THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В конце ХХ века пираты Малаккского пролива доставляли немало проблем судоходству, в том числе советскому. Но в 2004 году их лихая слава, отраженная во многих фильмах, померкла на фоне дерзости новых конкурентов. Рейдерам с берегов Сомали страны всего мира объявили настоящую войну – количество боевых крейсеров, сосредоточенных сегодня в Аденском заливе, сопоставимо с численностью кораблей военной группировки в Персидском заливе. Как морским бандитам удается продолжать атаки?

Сомалийское пиратство прогрессирует : в 2006 году рейдеры совершили 25 нападений, в 2007-м – 48, в 2008-м – уже 111, 42 корабля было захвачено. Атака происходит так: к судну приближаются моторные лодки, идущие на скорости около 30 узлов (в жертвы пираты намечают суда, идущие со скоростью до 16 узлов). Бандиты вооружены автоматами Калашникова (весьма ржавыми), пулеметами и гранатометами. Первоначально рейдеры часто попадали на борт без единого выстрела. Однако когда моряки, защищаясь, стали использовать брандспойты, а судовладельцы – возить на кораблях частных охранников, пираты ответили на это автоматными и пулеметными очередями, заставляя людей не показываться на палубе. Если захват состоялся – пленников ждут голод, жажда, отсутствие лекарств, грубость и постоянные угрозы, суровость обращения с ними прямо пропорциональна успехам переговоров. Сговорчивость судовладельца зависит от того, был ли застрахован рейс, выкуп варьируется от нескольких сот тысяч долларов до трех с лишним миллионов. В 2008 году ООН по просьбе федерального правительства Сомали приняла резолюцию, разрешающую военным кораблям преследовать пиратов в территориальных водах Сомали. В Аденский залив пришли крейсеры Евросоюза, НАТО и многих стран. Из российских кораблей борьбу с пиратами по очереди вели крейсеры «Неустрашимый», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев». Сейчас их сменил «Адмирал Трибуц», который пробудет в заливе до конца октября. Самой успешной российской миссией, безусловно, можно считать захват «Адмиралом Пантелеевым» трех пиратских лодок и судна-носителя – им оказался рыболовецкий траулер, на борту которого находилось 39 человек. Причем 11 из них оказались пиратскими пленниками, пакистанскими рыбаками. Но что делать с захваченными пиратами, власти долго не могли решить. Везти с собой? Отнимать оружие и отпускать (такие прецеденты были)? В итоге бандитов передали Пакистану, чье рыболовецкое судно они захватили.

Если захват состоялся – пленников ждут голод, жажда, отсутствие лекарств, грубость и постоянные угрозы, суровость обращения с ними прямо пропорциональна успехам переговоров.
«Но судить надо не только их, – уверен вице-адмирал Олег Бурцев, первый заместитель начальника штаба Военно-морского флота РФ. – Этим парням выдали автоматы Калашникова и пообещали гигантские суммы – по 100 долларов за абордаж. И на их место быстро придут новые бойцы. Искать надо того, кто получает весь барыш, сидя в офисе далеко от Сомали». Пиратский штаб на суше обнаружить сложно. «Сегодня пират со своими 100 долларами вернулся в семью, а завтра ему сказали: пойдем, вот твое место в лодке. Нельзя же истреблять пиратов вкупе с мирным населением, – продолжает Бурцев. – Хотя часть вооруженных формирований, контролирующих территории Сомали, могут поддерживать пиратство». Сегодня около 80 процентов судов, идущих через Аденский залив, собираются в группы и далее движутся в составе конвоя под защитой крейсера. Однако простой в ожидании конвоя затратен, и некоторые судовладельцы заставляют капитанов рисковать и идти без защиты. Да и конвой не идеальный выход – суда идут с разной скоростью, что может оказаться фатальным. «Пиратам нужно 7–20 минут, чтобы попасть на борт, – объясняет Олег Бурцев. – Корабль охранения может не успеть подойти за это время, а после уже поздно: не будет же он расстреливать собственный сухогруз с заложниками на борту». Впрочем, иногда на сухогрузах конвоя размещают морских пехотинцев. Район действий пиратов увеличивается: они все чаще нападают не в заливе, а в Индийском океане. Возможно, боевые крейсеры присутствующих в заливе стран и смогли бы, объединившись, накрыть радиолокаторами всю опасную зону – но для этого нужно для кораблей разных стран назначить единое командование. Пока этого сделать не получилось. Конечно, не все торговые суда без защиты обречены. Некоторые корабли, как, например, российский танкер NS Commander, атакованный 27 апреля этого года, сумели оторваться от погони, умело маневрируя. Но пираты все чаще ведут огонь на поражение. Моряки используют брандспойты, колючие проволоки вокруг палубы и даже рогатки. Но воевать с бандитами – не дело мирных мореходов. Сколько еще они будут становиться заложниками интересов судовладельцев и не договорившихся между собой стран?

Дорога в логово сомалийских пиратов

«Момбаса - это прекрасный город с высокими зданиями из камня. В домах много мебели, сделанной замечательными мастерами. Мужчины и женщины носят элегантную, богато отделанную одежду. Этот город бурлит жизнью. Кроме того, при нем хороший порт, где трудится множество людей» - это описание заимствовано из португальского судового дневника XVI века.

Что записал о Момбасе капитан украинского судна «Фаина» Владимир Колобков, доподлинно неизвестно, ведь он скончался в плену у сомалийских пиратов. Украинский сухогруз с оружием на борту был захвачен в нейтральных водах вблизи Сомали в сентябре 2008 года. Через полгода мы отправились в те края, в спасательную экспедицию.

39°40? восточной долготы, 4°3? южной широты - вот точные координаты кенийского порта Момбаса, где нашу экспедицию ждал небольшой самолет, пилоты которого взялись перевезти нас в столицу Сомали город Могадишо.

Одну пригодную к посадке полосу аэродрома в Могадишо контролирует «Джамаат Аш-Шабаб» - радикальное исламистское движение, имеющее связи с «Аль-Каидой». Другая пригодная взлетно-посадочная полоса принадлежит Альянсу полевых командиров. Предварительно мы договорились за внушительную сумму с одним из них - Абдул-Маликом, что наш самолет совершит посадку на его полосе и не будет сбит ни американским «Стингером», ни российской «Иглой». Целый день мы прождали объявления взлета. В наш самолет набились какие-то тетки с козами, пузатые дядьки в чалмах и только чернокожие летчики никак не появлялись.

Несолоно хлебавши, полные недоумения, вечером мы пустились бродить по Момбасе. Сегодня это второй по величине, после Найроби, город Кении. Старинная часть его расположена на острове площадью 14 кв. км. Порт и форт Иисус обозначают границы старого города с лабиринтом узких закоулков. В Момбасе жили и живут рядом мусульмане, индуисты и христиане. Живут с тех времен, когда в городе пересекались морские и сухопутные торговые пути.

В тех местах, где пираты пленили «Фаину», где-то между Момбасой, Малинди и Ламу, некогда находилось мифическое государство Пунт, или литературный «Потерянный рай» Джона Милтона, английского поэта, автора политических памфлетов и религиозных трактатов. Атмосферу тайны, которую порождали старые предания и мифы, поддерживают скрытые в джунглях руины арабских городов.

Арабы начали строить торговые порты вдоль побережья с конца I тысячелетия нашей эры. Вот почему восточноафриканское побережье - это территория ислама. В VIII и IX веках корабли арабов бороздили воды Красного моря и через Аденский залив заплывали в Индийский океан. Развитие торговли стало причиной расцвета восточноафриканских городов Ламу, Малинди и Момбаса. Мирная торговля на протяжении долгих лет объединяла представителей разных наций, культур и религий. Из этой арабо-африканской смеси сформировалась культура суахили. Период мира продолжался почти шестьсот лет, до тех пор, пока на побережье не появились португальцы.

Когда я учился в школе, один мальчик у нас получил «двойку», уверяя учителя географии в том, что первооткрывателей морского пути из Европы в Индию было двое, одного звали Васька, а другого - Гама. Но мы-то с вами знаем, что Васко да Гама это не муж и жена, а португальский мореплаватель, который оказался в здешних краях в 1498 году. Отношения между жадными «васьками да гамами» и местным населением накалились очень быстро.

В XVI веке португальцы захватили и уничтожили торговые города арабов. Вскоре вслед за этим, в 1596 году, они построили в Момбасе форт Иисуса, который должен был охранять их новые владения.

Однако «воины Иисуса» заняли невыгодную позицию, так как без поддержки из глубины континента не были в состоянии постоянно давать отпор. В XVIII веке арабы вернули себе побережье. Почти сто лет спустя, в 1824 году, в форте обосновались англичане.

Под видом борьбы с рабством британцы добились раздела Восточной Африки, оставив за собой территории современной Кении и Уганды. В 1895 году английское правительство организовало Восточно-Африканский протекторат, названный позднее Британской Восточной Африкой. Столицей страны стала Момбаса…

На второй день все с утра вернулись в самолет - беспардонные козы, чернолицые тетки, вуйки в чалмах и наша спасательная экспедиция. Все, кроме летчиков. День сурка.

Снова гуляем по Момбасе. В северной части острова город соединяют с материком многочисленные мосты. На юге переправа возможна только с помощью парома. Утром и вечером на паром выстраивается большая очередь. Хорошо, что сама переправа длится всего несколько минут. Пляжи к югу от Момбасы считаются самыми красивыми в Кении. Над живописным побережьем, где снимались рекламные ролики шоколада «Баунти», возвышаются современные гостиничные комплексы. Широкие пляжи с белым песком, пальмы, солнце, бирюзовое море и жара, смягчаемая морским бризом, - простите за банальность, но так мог бы выглядеть рай.

На третий день мы сидели в самолете, как если бы это делал в отцепленном вагоне «рассеянный с улицы Бассейной»: «вместо шапки на ходу он надел сковороду!» Мне тоже было впору сковороду надевать, ибо из-за непредвиденной задержки телевизионное начальство готово было настучать по голове. Наконец-то объявили взлет. И тут «звонок друга» - оказывается, Абдул-Малика, которому мы заплатили, расстреляли, и появился существенный риск, что никому неизвестный самолет без опознавательных знаков будет расстрелян из крупнокалиберных пулеметов на посадке. Мы посовещались и решили не рисковать. Лучше арендовать джипы с охраной. И проехать в Сомали по восточноафриканскому побережью.

Утром, прежде чем горячий и необычайно влажный воздух станет настолько густым, что невозможно будет выйти на улицу, мы поспешили посетить городской рынок. Где-то, на расстоянии, как от Киева до Львова, люди убиваются в очередях за гуманитарной помощью, а в Момбасе - экзотические плоды папайя, кокосы, манго и ананасы, свежие овощи, острые приправы, свежие мясо и рыба - прилавки ломились от снеди. Мы затарились провизией и арендовали два вездехода по $70 в сутки. В полицейском управлении заказали еще два полицейских вездехода сопровождения за такие же деньги и 10 вооруженных полицейских - $40 в сутки за каждого.

На другой день выезд. Пора прощаться с пляжами Момбасы. Гостей отеля, вышедших на послеполуденный чай под пальмами, знакомят с местным фольклором. «Акуна матата» - с языка суахили на английский переводят как «no problem». Но более точный перевод на русский звучит как «все по барабану!»

Кстати, о барабанах. Нам пляж нужен, чтобы позагорать, позаниматься спортом, полюбоваться пейзажем, а для местных жителей - это еще одна торговая площадка. Как только начинается отлив, на побережье выходят десятки торговцев, предлагающих самые разнообразные сувениры - тамтамы, текстиль и резные фигурки. Не стоит обманываться, не все изделия являются шедеврами, но некоторые вещицы вполне заслуживают внимания. Мне понравилась одна тарелка, спросил у торговца, сколько она стоит. $100 - был ответ. Ну, что же, дороговато за тарелку, по-моему, потому я развернулся и пошел было прочь.

Эй, белый! Я что, по-твоему, тут стою, чтобы рассказывать всем о цене моего товара?! - раздалось мне в спину на скверном английском.

Пришлось обернуться.

Простите, не понял, что вы сказали?

Я говорю, раз спросил «почем», значит, должен мне $100, и забирай тарелку!

Негр перемежал свои требования ругательствами на суахили и обидными жестами. Толпа чернокожих как-то заметно сгустилась. Меня окружили. Смотрят зловеще, на манер черных расистов в голливудских фильмах.

Чтобы было мне понятнее, торговец перешел на грязные английские ругательства. Каюсь, не сдержался и ломанулся забить этой тарелкой его голову в ребра! Чтобы он смотрел сквозь них на белый свет, как сквозь тюремную решетку!!!

Тут и наши подоспели. Свора чернокожих хулиганов вмиг рассосалась, а торговец протянул мне тарелку. Мол, «забирай даром, белый господин!» Все же всучил ему один доллар. Сейчас едим с этой злополучной тарелки вареники со сметаной.

У вас есть оружие? - спросил меня тогда наш проводник.

Откуда? Нет, конечно.

Лицензию на ношение пистолета можно купить за $5000. У черных таких денег нет, а вы повели себя так дерзко, как это обычно делают вооруженные белые, вот почему эти плохие парни разбежались.

Наутро в полицейском участке нас обучили еще одному выражению на суахили: «Харака харака хаина барака» - по-русски это примерно то же самое, что «спеши медленно». Оказывается, помимо тех денег, что мы должны за вездеходы и конвой, требуется заплатить дополнительно $3000 начальнику полиции за разрешающую подпись. Мы тщетно торговались. Пришлось заплатить и эти деньги, а от вездеходов конвоя отказаться. Оставшихся долларов хватило только на трех вооруженных конвоиров, которые поехали в «наших» «тойотах».

Между Момбасой и Малинди тянутся плантации кокосов, ананасов и агавы. Из листьев агавы получают сизаль - материал, используемый в производстве веревок, канатов и мешковины. В тени пальм прячутся деревенские хижины с соломенными крышами, с виду похожие на хату Ивана Франко. Здесь такие постройки называются «макути». Кажется, что жизнь под пальмами безмятежна, но в действительности уровень жизни местного населения весьма низок. Впрочем, настоящего голода здесь не знают. Ведь именно голод является бичом Черного континента.

Дорога (120 км), соединяющая Момбасу с Малинди, в нескольких местах натыкается на разрезающие сушу заливы. Марлины, «парусники», акулы - в здешних водах много хищных рыб. Здесь все знают, кто такой Хемингуэй. Крупнейший писатель XX века ловил марлинов не только у побережья Кубы, но и в Кении. Если вам повезет и вы выудите марлина, его нужно заклеймить и снова выпустить в море. Этого требует местный закон. Остальные виды рыб так не охраняются, их ждет фотосессия с гордыми рыбаками и вертел.

Неподалеку от границы с Сомали расположен архипелаг Ламу. На одноименном острове, самом крупном - площадью 70 кв. км, находится городок, который тоже называется Ламу. Большинство туристов добирается сюда на самолете из Найроби, Момбасы или Малинди. Аэропорт находится на соседнем острове Манда. Стоп! Вернулись назад и прочитали название острова с ударением на первом слоге! Вот теперь правильно, поехали дальше.

Ламу - город разбойников, торговцев «живым товаром». С конца XVII по вторую половину XIX века рынок рабов здесь процветал. Жизнь островитян до сих пор тесно связана с морем. Все, чем они зарабатывают, - это торговое судоходство и рыбная ловля. Здесь, кстати, вылавливают отменных омаров.

С ближайшего побережья на Ламу можно попасть на моторной лодке или более типичной для здешних мест парусной лодке доу. На этом утлом паруснике ходят по морю рыбаки, торговцы и пираты. Сразу и не разберешь, кто есть кто. Впрочем, они тут все - «всё сразу». На острове Ламу работает судоверфь, производящая для рыбаков, торговцев и пиратов корабли с характерным треугольным парусом. Такие суда строят здесь по одним и тем же чертежам на протяжении сотен лет, не используя при этом никаких механизмов, лишь самые простые инструменты. Корпус делается из дерева, щели забивают хлопком, пропитанным кокосовым маслом. На монтаж корабля средних размеров уходит примерно год.

На побережье Индийского океана, рядом с экватором, ритм жизни с незапамятных времен определяют ветра. Прохладный южный муссон Куси помогал кораблям доу плыть к побережью Аравии. И не важно, что «Фаина» шла за 200 миль от берега. Бывалые моряки рассказывают, что огромный, с многоэтажный дом, сухогруз окружает флотилия доу. Потом пираты делают предупредительный выстрел из гранатомета. Затем, если корабль не сбавляет ход, производят следующий выстрел из гранатомета - уже прицельный и ниже ватерлинии. Судно получает пробоину, поневоле уже сбавляет ход и кренится на подбитый борт. Наконец в ход идут абордажные крючья. А капитан корабля лично отвечает и за сохранность судна, и за сохранность груза, и за жизни экипажа. Поэтому выстрела ниже ватерлинии, надо думать, капитан «Фаины» не стал дожидаться… К себе в логово пираты и их добыча возвращались вместе с каскази - муссоном, дующим с севера.

На пляжах последнего кенийского приморского городка Марарви мы имели возможность остановиться и набраться сил перед тем, как двинуться в Бур-Габо и Кисмайо - сомалийские населенные пункты клана кочевых племен дарод, чтобы вызволить томящихся там в плену украинских моряков. Хотя дарод и не самая крупная этническая группа Сомали (около 22 % от всего населения), они более известны, по сравнению с другими сомалийскими племенами. Ведь в основном именно их имеют в виду, когда говорят «сомалийские пираты».

Морские кочевники дарод проживают по обеим сторонам Аденского залива - в Сомали, Кении и Йемене. Они уверены, что Аллах ниспослал им эти земли и воды для пропитания. В сущности, дарод живут в Средневековье, но с гранатометами и автоматами Калашникова. Там нет централизованной власти, нет ничего, и человек вынужден выполнять любую работу, даже криминальную, чтобы выжить.

Январь 2012

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Русские герои [Святослав Храбрый и Евпатий Коловрат. «Иду на вы!»] автора Прозоров Лев Рудольфович

3. Логово прогресса Обложной, многолетний кошмар… Рынок адским прибоем хлещет. Превращаются люди в товар, С молотка продаются, как вещи. Светобор Верховным и абсолютным владыкой каганата считался по-прежнему каган. По-прежнему его выбирали, и арабский путешественник

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора

2.26. Брашева=Боровицкая дорога на Куликовом поле и старая Боровская дорога в центр Москвы Как мы уже говорили, двигаясь на Куликово поле, Дмитрий Донской шел по дороге через Котлы, а войско Владимира Андреевича подходило к полю битвы по другому пути, а именно, по Брашевой

Из книги Самоходки Сталина. История советской САУ, 1919-1945 автора Свирин Михаил Николаевич

Глава X. В ЛОГОВО ЗВЕРЯ! "Все эти годы мы давали клятвы, что доберемся до фашистского логова. И вот это совершилось! Это было действительно логово. Жильем бункер назвать было нельзя". М.Е. Катуков. "На острие главного удара" 10.1. Поправки к штатамПоследний год войны

Из книги Моя тайная война: Воспоминания советского разведчика [с иллюстрациями] автора Филби Ким

Глава X Логово льва Я так и не закончил вторую половину операции «Спайгласс». Летом 1949 года я получил из Лондона телеграмму, которая отвлекла мое внимание на совсем другие дела. Мне предлагали пост представителя СИС в Соединенных Штатах Америки, где я должен был

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

«Волчье логово» Еще осенью 1940 г. фюрер направил адъютантов Шмундта и Энгеля месте с Тодтом на Восток, дабы те присмотрели место для новой главной квартиры. Объехав генерал-губернаторство и Восточную Пруссию, «квартирьеры» предложили Гитлеру использовать местность

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.17. Река Сосна и Брашева дорога (Боровица) на Куликово поле - московская река Сосенка и старая Боровская дорога в Москве В «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царём Мамаемъ еллинским» , с. 137–194, сообщается, что Дмитрий Донской и

Из книги Люди, боги, звери автора Оссендовский Антоний Фердинанд

Логово смерти Наши верблюды медленно, но неуклонно тащились на север. Делая в день по двадцать пять - тридцать миль, мы наконец подъехали к небольшому монастырю, расположенному несколько левее основной дороги. Его массивные, в форме квадрата постройки окружал высокий

Из книги Моя тайная война автора Филби Ким

Глава X. Логово льва. Я так и не закончил вторую половину операции "Спайгласс". Летом 1949 года я получил из Лондона телеграмму, которая отвлекла мое внимание на совсем другие дела. Мне предлагали пост представителя СИС в Соединенных Штатах Америки, где я должен был

Из книги Операция «Дуб». Звездный час Отто Скорцени автора Аннусек Грег

Глава 1. В «волчье логово» Муссолини должен быть спасен, причем очень быстро, иначе они отдадут его врагу. Выступление Гитлера в «Волчьем логове» 26 июля 1943 года Огромная фигура Скорцени сразу бросалась в глаза в удивительно уютной приемной Чайного домика, просторного

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Логово змеиное Место это, что хорошо известно всем жителям татарской земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, другая - воловья. Одной головой он пожирал

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь) автора Печерский Андрей

III. Въезд в Пермскую губернию. - Оханск и Кама. - Дорога в Пермь. - Начало Перми. - Пристань. - Монастырь и памятники. - Ермаково оружие. - Дорога к устью Чусовой. - Чусовая. - Полазна …Наконец мы выехали из земли вотяков: вот каменный столб с медведем и луком, - мы в

Из книги Последний час рыцарей автора Шионо Нанами

Глава третья ЛОГОВО ХРИСТИАНСКИХ ВИПЕР Древний Родос Остров Родос покоится на юго-востоке Эгейского моря и напоминает мяч для игры в регби, который развернули с юго-запада на северо-восток; он находится так близко к Малой Азии, что, кажется, в любой момент его могут

Из книги Шпионки в Париже автора Массар Майор Эмиль

IX: Логово бандитов Банда «Кафе Амодрю». – Шпионаж и наркотики. – Школа «Рыжей».Эта история потрясающей банды предателей, с маскировкой, дезертирством, торговлей наркотиками, самоубийством из-за любви, разоблачениями, изменами в измене, с женским шпионажем, с драмой

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликово поле - это река Сосенка на окраине Москвы и старая Боровская дорога в центр Москвы В «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским» , с. 137–194, сообщается, что Дмитрий

1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива был захвачен буксир «Свитцер Корсаков», принадлежащий датской компании. В составе интернационального экипажа судна оказались и четверо граждан России — все они попали в плен к бандитам. После этого похищения представители российского ВМФ заявили о готовности начать вооруженную борьбу с пиратами. Однако владельцы буксира предпочли уладить дело без лишнего шума и спустя полтора месяца выплатили за освобождение судна выкуп в 700 тыс. долларов. Тем не менее, после этой истории в район Аденского пролива был отправлен российский сторожевой корабль «Неустрашимый».

В конце нулевых сомалийские пираты держали в страхе всю восточную часть Индийского океана. С ними не могли справиться сильнейшие военные державы, о них снимали документальные и художественные фильмы, даже создатели комедийного мультсериала «Южный парк» посвятили им одну из серий. И было что обсуждать — только за 2008 год простые сомалийские парни на рыбацких лодках захватили 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. Однако сегодня о морских разбойниках ничего не слышно. Куда же они делись?

Рождённые революцией

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре . Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина , с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ — с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считанные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

«Очень быстро нищие сомалийские рыбаки выяснили, что для захвата громадин-танкеров, которые перевозят грузы на миллионы долларов, не требуется каких-то особых усилий», — говорит военный аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин . Техническое оснащение сомалийских пиратов было минимальным. «Это несколько автоматов Калашникова, которые нетрудно достать в раздираемой гражданской войной стране, рыбацкая моторная лодка, которая может разгоняться до 25 узлов (46 км/ч) и рации. Позже появились GPS-навигаторы. Отследить цель можно было и дав взятку чиновнику в кенийском порту. Чтобы заставить судно сбросить ход, пираты открывали предупредительный огонь, далее искали борт пониже, закидывали лестницу и поднимались на палубу. Захватывали капитанский мостик и уводили корабль в свою гавань».

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Один из самых известных трофеев пиратов — захваченный в 2011 году греческий танкер Irene SL, который вез 2 млн баррелей сырой нефти ($200 млн по тогдашним ценам). В 2008 году пираты захватили украинский транспорт «Фаина», который вез танки Т-72 для кенийской армии. Капитан судна Владимир Коробков умер в плену от инфаркта. За остальных членов команды и за сам груз владелец судна заплатил $3,2 млн выкупа. Деньги сбросили на палубу захваченного судна с вертолета.

Нажмите для увеличения. Инфографика: РИА Новости / Станислав Сырецких

Далеко не все попытки захватить корабль заканчивались успешно. Так, в 2003 году от преследования успешно оторвался российский танкер «Monneron», по которому даже палили из гранатомета. В 2006 году пираты обстреляли корабль ВМФ США. Зачем они это сделали, непонятно — возможно, просто куражились под действием местного наркотика — листьев ката. Ответным огнем американцы потопили катера пиратов. А в 2008 году недалеко от Сейшельских островов пираты захватили французскую океанскую яхту класса «люкс» с 32 пассажирами на борту. Для их спасения из Парижа был срочно вызван отряд спецназа, который вызволил всех заложников из плена. Кем именно были эти влиятельные пленники, так и осталось неясно.

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

  • © Бартоломео Португальский (дата рождения неизвестна, умер в 1669 году). Гравюра 1678 года
  • © Генри Морган (1635–1688) по прозвищу «Жестокий». Старинная гравюра
  • © Томас Тью беседует с губернатором Нью-Йорка Флетчером. Картина Говарда Пайла 1894 года
  • © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года
  • © Генри Эвери (1659–1699) на фоне корабля «Воображение». Гравюра XVIII века
  • © Сэмюэль Беллами (1689–1717), известный также как «Чёрный Сэм Беллами». Гравюра XVIII века

  • © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

  • © Эдвард Тич (1680–1718) по прозвищу «Чёрная Борода» (настоящее имя - Эдвард Драммонд). Картина Жана Леона Жерома Ферриса 1920 года, на которой изображена схватка между Эдвардом Тичем и лейтенантом Королевского флота Великобритании Робертом Мэйнардом
  • © Барт Робертс (1682–1722), старинная гравюра

  • © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции — наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

«Перехватывать все мелкие пиратские катера было невозможно. Чтобы уничтожить пиратов, надо было уничтожить их базы. А самые крупные пиратские логова располагались в крупных сомалийских портах под контролем сомалийских военных группировок. Нападение на порты означало бы объявление войны этим группировкам. К такому сценарию в США, после провала в 1993 году военной операции в Сомали и затяжных кампаний в Ираке и Афганистане, были не готовы», — говорит Рожин.

Тем не менее, с мая 2012 года по март 2017 года сомалийские пираты не захватили ни одного корабля. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.

Во-первых, компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам. «Стоимость услуг команды из 3-4 охранников — около $35 тысяч, что на порядок меньше возможной суммы выкупа», — отмечает Рожин. Пираты так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.

Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса . Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Оставшиеся пираты перебрались в соседнее с Пунтлендом квазигосударство Галмудуг. Однако и там с ними вскоре было покончено. Часть территории Галмудуга взяла под свой контроль исламистская террористическая группировка «Аш-Шабаб», которая начала энергичную борьбу с пиратством. В глазах исламистов морские разбойники были богохульниками и пьяницами. В 2011 году в Галмудуг для борьбы с «Аш-Шараб» вошла кенийская армия, которая заодно занялась уничтожением пиратских гнезд. При таком давлении со всех сторон, у пиратов фактически не осталось шансов на выживание.

Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). А местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет местной экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и сомалийское рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. В марте 2017 года пираты захватили коморский танкер Aris 13. «Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент», — считает Рожин.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама