THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Корвет «Бойкий» (бортовой номер 532) является третьим в серии кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Бойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов. Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта. Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Бойкий» был заложен 27 июля 2005 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1003. Спущен на воду 15 апреля 2011 года. 25 сентября 2012 года без артиллерийской установки А-190. По сообщению от 10 октября в морских полигонах.

По сообщению от 24 января 2013 года под командованием капитана 2 ранга Сергея Липского в Балтийск для продолжения заводских ходовых, а затем и государственных испытаний в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы. По сообщению от 04 февраля в Балтийск. По сообщению от 11 февраля под командованием капитана 2 ранга Сергея Липского в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы. По сообщению от 15 февраля успешно по надводным целям в морских полигонах Балтийского флота. По сообщению от 01 марта . По сообщению от 15 марта в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы Балтийского флота. По сообщению от 29 марта в рамках проведения государственных испытаний главным корабельным комплексом в полигонах боевой подготовки Балтийского флота. По сообщению от 11 апреля государственных испытаний. 16 мая на корабле , который пополнил состав Балтийского флота. Буксиры ЗАО «ПОРТОВЫЙ ФЛОТ» в ночь с 23 на 24 июля по Неве под разведенными мостами Санкт-Петербурга. Малый артиллерийский корабль «Махачкала», корвет «Бойкий» и дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» будут установлены напротив Адмиралтейства и «Медного всадника» для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Военно-морского флота. 30 сентября корвет «Бойкий» города Балтийска и взял курс на Санкт-Петербург, где со 02 по 07 октября впервые с неофициальным визитом будет находиться фрегат «Карлсруэ» («Karlsruhe») ВМС Германии. 07 октября корвет «Бойкий» Балтийского флота и фрегат «Карлсруэ» военно-морских сил Германии , которое пройдет в морском полигоне Ленинградской военно-морской базы БФ в акватории Финского залива. По сообщению от 12 ноября второй курсовой задачи (К-2) во взаимодействии с морской авиацией флота.

По сообщению от 17 февраля 2014 года в морских полигонах Балтийской военно-морской базы - провел учения по поиску, обнаружению, поддержке контакта и слежению, а также противодействию подводной лодке условного противника с применением комплекса противолодочного вооружения. По сообщению от 27 марта по различным целям. По сообщению от 10 апреля для выполнения курсовых задач, ракетных, артиллерийских стрельб и минно-торпедных упражнений в рамках проверки за зимний период обучения 2014 учебного года. По сообщению от 15 апреля в морских полигонах по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника. По сообщению от 25 апреля под руководством начальника штаба Балтийского флота контр-адмирала Сергея Попова с боевыми пусками противокорабельных ракет в полигонах Балтийского моря. Также принял участие и подавил береговую артиллерию условного противника. 16 мая корвет «Бойкий», которым командует капитан 3 ранга Алексей Суслов, со дня поднятия Военно-морского флага.

По сообщению от 28 января 2015 года по специальной курсовой задаче К-1, включающей в себя подготовку корабля к плаванию. По сообщению от 14 апреля и обнаружению подводной лодки с применением новейшего противолодочного вооружения. 07 мая в Балтийске под руководством начальника штаба Балтийского флота контр-адмирала Сергея Попова военно-морского парада боевых кораблей флота с участием морской авиации. В линию военно-морского парада в Балтийске было поставлено 9 боевых кораблей Балтийского флота – эскадренный миноносец , корвет «Бойкий», большой десантный корабль «Минск», малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария», малый ракетный корабль «Ливень», базовый тральщик «Сергей Колбасьев», ракетный катер «Чувашия», судно связи «Фёдор Головин», а также дизель-электрическая подводная лодка «Магнитогорск» и пограничный сторожевой корабль «Чебоксары». По сообщению от 26 мая во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. По сообщению от 29 мая в ходе планового выхода в море экипажи корветов «Бойкий» и в морских полигонах Балтийского флота по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. По сообщению от 18 июня - поиск, обнаружение, поддержку контакта и слежение, а в завершающей стадии - уничтожение подводной лодке условного противника с применением комплекса вооружения «Пакет». По сообщению от 23 июня с применением вооружения корабля. В частности, моряки выполнили торпедные стрельбы по различным целям, а также отработали защиту корабля с применением комплекса «Пакет». По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника. По сообщению от 20 октября экипаж корабля по различным целям, а также отработал защиту корабля от торпедной атаки.

По сообщению от 04 апреля 2016 года в рамках проведения на Балтийском флоте конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016» выполнил комплекс артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 15 апреля совместно со сторожевым кораблем выполнил й по отражению атак средств воздушного нападения условного противника. 05 июля в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 12 июля в ходе выхода в море экипаж корвета с применением вооружения корабля, в частности, артиллерийские стрельбы, а также действия по защите корабля с применением антиторпеды противолодочного комплекса «Пакет». 22 июля в Кронштадт для участия в военно-морском параде в День Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге. 31 июля принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню ВМФ России в акватории Невы, Санкт-Петербург. По сообщению от 05 августа для совершения перехода к пункту постоянного базирования в порт Балтийск. По сообщению от 01 сентября Балтийск и взял курс на Кронштадт для последующего участия в мероприятиях Международного военно-технического форума «Армия-2016». По сообщению от 22 октября в военную гавань города Балтийска после выполнения задач в Северной Атлантике.

По сообщению от 16 февраля 2017 года в рамках курсовой задачи К-2 во взаимодействии с морской авиацией артиллерийские стрельбы в морских полигонах. По сообщению от 23 марта в рамках проведения тактического учения с соединением надводных кораблей Балтийского флота артиллерийские стрельбы по морским надводным и воздушным целям. По сообщению от 07 апреля в составе отряда кораблей Балтийского флота Военную гавань Балтийска и взял курс в Северную Атлантику. 14 апреля фрегат Королевского флота Великобритании при прохождении пролива Ла-Манш. По сообщению от 25 апреля стал победителем по содержанию и морской культуре. 04 июня покинул Военную гавань города Балтийска для выполнения плановых учебно-боевых задач в операционной зоне Балтийского флота. По сообщению от 09 июня

Краткая справка по кораблям с просторов Инета:
К 1957 году Средненевский завод сдал флоту 23 тральщика пр.264-А. Оставшиеся 14 корпусов ранее заложенных тральщиков было решено достроить на том же заводе по проекту 532 (532-А) как спасательные суда подводных лодок.
Первым спасательным судном проекта 532 построенное в 1958 году, на базе тральщика пр.264, было спасательное судно подводных лодок СС-30. После сдачи флоту оно было приписанное к Лиепайскому дивизиону спасательных судов и несло спасательный колокол СК-57 № 2, первый опытный СК-57 был размещен и испытан на Черноморском СС-44 (бывшем военно-транспортном судне «Тамань»).
Специальное оборудование судна проекта 532 состояло из:
1. Глубоководного водолазного комплекса в составе водолазного колокола и двух четырех отсечных барокамер;
2. Спасательного колокола СК-57 (СК-59, СК-64) с одной двух отсечной барокамерой;
3. Наблюдательной камеры НК-300.
4. Четырех водолазных станций обычного вентилируемого снаряжения,
5. Станции приготовления и хранения воздушных и гелиокислородных смесей,
6. Нескольких десятков 200 литровых баллонов для хранения запасов воздуха высокого давления для приготовления водолазных смесей;
7. Три дизель компрессора ДК-2 (ДК-4)
8. Якорное и швартовные устройства для постановки и удержания над затонувшей подводной лодкой на рейдовом оборудовании из четырех комплектов устанавливаемых специализированными баржами.
Радиотехническое оборудование:
1. ГАС для поиска затонувших объектов «Тамир-11М»
2. ЗПС ГАС МГ-15 (МГ-25)
3. ЗПС ГАС «Кама» (МГ-1)
4. Станция подводного телевидения
5. Две РЛС «Нептун» (Дон)
6. Две станции опознавания «Хром КМ»
Экипаж судна состоял из 73 человек, из них 9 офицеров (командир, помощник командира, заместитель командира по политической части, командир БЧ-1,4,Р, командир БЧ-5, начальник аварийно-спасательной службы, командир группы водолазов, два врача-физиолога) 7 мичманов (3 старшины команды водолазов, старшина команды мотористов, старший боцман, баталер, специалист СПС), 28 водолазов-глубоководников.
В ходе строительства первого судна "СС-30" была проведена дополнительная балластировка корпуса судна с целью обеспечения достаточной остойчивости при спуске с левого борта спасательного колокола. В результате водоизмещение проекта 532 было увеличено до 940 тонн.
В ходе опытной эксплуатация спасательного колокола СК-57 были выявлены некоторые недоработки и с их учетом создан новый серийный проект спасательного колокола СК-59, которым с 1959 года вооружались последующие спасательные суда подводных лодок проекта 532: СС-38 для Тихоокеанского флота, СС-47 и СС "Хибины" для Северного флота, СС-50 для Черноморского флота, СС-51 для Каспийской флотилии, СС «Зангезур» для Школы водолазов на Черноморском флоте, СС-35, СС-40, СС-53 и СС «Валдай» для Балтийского флота.
К 1964 году было закончено проектирование и строительство еще более совершенного спасательного колокола способного выводить экипаж аварийных подводных лодок с глубин до 500 метров СК-64. Руководством Аварийно-спасательной службы ВМФ было принято решение об оснащении им заложенных в феврале 1964 года спасательных судов подводных лодок СС «Казбек»СС «Пулково». Первый предназначался для Черноморского флота, а второй для Тихоокеанского флота. Эти суда получили современные радиотехнические, навигационные, вспомогательные энергетические средства и стали именоваться спасательными судами подводных лодок проекта 532А.
Итого было построено 13 спасательных судов подводных лодок проекта 532-532А. Строительство последнего четырнадцатого спасателя было прекращено, поскольку флота начали получать современные, высокомореходные, специально спроектированные спасательные суда проекта 527-527М.
До 1982 года водолазные станции спасателях проекта 532 укомплектовывались глубоководным снаряжением ГКС-3М, а затем СВГ-200.
На СС-30 с конца 70-х годов и до его списания вместо НК-300 находилась камера "Галеацци".
В семидесятые годы СС-53 был продан ВМС Индии и под названием «NISTAR» более 20 лет успешно выполнял задачи по обеспечению действий подводных лодок ВМС Индии. Этот спасатель выполнял подводно-технические работы на глубинах до 220 метров, поднимал образцы вооружения и техники, принимал успешное участие в военных конфликтах с ВМС Пакистана, поднимал затонувшие корабли и подводные лодки и с почетом закончил свою службу в начале девяностых годов.
СС-47 в середине семидесятых готов был переведен с Северного на Черноморский флот, передан Школе водолазов и служил вместе с «Зангезуром» до начала девяностых годов.
Балтийские спасатели подводных лодок СС "Валдай", СС-30, СС-35, СС-40 прослужили верой и правдой в составе 54 бригады спасательных судов до начала 90-х годов. Черноморские СС-50, СС "Казбек", северного флота СС "Хибины" и каспийский СС-51, также прослужили до начала девяностых. Базировавшийся на Владивосток Тихоокеанский СС "Пулково" списан в начале девяностых и сейчас находится на кладбище списанных кораблей остров Русский.

Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда — корабли проекта 20380.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте — явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» — головным кораблем проекта — не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2019 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

В заключение

Корабли проекта 20380, корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий» сегодня составляют основу береговых сил Балтийского флота. Обладая совершенным комплексом вооружений и хорошими мореходными качествами, суда регулярно несут боевое дежурство по охране морских рубежей на Балтийском морском театре.

На Тихом океане службу по охране морских рубежей, в особенности рыбных промыслов в акватории Охотского моря, выполняет корвет «Совершенный».

Несмотря на удачную конструкцию кораблей, принято решение о модернизации проекта в рамках усиления огневых возможностей кораблей. Последующим развитием должны стать корабли проекта 20385 «Гремящий и «Проворный», строящиеся на Дальнем Востоке. Основное отличие этих двух судов – наличие на них тактического ударного вооружения, представленного УКСК Калибр.


СПАСАТЕЛИ ПРОЕКТА 532

В начале пятидесятых годов, в ходе разработки способов аварийно-спасательного обеспечения действий сотен строящихся и действующих подводных лодок, руководство Аварийно-спасательной службы ВМФ СССР принимало энергичные меры по проектированию и строительству спасательных судов и их оборудованию эффективными спасательными средствами. В их число входили первый отечественный спасательный колокол СК-57, наблюдательная камера НК-300, подводные телевизионные, гидроакустические комплексы и более совершенные глубоководные водолазные комплексы.
На существующих, в середине пятидесятых годов, спасательных судах построенных на базе МТЩ пр. 254 (СС-13, СС-15), транспортных судов различных модификаций (СС-44 - бывший транспорт «Тамань», СС «Сатурн» - бывшая японская база сверхмалых ПЛ) и немецких тральщиков типа «М-35» (СС «Бештау», «Лайла»), сделать это было не возможно из-за недостаточного водоизмещения, мощности энергетических установок, остойчивости и другим причинам.
Группой сотрудников 40-го научно-исследовательского института военно-морского министерства СССР (40 НИИ), под руководством заместителя начальника НИИ Н.П. Чикер, еще в конце сороковых годов были разработаны тактико-технические требования к спасательным судам, способным обеспечивать действия сил флота в ближней и дальней зонах возможных боевых действий ВМФ СССР. (По некоторым данным основные ТТЗ будущих спасательных судов, были разработаны сотрудниками ЭПРОН еще в 1939 году).
В 1949 году Западному проектно конструкторскому бюро (ЗПКБ) г. Ленинград был выдан заказ на проектирование спасательных судов, способных нести вышеперечисленное вооружение и выполнять аварийно-спасательное обеспечение сил ВМФ в зонах возможных боевых действий.
ЗПКБ приступило к работам по проектированию по переоборудованию, имеемых на вооружении транспортных судов, плавучих баз, минных заградителей, тральщиков и разъездных катеров в спасательные и водолазные суда, а главное к проектированию спасательных судов проектов 527 (тип СС «Эпрон»), 522 (тип ВМ-125), 364 (тип ПЖК-37), 760 (РВК на базе рейдового катера «Ярославец»).
Сотрудники ЗПКБ работали весьма напряженно и эффективно. Уже через месяц было закончено проектирование переоборудования минного заградителя «Лена» в водолазное судно носитель первого глубоководного водолазного комплекса ГКС с примитивным водолазным колоколом, прозванным водолазами «Фаэтон». Еще через несколько месяцев были спроектированы пожарно-дезактивационные катера проекта 364, рейдовые водолазные катера проекта 760, а затем водолазного судна проекта 522 и переоборудования вышеперечисленных судов в спасатели подводных лодок.
Однако на проектирование и строительство комплексного спасательного судна необходимо было затратить несколько лет, а в военно-морском флоте к концу пятидесятых годов уже состояло на вооружении более двух сотен подводных лодок проекта 613, А-615 и других, действия которых нужно было обеспечивать уже сегодня.
ЗПКБ, до получения этого заказа, выполняло работы по проектированию и сопровождению строительства тральщиков проекта 264-264А на Средненевском судостроительном заводе (№ 363), расположенном в поселке Понтонный, в устье Ижоры.
Как раз в это время было признано нецелесообразным дальнейшее строительство морских тральщиков этого проекта, поскольку проект 264-А уже не отвечал требованиям защиты от минного оружия, имевшегося на вооружении вероятного противника.
Как показали расчеты водоизмещение около 900 тонн, устройства и энергонасыщенность хотя и на пределе, но позволяли разместить на корпусе и на базе энергетики этого проекта все вышеперечисленные спасательные, поисковые и обследовательские средства.
К 1957 году Средненевский завод сдал флоту 23 тральщика пр.264-А. Оставшиеся 14 корпусов ранее заложенных тральщиков было решено достроить на том же заводе по проекту 532 (532-А) как спасательные суда подводных лодок.
Первым спасательным судном проекта 532 построенное в 1958 году, на базе тральщика пр.264, было спасательное судно подводных лодок СС-30. После сдачи флоту оно было приписанное к Лиепайскому дивизиону спасательных судов и несло спасательный колокол СК-57 № 2, первый опытный СК-57 был размещен и испытан на Черноморском СС-44 (бывшем военно-транспортном судне «Тамань»).
Специальное оборудование судна проекта 532 состояло из:
1. Глубоководного водолазного комплекса в составе водолазного колокола и двух четырех отсечных барокамер;
2. Спасательного колокола СК-57 (СК-59, СК-64) с одной двух отсечной барокамерой;
3. Наблюдательной камеры НК-300, четырех водолазных станций обычного вентилируемого снаряжения,
4. Станции приготовления и хранения воздушных и гелиокислородных смесей,
5. Нескольких десятков 200 литровых баллонов для хранения запасов воздуха высокого давления для приготовления водолазных смесей;
6. Три дизель компрессора ДК-2 (ДК-4)
7. Якорное и швартовные устройства для постановки и удержания над затонувшей подводной лодкой на рейдовом оборудовании из четырех комплектов устанавливаемых специализированными баржами.
Радиотехническое оборудование:
1. ГАС для поиска затонувших объектов «Тамир-11М»
2. ЗПС ГАС МГ-15 (МГ-25)
3. ЗПС ГАС «Кама» (МГ-1)
4. Станция подводного телевидения
5. Две РЛС «Нептун» (Дон)
6. Две станции опознавания «Хром КМ»
Экипаж судна состоял из 73 человек, из них 9 офицеров (командир, помощник командира, заместитель командира по политической части, командир БЧ-1,4,Р, командир БЧ-5, начальник аварийно-спасательной службы, командир группы водолазов, два врача-физиолога) 7 мичманов (3 старшины команды водолазов, старшина команды мотористов, старший боцман, баталер, специалист СПС), 28 водолазов-глубоководников.
В ходе строительства первого судна "СС-30" была проведена дополнительная балластировка корпуса судна с целью обеспечения достаточной остойчивости при спуске с левого борта спасательного колокола. В результате водоизмещение проекта 532 было увеличено до 940 тонн.
В ходе опытной эксплуатация спасательного колокола СК-57 были выявлены некоторые недоработки и с их учетом создан новый серийный проект спасательного колокола СК-59, которым с 1959 года вооружались последующие спасательные суда подводных лодок проекта 532: СС-47 для Северного флота, СС-50 для Черноморского флота, СС «Зангезур» для Школы водолазов на Черноморском флоте, СС-53 и СС «Валдай» для Балтийского флота.
К 1964 году было закончено проектирование и строительство еще более совершенного спасательного колокола способного выводить экипаж аварийных подводных лодок с глубин до 500 метров СК-64. Руководством Аварийно-спасательной службы ВМФ было принято решение об оснащении им заложенных в феврале 1964 года спасательных судов подводных лодок СС «Казбек» и СС «Пулково». Первый предназначался для Черноморского флота, а второй для Тихоокеанского флота. Эти суда получили современные радиотехнические, навигационные, вспомогательные энергетические средства и стали именоваться спасательными судами подводных лодок проекта 532А.
Дальнейшее строительство спасательных судов проекта 532-532А было прекращено, поскольку флота начали получать современные, высокомореходные, специально спроектированные спасательные суда проекта 527-527М.
В семидесятые годы СС-53 был продан ВМС Индии и под названием «NISTAR» более 20 лет успешно выполнял задачи по обеспечению действий подводных лодок ВМС Индии. Этот спасатель выполнял подводно-технические работы на глубинах до 220 метров, поднимал образцы вооружения и техники, принимал успешное участие в военных конфликтах с ВМС Пакистана, поднимал затонувшие корабли и подводные лодки и с почетом закончил свою службу в начале девяностых годов.
СС-47 в середине семидесятых готов был переведен с Северного на Черноморский флот, передан Школе водолазов и служил вместе с «Зангезуром» до начала девяностых годов.
Оставшиеся на Балтийские СС-30 и СС «Валдай» служили меньше. СС-30 был списан уже в конце семидесятых, а «Валдай» в конце восьмидесятых.
Судьба Тихоокеанских спасателей проекта 532-532А мне не известна. Знаю что «Пулково» эксплуатировался на Камчатке, а другой спасатель подводных лодок во Владивостоке.

Уважаемые читатели, если Вы заметили ошибки и неточности в этой статье, не почтите за труд, напишите о Ваших замечаниях на e_mail - [email protected]. Я обязательно внесу корректуру и если пожелаете сообщу ее источник на сайте. С уважением, Виталий Юрганов.

May 16th, 2013

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», - пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» - второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта - «Сообразительный» - был передан флоту в октябре 2011 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями ; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества , но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый , хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Напомню вам, как , а так же какие были Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама