THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Итак, у вас есть отпечатки ваших фотографий и вы хотите их экспонировать, то есть показывать, это может быть как выставка так и просто домашняя стена. Какое оформление выбрать для ваших фотографий, это конечно дело вкуса и конечно, финансовых возможностей, так как вариантов оформления достаточно много, и особых правил нет, за исключением оформления фотографии для музея, там могут быть достаточно жесткие требования к картону и другим материалам чтобы обеспечить максимальную сохранность отпечатка.

Итак, у вас есть отпечатки ваших и вы хотите их экспонировать, то есть показывать, это может быть как выставка так и просто домашняя стена.

Какое оформление выбрать для ваших , это конечно дело вкуса и конечно, финансовых возможностей, так как вариантов оформления достаточно много, и особых правил нет, за исключением оформления для музея, там могут быть достаточно жесткие требования к картону и другим материалам чтобы обеспечить максимальную сохранность отпечатка.

Наверное, чем серьезнее вы отнесетесь к оформлению фотографий тем серьезнее зритель отнесется к вашей фотографии, а также правильное оформление сделает вашу хорошую фотографию еще лучше, это так.

Паспарту для фотографии.

Паспарту

(Passe-partout) - кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырехугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. Это название употребляется также для обозначения эстампа, напечатанного с гравированной в глубь на меди или с ксилографической доски с приставкой к ней другой такой же доски, которую можно менять на иные. Таким образом, П. называется напр. политипажная орнаментация фигурных букв в книге, когда при печатании нескольких таких букв, служит для орнамента одна и та же доска, а меняются только сами буквы. П. наз. также обычные в XVIII стол. гравированные иглой или офортом рамки, которые, оставаясь одними и теми же, окружают собой различный изображения, гравированные отдельно от них, на особых досках.

Лучше всего когда фотография оформлена в паспарту, паспарту это кусок картона прямоугольной или квадратной формы с окном посередине.

и хотя паспарту можно сделать из любого листового материала, лучшие паспарту это паспарту из картона для паспарту. Это очень качественный и красивый материал, и если честно, даже не шедэвры в паспарту из такого картона будут выглядеть как шэдэвры.


Видов и вариантов картона для паспарту существует великое множество, и поэтому без труда можно подобрать необходимое оформление для фотографии.

Как вырезать паспарту из картона?

Несмотря на то что можно это сделать своими руками, лучше всего обратится в багетную мастерскую, так картон надо срезать под 45 градусов, что вручную сделать практически нереально, если конечно у вас нет специального станка для вырезания паспарту.


Если вы очень часто и много будете вырезать паспарту, то имеет смысл купить профессиональный инструмент для вырезания паспарту. Станок или нож.


Где купить в Петербурге и сколько стоит, такой же как на видео инструмент, комплект с большой линейкой стоит 3900 рублей на Невский проспект 3, салон художника, к сожалению сайта у них нет ссылки не будет.

Звоните им по телефону 8 812 312-44-34 спрашивайте Logan 545: Deluxe Mat Cutting Kit или Logan 525: Mat Cutting Kit , по моему большой комплект стоит 3 900 рублей, но лучше все уточните.

Как крепить на стены?

На стены удобнее всего крепить с помощью застежек комманд , а для выставки можно использовать крючки для гирлянд их в упаковке порядка 20 штук при стоимости порядка 120 рублей

Вера Хайрутдинова

Художник, член Творческого союза художников России, дизайнер. За 6 лет выставочной деятельности организовала и провела 29 персональных выставок, 9 из которых в Китае.

Главный совет начинающим художникам: не бойтесь выставлять свои работы. Уверена, следуя дальнейшему плану, вы осуществите свою мечту и проведёте первую выставку.

Как рассказать о себе

Составьте резюме

Включите в него информацию о месте учёбы, о выставках с указанием времени, места, названия. Наверняка вы участвовали в групповых мероприятиях. Постоянно обновляйте резюме, добавляйте новые события, связанные с искусством, и удаляйте менее важные. Также напишите о стажировках, мастер-классах, премиях, наградах, если они есть. Добавьте ваше фото.

Напишите биографию

Коротко расскажите о себе. Буквально на полстраницы: напишите о том, кто вы, где родились, где учились. Вероятно, некоторые ваши работы находятся в частных коллекциях (даже если вы их дарили) и, возможно, в разных городах России или за рубежом. Добавьте и эту информацию.

Подготовьте буклет

Необязательный пункт, но позволяет ярко и красочно представить информацию о вас. Разместите ваше фото, фотографию одной или нескольких картин. Добавьте краткие сведения о себе, о том, что пишете, контакты, упомяните свой сайт или страницы в соцсетях. Неплохой вариант - двусторонняя листовка формата А5. Более информативная, чем визитка, к тому же недорогая.

Заведите страницы в соцсетях

Если они есть, почаще выставляйте фото картин. Очень интересны кадры в процессе написания, на пленэре, снимки картин в интерьере. Попросите, чтобы вас сфотографировали за работой. Снимайте короткие видео.

Зарегистрируйтесь на порталах для художников

Возможно, кто-то из других посетителей захочет приобрести ваши работы. Главный плюс таких сайтов - когда ваше имя будут вводить в поисковых системах, ваши картины будут среди первых ссылок в выдаче. Для размещения работ можно использовать эти сайты:

Как подготовить работы к выставке

Оформите картины

Картины нужно оформить в багеты, для акварелей лучше добавить паспарту. Не забудьте про крепления. В последнее время я перешла на холсты с галерейной натяжкой, толщиной 4 см.


При галерейной натяжке края изображения заходят на торцы подрамника и оформление в багет не требуется

Убиваю несколько зайцев сразу: экономлю на оформлении (багеты стоят недёшево) и облегчаю транспортировку картин. Рамы тяжёлые и хрупкие, их легко повредить, необходимо защищать углы специальными уголками, а если , то считаем каждый килограмм. А холсты с галерейной натяжкой легче и удобнее для транспортировки и упаковки. Кроме того, в современных интерьерах такие работы стильно смотрятся.

Поставьте подписи

Обязательно ставьте подпись на лицевой стороне работы. С оборотной укажите фамилию, имя, название работы, размер картины (пишется сначала высота, потом ширина), материал (например «холст/масло» или «акварель/бумага»), год. Подписывать можно углём, потом обязательно закрепите специальным спреем или лаком для волос, чтобы он не осыпался.

Сфотографируйте картины

Лучше всего провести профессиональную съёмку. Фото хорошего качества сможете использовать для каталога, альбома, буклетов, принтов (создания копий) или при печати на одежде и аксессуарах.

Но такая съёмка стоит дорого, поэтому поначалу можно фотографировать и самостоятельно. Для съёмки работу лучше вынести на улицу и снять в тени. Потом обрезать лишнее и обработать в фоторедакторе. Следите, чтобы цвета на фото соответствовали реальным цветам на картине.

Для хранения фото картин заведите отдельную папку на рабочем столе. Снимки можно предварительно разобрать по коллекциям - так вы сможете всегда быстро найти нужные. Для фотографий картин в интерьерах также заведите отдельную папку, как и для снимков с пленэров и своих фото за мольбертом.

Составьте список работ

Составьте список всех ваших картин в виде таблицы. Можно рассортировать по коллекциям или годам. Так вы сами поймёте, сколько у вас картин, и наведёте порядок. В таблице укажите номер, название картины, год, размер, материал, при необходимости - стоимость, приложите фото. Я добавляю пометки к картинам, когда они проданы или размещены в коллекции. Обязательно отмечайте картины, которые отдаёте на выставку или куда-то ещё.

Что ещё нужно учесть при подготовке к выставке

Название

Придумайте название выставки в соответствии со стилистикой и темой картин. Отберите работы согласно концепции, чтобы вместе они смотрелись хорошо и логично. Составьте отдельный список по принципу, описанному выше, только включите в него те картины, которые хотите продемонстрировать на данной выставке. Напишите о том, как пришла идея написания картин, историю о коллекции.

Выбор площадки

Существует много возможностей выставиться бесплатно: выставочные залы, галереи, бизнес-центры, библиотеки. Задавайте вопросы по почте или телефону, заходите и знакомьтесь лично, спрашивайте, могут ли сотрудники разместить ваши работы или порекомендовать, к кому лучше обратиться. Показывайте свои картины.

Если вы в Москве, можно обратиться к руководителю проекта «Искусство на природе » Валерию Сенкевичу или в Izo Art Gallery в БЦ «Романов двор» - за небольшие деньги сможете поучаствовать в групповой или персональной выставке.

Упаковка и доставка картин

Позаботьтесь об упаковке заранее. Конечно, всё зависит от того, куда и как вы собираетесь перевозить картины.

  • Если работы оформлены в багет, защищайте углы - небольшой скол на раме может испортить весь вид.
  • Если доставляете на машине и не очень далеко, слоя пластиковой плёнки и пузырчатой упаковки будет достаточно.
  • Если перевозите на дальние расстояния, транспортные компании предлагают добавить картонную упаковку или жёсткую обрешётку.
  • При перевозке картин за границу не забудьте оформить разрешение на вывоз. В Москве этим занимается Коллегия экспертов по культурным ценностям. Стоимость для художников - 500 рублей за картину, но иногда есть возможность схитрить. Работы из одной серии можно оформить как диптих или триптих и заплатить как за одну картину.

Расположение картин

Заранее продумайте, как будут висеть ваши работы. От пола до центра картины должно быть 140–150 см. Проверьте освещение. Лучше всего использовать точечные направленные светильники. Если будете выставляться в галерее, с развешиванием вам обязательно помогут.



Пресс-релиз

Первый пресс-релиз мне помогали делать специалисты. В тексте должно быть название выставки, краткая информация о вас, о том, что будет представлено, указан адрес, продолжительность, дата открытия, телефон для связи. Дальнейшие пресс-релизы можно делать самостоятельно на примере первого.

Приглашения

Оформите приглашения на открытие выставки. Укажите название, адрес, время, номер телефона, какие ещё планируются мероприятия (я часто приглашаю друзей-певцов для выступления). И рассылайте! Это очень приятно. Я заранее готовлю список тех, кого хочу пригласить, и отмечаю, кто согласился прийти, а кто нет. Так вы сможете приблизительно посчитать число гостей, чтобы определиться с количеством напитков и закусок для фуршета.

Фотограф

Обязательно пригласите профессионального фотографа. Снимки с выставки сможете разместить на страницах в соцсетях и отправить гостям и друзьям. Такие фото напомнят о вас и вашем мероприятии.

Съёмка видео

Хорошее дополнение к вашему портфолио, хотя необязательное. Если всё-таки решите сделать фильм об открытии выставки, заранее обсудите с оператором, что вы хотите в нём увидеть, какие крупные планы вам важны, интервью с какими людьми. В общем, напишите сценарий вашего вечера и фильма. Когда будете подавать заявку на следующую выставку, не забудьте прикрепить ссылку на него.

Ваш образ

Продумайте свой внешний вид в соответствии с концепцией выставки и местом её проведения. При необходимости обратитесь к стилисту, который позаботится о причёске и . Такие детали помогут вам создать цельный образ, который точно запомнится гостям и будет ещё долго радовать вас на фотографиях.

Вступительная речь и общение с гостями

Поприветствуйте гостей, кратко расскажите о картинах. Не забудьте поблагодарить людей, которые к вам пришли. Уделите внимание каждому гостю, ходите по залу, знакомьтесь, общайтесь, узнавайте, откуда человек узнал о вашем мероприятии. И обязательно наслаждайтесь вашим вечером!

Фуршет

Конечно, можно обойтись без него, но обычно гости приходят на мероприятие после работы, и стакан воды или бокал шампанского не помешает. Всё зависит от вашего бюджета, можно добавить выпечку и закуски. Гости оценят такие знаки внимания.

Закрытие

Проводится по желанию. Можно пригласить тех, кто не попал на открытие.

Конечно, организация первой выставки - волнительное и непростое мероприятие, но вместе с тем это выход на новый уровень профессионального развития. Подумайте, где бы вы хотели видеть свои картины, рассказывайте о своих планах друзьям, спрашивайте совета у людей, связанных с искусством, отправляйте резюме. В общем, стучитесь во все двери и показывайте своё творчество. И тогда первая выставка станет началом череды увлекательных мероприятий, которые откроют новые грани вашего таланта и подарят много удивительных знакомств и открытий. Удачи вам!

Любая выставка это, прежде всего тусовка. Фотовыставки проводятся для достижения двух основных целей:
1. Пиар
2. Возможность продать некоторые работы. Что делать с полученными деньгами каждый решает сам. Кто-то забирает себе, кто — то тратит на благотворительность.
количество
Что бы организовать свою фотовыставку нужно собрать некоторое количество экспонатов. Вряд ли выставка с 5ю фотографиями будет кому-то интересна. Но и переусердствовать, тоже не стоит. Сто фотографий это очень много. Если конечно в ваших фотографиях вы не рассказываете жизнь целого человека.

Тема для фотовыставки

Как правило, выставка имеет какую-то направленность или тематику . Например: Жизнь ночного города, Бесконечность или апокалипсис сегодня. Тематика может быть любая, но фотографии, которые вы будете там выставлять, должны показывать ваше видение на эту тему. Такие выставки всегда более интересны зрителю. Выставки так же бывают и тематическими. Например, ежегодная выставка свадебной фотографии.

Оформление фотовыставки

Все фотографии на фотовыставке должны, оформлены в едином стиле . Тогда это будет смотреться лаконично и интересно. Сейчас очень популярно печатать фотографии размером 30 на 60 или 40 на 80, клеить их на пенокартон. Это получается дешевле, да и в будущем хранить удобнее. Если хочется чего-то большего, то хорошо бы фотографии оформлять в красивую рамку, под стеклом и обязательно с использованием паспарту. Но это уже будет на порядок дороже.

Место для фотовыставки

Место для проведения фотовыставки стоит подбирать тщательно. Очень важно обращать внимание на свет. При плохом свете фотографии могут не смотреться. Так же место должно быть проходное. Сейчас стало модным устраивать фотовыставки в торгово-развлекательных центрах. Конечно, это не так солидно, как модная художественная галерея, но для начала пойдет. Народу там ходит обычно много, поэтому есть не плоха возможность засветить свое имя.

Идеальный вариант, это когда за место вам платить не надо. Такое случается и довольно часто. Тому, кто дает место для фотовыставки, самому интересно привлечь новых посетителей, которые могут стать клиентами. Если же за аренду надо платить, то есть смысл делать выставку с участием других фотографов.

Организация фотовыставки

Пик выставки, это ваше выступление перед зрителями. У многих наверняка возникнут какие-то вопросы. Вам как автору на выставке быть просто необходимо, иначе это может расценено как неуважение к зрителю. Если у вас благотворительная выставка, не стесняйтесь об этом заявить. Особенно если вы действительно ставите перед собой цели помочь нуждающимся.

Сегодня мы поговорим о том, как можно организовать свою первую фотовыставку. Мы не беремся говорить о чем-то отстраненном, а поговорим о нашем личном опыте. Во-первых, мы считаем, что в принципе, организовать фотовыставку достаточно просто, главное, как и во всем, иметь желание. Размышляя над своей собственной фотовыставкой, мы решили проверить свои возможности и постарались максимум сделать все самостоятельно, от оформления самой выставки и размещения работ, до нарезания бутербродов и проведения презентации. Наша выставка оказалась настолько же запланированной, насколько и спонтанной. Находясь, сначала, в долгом размышлении о ней, в конечном итоге, сами приготовления прошли, примерно, в три недели. Далее мы попытаемся рассказать и о том, как в принципе организовать фотовыставку, рассмотрев варианты помощи в организации со стороны и вариант личных финансовых затрат на организацию первой фотовыставки.

Тематика первой фотовыставки

И все так, если вы постоянно работаете в одном жанре, тематика и подбор фотографий для вас, безусловно, будет понятен. Более того, определившись с жанром один раз, вы всегда сможете логично и уверенно убедить всех в своем выборе. Если вы работает в различных направлениях, то для организации своей первой фотовыставки вы отвечаете себе на вопрос – что конкретно вы хотите показать миру из своих работ. В нашем случае – это был выбор всех, на наш взгляд, достойных работ. Это были и пейзажи, и уличная фотография, и макро, и архитектурный пейзаж, и натюрморт. Всего 40 фотографий. Что самое примечательно, что чем больше вы будете отбирать фотографии из своих работ, тем меньше они вам будут нравиться. Можно привлечь к выбору работ нескольких ваших друзей, предоставив им на выбор фотографии, с тем, что бы каждый отметил наиболее понравившиеся. Так у вас, по крайней мере, сложить представление о том, на что пойдут смотреть все остальные люди.

Как найти деньги для проведения первой фотовыставки

Самый простой и верный способ – это решиться и вложить свои собственные деньги. В этом случае – вы ни от кого не будете зависеть и ни кому ничего не будете должны.

Затраты на проведение самой выставки можно разделить на несколько этапов и готовиться к ней можно, тоже, поэтапно. Первое, вокруг чего все крутится, это собственно, сами фотографии. Работу по печати фотографий можно начинать сразу, как только вы решились на проведение первой фотовыставки. Если это будет спонтанное решение, тогда придется сразу потратить N-ю сумму денег на печать фотографий. Сэкономить на печати фотографий можно, если печатать сами фотографии не в фотоателье, а в типографии. Сегодня многие типографии предлагают хорошую фотопечать на бумаге разной плотности и веса. И цена за печать в типографии, примерно в два раза меньше, чем на фотобумаге в фотоателье. И такие работы плотнее по весу и не нуждаются в дополнительных паспарту, рамках и тд.

В нашем случае – это были более 40-ка работ, отпечатанных в типографии. Вес работ и плотность бумаги были раза в два больше, чем у обычной фотографии. И, тем не менее, на качестве самих фотографий мало отразилась их печать не в ателье. Печать приблизительно 50 фоторабот в типографии может стоить до одной тысячи гривен.

Пространство для первой фотовыставки

После того, как вы распечатали все планируемые к выставке фотографии, необходимо подыскать место для ее проведения.

Для начала, можно выяснить – сколько галерей и музеев находиться в вашем городе. Мы считаем, что во всех поисках и переговорах первостепенным является человеческий фактор. И если вы, любезно, перезвоните в каждую из галерей, подробно рассказав, о том, что бы вы хотели сделать, какая-то из них все-таки согласиться разместить ваши работы. При договоренности можно говорить о том, что вы сами не претендуете на деньги, и собранные в экспозиции деньги идут в пользу галереи, с тем, что вы сами ничего не будете платить. Еще один из вариантов организации своего выставочного пространства, можно обратиться с официальным письмом в ваше муниципальное управление культуры, рассказать о себе и предложить свои работы в качестве завершенной выставки. Так одним из вариантов, может стать проведение дня города в вашем городе, и ваша первая фотовыставка вполне может стать одним из городских праздничных мероприятий.

Еще один вариант поиска пространства, без того что бы лично обзванивать все музеи и галерей – это вариант «по знакомству». Скорее всего, у вас есть знакомый знакомого, который вполне сможет помочь в этом вопросе.

В нашем случае – это был последний из перечисленных вариантов. И организация пространства под нашу выставку получилось благодаря знакомству.

Оформление работ и пространства первой фотовыставки

Находясь в поиске оптимального оформления работ, мы познакомились с целым рядом возможного оформления. Естественно, оформление работ сопряжено с материальными возможностями.

Самый дорогой вид оформления работ – это печать на холсте. Многие типографии сегодня предлагают услугу интерьерной печати на холстах. Цены такой печати начинают свой отсчет от 200 грн. (15 у.е.) за единицу. Такие работы вряд ли можно назвать фотографической классикой, потому как по своим качественным показателям приближаются к живописи и напоминают инсталляцию. Такой вариант оформления работ будет уместен, во-первых, если вам позволяют это сделать финансы, и, во-вторых, если ваши работы достаточно концептуальны и вы видите, что их можно разместить только на холсте.

Самый распространенный вариант оформления работ для выставки – это фотографии, обрамленные в рамки. Для выставки, как нам кажется, минимальный размер фотографии, должен быть А3. Даже если вы будете печатать фотографии в типографии, цена одной такой фотографии будет равняться, приблизительно – 20 грн (1,5 у.е.). Цена рамочки под такую фотографию, приблизительно – 80 грн (6 у.е.). Так что оформление одной полноценной работы выйдет 100 грн (7,5 у.е.). От количества заявленных к выставке работ можно определить общую сумму затрат.

Еще одни вариант – это печать на новом материале, который называется – пенокартон. Вообще этот материал используется в строительной отрасли, но уже ряд типографий и фотоателье, подхватили идею интерьерной фотопечати на пенокартоне. Название материала говорит само за себя. Это прессованный картон, толщина которого варьируется до одного сантиметра. Используя этот материал, вам не придется тратить деньги на рамки, потому как, саму печать можно заказать с паспарту и работа будет выглядеть законченной. Цена печати за единицу, в зависимости от размера, начинается от ста гривен (7,5 у.е.).

В нашем случае мы использовали типографическую печать. Вес и плотность работ позволил нам разместить их без рамок, используя декоративную ленту.

Открытие первой фотовыставки. Фуршет

Вы долго готовились к этому важному событию в своей жизни. Естественно, разделить вашу личную радость придут ваши родственники и друзья. И вполне естественно, что вам необходимо будет их чем-то угощать на торжественном открытии. Фуршет, сам по себе, является неотъемлемой частью любой презентации, а тем более открытия фотовыставки. Соизмеряя свои возможности вам необходимо приблизительно прикинуть количество гостей и возможное наполнение самого фуршета. Стандартным набором выпивки являются: шампанское или белое сухое вино, сок и минеральная вода. Закуской можно использовать канапе, небольшие бутерброды, конфеты. Можно ограничиться небольшими фруктами (виноградом) и конфетами. Если у вас нет большого количества стеклянных бокалов их можно, либо купить, либо взять напрокат. Организовывая выставку в галереи или музее, можно уточнить у администраторов, скорее всего они или знают где можно взять посуду напрокат, или такая посуда будет у них в наличии.

Заключение

Вообще – в жизни нет ничего невозможного и организация первой фотовыставки не исключение. Загоревшись сильно идеей проведения своей персональной первой фотовыставки, вы заметите, как в вашу жизнь неожиданно приходят именно «те», необходимые люди, будут происходить именно «те» необходимые события. Еще, не забудьте приготовить красивый блокнот для того, что бы ваши гости смогли что-то приятно написать вам, после просмотра ваших работ. Эти милые пожелания и небольшая похвала поможет вам и в дальнейшем чувствовать свою собственную необходимость в творчестве. Нам бы очень хотелось, что бы у вас все получилось, и мы с удовольствием напишем о вас и вашей первой персональной фотовыставке. Желаем удачи.

». Сегодня мы поговорим о том, какие материалы используются для качественного оформления фотографий, чем они отличаются друг от друга.

Перед нами — базовая схема оформления произведений изобразительного искусства. Существуют более сложные оформительские схемы, однако мы не будем их рассматривать в этой статье, т.к. они редко использутся в реальной практике, особенно применительно к фотографии, и в любом случае выходят за рамки оформления музейно-галерейного уровня.

В основе оформительской схемы лежит так называемый базовый «бутерброд», состоящий из четырех слоев. Сверху вниз:

1) Картон с вырезанным окном паспарту
2) Сама фотография
3) Клеевая основа или монтажная лента
4) Задний (подложный) картон


Такой «бутерброд» сам по себе может являться законченным произведением искусства, если он выполнен по специальным технологиям из специальных материалов, обеспечивающих хранение отпечатка в течение длительного времени. Оформление в виде «бутерброда» часто используется для портфолио фотографа, хранения фотографий в частных коллекциях и запасниках музеев. Именно в виде такого бутерброда отпечатки часто продаются на аукционах, в галереях и даже в обычных туристических и книжных магазинах.

При этом авторская подпись и информация об отпечатке (тираж, номер копии, дата съемки негатива, дата печати), а также сертификационные штампы даркрума/галереи (иногда штампы и автографы печатника и мастера-оформителя) ставятся на его задней части.


Раму и стекло оформленный «бутерброд» получает, как правило, уже тогда, когда требуется выставить фотографию на обозрение — в музее, галерее, на выставке, для приватного просмотра или для оформления интерьера. При этом чаще всего рамку подбирает под свой вкус и задачи покупатель фотографии, а не автор.


Таким образом, в разных случаях могут отсутствовать или присутствовать разные слои представленной оформительской схемы. В общем виде любой слой является опциональным. Даже в базовом «бутерброде» может отсутствовать, скажем, паспарту.


Именно такое оформление предпочитал, например, известный фотограф Ансель Адамс. Более того, он считал, что автор не закончил свою работу, если не смонтировал фотографический отпечаток на картон, и подписывал именно картон с прикатанным отпечатком, а не отпечаток. Паспарту при этом он использовал редко.

Чуть забегая вперед, хочу отметить, что вопреки бытующему мнению о дороговизне оформления в качественные бескислотные материалы, при грамотном подходе стоимость таких услуг не является запредельной. Например, в лаборатории SREDA Film Lab приведенные выше изделия размером 30х30 см обходятся заказчикам всего в 1216 руб (с паспарту) и 601 руб (без паспарту).

Оформление на картоне без паспарту, подходит также для работ, которые содержат подпись на техническом белом поле отпечатка. Впрочем, для такого случая не представляет труда добавить паспарту таким образом, чтобы белая рамка с подписью оказалась не прикрыта им. Именно для этого опытные фотографы ставят подпись ближе к краю изображения и оставляют белое пространство снизу подписи.


Если говорить о качественном оформлении фотографии, которую предполагается сохранить на будущее или продать, принципиальное значение имеет картон и клеевая основа, из которых изготавливается базовый «бутерброд». Именно с его описания и начнем.

Картон для паспарту

Профессионалы оформления выделяют три категории качества картона для паспарту: стандартный,консервационный и музейный хлопковый.

Консервационный и музейный картоны используются для оформления произведений искусств, которые следует сохранить на будущее. Стандартный картон подходит для оформления изображений, не представляющих художественной ценности, а также для оформления работ, не требующих длительного хранения (например, для одноразовых выставок).

Для качественного оформления фотографических отпечатков вместо картона никогда не используют такие материалы как стандартный пенокартон, МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.

Стандартный картон

Обычно производится из неочищенной древесной массы. Несмотря на то, что некоторые виды стандартного картона очищены до определенной степени, они все равно не соответствуют консервационным стандартам. Древесная масса содержит лигнин, который со временем способствует повышению кислотности материала. Кислота проявляется в виде коричневых пятен на поверхности картона, которые со временем могут мигрировать на саму картину, особенно в углах окон паспарту.

Самую большую угрозу для произведения искусства представляет использование стандартного картона в качестве основного паспарту и подложки. Даже картон, обработанный карбонатом кальция до рН-уровня более 7, не подходит для консервационного оформления, так как подобная обработка только откладывает во времени выход кислоты.

Консервационный картон

Консервационный картон производится из древесной массы, прошедшей процесс химической очистки, после которой в ней остается лишь небольшое содержание лигнина. Консервационный картон не должен содержать переработанных отходов и может включать в себя элементы хлопковых волокон. Встречается как в однослойном, так и в трехслойном виде. Если это трехслойный картон, то и бумага, которая в нем используется, и сердцевина должны быть консервационного качества.

Консервационный картон всегда обрабатывают карбонатом кальция для того, чтобы восстановить его щелочной уровень. Изначально рН должен быть около 8,2. Как и в музейном хлопковом картоне, рН-уровень имеет тенденцию к незначительному снижению (согласно синтетическим тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет). Консервационный картон представлен более широким выбором цветов, чем музейный хлопковый картон.

Консервационный картон обладает значительно более низкой степенью воздействия на произведение искусства и подходит для оформления фотографий с сохранностью без изменений в течение длительного времени (25-50 и более лет согласно синтетическим тестам).

Музейный хлопковый картон

Производится из 100% хлопковых волокон и не содержит отходов. Хлопковые волокна — чистый вид целлюлозы, который не содержат лигнин. В этом основное преимущество музейного картона, который позволяет сохранять фотографии в течение 100-200 лет и более согласно синтетическим тестам.

Процесс переработки хлопковых волокон в бумажную целлюлозу очень прост, а так как они изначально белые, им практически не требуется отбеливание, в отличие от древесной массы. В большинстве случаев музейный хлопковый картон обрабатывается карбонатом кальция для повышения его щелочного уровня. Это необходимая мера защиты от вредного воздействия окружающей среды, кроме того, это помогает замедлить естественные процессы старения.

При производстве музейного хлопкового картона используются максимально чистые материалы — органические красители, щелочные связки, клеи из натурального крахмала и воды, без содержания квасцов и других загрязнителей.

Изначально рН-уровень музейного картона составляет от 7,5 до 8,5, и со временем эти показатели снижаются очень незначительно (согласно проведенным тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет).

Музейный хлопковый картон бывает однослойным и трехслойным, но представлен в ограниченной цветовой гамме. Выбор цветов консервационного картона больше.

Картон, сделанный из хлопковых волокон, с облицовкой консервационного качества считается консервационным, так как музейный картон должен состоять исключительно из хлопковых волокон и не содержать древесной массы.

Наивысший уровень консервационного оформления предполагает работу с музейным картоном. Однако синтетические тесты на старение показали, что его свойства немного лучше, чем у консервационного картона, а цена значительно выше. Поэтому многие профессионалы используют консервационный картон на протяжении многих лет и доверяют ему.

Задний картон

Все популярные материалы для заднего картона и усиливающих задников (МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, стандартный пенокартон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.) содержат кислоту и примеси, которые угрожают произведению искусства. Поэтому для консервационного оформления, предполагающего сохранность в течение длительного времени, очень важно, чтобы сзади к картине прилегала подложка, выполненная из специальных бескислотных материалов. К таким материалам относятся бескислотный картон и бескислотный пенокартон.

Стандартные (небескислотные) задники не желательно, но можно использовать для усиления общей жесткости оформительской конструкции (например, в случае больших работ). Однако в этом случае между ними и изображением должна находиться подложка из бескислотного задника. Для большинства работ средних и малых размеров достаточно бескислотного задника без дополнительного усиления.

Обычно для задника используется картон 2 мм толщиной, но для крупных работ может потребоваться картон толщиной 2,5-6 мм.

Специальный бескислотный задний картон поставляется в наиболее востребованных толщинах 2 и 2,5 мм. Он производится из специального сырья, дополнительно буферизирован до бескислотного уровня, обладает хорошей жесткостью и не дает усадки в термопрессе. Этот вариант является решением для оформления ценных произведений искусства.

Для работ небольших и средних размеров в качестве бескислотного задника может использоваться тот же бескислотный картон, что и для паспарту.

Клеевые основы

Существует несколько способов монтажа фотоотпечатка между паспарту и задним картоном. Наиболее популярный — с помощью Т-образных подвесок из клейкой бумаги с водорастворимым клеевым слоем или из самоклеящейся водообратимой ленты. Использование любого скотча, маскировочной, посылочной или строительной ленты недопустимо даже для оформления в стандартный картон, поскольку клеевые основы таких материалов крайне агрессивны по отношению к фотографическому отпечатку.

В случае консервационного оформления в бескислотный картон для Т-образных подвесок используется исключительно консервационная лента высокого качества, очищенная от кислоты. Работа при этом прикрепляется к подложке (заднику), а не к паспарту. Также для качественного оформления используют специальные бескислотные монтажные уголки, пластины, иногда — натуральные (как правило, сваренные вручную) клеи и специальные бескислотные термоклеевые основы.

Именно прикатка в термопрессе считается на сегодняшний день наиболее качественным способом монтажа фотографии в «бутерброд». Этот способ позволяет получить плотное прилегание снимка по всей поверхности картона без нарушения структуры отпечатка. При этом, если используются бескислотные термоклеевые основы и бескислотный картон, обеспечивается сохранность отпечатка на долгие годы согласно консервационному или музейному уровню оформления (в зависимости от типа используемого картона).


Различают два вида термоклеевых основ — необратимые и обратимые. Первые предполагают неразборный монтаж фотографии в «бутерброд» из отпечатка, паспарту и задника, который и становится произведением искусства. Сертифицирующий штамп лаборатории (мастерской, галереи), информация о работе, негативе, лимитированном тираже, номере копии и авторская подпись фотографа (иногда также мастера ручной печати) ставятся в таком случае на картон — иногда спереди на паспарту, но как правило на заднюю часть.

Обратимая термоклеевая основа используется в тех случаях, когда необходимо оставить теоретическую возможность разборки «бутерброда» в будущем (это производится путем повторного его нагревания в термопрессе). Такие клеевые основы значительно дороже и в реальной практике используются редко.

Рамы

Так как в оформленной работе рама не контактирует непосредственно с фотоотпечатком, требования к уровню ее кислотности значительно ниже, чем к картонам и клеевым основам. Однако с эстетической точки зрения различают так называемые «музейные» варианты рам, которые обычно используются в галереях, музеях, при продаже работ на аукционах и среди коллекционеров искусства.


Такие рамы почти всегда имеют простой прямой (не скругленный) профиль и окрашены в простые цвета — черный, белый.


В деревянных рамах также используется обработанное, но некрашеное дерево и иногда (реже) вариации его натуральных оттенков. В алюминиевых рамах используются металлические цвета — серебристый, платиновый, редко золотистый. Глянцевые покрытия (лак) обычно не используются, предпочтение отдается матовым поверхностям. Пластиковые рамы для качественного оформления фотографий не используются.

Музейные коллекции багетных рам, как правило, предлагают ограниченный выбор, сводящийся к 20-30 вариантам. Рамы варьируются по материалу (алюминий, дерево), цвету (черный, белый, серебряный), толщине и глубине. Наиболее востребованы тонкие рамы, т.к. обычно они меньше всего отвлекают внимание зрителя от самого произведения искусства.


Вложенные и многосоставные, а также рамы из сложного профиля для консервационного и музейного оформлений фотографий практически никогда не используются.

Стекло

Различают три вида стекла для оформления фотографий — обычное, безбликовое и музейное. Ключевое отличие музейного стекла от безбликового заключается в наличии защитного UV-слоя (с индексом от 70 и выше) и вместе с тем в повышенной оптической прозрачности. Для музейного уровня оформления рекомендуют использовать стекла, которые блокируют 90% и более УФ-лучей, за исключением случаев, если картина будет висеть в музее, в котором УФ защита уже обеспечена. Очищают музейные стекла деонизированной водой, допускается также использование технического этилового спирта.

Безбликовое стекло не обладает УФ-защитой, поэтому не может быть использовано для консервационного и музейного уровней оформления. Обычное стекло используют только для бытового оформления интерьеров.

Стоимость музейного стекла, как правило, очень высока. Поэтому в качестве альтернативы последнее время все чаще используют специальное виды органического стекла, выпускаемого под марками Plexiglass, Acrylite и др. Это специальным образом обработанное оргстекло, обладающее всеми основными свойствами музейного, при этом в 1,5-2 раза дешевле. Единственный недостаток оргстекла — его податливость к царапанию. Вместе с тем, благодаря своим гибким свойствам, оргстекло не бьется и, в частности, менее чувствительно к толщине рамы и перевешиванию картин с места на место. Отсутствие боя такого стекла в производственном процессе также благотворно влияет на его относительно низкую стоимость.

Для того, чтобы снизить вероятность появления царапин на оргстекле, его протирают специальными оптическими салфетками, иногда с использованием специальных жидкостей. Однако со временем оргстекло может в некоторой степени помутнеть, в таком случае рекомендуется его замена.

Активно использует оргстекло Plexiglass для оформления фотографий при их продаже, например, агентство Magnum Photos.

Материалы подготовлены на базе даркрума, лаборатории и оформительской мастерской SREDA Film Lab . В следующих статьях мы поговорим о том, как правильно вырезать паспарту, промывать баритовые отпечатки, как работает термопресс, что такое обращаемость монтажа, как грамотно сертифицировать и подписывать фотографии и о многом другом. Оставайтесь на связи!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама