THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ноябрь 17, 2011

Развитие спорта в последние десятилетия породило еще одну значимую проблему, без эффективного решения которой добиться честной конкуренции в соревновательной деятельности не представляется возможным. Эта проблема заключается в применении допинговых препаратов и методов, которые, с одной стороны, оказывают негативное влияние на организм спортсмена, с другой – ставят под сомнение честность и справедливость спортивной борьбы, а, стало быть, и результат соревнования.

Как показала многолетняя соревновательная практика, решить проблему допинга силами отдельных спортивных организаций и федераций нельзя; здесь нужны объединенные усилия всего международного спортивного сообщества, требуется правовая база и особые контрольные органы с определенными правами и полномочиями.

Для обоснования этого положения обратимся к фактам. Допингом, как средством увеличения мощности и выносливости организма, спортсмены пользовались с глубокой древности. Античные греческие атлеты, как известно, использовали специальные добавки к пище и микстуры для стимулирования мышечной и мозговой активности. Стрихнин, кофеин, кокаин и алкоголь часто использовались велосипедистами и марафонцами в XIX столетии. Томас Хикс бежал к победе на Олимпийском марафоне 1904 г. в Сент-Луисе, принимая по ходу трассы смесь из сырых яиц, стрихнина и бренди. В тот же период обычным стало применение допинга для скаковых лошадей. Стремясь одержать победу любой ценой и получить крупные суммы на ипподромных тотализаторах, владельцы лошадей и жокеи добавляли в пищу и кровь скакунов стимулирующие вещества, стараясь повысить скорость их бега.

К началу 1920-х гг. допинг стал быстро распространяться в среде спортсменов и уже тогда отдельные органы управления спортом стали осознавать необходимость правового регулирования этого процесса. В 1928 г. Международная любительская федерация (IAAF) впервые выступила с инициативой запрещения допинга в виде стимулирующих веществ. Многие федерации последовали примеру IAAF, однако эти ограничения оказались малопродуктивными в связи с тем, что не было выработано механизма отбора проб и проведения допинг-контроля.

Тем временем проблема допинга в спортивной среде все более обострялась. В 1930-х годах были синтезированы первые искусственные гормоны, которые открыли возможность управлять обменом веществ в организме человека. Часть спортсменов и тренеров стала экспериментировать с гормонами, пытаясь с их помощью увеличить мышечную массу, силу и выносливость. Несовершенство первых препаратов и методик привело к тому, что многие спортсмены, применявшие допинг, подорвали свое здоровье. Не обошлось и без летальных исходов. Так, на Олимпиаде 1960 г. в Риме прямо на трассе скончался датский велогонщик Нуд Энемарк Йенсен, в крови которого были впоследствии обнаружены следы амфитамина. Спустя семь лет трагический случай со смертельным исходом на трассе повторился. На этот раз жертвой допинга стал велосипедист Том Симпсон, который скончался в ходе гонки Тур де Франс.

Тяжелые последствия применения допинга активизировали работу многих авторитетных спортивных организаций по выработке тестов и процедур допинг-контроля. В 1966 г. Союз велосипедистов (UCI) и Международная федерация футбола (FIFA) первыми среди прочих федераций стали осуществлять допинг-контроль на мировых чемпионатах. А в следующем, 1967 году, Международный Олимпийский комитет образовывает Медицинскую комиссию и публикует первый список запрещенных препаратов. Впервые допинг-контроль стал проводиться на Зимних Олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мексике в 1968 г.

Большинство Международных спортивных федераций стало осуществлять допинг-контроль к 1970-м годам. Использование анаболических стероидов становилось к тому времени все более распространенным явлением, так как отсутствовали методы надежного обнаружения этих веществ в организме спортсменов. Достоверный метод идентификации стероидов был представлен в МОК в 1974 г., а в 1976 г. МОК внес анаболические стероиды в список запрещенных препаратов. Это повлекло за собой волну громких скандалов и дисквалификаций, так как выяснилось, что многие именитые спортсмены регулярно пользовались анаболическими стероидами. Особенно это было характерно для метателей ядра и тяжелоатлетов. Однако не оставались в стороне и представители других видов спорта.

Наиболее известный случай применения стероидов касается спринтера Бена Джонсона, победившего на 100-метровой дистанции на Олимпиаде в Сеуле (1988 г.) с рекордным временем – 9,79 секунды. Проба, взятая у Джонсона, дала положительный результат – в крови атлета был обнаружен станозол – препарат, относящийся к классу анаболических стероидов. В результате Джонсон был дисквалифицирован и лишен титула чемпиона.

По мере того, как борьба с применением анаболических стероидов принимала все больший размах, поиск возможных допингов стал перемещаться в новое русло. Для повышения мощности организма спортсменами стали применяться трансфузии , то есть переливания собственной крови с повышенным содержанием в ней гемоглобина. Атлетами было замечено, что при тренировках на высокогорье, в условиях дефицита атмосферного кислорода, организм вырабатывает больше гемоглобина, с помощью которого транспортируется кислород. Если забрать у спортсмена определенное количество крови с высоким содержанием гемоглобина и ввести ему непосредственно перед соревнованиями «обогащенную» кровь, то мощность организма возрастает. Работа по разработке методов обнаружения трансфузий заняла несколько лет. МОК запретил допинги крови в 1986 г.

Однако изобретатели допингов не унывали. Для увеличения в крови гемоглобина был применен препарат эритропоэтин, обнаружить который в организме достоверными методами долго не удавалось. И несмотря на то, что эритропоэтин был запрещен МОК в 1990 г., надежно выявлять его наличие комбинацией анализа крови и мочи эксперты научились лишь в 2000 г.

Как видно из приведенной хронологии и фактов, борьба с допингом в профессиональном спорте напоминает игру в кошки-мышки, и в этой игре практически всегда на шаг впереди производители и потребители допинга. Официальные инстанции выступают в роли догоняющей стороны, причем далеко не всегда успешно. И тому есть целый ряд объективных причин:

  1. Допинг рассматривается как правонарушение только в спорте, в гражданском и уголовном праве это деяние таковым не является (за исключением Италии. В 2016 году В. Путин подписал поправку к Закону «О физической культуре и спорту», по которой лица, склоняющие атлетов к допингу несут уголовную ответственность). Соответственно, мировому спортивному сообществу необходимо было создать и постоянно совершенствовать собственную правовую базу в области допинга, которая бы не противоречила общегражданскому законодательству как отдельных государств, так и международному праву;
  2. Осуществлять постоянный допинг-контроль – дело весьма дорогое и технически сложное. Более того, на повестке сегодняшнего дня – применение генного допинга и нанотехнологий в спорте, тестирование которых может потребовать огромных затрат. Допинг-лабораториям постоянно требуются значительные финансовые средства на научные исследования и содержание квалифицированного персонала;
  3. Современные допинги быстро выводятся из организма, поэтому обнаружить их можно лишь в определенные короткие промежутки времени (а такие методы, как электростимуляция головного мозга, вообще невозможно). Для этого проверяющим нужно: а) иметь доступ к спортсменам в любое время; б) иметь их согласие на взятие пробы; в) иметь соответствующий оперативный персонал для этой цели с необходимыми навыками и знаниями, так как некоторые спортсмены используют различные фальсификации и подтасовки;
  4. Как показала практика, даже 100%-ное доказательство наличия в организме спортсмена допинга не исключает конфликтов и споров. Не прошедшие допинг-контроль спортсмены заявляют, что о допинге им ничего не известно; возможно им добавили в пищу ли напитки запрещенные препараты конкуренты, соперники или какие-либо третьи лица. Иными словами, для установления истины необходимо проводить следственные действия. А это уже прерогатива компетентных органов.

Таким образом, для мирового спортивного сообщества к концу ХХ столетия стало очевидным, что без создания единой мощной организации с надлежащими ресурсами и персоналом, борьба с допингом будет неэффективной. Понимание этого факта привело к созданию 10 ноября 1999 г. Всемирного Антидопингового агентства (WADA), которое возглавил Ричард Паунд.

Основными целями WADA являются:

  • Проведения необъявленного допинг-контроля внесоревновательным методом среди спортсменов (путем случайной или иной выборки);
  • Контроль за соблюдением Антидопингового кодекса всеми присоединившимися к нему сторонами;
  • Финансирование научных исследований в сфере обнаружения новых методов допинга;
  • Надзор за выполнением антидопинговых программ на главных спортивных соревнованиях;
  • Обучение спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров по специально разработанным антидопинговым программам;
  • Создание Национальных Антидопинговых агентств (NAPO).

Организационно-управленческая структура WADA включает в себя Правление, Исполнительный комитет и три консультативных комитета (Комитет по этике и образованию, Административно-финансовый комитет, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – см. рис.1).

Руководит повседневной деятельностью WADA Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входят Председатель, вице-председатель и 9 членов. Председатель Агентства избирается на 3 года путем тайного голосования.

Рабочие комитеты в составе WADA действуют как консультативные органы. Они вырабатывают рекомендации по практической реализации программ WADA. Административно-финансовый комитет имеет в своем составе 6 членов и 2 наблюдателей, Комитет по этике и образованию – 12 членов, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – 33 члена.

В первые два года своего существования WADA получало финансирование по линии Олимпийского Движения в размере 25 млн. долл. в год. Начиная с 2002 г. финансирование WADA осуществляется совместно МОК и правительственными структурами, заинтересованными в предотвращении распространения и применения допинга. Правление WADA специальный пятилетний стратегический план, согласно которому к 2005 г. половину денежных средств для финансирования WADA будут вносить правительства заинтересованных стран.

Активно участвует в программах Антидопингового агентства и российское правительство, которое приняло решение о выделении необходимых сумм на финансирование WADA. Соответствующее постановление Правительства РФ за №1 под названием «Об участии Российской Федерации в деятельности Всемирного Антидопингового агентства» было подписано 4 января 2003 г. Согласно этому постановлению Министерству финансов РФ предписывается при формировании ежегодного бюджета страны предусматривать по разделу «Международная деятельность» ассигнования для уплаты взносов РФ в бюджет WADA по шкале взносов, установленной для государств-членов Совета Европы.

Как видим, Россия активно включилась в работу по противодействию допингу и содействию деятельности WADA. Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в целом и физкультурно-спортивной отраслью в частности, российской стороной все-таки изыскиваются необходимые средства на финансирование WADA и создание общероссийской системы антидопинговых исследований и контроля.

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 сентября 2018 года Всемирное антидопинговое агентство (WADA) подтвердило восстановление статуса Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Соответствующее решение было принято на заседании исполкома WADA в четверг. По данным ТАСС, за восстановление РУСАДА проголосовали девять из 12 членов исполкома, двое - против, один - воздержался.

РУСАДА - независимая организация, осуществляющая комплекс мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений антидопинговых правил на территории Российской Федерации. Основными направлениями деятельности РУСАДА являются мероприятия допинг-контроля, реализация информационно-образовательных программ, пропаганда здорового и честного спорта, сотрудничество на национальном и международном уровнях.

История

Независимая национальная антидопинговая организация "РУСАДА" была создана в январе 2008 года по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ в соответствии с Кодексом Всемирного антидопингового агентства и Международной конвенцией о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19 октября 2005 года и ратифицированной Россией 26 декабря 2006 года.

В мае 2008 года агентство РУСАДА было признано WADA как национальная антидопинговая организация и внесено в реестр антидопинговых организаций. 1 мая 2008 года РУСАДА начало сбор и транспортировку допинг-проб.

В 2009 году из WADA было получено официальное подтверждение соответствия национальных антидопинговых правил, разработанных РУСАДА, Всемирному антидопинговому кодексу. В том же году РУСАДА перевело на русский язык и легализовало переводы основных антидопинговых документов, а также приступило к реализации цикла образовательных программ.

В 2009 году РУСАДА вступило в Ассоциацию национальных антидопинговых организаций.

9 ноября 2015 года независимая комиссия WADA опубликовала доклад по результатам расследования, касающегося допинга в российской легкой атлетике. 19 ноября 2015 года совет учредителей WADA на основании рекомендаций из доклада независимой комиссии принял решение о несоответствии РУСАДА Всемирному антидопинговому кодексу, после чего Российское антидопинговое агентство временно приостановило свою деятельность по основным направлениям, в том числе по отбору и обработке результатов проб.

27 июня 2017 года WADA допустило РУСАДА к тестированию и планированию допинг-тестов под наблюдением Британского антидопингового агентства, сняв часть санкций, наложенных в ноябре 2015 года.

Руководство

В состав учредителей РУСАДА изначально входили Министерство спорта, Олимпийский комитет России (ОКР), Паралимпийский комитет России (ПКР), Российский государственный медицинский университет, Российская академия образования, Общероссийская общественная организация "Лига здоровья нации". В ходе выполнения требований WADA по восстановлению членства Российского антидопингового агентства состав учредителей был сокращен, в нем остались только ОКР и ПКР.

ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство, англ. World Anti - Doping Agency - WADA , фр. Agence mondiale anti-dopage - AMA ) - независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК).

ВАДА была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария для координации борьбы с применением допинга в спорте.

В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада.

Текущий председатель организации - бывший министр финансов Австралии Джон Фейхи .

Первоначально ВАДА получала финансирование от МОК, но сейчас МОК финансирует ВАДА лишь наполовину. Остальное финансирование ВАДА получает от правительств стран мира.

Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс , последняя редакция вступила в силу с 2009 года. Борьба с допингом регламентируется так называемыми Международными стандартами:

Для тестирования, для лабораторий, для терапевтических исключений и Запрещенный список.

ВСЕМИРНОЕ АНТИДОПИНГОВОЕ АГЕНТСТВО - ВАДА (World Antidoping Agency - WADA).

Борьба с применением допинга в спорте, которую МОК вместе с международными федерациями по видам спорта вел во второй половине XX века, серьезных результатов не принесла. Напротив, за этот период список запрещенных препаратов и методов увеличился многократно.

Применение допингов проникло в детский, юношеский и массовый спорт. Учитывая трудности и препятствия, с которыми сталкивалось мировое антидопинговое движение (а, следовательно, и недостаточную эффективность самого антидопингового контроля на международном и национальных уровнях.

Высший орган ВАДА - совет учредителей. Из 36 его членов 18 представляют олимпийское движение (МОК, континентальные и национальные олимпийские комитеты, международные спортивные федерации). Остальные 18 мест предоставлены представителям правительств стран-участниц.

Устав ВАДА позволяет этой организации активно влиять на ход допинг-контроля на ответственных соревнованиях: определять процедуру забора проб, список запрещенных препаратов, стандарты проведения анализов, аккредитацию антидопинговых лабораторий, проведение научно-исследовательских, информационных и образовательных программ.

В своей деятельности ВАДА делает основной акцент на допинг-контроль, научные исследования, образование, содействие принятию всемирного кодекса против применения допинга и помощь в разработке соответствующих национальных законов.

Процедура прохождения Допинг–Контроля (по материалам Всемирного Антидопингового Агентства вада) Процедура прохождения контроля за допингом

Следующее шаги применяются во всех процедурах допинг-контроля:

  1. Выбор спортсмена

Вы можете быть отобраны для того, чтобы пройти контроль на соревнованиях, тренировочных сборах, в вашем доме, или в любом другом местоположении в течение года с уведомлением, или без него. Как правило, спортсмен отбирается для тестирования в соревновании в результате занятого высокого места, или методом случайного выбора .

  1. Уведомление спортсмена

Вас всегда уведомят о проведении личного допинг-контроля. Сотрудник проводящий контроль (DCO) сообщит вам о том, что для контроля выбрали вас, и огласят требование предоставить под контролем образец мочи. Вам также сообщат о ваших правах и обязанностях относительно допинг-контроля, включая ответственность оставаться в пределах обозначенной зоны на виду у сотрудников, проводящих Контроль до завершения процедуры процесса сбора мочи. После того, как вы поймете свои права и обязанности вы должны будите подписать специальное соглашение о согласии на допинг-контроль.

Исполнительный комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) на заседании, которое проходит на Сейшельских островах, принял решение признать Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) соответствующим кодексу WADA.

"Сегодня исполком подавляющим большинством голосов постановил признать РУСАДА соответствующим кодексу WADA по рекомендации комитета по соответствию и при соблюдении строгих условий. Это решение предусматривает четкую временную шкалу, в течение которой WADA должен быть предоставлен доступ к образцам допинг-проб московской антидопинговой лаборатории и к ее базе данных. Если сроки будут сорваны, то исполком вновь признает РУСАДА несоответствующим кодексу", - цитирует главу WADA Крейга Риди Twitter организации.

Ранее комитет WADA по соответствию (CRC) рекомендовал исполкому восстановить РУСАДА в правах, большинство членов комитета устроили предложенные Россией варианты решения двух оставшихся пунктов дорожной карты по восстановлению РУСАДА.

Первый касался признания РФ выводов комиссии Ричарда Макларена о государственной поддержке допинга в стране в период с 2011 по 2015 год, второй - предоставления доступа для офицеров WADA в московскую антидопинговую лабораторию.

Накануне CRC поддержала и комиссия спортсменов Международного олимпийского комитета (МОК).

Против реабилитации высказывались антидопинговые агентства 13 стран , аналогичную позицию занял и бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. Противники восстановления РУСАДА напоминали, что Россия до сих пор фактически не выполнила ключевые условия.

Как и ожидалось, WADA в качестве компромисса пошло на целый ряд изменений в формулировках выдвинутых условий.

В частности, Министерству спорта РФ предлагается в признать не доклад Макларена, а доклад комиссии МОК под руководством Самуэля Шмида, который занимался расследованием ситуации с допинг-пробами на Играх 2014 года в Сочи. В нем утверждается, что в допинговых махинациях участвовали некоторые сотрудники российского ведомства, не связанные "государственным заговором".

Также WADA предложило обеспечить доступ только к небольшому количеству допинг-проб из московской лаборатории, которые вызывают подозрение у международной организации.

По данным ТАСС, стороны сошлись на том, что Россия признала нарушения со стороны отдельных ведомственных лиц и согласилась привлечь к работе с базой данных лаборатории независимого эксперта, которого рекомендует WADA. Исполком должен обозначить конкретные сроки выполнения договоренностей, нарушение которых повлечет за собой повторные санкции в отношении РУСАДА.

РУСАДА было признано несоответствующим кодексу WADA в ноябре 2015 года и его реабилитация является ключевым вопросом в урегулировании последствий грандиозного допингового скандала вокруг российского спорта. С тех пор вопрос восстановления агентства в правах рассматривался неоднократно , но неизменно отклонялся из-за отсутствия прогресса в выполнении вышеуказанных критериев.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама