THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Станочник широкого профиля работает на металлообрабатываю­щем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различ­ных производств. Эта специальность возникла в связи с необходи­мостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Он обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом дета­ли, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необ­ходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. В процессе работы станочник использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлиль­ные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение “стоя”.

Вредными факторами являются высокий уровень шума и запылен­ность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

Должен знать: основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических из­мерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инстру­ментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.

Должен уметь: "читать" чертежи; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку и подналадку станков; выполнять обработку де­талей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

Профессия имеет 2-6 разряды. Для успешного освоения профессии станочниканеобходимы: фи­зическая сила, достаточная острота зрения и слуха, точное цветораз-личение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), пространственное вооб­ражение и наглядно-образное мышление.

Работане рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, сердечно-сосудистой систе­мы неблагоприятного течения; нервной системы, проявляющиеся при­ступами головокружения и потерей сознания; кожи с преимуществен­ным поражением кистей рук, а также лицам, имеющим пониженные показатели зрения и слуха.

Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезе­ровщик, шлифовщик.

СТОЛЯР

На деревообрабатывающих и других предприятиях столяр выпол­няет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели различ­ной сложности по чертежам и эскизам. Уникальность столярного дела в том, что один человек должен владеть всеми инструментами своей мастерской и различными видами деревообрабатывающих станков для того, чтобы изготовить вещь от нуля до полной ее готовности, что особенно важно при изготовлении мебели. Объем операций, которыми должен владеть столяр, достаточно велик. Он строгает вручную брусковые детали, в различных приспособлениях для сборки изделий склеивает шиты, белодеревные и фанерованные рамки, бруски с обог­ревом токами высокой частоты. Подготавливает поверхности изделий к фанерованию, зачищает и шлифует фанерованные детали и узлы, подгоняет и крепит клеем и шурупами детали к узлам и изделиям. Кроме этого, столяр подбирает, подгоняет и навешивает двери, выпол­няет работы по врезке замков, установке и креплению лицевой фурнитуры, зеркал, стеклянных дверок и полок. Наклеивает обивоч­ные материалы на изделия. Ремонтирует детали и узлы, предназначен­ные для отделки. Производит ремонт и реставрацию корпусной, решет­чатой и гнутой мебели с заменой отдельных узлов и деталей.

Пожалуй, самой сложной, но и самой интересной из всех видов столярных работ является именно изготовление и реставрация мебели.

Ведь в последнее время все больше появляется мебели, выполненной “под старину” и художественной мебели современных форм, и хотя трудоемкость исполнения таких изделий выше, их хорошее качество и высокая потребительская ценность с лихвой компенсируют большие затраты труда. Для выполнения этой работы столяр должен знать весь технологический процесс изготовления мебели и ее деталей, основные породы, свойства и пороки древесины, а также других применяющихся материалов, лаков, клеев.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Работа с деревом, материалом, всегда таящим неожиданные находки, формирует особые формы восприятия: наблюдательность, умение выделять интересные декоративные особен­ности материала. Выполняемая преимущественно в естественном тем­пе, требующая спокойствия, работа предполагает стабильность эмоци­ональной сферы, способствует развитию терпения и самоконтроля. В процессе овладения профессией формируются разнообразные двига­тельные умения и навыки, улучшается точность и координация движе­ний, глазомер.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что для столяра очень важно иметь хорошее зрение, нежелательны хронические забо­левания легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальная астма) и заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

ТОКАРЬ

Токарь - одна из наиболее широко распространенных специальнос­тей металлообработки, так как токарные станки - это самая крупная группа станков в механических цехах. Токарь - профессия, необходи­мая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профес­сии.

Токарная работа представляет собой обработку металлов и неме­таллических материалов резанием. Резанием называют последователь­ное снятие с заготовки слоев металла (стружки) при помощи режущего инструмента. Этим путем достигают заданных чертежом формы, раз­мера и качества деталей.

Токарь-универсал - высококвалифицированный рабочий-станочник. Работа его разнообразна. Он производит наружную обточку заготов­ки, придавая ей цилиндрическую, коническую или фасонную форму;

внутреннюю расточку изделия, нарезание внутренних и наружных канавок и резьб разных профилей; сверление различных отверстий, отделку изделия. При этом токарь согласно -технологии по чертежам, производя необходимые расчеты, изготовляет деталь полностью или делает частичную токарную обработку, передавая затем деталь на другие станки (фрезерный, шлифовальный, долбежный и другие). Раз­меры деталей различны: от десятых долей миллиметра до десятков метров. Поэтому применяют и маленькие настольные станочки для обработки мельчайших деталей, и станки-гиганты, обрабатывающие детали диаметром до З м, длиной до 30 м и массой до 1700 т. И на маленьких и на больших станках требуются высокая точность и чистота обработки.

Работа токаря требует не только специальных знаний, но иразви­тия определенных качеств: технического мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого внимания, уме­ния логически мыслить. При настройке станка важную роль играют глазомер, помогающий точности установки приспособлений, координа­ция движений обеих рук при управлении станком (особенность работы токаря состоит в том, что руки одновременно производят разные движения, а это требует значительной тренировки) и определенная физическая сила. Важно, чтобы у рабочего были развиты наряду с уже перечисленными качествами тонкость слуховых восприятий при кон­троле за ритмом работы станка. Значительная часть рабочего времени токаря-универсала отводит­ся контрольно-измерительным операциям. Высокие требования к точ­ности вызывают необходимость тщательных измерений. Поэтому очень важно наличие острого зрения, дающего возможность замечать мелкие различия формы. Немаловажную роль имеет цветовосприятие, так как по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения).

Должен знать: правила наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; способы установки креплений и выверки деталей; методы определения технологической последовательности об­работки и выбора оптимальных режимов резания; правила термообра­ботки, заточки, доводки и установки режущего инструмента; принципы калибрования профилей; схему установки плазменного подогрева и меры по обеспечению ее безопасной работы; правила настройки плазмотрона; свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шерохова­тости (чистоты обработки).

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье тока­ря: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому на обучение по этой специальности не допускаются лица, страдающие гипертонической болезнью, хроничес­кими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющие заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровож­дающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Станочные (фрезеровщик, ста­ночник деревообрабатывающих станков и др.) и слесарные профессии.

УЧИТЕЛЬ

Сеятель разумного, доброго, вечного - говорят об УЧИТЕЛЕ. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Учи­тель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфи­ки преподаваемого предмета, способствует формированию общей куль­туры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускорен­ным курсам в рамках государственных стандартов. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучаю­щимися уровней образования. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, са­мообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональ­ностью, убедительностью.

Должен знать: "Закон об образовании", основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач, теорию методики, психологию, возрастную физиологию, школьную ги­гиену, методику преподаваемого предмета, воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средст­ва обучения и их дидактические возможности, современные направле­ния развития образования. Готовят учителей для средней общеобразовательной школы педаго­гические училища, педагогические институты, университеты. Большин­ство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется так же в школах-интернатах, училищах, техникумах, дошкольных учрежде­ниях, учреждениях дополнительного образования.

Работане рекомендуется людям, имеющим психические расстрой­ства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем тяжелого течения, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекци­онные и кожно-венерические заболевания, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).

Должен знать: свой предмет и его педагогическую специфику, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, знать класс, группу, уровень ее знаний; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; должен пользоваться у ребят авторитетом, пользоваться их доверием и уважением, владеть методикой обучения; уметь подготовить урок, методически продумать его; уметь передать другим свои знания, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, применять полу­чаемые знания на практике; знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте.

Требования к профессиональной подготовке. Учитель работает со всем классом и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, являются профессионально важными качествами учителя. Педагоги­ческая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя правильная речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедитель­ностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Родственные специальности: воспитатель в дошкольном учрежде­нии, воспитатель группы продленного дня, репетитор, гувернер, руко­водитель частной школы.

ФЕЛЬДШЕР

В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер является помощником врача и работает непосредственно под его наблюдением. В сельской местности самостоятельно осущес­твляет стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции врача.

Профессия имеет специальности:

1) фельдшер “Скорой помощи” - работает преимущественно в учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой помощи больному. По данным осмотра ставит пред­варительный диагноз. В случае необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции: внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;

2) фельдшер-лаборант - производит забор материалов (крови, желудочного сока и др.), готовит препараты для микроскопии;

3) фельдшер военный - ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях в отсутствии врача или под его наблюдением;

4) фельдшер психоневрологических учреждений - в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними после выписки;

5) фельдшер-акушер - принимает роды, проводит патронаж бере­менных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению женской и детской смертности;

6) санитарный фельдшер - осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и т.д.

Фельдшер работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в одно-двухсменном режиме, возможны кругло­суточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Часто находится в разъездах. Труд сопряжен со значительными физически­ми нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстрен­ной помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, нахо­дящимися в различном психическом состоянии), опасностью заражения инфекционными заболеваниями.

Для эффективной работы фельдшерунеобходимы: физическая выносливость, устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, хорошая долговременная и оперативная память, способность к быст­рой оценке и принятию оперативных решений, наблюдательность, от­ветственность, аккуратность, дисциплинированность.

Требуются хорошие знания в области химии, анатомии и физио­логии человека. Необходимо знание основных симптомов заболеваний взрослых и детей, инструкций по применению медикаментов, соблюде­ние правил их учета и хранения, владение методикой и техникой ухода за больными, навыками реанимации пострадавшего, а также знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Работа фельдшера не рекомендуется людям, имеющим тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, психические заболевания, аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения (в основном для фельдшера-лаборанта), являющимся бактерио- и вирусоносителями. По специальности фельдшера-лаборанта могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, страдающие сахарным диабетом.

Медицинская сестра, препод­аватель в медицинском училище, фармацевт.

ФЕРМЕР

Фермер обеспечивает производство товарной сельскохозяйствен­ной продукции на арендованной или находящейся в частной собствен­ности земле и сельскохозяйственной технике.

Организует и выполняет широкий спектр трудовых операций. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет машинно-тракторными агрегатами. Занимает­ся селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией произ­веденной продукции. Заботится об увеличении урожайности, сохране­нии поголовья, заготовке кормов, борется с вредителями сельскохо­зяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.

Фермерские хозяйства могут специализироваться на отдельных отраслях сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве, пче­ловодстве, рыболовстве и т.п.) или быть комплексными (многоотраслевыми). Труд на растениеводческих фермах носит сезонный характер, выполняется в дневное время, позволяет шире использовать технику. Фермер-животновод занят весь год с примерно равной нагрузкой и полный рабочий день с небольшими перерывами, а иногда и в ночное время для регулярного обеспечения кормами, уборки помещений, ухода за молодняком.

Труд фермера сопряжен с риском, обусловленным “капризами” погоды, конкуренцией, колебаниями цен на технику и продукцию. Фермер должен следить за состоянием рынка, проявлять гибкость и оперативность в перепрофилировании производства. В меру необходи­мости он пользуется услугами финансовых, торговых, снабженческих, ремонтных, юридических и других вспомогательных и посреднических структур.

Работа фермера физическая и умственная одновременно, напря­женная, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Емунеоб­ходимы интерес к природе, трудолюбие, самодисциплина, предприим­чивость, практическая смекалка и сноровка.

Должензнать: основы растениеводства, животноводства, экономи­ки, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами.

Работа фермера требует достаточной физической силы, выносли­вости, крепкого здоровья, хорошего зрения и слуха. При выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выра­женный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбоф­лебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких тяжелого течения. Однако при некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на возду­хе способствует укреплению здоровья.

Близкие профессии (специальности): животновод, овощевод, трак­торист.

ФРЕЗЕРОВЩИК

Фрезеровщик работает на предприятиях машиностроения и метал­лообработки. На фрезерных станках (горизонтальных, вертикальных, копировальных, многошпиндельных, универсальных и специализирован­ных) обрабатывает детали различной сложности и назначения, ведет их плазменно-механическую обработку. По чертежам детали и техно­логической карте определяет последовательность обработки детали. Выполняет необходимые расчеты, определяет последовательность обра­ботки и режимы резания, производит наладку обслуживаемого обору­дования. С помощью измерительных инструментов проверяет соответ­ствие обработки заданным параметрам. Устанавливает детали и выве­ряет их в различных плоскостях.

Для успешного освоения профессии необходимы: зрительно-двига­тельная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, простран­ственное воображение.

Работает индивидуально в помещении. Рабочая поза - стоя, фик­сированная. Вредным фактором является высокий уровень шума.

Должен знать: правила наладки и проверки на точность обслужи­ваемых станков; особенности эксплуатации установки плазменного подогрева, меры по обеспечению ее безопасной работы; способы наладки плазмотрона; механические свойства обрабатываемых мате­риалов; способы установки, крепления, выверки обрабатываемых дета­лей; правила определения оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки и доводки фрез; систему допусков и поса­док, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).

Профессия имеет 2-6-й разряды.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье: по­вышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому эта специальностьне рекомендуется лицам, стра­дающим гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями лег­ких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющих заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: заточник, слесарь-инструментальщик, ста­ночник широкого профиля, токарь-универсал.

ЧАСОВЩИК

Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часо­вых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоя­тельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.

На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ. По возвращении отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчи­ку заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм.

В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостаю­щие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу), моеч­ные машины, электронный измеритель точности хода и другие.

Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабо­чая поза - положение “сидя”. Повышенной нагрузке подвергается зрение: работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы).

Профессия имеет 2-6 разряды.

Для успешного освоения профессиинеобходимы: хорошая осяза­тельная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, простран­ственное воображение, наглядно-образное мышление.

Должен знать: устройство часового механизма; технологию изго­товления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.

Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответ­ствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.

Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.

ШВЕЯ

Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. На швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.

Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллель­ность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производ­ственного шума. Наилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.

Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регули­рования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последо­вательность обработки деталей изделия при поточном методе.

Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.

Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, наруше­нием цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприят­ного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим гипер­тонической болезнью.

Близкие профессии (специальности); вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.

ШТУКАТУР-МАЛЯР

Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид, уют и комфорт внутренних помещений. Объем рабочих операций, выполняе­мых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает повер­хности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные шиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инстру­ментов и приспособлений. Отделывает поверхности, с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дере­во, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.

Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого коли­чества часто повторяющихся движений и требует довольно существен­ного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответ­ствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.

Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применя­емых при штукатурных работах; физико-химические свойства крася­щих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художес­твенного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.

Профессия имеет 1 -6-й разряды.

Профессия штукатура-маляратребует крепкого здоровья, вынос­ливости при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суста­вов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболева­ния сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен ни­жних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хро­нические болезни легких, некоторые виды кожных болезней.

Близкие профессии (специальности); каменщик, маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддер­жание равновесия между природоохранными мероприятиями и потреб­ностями научно-технического и экономического развития страны, ак­центирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспорти­ровки опасных веществ, приемов самозащиты граждан.

Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других мето­дов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологичес­кой опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, мас­штабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатыва­ет комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализа­ции, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.

Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологи­ческих рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координиру­ет свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, коми­тетом по химическому и биологическому оружию, органами федераль­ного надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средст­ва массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значе­ние природоохранной деятельности.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Емунеобходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, на­блюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.

Эта деятельностьпротивопоказана людям, страдающим заболева­ниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.

Требования к профессиональной подготовке: необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен прак­тический опыт в одной или нескольких указанных областях.Близкие профессии (специальности): работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учеб­ных заведениях.

Мы каждый день пользуемся продуктами труда станочника, но, как правило, их не замечаем. Представьте себе, утром вы включили свой компьютер, на работе удобно устроились на вращающемся стуле за своим столом и взяли в руки чертежные инструменты или ручку. Казалось бы, никакой связи с профессией станочника в таком обычном дне обычного человека нет. На самом деле, связь есть, и она заключается в тех деталях, из которых сделан компьютер или ручка. А кто делает все эти детали? Правильно, станочник!

В реальной жизни мы каждый день пользуемся продуктами труда станочника, но, как правило, их не замечаем. Представьте себе, утром вы включили свой компьютер, выйдя из дома, сели в машину или троллейбус, на работе удобно устроились на вращающемся стуле за своим столом и взяли в руки чертежные инструменты или ручку. Казалось бы, никакой связи с профессией станочника в таком обычном дне обычного человека нет. Но это только кажется на первый взгляд. На самом деле, связь есть, и она заключается в тех деталях, из которых сделан и компьютер, и троллейбус, и стол, и ручка. А кто делает все эти детали? Правильно, станочник!

Так что можно смело сказать, что труд станочника не просто нужен, а буквально незаменим. При этом работа такого специалиста скрыта завесой тайны, поскольку детали, как миниатюрные, так и гигантских размеров, он вытачивает в цеху, куда доступ имеют только узкий круг людей. Да и в периодических изданиях, книгах или кинофильмах специфика работы станочника практически не раскрывается. Поэтому большинство из нас только приблизительно знают, чем занимаются станочники, и каковы особенности этой профессии. Мы решили исправить "положение вещей", и познакомить вас с этой загадочной, но такой важной для развития общества профессией.

Кто такой станочник?


Специалист, который с помощью специальных станков изготавливает детали для различных механизмов из самых разных материалов (чаще всего, дерева или металла). Так как работа этого специалиста объединяет в себе деятельность других рабочих профессий (например, фрезеровщика, токаря, шлифовщика, зуборезчика и т.д.), он умеет работать на самых разных станках (фрезерном, шлифовальном, токарном и т.д.).

Название профессии восходит к индоевропейскому слову «стан», что означает «то, что стоит». Таким образом, оно напрямую отражает основной вид деятельности станочника: работа со стационарными приспособлениями разного уровня сложности. В привычном для нас виде эта профессия появилась относительно недавно - в XIX веке, когда Европа переживала времена индустриальной революции, а производство стало механизированным. Однако первыми станочниками можно считать первобытных людей, которые вытачивали из дерева или кости орудия труда и защиты. И только в ХХ веке появились автоматизированные станки, а профессия станочника получила официальный статус рабочей специальности. При этом она была разделена на несколько узких специализаций, которые зависят от материала, с которым работает специалист:

  • станочник деревообрабатывающих станков - в основном занимается тем, что сверлит отверстия под крепления деталей мебели, обрабатывает на токарном станке детали, делает заготовки для шпона и сшивает дощечки в щиты на деревообрабатывающих станках. Все, что сопровождает эти процессы также является профессиональной обязанностью станочника по деревообработке: выбор материала, его выбраковка, разработка и чтение чертежей, укладка заготовок и готовой продукции;
  • станочник металлообрабатывающих станков - включает в себя четыре специализации: токарь, фрезеровщик, сверлильщик и шлифовальщик. Такое разделение связано не только с различиями в производственной деятельности, но и с возможностями станков. Например, если токарь вытачивает детали, то фрезеровщик - обрабатывает заготовки (в том числе, прорезает полости, размером от микронов до нескольких метров). В свою очередь, сверлильщик делает сквозные отверстия разного размера и нарезает резьбу, а шлифовальщик проводит окончательную обработку металла, работая на шлифовальном станке с абразивными материалами. Помимо основных профессиональных обязанностей по работе с металлом все станочники по металлообработке должны разрабатывать и читать чертежи, выбирать материал и определять его качество, убирать после работы рабочее место;
  • станочник широко профиля - знает технологическую цепочку изготовления деталей и умеет работать практически на всех станках и другом оборудовании. Соответственно, профессиональная деятельность такого специалиста включает в себя обязанности и мастера по деревообработке, и мастера по металлообработке.

С появлением больших и сложных станков с программным управлением появилась у станочника и еще одна специализация - оператор станков с ЧПУ. Должностные обязанности такого специалиста включают в себя: ведение процессе обработки материала с пульта управления, обслуживание многоцелевых станков и манипуляторов для механической подачи заготовок, подналадка механизмов в процессе работы.

Какими личностными качествами должен обладать станочник?

Профессию станочника нельзя назвать легкой - специалист практически постоянно находится на ногах, при этом всегда в напряжении, так как обработка и дерева, и металла физически тяжелая работа. Кроме того, работа станочника предполагает точное соблюдение и соответствие изготавливаемых им деталей чертежам. Поэтому специалист должен обладать такими личностными качествами, как:


Отметим, что станочник - это еще и интеллектуальная профессия. Поэтому специалист должен уметь читать чертежи, знать математику и физику, основы химии и материаловедения, в особенности - свойства дерева или металлов, чтобы определять время, способ обработки, а также производить выбраковку некачественного материала.

Преимущества профессии станочника

В современном мире производство различных деталей и машин постоянно увеличивается и усложняется, поэтому специалисты по их изготовлению не просто востребованы, а жизненно необходимы. И это является основным преимуществом профессии станочника . Кстати, в нашей стране ситуация со станочниками приняла катастрофическое положение: старое поколение, с большим опытом работы, уходит на пенсию, а новое - мало того что еще не обладает достаточными практическими навыками, так еще и малочисленно.

Результатом сложившейся ситуации стало то, что в борьбе за высококвалифицированных специалистов работодатели готовы предложить им достойный уровень оплаты. Если еще каких-то 5-10 лет тому назад станочники получали до неприличия маленькую зарплату, то сегодня, при наличии соответствующей квалификации, они могут рассчитывать на оплату своего труда в пределах 40-60 тысяч рублей.

Ну и самое главное. Профессия станочника является яркой выраженной мужской профессией, которая накладывает на человека неизгладимый отпечаток. Именно поэтому опытные станочники убеждены, что эта работа превратит любого стеснительного молодого человека в сильного и уверенного в себе мужчину.

Недостатки профессии станочника


Недостатки профессии станочника в основном связаны с потребностью постоянно поддерживать хорошую физическую форму. При этом особенно важна способность сохранять высокую степень концентрации и точный глазомер. Если специалист не способен выдержать связанные с работой физические нагрузки, то из профессии ему лучше уйти, так как утомляемость на рабочем месте может привести к повышенному риску травматизма, и, возможно, к хронической депрессии.

Помимо этого рабочее место станочника очень сложно назвать удобными и, так как изготовление деталей подразумевает большое количество отходов производства (стружка, пыль, смазка и т.д.). Правила безопасности требуют от станочника постоянного ношения на работе спецодежды и защитных средств. И не важно, жарко в цеху или нет.

Наконец, эта профессия категорически не подходит тем, кто не хочет или не может постоянно совершенствоваться. Ведь технический прогресс не стоит на месте, и чтобы идти с ним "в ногу" станочнику приходится профессионально расти, регулярно отслеживая и изучая последние достижения науки и техники в сфере станкостроения.

Где можно получить профессию станочника?

Получить профессию станочника можно в любом профильном колледже или техникуме, осуществляющим подготовку по таким специальностям, как «Технология деревообработки» или «Технология металлообработки». Ну а если принять во внимание высокую потребность в подобных специалистах, то можно с уверенностью заявить, что подобные учебные заведения имеются в каждом российском городе. При этом особого значения выбор техникума или колледжа не имеет, поскольку уровень подготовки рабочих в России всегда был, есть и, надеемся, будет достаточно высоким.

Тем не менее, имеются и такие учебные заведения, которые можно назвать лучшими техникумами и колледжами России , специализирующимися на подготовке именно станочников. К таковым можно отнести:

  • Вологодский промышленно-технологический техникум;
  • Красноярский инструментально-металлургический техникум;
  • Нытвенский промышленно-экономический техникум;
  • Московский политехнический колледж №13 им. П.А. Овчинникова;
  • Стерлитамакский политехнический техникум.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области» «Белокалитвинский многопрофильный техникум»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме:

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – СТАНОЧНИК»

Выполнил:

студент гр. 151

Габрилян А.

Преподаватель:

Е.Н. Буянова


Цель - исследователь свои профессиональные способности и возможности для получения и профессии Станочник.

Задачи:

Познакомиться с дополнительной литературой по профессиональному самоопределению;

Изучить требования к профессии Станочник;

Изучить свои склонности и способности и соотнести их к требованиям к выбранной профессии;

Защитить проект.




История возникновения профессии

Станочниками называют людей, работающих за станками. История профессии станочника начинается в 17-18 веках.

Развитие профессии приходится на рассвет индустриальной революции середины прошлого века, когда основным инструментом для работы являлось промышленное оборудование. На сегодняшний день профессия станочника все ещё удерживает свои позиции и с успехом применяется на производстве.…






Каждое изделие – это творение человеческих рук – от космических кораблей до зубной щетки. И везде вложен труд станочника. Поэтому к этой профессии относятся с особым уважением.

Работа станочника – интересна и разнообразна. Из куска твердого металла можно выточить деталь любой формы, обработать деталь с точностью до нескольких миллиметров, сами детали могут быть огромного размера.



Значимость профессии для общества

Несмотря на то, что профессия станочника относится к разряду малоизвестных занятий, её незаменимость для общества не вызывает сомнения.

Век технического прогресса значительно снизил популярность профессии станочника, отдав первенство компьютерным технологиям. Однако, несмотря на это, промышленная сфера по-прежнему нуждается в квалифицированных специалистах, способных создать индивидуальную деталь для различного оборудования. Используя токарные, фрезерные, сверлильные или шлифовальные станки, мастер в ручном режиме следит за соблюдением всех параметров изделия и гарантирует его высокое качество.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ

Тип профессии по предмету труда : предметом труда станочника являются разнообразные машины и механизмы, поэтому профессия относится к типу «Человек – Техника».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия станочника предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением правил, нормативов, инструкций).


Область применения профессии «Станочник»

Машиностроительные предприятия различного профиля

Судоверфи

Железнодорожные депо

Строительные организации

Медицинское приборостроение

Оборонная и космическая промышленность


ДОСТОИНСТВА ПРОФЕССИИ

В современном мире производство различных деталей и машин постоянно увеличивается и усложняется, поэтому специалисты по их изготовлению не просто востребованы, а жизненно необходимы. И это является основным преимуществом профессии станочника . Кстати, в нашей стране ситуация со станочниками приняла катастрофическое положение: старое поколение, с большим опытом работы, уходит на пенсию, а новое – мало того что еще не обладает достаточными практическими навыками, так еще и малочисленно.

Результатом сложившейся ситуации стало то, что в борьбе за высококвалифицированных специалистов работодатели готовы предложить им достойный уровень оплаты. Если еще каких-то 5-10 лет тому назад станочники получали до неприличия маленькую зарплату, то сегодня, при наличии соответствующей квалификации, они могут рассчитывать на оплату своего труда в пределах 40-60 тысяч рублей.

Ну и самое главное. Профессия станочника является яркой выраженной мужской профессией, которая накладывает на человека неизгладимый отпечаток. Именно поэтому опытные станочники убеждены, что эта работа превратит любого стеснительного молодого человека в сильного и уверенного в себе мужчину.

НЕДОСТАТКИ ПРФЕССИИ

Недостатки профессии станочника в основном связаны с потребностью постоянно поддерживать хорошую физическую форму. При этом особенно важна способность сохранять высокую степень концентрации и точный глазомер. Если специалист не способен выдержать связанные с работой физические нагрузки, то из профессии ему лучше уйти, так как утомляемость на рабочем месте может привести к повышенному риску травматизма, и, возможно, к хронической депрессии.

Помимо этого рабочее место станочника очень сложно назвать удобными и, так как изготовление деталей подразумевает большое количество отходов производства (стружка, пыль, смазка и т.д.). Правила безопасности требуют от станочника постоянного ношения на работе спецодежды и защитных средств. И не важно, жарко в цеху или нет.

Наконец, эта профессия категорически не подходит тем, кто не хочет или не может постоянно совершенствоваться. Ведь технический прогресс не стоит на месте, и чтобы идти с ним "в ногу" станочнику приходится профессионально расти, регулярно отслеживая и изучая последние достижения науки и техники в сфере станкостроения.


ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТАНОЧНИКА

Профессию станочника нельзя назвать легкой – специалист практически постоянно находится на ногах, при этом всегда в напряжении, так как обработка и дерева, и металла физически тяжелая работа. Кроме того, работа станочника предполагает точное соблюдение и соответствие изготавливаемых им деталей чертежам. Поэтому специалист должен обладать такими личностными качествами, как:

внимательность;

развитое чувство пространства;

точный глазомер;

ответственность;

аккуратность;

развитая моторика рук;

наглядно-образное мышление;

отличная реакция;

организованность.

Станочник – это еще и интеллектуальная профессия. Поэтому специалист должен уметь читать чертежи, знать математику и физику, основы химии и материаловедения, в особенности – свойства дерева или металлов, чтобы определять время, способ обработки, а также производить выбраковку некачественного материала.


Профессионально важные качества станочника

физическая сила, выносливость;

суставно-мускульная чувствительность;

образная память;

линейный и объемный глазомер;

техническое мышление;

пространственное воображение;

способность к концентрации и распределению внимания;

нервно-психическая устойчивость, техническое мышление;

навыки черчения, чувство симметрии, твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор).


СТАНОЧНИЕ ДОЛЖЕН уметь:

выбирать оптимальные режимы обработки металла, используя техническую литературу и паспорт станка;

рассчитывать оптимальные режимы обработки по формулам;

выполнять установку и снятие заготовок в металлообрабатывающее оборудование;

управлять станками с ЧПУ (числовым программным управлением), а также манипуляторами для подачи заготовок к рабочему месту;

управлять работой группы станков с ЧПУ;

выполнять подналадку и корректировку работы металорежущих станков в процессе работы;

проверять качество и точность обработки;

пользоваться контрольно–измерительными приборами;

работать на всех типах станков в соответствии с квалификацией;

выполнять техническое обслуживание станочного оборудования.


СТАНОЧНИК ДОЛЖЕН знать:

Принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; назначение и условия применения наиболее распространенных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов, специального режущего инструмента; маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов; правила заточки и установки резцов и сверл; виды фрез, резцов и их основные углы; виды шлифовальных кругов и сегментов; способы правки шлифовальных кругов и условия их применения; назначение и свойства охлаждающих жидкостей и масел; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.


Медицинские противопоказания

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

заболевания конечностей, ограничивающие диапазон движений;

болезни легких;

аллергии;

нарушения слухового и зрительного анализаторов;

нарушения речи.


ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ СТАНОЧНИКА?

Получить профессию станочника можно в любом профильном колледже или техникуме, осуществляющим подготовку по таким специальностям, как «Технология деревообработки» или «Технология металлообработки». Ну а если принять во внимание высокую потребность в подобных специалистах, то можно с уверенностью заявить, что подобные учебные заведения имеются в каждом российском городе. При этом особого значения выбор техникума или колледжа не имеет, поскольку уровень подготовки рабочих в России всегда был, есть и, надеемся, будет достаточно высоким.

Для себя я выбрал (а) ГБПОУ РО «БКМТ»


Профессиональный рост станочника связан с получением дополнительного образования, повышением квалификации и разряда, расширением и усложнением видов выполняемых работ.


Родственные профессии

Заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик, станочник деревообрабатывающих станков.



В результате выполненных мною заданий я выяснил, что мои интересы и способности относятся к сфере «человек-техника» и при выборе профессии я руководствуюсь стремлением к творческой работе, интересом к новым технологиям, приобретением необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Кроме того у меня предприимчивый тип характера и я отношусь к экстравертам. А это означает, что освоить профессию Станочник широкого профиля мне будет легко.



Путь к достижению цели

Для овладения профессией Станочник я в 2015 году поступил в ГБПОУ РО «БКМТ». В результате получения образование мною достигнуты отличные результаты. Полученные знания и отработанные умения позволят мне стать высококвалифицированным работником на рынке труда


Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Станочник широкого профиля

§ 98. Станочник широкого профиля 2-го разряда

Характеристика работ . Обработка деталей на сверлильных, токарных и фрезерных станках по 12 - 14 квалитетам, на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 11 квалитету с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера. Сверление, рассверливание, зенкование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках. Нарезание резьбы диаметром свыше 2 мм и до 24 мм на проход и в упор на сверлильных станках. Нарезание наружной, внутренней треугольной резьбы метчиком или плашкой на токарных станках. Фрезерование плоских поверхностей, пазов, прорезей шипов, цилиндрических поверхностей фрезами. Установка и выверка деталей на столе станка и в приспособлениях.

Должен знать: принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; назначение и условия применения наиболее распространенных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов, специального режущего инструмента; маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов; правила заточки и установки резцов и сверл; виды фрез, резцов и их основные углы; виды шлифовальных кругов и сегментов; способы правки шлифовальных кругов и условия их применения; назначение и свойства охлаждающих жидкостей и масел; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.

Примеры работ

1. Автонормали крепежные - бесцентровое шлифование.

2. Баллоны и фитинги - токарная обработка.

3. Болты, гайки, пробки, штуцера, краны - фрезерование граней под ключ.

4. Валы длиной до 1500 мм - обдирка.

5. Вкладыши - сверление отверстий под смазку.

6. Воротки и клуппы - токарная обработка.

7. Втулки для кондукторов - токарная обработка с припуском на шлифование.

8. Гайки нормальные - зенкование отверстий.

9. Детали металлоконструкций малогабаритные - фрезерование.

10. Ключи торцовые наружные и внутренние - токарная обработка.

11. Кольца в сборе с валом - сверление отверстий под шплинты.

12. Метчики ручные и машинные - фрезерование стружечных канавок.

13. Оси, оправки - бесцентровое шлифование.

14. Петли - фрезерование шарниров.

15. Пробки, шпильки - токарная обработка.

16. Прокладки - фрезерование торцов и скосов.

17. Ролики подшипников всех типов и размеров - предварительное шлифование торцов.

18. Скользуны боковые тележек подвижного состава - фрезерование.

19. Ступицы коленчатого вала - протягивание шпоночной канавки.

20. Угольники установочные - шлифование.

21. Фрезы и сверла с коническим хвостом - фрезерование лопаток.

22. Шланги и рукава воздушные тормозные - обдирка верхнего слоя резины.

23. Штифты цилиндрические - бесцентровое шлифование.

§ 99. Станочник широкого профиля 3-го разряда

Характеристика работ . Обработка деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных и шпоночных станках по 8 - 11 квалитетам и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 8 - 10 квалитетам. Нарезание резьбы диаметром до 2 мм и свыше 24 до 42 мм на проход и в упор на сверлильных станках. Нарезание наружной и внутренней однозаходной треугольной, прямоугольной и трапецеидальной резьбы резцом, многорезцовыми головками. Фрезерование прямоугольных и радиусных наружных и внутренних поверхностей, уступов, пазов, канавок, однозаходных резьб, спиралей, зубьев шестерен и зубчатых реек. Установка сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору. Подналадка сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков. Управление подъемно-транспортным оборудованием с пола. Строповка и увязка грузов для подъема, перемещения, установки и складирования.

Должен знать: устройство, правила подналадки и проверки на точность сверлильных, токарных, фрезерных, копировально-шпоночно-фрезерных и шлифовальных станков различных типов; устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений; геометрию, правила заточки и установки специального режущего инструмента; элементы и виды резьб; характеристики шлифовальных кругов и сегментов; влияние температуры на размеры деталей; форму и расположение поверхностей; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; основные свойства обрабатываемых материалов.

Примеры работ

1. Башмаки тормозные, балочки, подвески тяговых электродвигателей, буксы - фрезерование.

2. Валы длиной свыше 1500 мм - обдирка.

3. Валы, оси - сверление косых смазочных отверстий.

4. Вкладыши - шлифование круглое наружное на оправке.

5. Втулки переходные с конусом Морзе - токарная обработка.

6. Звездочки, рейки зубчатые - фрезерование под шлифование.

7. Зенкеры и фрезы со вставными режущими элементами - токарная обработка.

8. Зенковки конусные - шлифование конуса и режущей части.

9. Калибры плоские - фрезерование рабочей мерительной части.

10. Кольца поршневые - разрезка, фрезерование замка.

11. Корпуса фильтров - сверление отверстий во фланцах.

12. Ножи для гильотинных ножниц - шлифование плоских поверхностей.

13. Патроны сверлильные - токарная обработка.

14. Пуансоны и матрицы - токарная обработка и шлифование плоскости и контура.

15. Развертки цилиндрические и конические - шлифование хвостовой части.

16. Резцы - фрезерование поверхностей передней и задней граней.

17. Рукоятки фигурные - токарная обработка.

18. Стержни - токарная обработка с нарезанием резьбы.

19. Центры токарные - точение под шлифование.

20. Шарошки сферические и угловые - фрезерование.

21. Шатуны двигателей - фрезерование масляных прорезей.

22. Шестерни - сверление и развертывание отверстий.

23. Штампы - сверление отверстий под направляющие колонки.

§ 100. Станочник широкого профиля 4-го разряда

Характеристика работ . Обработка деталей на токарных и фрезерных станках по 7 - 10 квалитетам, на сверлильных станках по 6 - 9 квалитетам и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 7 - 8 квалитетам, с применением различных режущих инструментов и универсальных приспособлений. Нарезание резьбы диаметром свыше 42 мм на сверлильных станках; нарезание двухзаходной наружной и внутренней резьбы, резьбы треугольного, прямоугольного, полукруглого профиля, упорной и трапецеидальных резьбы на токарных станках. Фрезерование открытых и полуоткрытых поверхностей различных конфигураций и сопряжений, резьбы, спиралей, зубьев, зубчатых колес и реек. Шлифование и нарезание рифлений на поверхности бочки валков на шлифовально-рифельных станках. Установка крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях. Наладка обслуживаемых станков.

Должен знать: устройство, кинематические схемы, правила проверки на точность и наладки обслуживаемых станков; конструктивные особенности и правила применения универсальных и специальных приспособлений; устройство контрольно-измерительных инструментов и приборов; геометрию, правила термообработки, заточки, доводки, установки; маркировку и основные свойства материалов специального режущего инструмента; виды абразивных инструментов; требования по электротехнике; правила проверки шлифовальных кругов на прочность; квалитеты и параметры шероховатости.

Примеры работ

1. Бабки задние - окончательная расточка отверстий.

2. Балансиры рессорные - фрезерование.

3. Баллоны - токарная обработка.

4. Вальцовки - шлифование конуса и шейки.

5. Валы паровых турбин - предварительная обработка.

6. Валки холодной прокатки - фрезерование конусообразных шлицев по шаблону.

7. Венцы червячные многозаходные - фрезерование.

8. Винты ходовые - токарная обработка с нарезанном резьбы.

9. Детали станков - фрезерование шпоночных пазов.

10. Диски для универсальных патронов металлообрабатывающих станков - токарная обработка с нарезанном спирали.

11. Каретки, станины, мостики, суппорты станков - предварительное шлифование.

12. Корпуса передних бабок станков и редукторов - сверление, зенкование и развертывание отверстий.

13. Лопатки паровых и газовых турбин - окончательное фрезерование хвостиков грибовидных, Т-образного и зубчатого профиля.

14. Муфты включения мощных дизелей - нарезание перекрещивающихся канавок.

15. Обтекатели и кронштейны гребных винтов пластмассовые - фрезерование.

16. Оправки трубопрокатных станов - шлифование.

17. Призмы проверочные - шлифование.

18. Протяжки круглые - токарная обработка.

19. Роторы и якоря электродвигателей - токарная обработка.

20. Фартуки токарных и других станков - сверление и развертывание отверстий.

21. Шейки и бочки валков всех станов - обдирка и отделка.

§ 101. Станочник широкого профиля 5-го разряда

Характеристика работ . Обработка деталей на токарных и фрезерных станках по 6 - 7 квалитетам, на сверлильных станках по 6 квалитету и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 6 квалитету при помощи различных приспособлений и точной выверки в нескольких плоскостях. Сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов. Нарезание всевозможных резьб и спиралей на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов. Фрезерование сложных крупногабаритных деталей и узлов на уникальном оборудовании. Шлифование и доводка наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами. Шлифование электрокорунда.

Должен знать: конструктивные особенности и правила проверки на точность обслуживаемых станков различной конструкции, универсальных и специальных приспособлений; способы установки и выверки деталей; геометрию, правила заточки, доводки всех видов режущего инструмента; конструктивные особенности и правила применения различных универсальных и специальных приспособлений; устройство контрольно-измерительных инструментов и приборов; основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы; основные принципы калибровки сложных профилей; правила определения наивыгоднейшего режима шлифования в зависимости от материала, формы изделия и марки шлифовальных станков.

Примеры работ

1. Валы паровых и водяных турбин большой мощности - шлифование с доводкой.

2. Валы распределительные дизелей длиной свыше 1000 до 6000 мм - окончательная обработка.

3. Винты и гайки с многозаходной трапецеидальной резьбой - обтачивание и нарезание резьбы.

4. Инжекторы водяные и паровые - токарная обработка.

5. Каретки токарных станков - окончательное фрезерование по профилю.

6. Картер сцепления - фрезерование плоскостей, сверление и растачивание отверстий.

7. Кулисы кузнечно-прессового оборудования - токарная обработка.

8. Лимбы цилиндрические и конические - фрезерование.

9. Муфты многокулачковые со спиральными кулачками - фрезерование впадин и скосов.

10. Патрубки паровых турбин - сверление и развертывание отверстий двух половин в сборе.

11. Ползуны - фрезерование плоскостей и "ласточкина хвоста".

12. Пресс-формы многоместные - шлифование.

13. Роторы цельнокованные паровых турбин - предварительная обработка.

14. Роторы турбогенераторов мощностью до 30000 кВт - фрезерование пазов под обмотку на роторно-фрезерных станках.

15. Секторы компаундных штампов - фрезерование по контуру.

16. Станины различных сложных станков больших габаритов - сверление, зенкование, развертывание отверстий.

17. Статоры турбогенераторов с водородным и форсированным охлаждением мощностью до 30000 кВт - фрезерование пазов, растачивание отверстий и шлифование шеек.

18. Фрезы червячные шлицевые с криволинейным профилем - шлифование профильное зубьев.

19. Цилиндры компрессоров - токарная обработка.

20. Цилиндры паровых турбин - сверление и развертывание отверстий горизонтальных и вертикальных разъемов.

21. Червяки многозаходные - окончательное нарезание резьбы.

22. Шатуны - токарная обработка.

23. Эксцентрики со сложными лекальными кривыми - фрезерование по контуру по разметке.

24. Эталоны хвоста лопаток паровых турбин - шлифование хвостовой части и уклонов.

§ 102. Станочник широкого профиля 6-го разряда

Характеристика работ . Обработка деталей на токарных и фрезерных станках сложных, экспериментальных и дорогостоящих деталей и инструмента по 6 - 7 квалитетам и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 1 - 5 квалитетам. Нарезание многозаходных резьб сложного профиля любого модуля и шага. Фрезерование сложных крупногабаритных деталей, узлов, тонкостенных длинных деталей, подверженных короблению и деформации, на уникальных фрезерных станках. Шлифование и доводка наружных и внутренних сопрягаемых поверхностей сложной конфигурации с труднодоступными для обработки и измерений местами, требующих нескольких перестановок и точной выверки с применением оптических приборов.

Должен знать: конструкцию и правила проверки на точность обслуживаемых станков; способы установки, крепления и выверки сложных деталей и инструмента и методы определения последовательности обработки; устройство, геометрию и правила термообработки, заточки и доводки всех видов режущего инструмента; правила определения наивыгоднейших режимов резания по справочникам и паспорту станка; основные принципы калибрования сложных профилей; правила и способы правки шлифовальных кругов для обработки сложных профилей; способы достижения установленных квалитетов и параметров шероховатости.

Примеры работ

1. Валки калибровочного стана - полная токарная обработка.

2. Валки универсальных клетей для прокатки облегченных профилей - полная токарная обработка.

3. Валы распределительные дизелей длиной свыше 6000 мм - окончательная обработка.

4. Валы разгонные - нарезание восьмизаходных резьб с нарастающим шагом.

5. Валы паровых турбин высокого и низкого давления - чистовая обработка под шлифование и нарезание резьбы или обтачивание конусов по муфтам.

6. Колеса зубчатые измерительные для шестерен - шлифование профильное зуба.

7. Копиры сложной конфигурации, копирные барабаны - фрезерование по контуру.

8. Корпуса, рамки, основания высокочувствительных навигационных приборов - фрезерование.

9. Матрицы, вставки и пуансоны сложной конфигурации с утопленными радиусами и многогнездные - фрезерование.

10. Накатки для профильного шлифования - шлифование профильное.

11. Протяжки эвольвентные, острошлицевые и шлицевые прямоточные - шлифование профильное.

12. Резцы фасонные с профилем сложной конфигурации - изготовление.

13. Роторы турбогенераторов мощностью 30000 кВт и выше - фрезерование пазов под обмотку на роторно-фрезерных станках.

14. Статоры турбогенераторов с водородным и форсированным охлаждением мощностью 30000 кВт и выше - фрезерование пазов, растачивание отверстий и шлифование шеек.

15. Червяки многозаходные - шлифование.

Это профессия прошлого и будущего,без которой не существует практически не одна область деятельности человека. Станочник (металлообработка) .

История возникновения профессии X в. – мастера ремесленники изготовляли оружия, предметы домашнего обихода; XII в. – русские оружейники применяли сверлильные и токарные уст-ва с ручным приводом и вращательным движением инструмента; XIV- XVI вв. – пользовались токарными и сверлильными станками с вращательным движением от водяной мельницы; XVI в. – русский механик и изобретатель А. К. Нартов создал механический суппорт, который перемещался вдоль обрабатываемой детали.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Изобретатель А.К. Нартов создал винторезный, зуборезный и пилонасекальнный станки; Солдат Я.Т. Батищев построил станки для одновременного сверления 24 ружейных стволов; Русский учёный Ломоносов построил лоботокарные, сферотокарные и шлифовальные станки; Русский механик И.П. Кулибин создал станки для изготовления зубчатых колёс часовых механизмов; С конца XX в. (70-80гг.) – возникла элитная рабочая профессия СТАНОЧНИК широкого профиля и оператор станков с ЧПУ.

Области применения профессии станочника Машиностроительные предприятия различного профиля; Судоверфи; Железнодорожные депо; Строительные организации; Медицинское приборостроения; Оборонная и космическая промышленность.

Достоинства профессии: Профессия СТАНОЧНИК широкого профиля, оператор станков с ЧПУ является одной из ведущих на каждом машиностроительном предприятии; Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей, изготовленных из современных металлов и сплавов; На станках обрабатываются детали: - гребных валов атомоходов; - детали космических кораблей; - детали коробок передач автомобилей; - детали самых чувствительных медицинских приборов и другие ответственные детали….

Основные требования к профессии. Навыки работы на различных станках; Навыки настройки и выбора оптимального режима работы; Иметь навыки обслуживания и устранения неполадок; Контролировать качество обработки деталей; Соблюдать правила охраны труда и организации рабочего места.

Станочник должен уметь: Технически грамотно читать рабочие чертежи; Выполнять математические расчёты;

Станочник должен уметь: В совершенстве владеть навыками использования современных информационных компьютерных технологий для работы на станках с ЧПУ;

Фрезерный станок

Токарно –винторезный станок

Шлифовальный станок

Условия работы и организация рабочего места станочника. Современная зона обработки на станках оформляется с учётом обеспечения наименьших затрат физических сил и нервных усилий человека; Рабочее место станочника должно отвечать требованиям охраны труда.

Смежные профессии: На базе профессии «Станочник широкого профиля, оператор станков с ЧПУ» возможно освоение нескольких смежных профессий: Наладчик станков с ЧПУ и обрабатывающих центров; Контролёр ОТК; Слесарь – ремонтник промышленного оборудования; Заточник режущего инструмента;

Перспективы профессии: Знания и умения управлять сложными механическими и автоматизированными системами является хорошей основой для: дальнейшего повышения образовательного уровня вплоть до высшего; формирования управленческих; возможность карьерного роста; постоянная востребованность работы и высокая оплата труда.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама