THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Игра к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по сказке В.Одоевского «Мороз Иванович»


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения урока литературного чтения с обучающимися 2 класса. Разработку можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Цель: закрепление и обобщение знаний по сказке Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанному произведению;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.

Ход игры:

1. Кроссворд «Мороз Иванович»


Все ответы в кроссворде нужно писать так, чтобы слова называли один предмет и отвечали на вопрос «что?»
Работа с кроссвордом в презентации:
При нажатии на стрелочку появляется вопрос. При повторном нажатии на эту же стрелочку появляется ответ и исчезает вопрос. Можно открывать вопросы к кроссворду в любом порядке.
Вопросы:
- Рукодельница приготовила вкусный обед. Но особенно вкусным было то, что изготовил сам старик. (мороженое)
- Он сидел в печи и говорил, что совсем готов, подрумянился. (пирожок)
- Чем на самом деле оказался серебряный слиток, которым наградил старик Ленивицу? (ртуть)
- Откуда Рукодельница брала воду? (колодец)

Что прикрыл Мороз Иванович своей снежной периной? (зелень)
- Когда Мороз Иванович тряхнул головой, что посыпалось от его волос? (иней)
- Во что наливала воду Рукодельница, когда приносила ее домой из колодца? (кувшин)
- Что взяла в руки Рукодельница, чтобы вынуть пирожок из печи? (лопатка)
- Как по-другому старик называл колодец? (студенец)
- Петушок кричал: «Кукареку-кукурекулька, у Ленивицы в руках ледяная …» (сосулька)
- Какой предмет уронила девочка в воду? (ведро)
- Во что сыпались яблоки, когда девочка подошла к дереву и потрясла его? (передник)
- Готовя еду Морозу Ивановичу, Ленивица положила в кастрюлю зелень, мясо, рыбу, уксус, кваску подлила. А что еще она положила в кастрюлю? (горчица)

2. Найди лишнюю картинку.


Вспомни, кого и что встретила Рукодельница, спустившись в колодец за ведерком? Убери лишнее.
(Нажимая на лишнюю иллюстрацию на слайде, видим, что она исчезает.)
Иллюстрации: печка с румяным пирожком, яблоня с золотыми яблоками, молочная речка с кисельными берегами, Мороз Иванович.
Лишнее: молочная речка с кисельными берегами.

3. Соответствия.


Нужно соединить правильно слова первого и второго столбиков и узнать, какие слова говорили яблочки.
Ответ:
Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

4. Узнай героя.

Работа со слайдом презентации:
При нажатии на кнопку «вопрос» появляется вопрос, нажимая на кнопку «ответ», появляется иллюстрация и текст ответа. Чтобы исчезли вопрос и ответ, нажмите на текст вопроса.
Вопросы:
- Он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а яблочками золотыми закусили. (Мороз Иванович)
- Она взбивала снег на постели Мороза Ивановича, и у нее при этом руки окостенели и пальчики побелели. (Рукодельница)
- Эта девочка, вставши с постели, садилась к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. (Ленивица)
- «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай», - так она ответила Рукодельнице, когда девочка рассказала про свою беду и несчастье. (нянюшка)
- Он первым увидел Рукодельницу, когда девочка возвратилась домой с целой горстью серебряных пятачков и с брильянтиком. (петух)

5. Что потом?

Восстановите порядок того, какую работу по дому выполняла Рукодельница.


Хлебы месила, избу мела, печку топила, на колодец за водой ходила, петуха кормила.


Ответ: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.
- Какую работу выполняла Рукодельница после того, как приготовила постель, да взбила перину Морозу Ивановичу? Восстановите последовательность.


Бельё выштопала; всё в доме прибрала; платье у старика починила; пошла на кухню, кушанье изготовила.


Ответ: всё в доме прибрала; пошла на кухню, кушанье изготовила; платье у старика починила; бельё выштопала.
Подведение итогов.

Презентация на тему: Литературная игра по сказке Одоевского «Мороз Иванович»

Муниципальное образовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Твери

Урок по теме «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»».

Разработала: Соловьева О. И. г. Тверь.

Тема: «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»».

Цели урока.

  1. Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».
  2. Учить детей делить сказку на части; давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.

Оборудование:

Интерактивная доска;
- компьютер.

Ход урока

Организационный момент

О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…

2. Постановка цели урока

Сегодня на уроке продолжим работать со сказкой Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям.

Слайд 2. Тема урока: «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»».

Эпиграф

3. Проверка домашнего задания Слайд 3.

Тест. Слайд 4.
- Речевая разминка. Слайды 5, 6.
- Вопрос по сказке. Задаёте вопросы, которые подготовили для своих одноклассников.

4. Физкультминутка

Слайд 7.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки. А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

5. Составление цитатного плана сказки. Слайд 8, 9.

Сегодня на уроке мы попробуем составить цитатный план, который поможет нам пересказать всю сказку.

План – это заглавие частей текста.

Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста сказки.

Стр. 196. Посмотрите, с чего начинается сказка. О чем в начале сказки хотел рассказать автор?

Найдите соответствующие строчки в тексте.

Пересказ сказки по плану.

  • «В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка».
  • «Будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже».
  • «Я у тебя в долгу не останусь».
  • «Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай».
  • «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

Рукодельница и Ленивица (сравнение двух главных героинь сказки).

В этой сказке две главных героини. Кто это?

Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице. Рисунок и описание.

Сравним их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.

Заполним таблицу. Слайд 10.

Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

Каким показан в сказке Мороз Иванович? Объяснить. Слайд 11.

(При неверном –выход слова, при верном – изменение размера.)

Итог урока. Слайд 12 - 17.

Работа над пословицами.

Собери пословицу:

  • Что посеешь… …такова и награда.
  • Какова работа… …то и пожнёшь.
  • Мало хотеть… … не жди добра.
  • Сделав худо… … надо уметь.

Во все времена ценились в людях…

  • Что больше всего понравилось и запомнилось с урока.
  • Выставление отметок.

Сказка « Мороз Иванович »

Владимир Фёдорович Одоевский


Владимир Фёдорович Одоевский

1803 – 1869


Одоевский Владимир Федорович – русский писатель, философ и музыкальный критик

  • Интерес к литературе проявился у Владимира еще в раннем детстве. Он твердо знал, что его призвание – писать. В 1882 году успешно окончил Московский университетский благородный пансион. Историками принято разделять творчество Владимира Одоевского на три периода – московский, санкт-петербургский и снова московский. Второй период творчества Одоевского начался в 1826 году.
  • В Санкт-Петербурге Владимир нашел себе супругу Ольгу Степановну Ланскую и поступил на службу в императорскую канцелярию. Он писал романтические повести, различные статьи для известных в ту пору журналов. В 1833 году он издал сборник сатирических сказок. После этого в течение более десяти лет он регулярно публиковал сказки для взрослых и детей. Период 30-40-х годов принято считать самым ярким периодом в литературной деятельность Одоевского.


Сказка « Мороз Иванович »

1841 году сборнике сказок

В. Ф. Одоевского

« Сказки дедушки Иринея » .


Эпиграф

Нам даром, без труда

ничего не даётся, -

Недаром исстари пословица ведётся”


Характеристика героев

  • Где живёт герой?
  • Какие поступки совершает?
  • Какой характер у героя?
  • Ваше отношение к герою.

Основная идея произведения

  • «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены»

Сегодня на уроке

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Твери

Урок

по теме « Владимир Фёдорович Одоевский

«Мороз Иванович» ».

Разработала:

Соловьева О. И.

г. Тверь

Тема: «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»».

Цели урока.

Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».

Учить детей делить сказку на части; давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.

Оборудование:

Интерактивная доска;

Компьютер.

Ход урока

    Организационный момент

О чем – то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка…

2. Постановка цели урока

Сегодня на уроке продолжим работать со сказкой Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям.

Слайд 2. Тема урока: « Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»».

Эпиграф

3. Проверка домашнего задания Слайд 3.

Вспомним содержание сказки. Итак, какое у Вас было домашнее задание?

Тест. Слайд 4.

Речевая разминка. Слайды 5, 6.

Вопрос по сказке. Задаёте вопросы, которые подготовили для своих одноклассников.

4. Физкультминутка

Слайд 7.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки. А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

5. Составление цитатного плана сказки. Слайд 8, 9.

Сегодня на уроке мы попробуем составить цитатный план, который поможет нам пересказать всю сказку.

    План – это заглавие частей текста.

    Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста сказки.

Стр. 196. Посмотрите, с чего начинается сказка. О чем в начале сказки хотел рассказать автор?

Найдите соответствующие строчки в тексте.

Пересказ сказки по плану.

    «В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка».

    «Будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже».

    «Я у тебя в долгу не останусь».

    «Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай».

    «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

    Рукодельница и Ленивица (сравнение двух главных героинь сказки).

В этой сказке две главных героини. Кто это?

Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице. Рисунок и описание.

Сравним их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.

Заполним таблицу. Слайд 10.

Рукодельница (какова?)

Ленивица (какова?)

трудолюбива

зла

почтительна

высокомерна

Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

Каким показан в сказке Мороз Иванович? Объяснить. Слайд 11.

(При неверном –выход слова, при верном – изменение размера.)

    Итог урока. Слайд 12 - 17.

Работа над пословицами.

Собери пословицу:

Что посеешь… …такова и награда.

Какова работа… …то и пожнёшь.

Мало хотеть… … не жди добра.

Сделав худо… … надо уметь.

Во все времена ценились в людях…

Что больше всего понравилось и запомнилось с урока.

Выставление отметок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1803 – 1869 В.Ф.Одоевский

Сказка – это устный рассказ о чем-то необычном, фантастическом, чудесном. Литературная сказка – сказка, написанная писателем или несколькими писателями.

сказка народная литературная 1. Автор – народ. 1. Автор – конкретное лицо. 2. Существует в устной форме 2. Создаётся в письменной форме 3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.(создатель может вносить изменения) 3.Внесение изменений не допускается 4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно. 5. Народная сказка ограничивается определённым жанром: Волшебная Бытовая - О животных 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Эпиграф “ Нам даром, без труда ничего не даётся, - Недаром исстари пословица ведётся ”

Характеристика героев Где живёт герой? Какие поступки совершает? Какой характер у героя? Ваше отношение к герою.

Основная идея произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены»

Сегодня на уроке Меня удивило Произвело впечатление Мне понравилось Меня восхищает Я любуюсь Мне пришлось по душе Мне запомнилось Я считаю, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки "Мороз Иванович" для постановки в начальной школе

Сценарий по сказке Одоевского "Мороз Иванович" для новогодней или иной постановки в 1-4 классах начальной школы. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе, для школьного...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама