THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На минувшей неделе в Москве под председательством столичного координатора Национального объединения проектировщиков и изыскателей Виктора Новоселова пошёл круглый стол, посвященный проблемным вопросам применения при осуществлении строительства и реконструкции объектов экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации.

Участие в заседании приняли представители Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, Департамента градостроительной политики города Москвы, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, МГСУ, саморегулируемых организаций .

Виктор Новоселов открыл конференцию и сделал акцент на необходимости уделить в ходе текущей встречи внимание исполнению № 368-ФЗ и возникающим в связи с этим вопросам.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Он отметил, что с принятием 3 июля 2016 года Федерального закона № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» был положен конец дискуссии, которая велась в Минстрое России, в профессиональном сообществе в 2014-2015 годах о направлении развития института типизации в проектировании, однако возникли новые вопросы, часть из которых разъясняет проект постановления Правительства Российской Федерации «Об экономически эффективной проектной документации повторного использования». Данным проектом нормативного правового акта устанавливаются критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования. Это стоимость строительства объекта капитального строительства, энергетическая эффективность объекта капитального строительства на уровне не ниже класса «С», наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и ряд других критериев.

В то же время остается ряд вопросов, которые требуют дополнительной проработки и разъяснений. Это вопросы регионального применения проектной документации повторного использования, прохождения экспертизы и дальнейшего использования модифицированной проектной документации. Особое внимание, по мнению Михаила Посохина, необходимо уделить разработке и утверждению укрупненных нормативов цены строительства. При этом учесть особую роль «регионального принципа» существующей системы ценообразования. Вышеобозначенные задачи требуют серьезной проработки с привлечением всех участников проектно-изыскательского и строительного сообщества.

С презентацией, посвященной изменениям в градостроительном законодательстве в свете исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, выступила ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина. Она отметила, что за сравнительно непродолжительный срок принято более десяти федеральных законов, предполагающих системные изменения в градостроительном законодательстве, и пояснила подробно отдельные нормы законов.

В частности, Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» регулируются вопросы, касающиеся архитектурно-строительного проектирования и экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Предусматривается выделение среди проектной документации объектов капитального строительства проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации. Проектной документацией повторного использования признается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. Критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определяются условия и порядок обязательного применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы, не затрагивают конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, а также не приводят к увеличению сметы на строительство (в случае финансирования такого строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. Федеральным законом также предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации.

Кроме того, Светлана Бачурина обратила внимание участников круглого стола на итоги заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, где также было уделено внимание эффективному развитию строительной отрасли.

Особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам адресной инвестиционной программы города Москвы в связи с изменениями в градостроительном законодательстве озвучил Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Валерий Леонов.

Он подробно остановился на изменениях, вносимых Федеральным законом 368-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2016 г. Одним из важнейших изменений является обязательность использования экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае если строительство объекта обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Было отмечено, что данная обязанность возникает только в случае содержания сведений о наличии такой проектной документации в Едином государственном реестре заключений. При отсутствии же экономически эффективной проектной документации повторного использования подготовка проектной документации осуществляется при условии соблюдения критериев экономической эффективности проектной документации.

Валерий Леонов обратил внимание на то, что в настоящее время Минстроем России ведется работа по формированию Единого реестра, а также систематизированных сведений, которые должны размещаться на сайте, но их появление до 1 сентября 2016 года вызывает серьезные сомнения. Был задан вопрос в адрес Минстроя России: планируется ли действующий Реестр типовой проектной документации преобразовать в Реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования? При этом отмечено, что из включенных в Реестр типовой проектной документации объектов в строительстве по адресам Адресной инвестиционной программы города Москвы только малая часть объектов (порядка 6 процентов) представляют интерес. Также возможно возникновение проблем, вызванных сроками, отведенными на проверку поступающих на экспертизу документов, неопределенностью механизма признания проектной документации экономически эффективной. Согласно п. 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 145, на проверку документов, представленных на экспертизу, отводится 3 рабочих дня со дня получения от заявителя документов.

Еще одним проблемным вопросом, по словам докладчика, является определение с 1 сентября 2016 года стоимости строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства, так как в настоящее время укрупненные сметные нормативы (НЦС-2017) еще только разрабатываются Минстроем России в рамках реформы системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли РФ взамен устаревших НЦС-2014. Указанные работы находятся на начальной стадии и, как следствие, их завершение возможно не ранее 2017 года. С учетом особенностей проектирования и строительства в Москве, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств бюджета, необходимо предоставить Москве право самостоятельно определять экономически эффективную проектную документацию из той проектной документации, которая прошла государственную экспертизу в Москве и вести, как это происходит сегодня, соответствующий информационный реестр.

Первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Олег Рындин поддержал тезис о том, что практически ни один проект, находящийся в федеральном реестре типовой проектной документации, не может быть применен в Москве. Также докладчик высказал мнение о том, что при формировании укрупненных нормативов цен строительства (НЦС), обязательно должен быть применен региональный аспект, а сами нормативы учитывать современные критерии к качеству и безопасности объектов. Методика расчета показателей эффективности должна оценить все нюансы, включая возможные затраты на эксплуатацию объекта.

Михаил Посохин акцентировал внимание на необходимости разработки и внедрения стандартов для оценки объектов на соответствие установленным параметрам в целях дальнейшего применения и повторного использования проектов. Эти стандарты будут служить основой при проектировании, экспертизе, строительстве и эксплуатации объектов в разных регионах России.

Александр Гримитлин отметил важность проводимой НОПРИЗ работы по созданию альбомов типовых проектных решений: по инженерным системам жилых и общественных зданий, металлическим конструкциям, по пожарной безопасности, а также деятельности, проводимой НОПРИЗ в части решения вопросов энергоэффективности и импортозамещения. Докладчик высказал мнение о необходимости обратиться в Министерство строительства и ЖКХ с предложением рекомендовать для использования в работе компаниям строительной отрасли альбомы типовых проектных решений и рекомендации НОПРИЗ.

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Наталья Богомолова подчеркнула, что в соответствии с требованиями законодательства необходимо перейти к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, только в электронной форме. По словам докладчика, проектная документация, которая сегодня поступает в Главгосэкспертизу, подвергается существенной корректировке, что связано с низким качеством документов, а также с тем, что многие проекты до сих пор направляются в бумажном виде. Это существенно усложняет процесс формирования реестра, так как обработка поступающих документов требует существенных временных и финансовых затрат.

Директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России, советник РААСН Елена Чугуевская отметила, что целеполагания, заложенные Федеральным законом № 368-ФЗ, определены правильно, но зачастую подзаконные акты не дают исполнять закон на должном качественно уровне. Именно поэтому результаты работы профессионального сообщества, итоги обсуждения проблемных вопросов исполнения закона должны найти свое отражение в подзаконных актах Правительства РФ к № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

О перспективных направлениях развития института типового проектирования доложил директор по научной деятельности ОА «ЦНИИЭП жилища»Анатолий Магай, обратив внимание на разницу критериев морального и физического износа здания, и необходимости учета данного факта при проектировании.

Представитель МГСУ Олег Рубцов в своем докладе остановился на проблемных вопросах разработки НЦС, связанных с требованиями, полученными МГСУ от Минстроя России. Также докладчик отметил, что многие проекты, внесенные в реестр проектов повторного применения, выполнены с использованием СТУ, что однозначно не позволяет использовать проекты повторно. При повторном их применении потребуется снова разработка СТУ.

Руководитель подкомитета по защите авторских прав проектировщиков Комитета НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству Илья Пакконен посвятил свой доклад вопросам защиты авторского права архитектора при повторном использовании архитектурного проекта. При передаче проекта в составе проектной документации в государственный реестр повторного использования архитектор теряет на него авторское право, а также не получает материального вознаграждения, более того, лишается права использовать проект повторно.

Президент Союза архитекторов России Андрей Боков высказал мнение о недопустимости подобного факта и необходимости решать данные вопросы силами профессионального сообщества путем разработки законодательных инициатив. Михаил Посохин подчеркнул, что вопросы авторского права и статуса архитектора требуют незамедлительного решения.

Далее участники круглого стола обсудили предлагаемые профессиональным сообществом изменения в закон «Об архитектурной деятельности». По итогам заседания будет подготовлена резолюция с перечнем конкретных предложений по обсуждаемым темам.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 368-ФЗ)

1. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования при одновременном соблюдении следующих условий:

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2019 соответствие проектной документации критериям экономической эффективности подтверждается положительными заключениями госэкспертизы проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости строительства (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

1) соответствие проектной документации установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации, подтвержденное положительным заключением государственной экспертизы проектной документации;

2) возможность использования проектной документации при подготовке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее в целях настоящей статьи - аналогичный объект);

3) наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования исключительного права на проектную документацию.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

1.1. Порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, в том числе порядок выбора проектной документации для ее признания экономически эффективной проектной документацией повторного использования, порядок истребования у обеспечивших подготовку такой проектной документации органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, документов, необходимых для признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, основания и порядок принятия решения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Права на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования и обязанность ее использования, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 48.2, возникают со дня размещения сведений о документации в соответствии с ФЗ от 03.07.2016 N 368-ФЗ.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства:

1) получают право на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту);

2) при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3. Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3.1. Проектная документация, подготовленная применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должна соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и юридические лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе осуществлять подготовку проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается данными органами и юридическими лицами, без учета предусмотренного частью 2 настоящей статьи требования об обязательном использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства при подготовке проектной документации в целях строительства особо опасных, технически сложных, иных определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации объектов капитального строительства, а также в целях реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

В случае, если до 04.08.2018 в отношении проектной документации получено положительное заключение, предусмотренное ч. 3.5 ст. 49 (в ред., действовавшей до 04.08.2018), проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

ГрК РФ Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования

1. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования при одновременном соблюдении следующих условий:

1) соответствие проектной документации установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации, подтвержденное положительным заключением государственной экспертизы проектной документации;

2) возможность использования проектной документации при подготовке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее в целях настоящей статьи - аналогичный объект);

3) наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования исключительного права на проектную документацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 1 сентября 2016 года ФЗ N 368-ФЗ от 3 июля 2016 года вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ.

Федеральным законом предусматривается выделение среди проектной документации объектов капитального строительства проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации.

Так, проектной документацией повторного использования признаётся проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. Федеральным законом предусматривается, что критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Модифицированной проектной документацией признаётся проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства.

Не требуется проведение экспертизы модифицированной проектной документации, а также разделов проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, в которые не вносились изменения.

Применение типовой проектной документации

За прошедшие годы понятие "типовая проектная документация" претерпевало изменения. Много вопросов возникает при использовании типовой проектной документации в современном проектировании.

Компания "ПРО-ИНФО" накопила большой опыт, отвечая на вопросы пользователей систем "Техэксперт " о статусе типовой проектной документации, порядке ее применения при проектировании, использовании Указателей и Перечней проектной документации, об их соответствии современному законодательству.

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое типовая проектная документация, существует ли такое понятие в настоящее время?

До вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (до 01.01.2005) понятие "типовая проектная документация", а также порядок ее разработки и использования описывались в разных нормативных документах.

До 2002 года состав и порядок разработки типовой проектной документации был установлен в СН 227-82 "Инструкция по типовому проектированию". C 01.01.2002 действовал СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация", заменивший собой СН 227-82.

Согласно СНиП 11-03-2001 типовая проектная документация определялась как разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочные решения и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы.

Типовая проектная документация в зависимости от назначения подразделялась на следующие виды:

  • типовые строительные конструкции, изделия и узлы (типовые серии) - для многократного применения при проектировании и строительстве, а также при массовом (серийном) производстве и использовании на предприятиях строительной индустрии и площадках строительства;
  • типовые проекты - для строительства зданий и сооружений, привязки к конкретной площадке строительства или для разработки индивидуальных проектов;
  • типовые материалы для проектирования - для методического обеспечения проектирования конкретных объектов строительства, привязки типовых проектов.

Решение о присвоении разработанной проектной документации статуса "типовая" принимал федеральный орган по архитектуре и градостроительству.

Утвержденная типовая проектная документация подлежала включению в Фонд типовой проектной документации. Полномочия ведения Фонда ТПД были возложены на ЦИТП (затем ОАО "ЦПП", позже - "ЦИТП имени Орджоникидзе"). Структура Фонда ТПД повторяет структуру Строительного каталога, утвержденную постановлением Госстроя России от 30.08.2000 N 84. Типовые серии и типовые материалы для проектирования включались в строительный каталог СК-3, типовые проекты - в строительный каталог СК-2.

После введения в действие Градостроительного кодекса РФ был принят приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства". Приказ дал другое определение типовой проектной документации: "Применяемая повторно проектная документация объекта капитального строительства в составе следующих разделов (включая все чертежи, схемы и т.д.): архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения, за исключением решений по фундаментам; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, за исключением решений по внешним инженерным сетям (далее - типовая проектная документация), а также применяемая типовая проектная документация объекта капитального строительства, в которую внесены изменения, не затрагивающие характеристики конструкций, элементов конструктивных систем объекта капитального строительства, влияющих на безотказность их работы и способность сохранять эксплуатационные качества объекта капитального строительства в течение срока службы такого объекта (далее - модифицированная типовая проектная документация, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), разрабатывается в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением". Таким образом, к типовой стала относиться только проектная документация в целом на объект, а не отдельные узлы, конструкции. Приказ N 62 был отменен приказом Минрегиона РФ N 27 от 31.01.2011.

С начала 2011 года понятие "типовая проектная документация" также несколько раз претерпевало изменения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 типовой проектной документацией или проектной документацией повторного применения считалась проектная документация в течение семи лет с момента получения первичного положительного заключения государственной экспертизы до даты подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, "нулевого цикла" и сетей инженерно-технического обеспечения.

В 2011 году было принято постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации", в соответствии с которым к типовой проектной документации отнесена проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.

Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ было внесено изменение, в результате которого к типовой проектной документации стала относиться проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемая повторно (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Таким понятие типовой проектной документации остается и по сей день.

2. Можно ли "старую" типовую проектную документацию рассматривать как актуальную? Правомерно ли применять к типовой проектной документации понятия "действующая"/"недействующая"?

В настоящее время статус типовой проектной документации подтверждается включением в реестр типовой проектной документации. Обязанность по ведению реестра была возложена на Минрегион РФ (позже - на Минстрой РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 было введено понятие "реестр типовой проектной документации". Это - формируемый Министерством регионального развития Российской Федерации перечень проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и рекомендуемой для повторного применения.

В том же Постановлении Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 определено, что "в реестр подлежит включению информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке, которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов".

На основании приказа Минрегиона от 29.03.2013 N 106 "Информация о проектной документации включается в Реестр при условии, что объект капитального строительства, в отношении которого подготовлена проектная документация, будучи аналогичным по назначению, виду и технико-экономическим показателям другим объектам капитального строительства, сведения о типовой проектной документации в отношении которых представлены на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации или которые включены в Реестр, имеет лучшие показатели соотношения стоимости строительства объекта капитального строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади к общей площади объекта капитального строительства, ресурсопотребления на единицу мощности, необходимого для эксплуатации объекта капитального строительства, а при равных показателях - при ее подготовке были применены ранее не применявшиеся архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и (или) организационные решения".

Реестр типовой проектной документации расположен на официальном сайте Минстроя РФ в разделе "Документы". Скачать его вы можете в системах Техэксперт "ТПД" под баннером "Реестр ТПД Минстрой".

"Старую" типовую проектную документацию в настоящее время нельзя рассматривать как "действующую" или "недействующую", с даты вступления в силу Градостроительного кодекса РФ она вся автоматически стала справочной.

3. Можно ли использовать "старую" типовую проектную документацию в современных условиях при проектировании объектов? Есть ли какие-нибудь особенности прохождения экспертизы проектов при использовании ТПД? В каком виде ее нужно предъявлять на экспертизу, если она входит в состав нового проекта (конструкции, узлы)?

В настоящее время типовой проектной документации как таковой, то есть разработанной на основе унификации, типизации и для массового применения, не существует. Существует авторская проектная документация, применение которой возможно сторонними организациями в случае, если она получила положительную оценку государственной или негосударственной экспертизы и при заключении договора с правообладателем.

В связи с изменениями нормативной базы (вступлением в силу технических регламентов, переходом к техническому регулированию в рамках Таможенного союза) необходимо помнить, что "старая" типовая проектная документация может использоваться в части, соответствующей требованиям действующих технических регламентов. В противном случае впоследствии орган государственного строительного надзора будет вправе привлечь к административной ответственности за отступления от требований технических регламентов. Например, при строительстве для государственных нужд нужно учитывать, что любые материалы и оборудование, которые будут использоваться в данном здании, должны отвечать требованиям класса энергоэффективности "А". Так реализуются положения статьи 13 технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ). В развитие статьи 6 данного технического регламента было принято распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р "Об утверждении перечня нормативов, применение которых на обязательной основе обеспечивает выполнение требований технического регламента "О безопасности зданий и сооружений". С 01.07.2015 взамен перечня, утвержденного распоряжением N 1047-р, действует перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 . С 01.10.2015 указанный перечень действует с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 .

В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 при использовании типовой проектной документации обязательно представлять документ, подтверждающий право ее использования (например, лицензионный договор), а также документ, подтверждающий соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения. Для применения типовой проектной документации также необходимо представить на государственную экспертизу фундаменты, инженерные сети и инженерные изыскания. Это необходимо, чтобы привязать проектную документацию к конкретному месту строительства объекта.

Обратите внимание, что на данный момент основные требования к оформлению проектной документации регламентируются ГОСТ Р 21.1101. ГОСТ Р 21.1101-2009 являлся обязательным в силу распоряжения Правительства РФ N 1047-р от 21.06.2010. С 01.07.2015 взамен перечня N 1047-р действует перечнь N 1521 от 26.12.2015.

ГОСТ Р 21.1101-2009 заменен с 01.01.2014 ГОСТ Р 21.1101-2013, однако ГОСТ Р 21.1101-2013 в перечень N 1521 не включен, утратив при этом свою обязательность.

Тем не менее, ГОСТ Р 21.1101-2013 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружении", утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (в редакции Приказа Росстандарта от 25.12.2015 N 1650). Таким образом, оформление проектной документации следует выполнять в соответствии ГОСТ Р 21.1101-2013.

При использовании отдельных "типовых изделий", например кабельные лотки лестничного типа серии НЛК, необходимо помнить, что данные изделия не относятся к категории "типовой проектной документации" в современном понимании. Данные узлы, изделия, детали можно применять в проектной документации, если они соответствуют действующим нормативам, но, помимо ссылки на конкретную серию, корректно будет представить в составе проектной документации лист из соответствующего альбома. Если такой лист оформлен не по ГОСТ Р 21.1101, то его следует оформить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013.

Проектную документацию, включенную в авторские каталоги (такие как ОАО "РОСЭП", ОАО "РЖД" и др.), можно использовать как рекомендательную. При этом необходимо помнить: если ведомственные требования мягче, чем нормы федерального законодательства, то необходимо использовать федеральные нормы, если жестче - можно отдавать предпочтение ведомственным нормативам. Обязательными будут ведомственные нормативы, которые указаны в договоре на проектирование в рамках статьи 432 Гражданского кодекса РФ или в рамках стандартов и правил СРО (статья 55.5 Градостроительного кодекса РФ), если их требования не противоречат нормам федерального законодательства. Например, в "Рекомендациях по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах" (ОДМ 218.7.001-2009) содержатся более жесткие требования к исполнительной документации, чем в РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденном приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128.

В связи с вышеизложенным при использовании типовой проектной документации нужно понимать не только то, имеет ли она статус "типовой", но и насколько данный проект вписывается в действующее законодательство. Основополагающими документами при этом являются Градостроительный кодекс РФ, технические регламенты, постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (с изменением от 29.09.2015 N 1033), постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

4. Можно ли использовать при проектировании типовую проектную документацию, содержащуюся в электронных базах данных, таких, например, как система "Техэксперт. ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы"?

ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе" (ранее - ОАО "ЦПП") на протяжении нескольких десятилетий ведет Федеральный фонд типовой проектной документации (ТПД), который насчитывает 7,5 тыс. типовых проектов и 4,1 тыс. выпусков документации типовых строительных конструкций, узлов и деталей, и издает Указатели и Перечни типовой проектной документации общероссийского строительного каталога. На сегодняшний день существуют: Перечень СК-1, Указатель СК-3, Перечни СК-2 (П-2.04-2006, П2.02-2003, П-2.08-2006, П2.01-2002), Перечень СК-3 и Перечень СК-11.

Все эти издания, особенно Указатель СК-3, являются уникальными. Они созданы на основе информации, предоставленной разработчиками типовой проектной документации. Эта информация составила основу базы для линейки продуктов "Техэксперт: ТПД", в том числе "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы".

Применение типовой проектной документации, включенной в линейку продуктов "Техэксперт: ТПД", не только допустимо, но в ряде случаев неизбежно из-за отсутствия аналогов в современном проектировании. Старая типовая проектная документация создавалась трудами целых институтов и проектных организаций, ее качество проверено временем.

Таким образом, линейку продуктов "Техэксперт: ТПД" можно использовать при современном проектировании, ее применение допускается экспертизой, но при этом необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, перечисленных выше. Например, экспертиза допускает прилагать к комплекту проектной документации распечатку любого чертежа типовой проектной документации из баз продуктов "Техэксперт: ТПД" с условием, что чертеж оформлен в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013.

5. В случае, если в типовых сериях и типовых проектах были изменения, отражаются ли такие изменения в ТПД, включенных в программу "Техэксперт: ТПД"?

Все изменения в ТПД, зарегистрированные в ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе" (ранее - ОАО "ЦПП"), публиковались в Информационном бюллетене, который готовил и выпускал ОАО "ЦИТП". Это был отлаженный, централизованный процесс.

Как правило, сам разработчик типовой проектной документации предоставлял эту информацию для опубликования. В настоящее время ОАО "ЦИТП" продолжает выпускать ежемесячный информационный бюллетень. Наша компания отслеживает все изменения, касающиеся проектной документации, в первую очередь, на основании информации, опубликованной в информационном бюллетене.

6. Какие "Каталоги проектной документации" содержатся в системе "Техэксперт: ТПД" и какая информация в них содержится?

В системе "Техэксперт: ТПД" в составе информационного продукта "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" и других содержатся СК-2, СК-3, СК-11. В системе также есть материалы "Каталогов проектной документации повторного применения", составленных ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе". Они включены в виде каталожных листов/паспортов.

В продукте "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" представлены каталоги по следующим тематикам:

  • малоэтажные жилые дома коттеджного типа;
  • малоэтажные жилые дома городского типа 2-5-этажные;
  • многоэтажные кирпичные жилые дома свыше 5 этажей;
  • крупнопанельные и блочные жилые дома свыше 5 этажей;
  • жилые дома свыше 5 этажей со смешанным каркасом с различного типа ограждающими конструкциями;
  • монолитные жилые дома свыше 5 этажей;
  • мобильные здания различного назначения;
  • общеобразовательные школы;
  • общественные здания и сооружения;
  • производственные здания и сооружения промышленных предприятий;
  • унифицированные решения временных зданий и сооружений.

По каждому из проектов приводятся краткие сведения и основные технико-экономические показатели, а также графические материалы строительных решений (фасады, планы, разрезы и другое) для выбора проектной документации к применению в проектировании и строительстве.

Система "Техэксперт: ТПД", по сути, является всеобъемлющим каталогом проектной документации, поскольку включает в себя информацию не только из всех существующих каталогов и реестров типовой проектной документации, но и информацию о старой и новой проектной документации, которая не вошла ни в один из существующих каталогов. Информация о современной проектной документации и сама проектная документация включаются на основании договоров с правообладателями.

7. Какие изменения в области типового проектирования происходят в настоящее время и ожидаются в будущем?

Приказом Минстроя от 13.03.2015 N 170/пр утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства. В соответствии с этим Планом в 2015 году должна быть создана основа для новой системы типового проектирования, в частности, должны быть внесены изменения в Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановления Правительства от 16.02.2008 N 87, от 05.03.2007 N 145 и от 27.09.2011 N 791, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 N 497, приказ Минстроя от 17.11.2014 N 719/пр и другие нормативные документы, касающиеся типовой проектной документации.

При применении проектной документации, включенной в реестр, следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации", утвержденными приказом Минстроя РФ от 24.09.2015 N 682/пр/.

Планируется:

  • утверждение нормативного правового акта Правительства РФ, определяющего обязательность использования типовой проектной документации при строительстве объектов с использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • разработка Свода правил "Типовая проектная документация", устанавливающего порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения и применения типовой проектной документации.

8. Какие современные технологии в области проектирования осваиваются?

Приказом Минстроя РФ от 29.12.2014 N 926/пр (с изменениями на 04.03.2015) утвержден План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства (BIM-технологий), предусматривающий возможность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с учетом таких технологий. План предусматривает запуск в 2015 году пилотных типовых проектов с использованием 3D-проектирования.

В рамках плана внедрения технологий информационного моделирования зданий в области промышленного и гражданского строительства, утвержденного приказом Минстроя России N 151/пр от 4 марта 2015 года, подведомственный Минстрою России НИЦ "Строительство" выполнил разработку первых редакций национальных стандартов по информационному моделированию объектов строительства. Стандарты разработаны в соответствии с Программой разработки национальных стандартов на 2015 год и основаны на соответствующих стандартах ISO по BIM-технологии.

Представлены следующие проекты национальных стандартов: информационное моделирование зданий и сооружений: основные положения (Проект ГОСТ Р ИСО 12911), требования к организации работ и программному обеспечению (Проект ГОСТ Р ИСО 10845-1), требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства (Проект ГОСТ Р (новый)), требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла (Проект ГОСТ Р ИСО 29481-1); модель организации данных о строительных работах: структура управления проектной информацией (Проект ГОСТ Р ИСО 22263),структура классификации информации (Проект ГОСТ Р ИСО 12006-2), структура объектно-ориентированной информации (Проект ГОСТ Р ИСО 12006-3); руководящие указания по библиотекам знаний и объектных библиотек (Проект ГОСТ Р ИСО 16354). Все вышеперечисленные проекты национальных стандартов по информационному моделированию размещены на нашем портале "Реформа технического регулирования".

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт » в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Сведения о 45 объектах включены в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. В настоящее время реестр проектов формируется и размещается на сайте Минстроя России, с начала 2018 года сведения о такой документации будут включаться в Единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ).

Среди проектов – 4 детских сада, 37 школ, 2 больницы, 1 спортивный объект и 1 система водоснабжения. Указанные проекты представлены из более чем 20 субъектов Российской Федерации.

Напомним, что с текущего года ведомство по новым правилам отбирает проекты экономически эффективной документации повторного применения. Теперь проектная документация признается экономически эффективной повторного использования при наличии положительного заключения государственной экспертизы и при соответствии утвержденным критериям (сметная стоимость проекта не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, объект капитального строительства должен иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «C»).

С 2018 года такая документация будет в обязательном порядке заноситься в единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ), и следующий государственный заказчик подобного объекта сможет её повторно использовать. В системе будут заключения государственной экспертизы на параметры, мощность, эскизные решения каждого проекта, что позволит экономить бюджетные средства в том числе за счёт снижения стоимости разработки проектной документации и последующего прохождения экспертизы и строительства. Это касается и жилых домов, и объектов социальной инфраструктуры – больниц, школ, административных зданий, спортивных сооружений.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама