУМЕДОЙК ВПЕЧПК ЧЩМЕФ, РП-ЧЙДЙНПНХ, УПЧЕТЫЙМЙ 13 НБС 1945 З., ХЦЕ РПУМЕ ЛБРЙФХМСГЙЙ зЕТНБОЙЙ: УБНПМЕФЩ 449-ЗП РПМЛБ ВПНВЙМЙ ЮБУФЙ 6-К Й 8-К ОЕНЕГЛЙИ БТНЙК Ч бЧУФТЙЙ.


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС A-20 G-45
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 18.69
дМЙОБ, Н 14.63
чЩУПФБ, Н 4.83
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 43.20
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 8029
ОПТНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 1 1794
НБЛУЙНБМШБОС ЧЪМЕФОБС 1 3608
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 2 рд Wright R-2600-A5B Twin уyclone
нПЭОПУФШ, М.У. 2 И 1600
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 510
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 390
рЕТЕЗПОПЮОБС ДБМШОПУФШ, ЛН 3380
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 1610
у ЛПТПРПДЯЕНОПУФШ, Н/НЙО 407
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 7230
ьЛЙРБЦ 3
чППТХЦЕОЙЕ: ЫЕУФШ 12,7-НН РХМЕНЕФПЧ РЕТЕДОЕЗП ПЗОС,
ДЧБ 12,7-НН РХМЕНЕФБ Ч ФХТЕМЙ У ЬМЕЛФТПРТЙЧПДПН Й
ПДЙО 12,7-НН РХМЕНЕФ ДМС УФТЕМШВЩ ЮЕТЕЪ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ДОЙЭЕ ЖАЪЕМСЦБ;
ОПТНБМШОП - 910 ЛЗ ВПНВ
Ч ВПНВППФУЕЛЕ Й УФПМШЛП ЦЕ ОБ РПДЛТЩМШЕЧЩИ ХЪМБИ
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

юЕТФЕЦ " Douglas A-20G Havoc "
лОЙЗБ "фЕИОЙЮЕУЛПЕ ПРЙУБОЙЕ УБНПМЕФБ вПУФПО III(б-20ч Й б-20G)"
уФБФШС "б-20 Ч УПЧЕФУЛПК БЧЙБГЙЙ"
уФБФШС "
тБДЙПМПЛБГЙПООЩЕ ЙУФТЕВЙФЕМЙ ччу лб
жПФПЗТБЖЙЙ:


A-20G

A-20G

A-20G

A-20G

A-20G

A-20G-5

A-20G-10

A-20G-20

A-20G-35

A-20G-40


A-20G У ЮЕФЩТШНС 20-НН РХЫЛБНЙ

A-20G ччу тллб

фПТРЕДПОПУЕГ A-20G чнж ууут

A-20G У тму зОЕКУ-2

рПУМЕЧПЕООЩК ЗТБЦДБОУЛЙК A-20G

лБВЙОБ РЙМПФБ A-20G

уИЕНЩ:

В марте 1936 года Джек Нортроп совместно с Эдом Хейнсманном приступили к работе над проектом, названным «Модель 7». Предполагалось создать трехместный цельнометаллический верхнеплан, оснащенный двумя звездообразными двигателями «Пратт-энд-Унтни R-985 Уосп-Джуниор» мощностью по 425 л.с./З15 кВт. Вооружение самолета состояло из подвижных и неподвижных пулеметов винтовочного (7,62 мм) калибра. Неподвижные пулеметы закреплялись в носовой части фюзеляжа, а подвижные стояли в установке на верхней стороне фюзеляжа. Предполагался выпуск самолета в двух вариантах: бомбардировочно-штурмовом и разведывательном. Масса самолета достигала 4500 кг. В бомбардировочном варианте центральную часть фюзеляжа занимал просторный бомбовый отсек, вмещавший 310 кг бомб (40 бомб по 7,7 кг). В разведывательном варианте нижняя сторона носовой части фюзеляжа остеклялась, открывая обзор для наблюдателя и фотоаппаратуры. Расчетная скорость самолета составляла 402 км/ч. что по тем временам было неплохо.

Техническое описание самолета «Дуглас» DB-7 «Бостон III», а также A-20G-20/G-45

Самолет «Дуглас DB-7B» представлял собой цельнометаллический трех- или четырехместный двухмоторный легкий бомбардировщик-штурмовик. Самолет был выполнен по схеме среднеплана, имел закрытые кабины экипажа и убирающееся трехстоечечное шасси с носовой стойкой.

Фюзеляж с работающей обшивкой, усиленной шпангоутами и стрингерами. Сечение переменное, имеющее форму овала. Места экипажа прикрывала броня общей массой 183 кг. Внутри фюзеляж разделялся на пять частей, разделенных четырьмя переборками. В носовой части находилось место бомбардира, в отсек вел люк, расположенный в днище сегмента. Носовая часть была хорошо остеклена, с места бомбардира открывался отличный вид вперед и вбок. Место бомбардира оборудовалось радиокомпасом «Пионер» и бомбардировочным прицелом «Уимперис». Затем следовала кабина пилота, накрытая сверху фонарем из плексигласа. Верхняя часть фонаря представляла собой крышку люка, открывающуюся вправо. Место пилота оборудовалось полным комплектом органов управления (включая ручку управления со штурвалом) и контрольных приборов. Кресло пилота было приспособлено для парашюта-сиденья. Пилот не имел прямого контакта с остальными членами экипажа (впрочем, как и те между собой), поэтому вся связь обеспечивалась интеркомом RC-36 и механической почтой с тягами.

Третий сегмент фюзеляжа вмещал в себя бомбовый отсек с четырьмя замками. Створки бомбового люка двухстворчатые, открывались гидравлически. Места стрелка-радиста и нижнего стрелка находились в четвертом сегменте. Сверху кабину стрелка закрывал двухстворчатый фонарь. Задняя створка сдвигалась под переднюю, открывая пулеметы. Нижний стрелок мог вести огонь из пулемета через двухстворчатый люк в днище фюзеляжа. Обзор вбок открывали два прямоугольных иллюминатора в бортах фюзеляжа. В днище имелся люк, через который оба стрелка занимали свои места. За задней кромкой левого крыла имелось несколько ступенек, облегчавшими пилоту доступ в кабину. По верхней стороне крыла у фюзеляжа имелась дорожка, по которой пилот проходил к кабине. Нижняя ступенька убиралась во время полета. Последний, пятый сегмент фюзеляжа составляло хвостовое оперение.






На самолетах A-20G-20 носовая часть не имела остекления. Вместо бомбардира в носовом сегменте помещалась батарея крупнокалиберных пулеметов вместе с боекомплектом. Соответственно, экипаж сократился до трех человек. Место верхнего стрелка полностью перепроектировали, установив вместо двухстворчатого фонаря вращающуюся турель типа «Мартин». Фюзеляж в районе турели расширили на 15 см.

Крыло трапециевидной формы, с работающей обшивкой. Конструкция крыла состояла из главного лонжерона, двух вспомогательных лонжеронов в центроплане и одного в районе мотогондолы, а также нервюр. У основания крыло имело профиль NACA 23018, а в районе законцовок - NACA 23010. Крыло оснащалось закрылками и элеронами с триммерами. Конструкция элеронов металлическая, но обшивка из импрегнированной ткани.

Хвостовое оперение классическое, трапециевидной формы с округлыми законцовками. Состояло из киля с рулем направления и горизонтального стабилизатора с рулем высоты. Стабилизаторы имели свободнонесущую конструкцию, а рули оснащались триммерами. Горизонтальный стабилизатор имел возвышение 10?. Руль высоты обшит импрегнированной тканью.

Шасси трехстоечное с носовой стойкой. Стойки оснащены гидропневматическими амортизаторами и одиночными колесами. Переднее колесо могло вращаться на 360 гр вокруг стойки, что облегчало рулежку. Кроме того, передняя стойка оснащалась гасителем боковых колебаний. Колеса главного шасси оснащались гидравлическими тормозами. Кроме рабочих тормозов имелся стояночный тормоз. Все три колеса в полете убирались, складываясь в заднем направлении. Передняя стойка уходила в нишу под фюзеляжем, а главные стойки - в нишу под мотогондолами. Основная система выпуска шасси гидравлическая, аварийная - пневматическая. Положение шасси показывал указатель на приборной доске (красная лампочка - шасси убрано, зеленая лампочка - шасси выпущено). Дополнительно имелся звуковой сигнал, который включался в том случае, если дроссель был открыт менее чем на четверть, а шасси еще не выпущены или не заблокированы.

Двигательная установка состояла из двух 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения типа «двойная звезда» «Райт-Циклон R-2600-A5B». Взлетная мощность 1600 л.с./1176 кВт при 2400 об./ мин. Двигатели оснащались двухступенчатым наддувом и вращали трехлопастные металлические винты изменяемого шага «Гамильтон Стандард Гидроматик» диаметром 3,43 м. Дополнительно двигатели оснащались электроинерционным стартером «Эклипс». Имелась возможность запускать двигатели вручную. Двигатели оснащались карбюраторами «Бендикс-Стромберг RT-13-E-2». Циркуляция охлаждающего воздуха обеспечивали неподвижные отражателями и две секции открываемых клапанов. Верхняя секция служила для охлаждения двигателя на земле, нижняя - в полете. Зимой лобовое отверстие в мотогондолах закрывали жалюзи, предотвращающие быстрое охлаждение двигателя.

Самолет A-20G оснащался двигателями R-2600-23 стартовой мощностью 1624 Л.С./1194 кВт, максимальной мощностью 1700 л.с./1250 кВт, рабочей мощностью 1370 л.с./1007 кВт на высоте 1525 м, 1421 л.с./1045 кВт на высоте 3050 м и 1293 л.с./ 951 кВт на высоте 3505 м.

Топливная система состояла из четырех протестированных бензобаков, расположенных в центроплане, общей емкостью 1464 л. Два внутренних бака вмещали по 500 л, два внешних по 232 л. Каждый двигатель соединялся со своей парой баков, хотя имелась возможность перераспределять топливо в случае какой-либо аварии. Авиационный бензин 2В-78 или 2В-74 октановым числом 90 находился в баках под давлением 0,09-0,1 МПа на высотах до 7850 м. В случае отказа электрического насоса можно было использовать аварийный ручной бензонасос. Внутри бомбового отсека предусматривалась возможность подвески трех дополнительных бензобаков общей вместимостью 1230 л. Эти баки обслуживали насосы левого двигателя. Для полетов на предельные дистанции под бомбовым отсеком подвешивался еще один бензобак, имевший обтекаемую форму и вмещавший 1420 л. Этот двигатель подключался к насосам правого двигателя. Расход топлива при работе двигателей на обогащенной смеси составлял 1204 л/ч, на обедненной смеси - 341–478 л/ч.

Система смазки индивидуальная для каждого двигателя. Она состояла из двух маслобаков объемом 71 л, расположенных в центроплане, маслорадиаторов, установленных на внутренних (относительно фюзеляжа) стенках мотогондол, а также устройства разведения масла бензином для пуска двигателей в холод. Летом использовалось масло типа MS или МК, а зимой MZS или DTD-109. Система смазки работала под давлением 0,5–0,6 МПа, минимально допустимое давление 0,27 МПа.

Гидравлическая система состояла из бака, двух насосов, аккумулятора давления, клапанов, трубопроводов, аварийного ручного насоса и разделителей давления. Гидравлическая система приводила в действие механизм уборки и выпуска шасси, закрылки, тормоза, механизм открытия и закрытия створок бомболюка, механизм управления жалюзи системы охлаждения двигателя, а также заслонками маслорадиатора.

Пневматическая система дублировала работу гидравлической системы в случае отказа последней. Система включала в себя баллон со сжатым воздухом, перепускных клапанов, воздуховодов и главного крана, находящегося в кабине пилота.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама