THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1 слайд

2 слайд

Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

3 слайд

4 слайд

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

5 слайд

Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

6 слайд

Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

7 слайд

Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

8 слайд

9 слайд

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

10 слайд

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

11 слайд

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

12 слайд

Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

13 слайд

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

14 слайд

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

15 слайд

16 слайд

Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

17 слайд

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

18 слайд

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Цель: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать формированию умения анализировать текст;

Учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Развивающие:

Развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;

Развиватьумения сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Развивать умение правильно задавать вопросы

Воспитательные:

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке,

Содействовать привитию этических качеств личности - доброты, сострадания, соучастия.

Оборудование: тексты для учащихся, мультимедиа проектор, презентация к уроку, изображение парусника и паруса 2 цветов, разрезанные картинки, части кластера.

Тип урока : открытие нового знания.

Форма организации : беседа.

Используемые технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

СЛАЙД 1 (черный)

1.Организационный момент.

Ребята, обернитесь, к нам на урок пришли гости. Незнакомых людей много, но глазки втечение урока должны смотреть только на меня.

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

2.Актуализация опорных знаний.

Что вы видите? (парусный корабль)

Как осуществляется движение парусного корабля? (Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду приходилось грести вёслами. В результате технического прогресса парусники сменили корабли с мощными двигателями.)

Где мы можем увидеть такие корабли? (В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.)

Кто управляет кораблем? (капитан)

Кто работает на палубе? (матросы)

Как вы думаете, почему на доске иллюстрация предмета, связанного с морем? (сегодня на уроке будет произведение, связанное с морем)

«Коробочка с сюрпризом»

Скажите, с биографией какого писателя мы познакомились на прошлом уроке (Львом Николаевичем Толстым) .

Вспомним некоторые факты из его биографии.

Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?

Ясная Поляна в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.

5 В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.

Спорт писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

«Муравьиного братства» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве

Муравьиное братство.

    Чем интересны эти насекомые? (масса 1-2 мг, поднимает груз массой большей в 50 раз)

    Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)

    Чему человек может учиться у этих насекомых?

    А как мы можем работать? (дружно, как муравьи, заботясь друг о друге)

Мы только начинаем знакомиться с творчеством Толстого, поэтому я приготовила для вас выставку книг из школьной библиотеки, которые вы всегда можете взять и прочитать.

Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях.

3. Работа с новым материалом.

Посмотрев фрагмент видеофильма, вы сможете предположить, как называется рассказ, который мы будем читать на уроке.

СЛАЙД 2)

Как же называется произведение, с которым мы сегодня будем работать? (достать из коробочки АКУЛА)

Несколько слов об акуле скажет …

Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Часто акулы нападают на людей.

СЛАЙД 3

В соответствии с темой сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись на экране.

1) познакомиться с произведением ___________________»_______________».

2)у читься правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.

Задачи урока: познакомиться с произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение и анализировать его.

Для выполнениях поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».

СЛАЙД 4 (черный)

На каком транспорте мы отправимся в путь? (На паруснике.) (Корабль с парусами – парусник.)

Как вы считаете, когда происходили эти события? (Очень давно, когда корабли управлялись парусами с помощью ветра, 17-18 века, Петр I , Екатерина II ).

4. Словарная работа

В этом произведении нам встретятся новые слова. Объясним значения этих слов. Для этого на доске найдем словам их лексическое значение.

Сахара – пустыня в Африке

парус - надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

артиллерист – военнослужащий в огнестрельных войсках

палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна

полотно - гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань

хобот (в данном контексте) – дуло у пушки

фитиль - горящий шнур для воспламенения зарядов

ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью

5. Первичное чтение

Откройте учебник на странице.

Приступим к чтению текста.

Чтение учителем текста до слов «…Акула плыла прямо на мальчиков…»

Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

6. Беседа по прочитанному

Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).

Что вы испытали при чтении этого рассказа? (страх, отчаяние, радость)

СЛАЙД 5

Предлагаю немного отдохнуть. Поднимитесь со своих мест.

7. Физминутка (под шум моря)

Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, влево, вправо, влево. Не забудем и присесть – Раз, два, три, четыре, На счет пять – за парты сесть.

СЛАЙД 6 (черный)

8. Выборочное чтение

Проанализируем это произведение, ответив на вопросы по содержанию текста.

Какая беда случилась с мальчиками? (они чуть не были съедены страшным хищником - акулой)

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец и крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

Что означают эти слова? (Не поддаваться, постараться победить, обогнать).

Предполагал ли он, какая беда может случиться с его сынишкой? (ответы детей)

Когда отца охватил страх? (Когда на палубе закричали: «Акула»)

Почему он стал бледный и не шевелился? (сильно испугался за родного человека)

Прочитайте, что делали матросы в этот момент.

Можно сказать, что поступок матросов был отважный?

Почему у них ничего не вышло? (Они были уже близки к цели, но оставалось мало времени)

Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына).

Действительно, когда человеку очень страшно, в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод.

Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

Охарактеризуем отца мальчиков, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, находчивый, решительный, опытный.)

Почему - опытный? (потому что, несмотря на свой страх, он правильно и быстро прицелился)

А что можно сказать о мальчиках? (Они поступили беззаботно, безответственно.)

Какова идея этого рассказа? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Родные люди всегда придут на помощь. )

Чему нас научила история, описанная в рассказе? (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими , думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

Кто является настоящим главным героем рассказа? (Старый артиллерист)

Почему тогда рассказ назван “Акула”? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Поступок отца», «Поступок, продиктованный любовью».)

9. Рефлексия

СЛАЙД 7

Наш урок заканчивается. Я предлагаю самим оценить свою работу. Вернемся к задачам, поставленным вначале урока. Выполнили ли мы поставленные задачи?

СЛАЙД 8

Заполним «Лесенку успеха». Поставьте знак «плюс +» на нижней ступеньке, если вы на уроке ничего нового для себя не узнали. Поставьте знак «плюс +» на второй ступеньке, если для вас урок был полезным и интересным.

Поднимите руку, кто на уроке ничего нового не узнал.

Поднимите руку, для кого урок был полезным и интересным.

Спасибо за работу.

Сегодня хорошо работали …

10. Домашнее задание

с. 155 № 6

Урок окончен.

Cлайд 1

Cлайд 2

Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

Cлайд 3

Cлайд 4

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

Cлайд 5

Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Cлайд 6

Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

Cлайд 7

Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

Cлайд 8

Cлайд 9

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

Cлайд 10

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Cлайд 11

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Cлайд 12

Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Cлайд 13

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

Cлайд 14

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

Cлайд 15

Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста. Для этого составим таблицу: Смысловая Поведение артиллериста Черты характера

Cлайд 16

Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

Cлайд 17

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Cлайд 18

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

«Когда я слышу – я забываю , Когда я вижу – я запоминаю , Когда я делаю – я понимаю

Китайская пословица


Фамилия писателя

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й


Произведения Л.Н. Толстого

О природе

О людях, о детях

рассказы


Название рассказа

А фрика

к упался

у плыл

л юбовался

а ртиллерист


Тема урока:

Лев Николаевич Толстой «Акула»


Цель урока

1) познакомиться с творчеством ____________________ и его произведением

«_______________»;

_____________________________ и анализировать его;

3) составлять ____________ пересказа произведения.


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)


Словарная работа

ПАЛУБА - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

МАТРОС - моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

АРТИЛЛЕРИСТ - военнослужащий артиллерии.

АРТИЛЛЕРИЯ – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

ПАРУС - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

ФИТИЛЬ - жгут из мягкого материала, пропитываемый каким-нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов




1.Купальня в парусе /спокойствие

4.Выстрел / ужас

2.Мальчики в открытом море /волнение

5. Тишина / волнение, отчаяние

6.Дети спасены /радость и облегчение

3.Акула /тревога, страх


План пересказа произведения

1. Остановка корабля.

Команда: «Купаться!»

  • Купание в море .

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки

5. Спасение мальчиков .


Характеристика героя

  • сильный духом
  • мудрый
  • опытный
  • мужественный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

Групповая работа Подбор синонимов

1 группа 2 группа 3 группа

Смелый Мудрый Радость

Опытный Проворный Страх


Домашнее задание

  • Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.

2) Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду.


Итог урока

Чему мы научились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»?


Спасибо за урок!

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Школа России»)

"Л. Н. Толстой «Акула»

Работа над составлением плана пересказа произведения"

Подготовила учитель начальных классов Туровник Таисия Михайловна.

Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические функции;

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

Создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

Создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов в речи;

Способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;

Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование:

    Серия портретов русских писателей и поэтов.

    Задания на карточках для работы в группах.

    Презентация к уроку.

    Компьютер

    Мультипроектор

Ход урока .

    Организационный момент .

Учитель. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

(слайд №2).

    Проверка домашнего задания .

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

    Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

    Что такое бор? Каким тебе представляется бор?

    Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

    Почему поэт называет зелень мрачной?

    Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»

    Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой) (слайд №4).

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка , купался, уплыл, любовался, артиллерист .) (слайд №6).

У читель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

3) составлять _________ пересказа произведения

(слайд №7.)

Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

Дети. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»

Учитель . Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

    Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Рано осиротел.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (слайд №8.)

    Изучение нового материала.

    1. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

      Предварительная словарная работа

Учитель. В тексте нам встретятся такие слова:(слайд №9)

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями. ( Работа с толковым словарём С. И. Ожегова .)

Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

Сообщения учителя об акулах. (слайд № 8)

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

      Первичное чтение (используется видеоролик «Акула» под музыкальное сопровождение Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

      Проверка первичного восприятия

Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

      Чтение рассказа детьми по цепочке.

    Физкультминутка

К морюбыстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

(слайд №10)

    Закрепление нового материала.

    1. Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили описываемые события?

(У берегов Африки).

Какая была погода?

Какую команду услышали матросы?

Как мальчики оказались в открытом море?

Как они соревновались друг с другом?

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

Когда отца охватил страх?

Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?

Почему все замерли от страха?

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Почему он так повёл себя?

Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета?

(Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

(Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета?

(Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

(слайд №11)

      Характеристика главного героя

Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)

Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

Что можете сказать? Каким он был человеком?

На доске появляется характеристика героя:

    сильный духом

    мудрый

    мужественный

    опытный

    находчивый

    решительный

    смелый

    бывалый

Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

8. Работа в группах.

Учитель : Найдите синонимы к слову

    смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

    опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

    веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

    проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

    страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

    радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

    мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

    добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

    душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

(слайд №12)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

9. Домашнее задание

Даны три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду. (слайд №13)

10. Рефлексия .

Учитель. Чему мы учились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока .

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель . У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (слайд №14)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама