THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Профессиональный стандарт – понятие уже не новое, но все еще малоизвестное. О том, что такое профстандарты, какие изменения трудового законодательства вступят в силу в 2017 году и как HR-у работать с профстандартами, поделились эксперты портала в материале.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Все виды квалификации, которая необходима работнику для качественного выполнения его должностных инструкций, теперь можно охарактеризовать одним простым словом – профстандарт. Это понятие внесено в Трудовой кодекс нашей страны и уже является обязательным для многих профессий.

Профессиональные стандарты представляют собой комплексное описание требований к специалисту. Это сочетание требований к знаниям, профессиональным навыкам, умениям и опыту работы на аналогичных должностях. Списки требований к определенным профессиям утверждены на государственном уровне и постепенно становятся обязательными для многих профессий.

Какие профстандарты вступают в силу в 2017 году

Большая часть профстандартов была сформулирована еще несколько лет назад, когда законодатели только начинали продвигать идею стандартизации навыков, необходимых для представителей различных профессий. Основная часть из них вступила в силу до 2017 года, а некоторые из них станут обязательными с 1 января 2017 года. В первую очередь это касается педагогов , занятых работой в любых учебных или спортивных учреждениях (поскольку тренеры и фитнес-инструкторы также относятся к категории педагогов). Профстандарт для педагогов был разработан и утвержден еще в 2015 году, однако по ряду причин его введение было решено отложить до 2017 года.

Профессиональные стандарты требуют определенного набора знаний и умений:

  • от педагогов, занятых работой в дошкольных учреждениях;
  • от педагогов коррекционных школ;
  • от школьных учителей;
  • от преподавателей училищ, лицеев, колледжей и других средних профессиональных или специальных учебных заведений;
  • от преподавателей ВУЗов;
  • от спортивных тренеров и педагогов дополнительного образования.

Как HR-у работать с профстандартами в 2017 году

Профстандарты оказывают влияние практически на все сферы деятельности отдела кадровой политики. Их необходимо учитывать:

  • при подборе и найме новых сотрудников;
  • во время разработки должностных инструкций;
  • в процессах управления персоналом ;
  • при планировании обучения и профессионального развития специалистов;
  • во время разработки системы оплаты труда;
  • во время разработки системы материальной мотивации;
  • при присвоении тарифных разрядов работникам (если таковые приняты в организации);
  • при проведении оценочных мероприятий или профессиональной аттестации работников.

Если нормативные акты предусматривают наличие профессионального стандарта для работников определенной профессии, его применение становится обязательным для работодателя. Однако это касается только строго определенного круга профессий, в то время как основная часть профессиональных стандартов носит рекомендательных характер. Это означает, что применение профстандартов должно происходить с учетом специфики труда, т.е. работодатель должен включить в состав должностных инструкций основные характеристики, предусмотренные в профстандарте для представителей данной профессии.

Профессиональные стандарты обязательны к применению:

  • в случае, если с выполнением трудовых обязанностей по данным профессиям связаны определенные ограничения или предоставление льгот (компенсаций);
  • в случае, если требования к квалификации работников определенных профессий четко установлены законом и являются обязательными.

Для представителей всех остальных профессий применение профстандартов пока не является обязательным. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом необходимо осуществлять с использованием должностных инструкций, максимально приближенных к требованиям профессиональных стандартов, однако отступление от этих стандартов на сегодняшний день не может быть расценено как нарушение законодательства.

Читайте по теме в электронном журнале

Как оценивать квалификацию сотрудников на соответствие профстандартам

С 1 января 2017 года в силу вступает закон, регламентирующий порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Согласно этому закону, оценочные мероприятия смогут проводить только специальные организации, получившие государственную аккредитацию.

Оценка квалификации будет происходить на добровольной основе. Чтобы работодатель смог направить сотрудника на оценку, ему необходимо закрепить порядок направления сотрудников на оценочные мероприятия в коллективном или трудовом договоре, а также получить от работника письменное согласие. Кроме того, работодатель должен предоставить работнику оплачиваемый выходной в день проведения аттестации.

Оценка будет осуществляться на платной основе. Если инициатором оценки является сам работник, то после прохождения и оплаты аттестации он вправе воспользоваться дополнительным социальным налоговым вычетом (уменьшить сумму удерживаемого НДФЛ). Если инициатором аттестации будет работодатель, то расходы на оценку можно списать в качестве прочих расходов для целей налогообложения.

Пройти оценку квалификации на соответствие профстандартам сможет любой совершеннолетний гражданин РФ или иностранный рабочий.

Изменили лист оценки и Положение об аттестации так, чтобы учитывать профстандарты

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала «Балтийского завода – Судостроение» (Санкт-Петербург)

Раньше во время оценки мы измеряли, обладает ли сотрудник нужными знаниями, какие у него обязанности. В лист оценки мы заносили только эти пункты. Теперь, когда появились профстандарты, я и мои HR-ы включили в лист оценки строки «Образование» и «Практический опыт». Обязанности мы подправили так, чтобы они соответствовали стандарту. Также мы внесли изменения в Положение об аттестации. На это ушло три месяца – требовалось разъяснить, что такое профстандарты, утвердить правила оценки.

Можно ли увольнять сотрудников, которые не соответствуют профстандартам, в 2017 году

Даже если по результатам оценки работник не смог подтвердить уровень своей профессиональной квалификации и соответствие профстандарту, его нельзя законно уволить. Кроме того, работодатель не имеет права отказывать кандидату в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие у соискателя свидетельства о соответствии профессиональному стандарту.

В случае, если применение профессиональных стандартов является обязательным для работников предприятия, но игнорируется руководством компании, трудовая инспекция вправе выдать предписание об устранении нарушений и выписать штраф. Если применение профессиональных стандартов обязательным не является, то оснований для привлечения работодателя к ответственности также нет.

Полезные статьи:

По мнению некоторых людей, профессиональная деятельность большинства учителей заключается исключительно в проведении уроков да проверке тетрадок. На самом деле всё намного серьёзнее. На протяжении учебного года на плечи педагогических работников сваливается поистине титанический труд. Это относится как к рутинной ежедневной работе, так и творческим задаткам. Постоянство в этом плане касается бесконечных отчётов о проведённых уроков, составляемых на пару с другой, не менее надоедливой писаниной.

Ежегодно для всех работников педагогической сферы приходят разнообразные инструктивно-методические письма и директивы из министерства РФ, которыми впоследствии приходится руководствоваться. Новые сведения относительно учебного процесса в 2017 году уже составлены и даже успели облететь все города РФ. Оказывается, с 1 января 2017 года внедряется обновлённый профстандарт педагога. В нём собран перечень всех умений, знаний и навыков, которыми должен владеть хороший сотрудник образовательной сферы. Следует заметить, что отмеченные квалификации несут как профессиональный, так и личностный характер.

Профстандарты с 1 января 2017 года

Несмотря на то что отмеченные стандарты начнут действовать лишь с 2017 года, внедрение документа, в котором указан необходимый квалификационный уровень для учителей, стартовало ещё с июня 2016 года. На основании описанного нормативного акта в ближайшем будущем начнётся аттестация учителей с последующим присвоением определённой квалификации.

При помощи отмеченного нормативного акта министерство образования РФ решило детализировать знания и умения, которые должны присутствовать у любого педагогического работника. В профстандарте 2017 года описываются трудовые действия преподавателя, разделённые на модули по различным предметным отраслям.

Сразу после утверждения документа, началась его апробация, затронувшая 43 субъекта федерации. В них были созданы специальный стажировочные площадки на базе самого образовательного учреждения. По словам главы Минобрнауки Д. Ливанова, учителям не стоит бояться принятых нововведений, так как они начнут действовать исключительно после переподготовки всех представителей образовательной сферы.

Оказывается, внедрение нормативного акта было решено отложить на 24 месяца. По мнению чиновника, к нынешней процедуре апробации следует привлечь как можно больше воспитателей и практикующих педагогов. Правда, в процессе неплохо избежать «бумажной» волокиты и роста бюрократии. В завершение Литвинов подчеркнул, что оплата труда работников образовательного учреждения должна в первую очередь формируется на качестве выполнения всех требований отмеченного стандарта.

Структура ФГОС 2017

Основой профстандарта является система педагогической деятельности, состоящая из обучения, воспитания и
развития. В первых двух пунктах отражаются требования ФГОС к педагогу, который просто обязан на должном уровне знать свой предмет, а также владеть методическими техниками и приёмами, чтобы донести его к каждому ученику.

Самым сложным для работников образовательной сферы может показаться раздел развития. Согласно описанному пункту, самому педагогу, вместе с узкими специалистами (психологам и логопедом) придётся своевременно обнаруживать и правильно решать проблемы учащихся, круг которых является очень обширным. Вопросом в этом плане стаёт экономический кризис, в связи с которым приходится сокращать психологов, школьных врачей или дефектологов, чтобы оптимизировать штатное расписание с целью взыскания дополнительного финансирования для возможности увеличения зарплат учителям.

Для чего нужен новый профтандарт 2017 для педагога?

По мнению авторов сего документа, ему удастся увеличить заинтересованность преподавателей результатами своей профессиональной деятельности. В будущем году начнёт меняться принцип обучения и переподготовки кадров, чтобы описанная процедура соответствовала требования обновлённого нормативного документа. С 2017 года профтандарты будут применяться в качестве:

  • инструмента для роста качественного отечественного образования;
  • независимой единицы измерения квалификационного уровня всех педагогов;
  • фундаментальной основы трудового соглашения между руководством некого образовательного учреждения и самого учителя;
  • средства реализации новой стратегии развития сферы образования;
  • механизма, с помощью которого будет проводиться процесс набора «качественных» кадров для работы в организациях оглашённой сферы.

Министр образования подчеркнул, что оценка результатов педагогического труда должна в обязательном порядке учитывать достижения самих обучающихся. Правда, не стоит опираться исключительно на них. На деле каждый преподаватель занимается процессом обучения в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющие не только некие интеллектуальные задатки, но и психологические особенности. Получается, что для любого ученика важен его личный результат в рамках продвижения по намеченной образовательной траектории. Грамотную оценку подобным достижения способны предоставить лишь представители педагогического общества.

Новые обязанности современного учителя

Изменения в трудовом законодательстве РФ относительно профтандартов для педагогов, имеют 5 видов квалификации. Это набор особых требований к учителю, выдвигаемых на основании результативности и сложности решения, поставленных перед ним задач. К примеру, чтобы провести полноценную воспитательную работу, педагогу необходимо овладеть аж 18 умениями и навыками, тогда как для полноценного развития ученика их количество должно возрасти до 20. По мнению самих разработчиков, подобный перечень считается своеобразным ориентиром, на основании которого каждое отдельное учебное заведение планирует создавать собственную схему работы с учётом поставленных задач. При этом сами педагоги примеряют на себя роль неких социальных терапевтов, которым придётся найти в ученике психолого-педагогическую проблему.

Именно поэтому утверждённый на 2017 год профстандарат уделяет достаточно внимания работе учителя относительно выполнения инклюзивного образования, а также поддержке социально уязвимых и одарённых обучающихся. Отдельная тема разговора – владение ИКТ-компетентностью, дифференцируемой на три уровня:

  • общепедагогическая;
  • общепользовательская;
  • предметно-педагогическая.

Нынешний профессиональный стандарт для современного учителя наконец-то избавился от технократического подхода в анализе результата деятельности каждого отдельного педагога. Теперь в нём появился ряд положений, ориентированных на более гуманную оценку, отражающую профессиональный уровень компетенции. Например, учитывается готовность учителя работать с детьми, владеющими разной степенью развития.

Проблемы по внедрению нового профстандарта

По мнению опытных педагогических сотрудников, современные учебные заведения не владеют необходимыми условиями для выполнения всех требований принятого нормативного акта. Главной проблемой в этом случае выступает недостаточная материальная база, и также большой дефицит узких специалистов: психологов, тьюторов, дефектологов.

Перед тем как ввести профтандарт и начать оценивать педагогов в соответствии с новыми критериями, следует позаботиться о создании доступной среды для всех учеников. Как бы прискорбно это ни звучало, но сюда следует отнести специальные подъезды к учебному заведению, оборудования пандусов, мест в столовой или туалетах. Ведь пока педагогам приходится вертеться сразу на двух ставках, и выделять при этом время для индивидуального подхода к каждому отдельному ребёнку просто невозможно.

Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.

Цели введения Минтрудом профстандарта педагога

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

  1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  4. Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

Не знаете свои права?

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1-4 классы);
  • основное образование (5-9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:

  • для педагога-психолога;
  • педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
  • педагога, занимающегося профессиональным обучением.

С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.

Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в той, или иной отрасли экономики. Профессиональные стандарты были введены в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ. В настоящее время насчитывается порядка 800 стандартов по самым различным специальностям.

Стандарты делятся на обязательные и добровольные. Обязательные профстандарты применяют только для тех профессий и должностей, для которых дополнительные требования установлены в законах. Большинство стандартов носит добровольный характер, работодатель сам решает, применять ли тот или иной стандарт, или нет.

Например, сейчас действует профстандарт бухгалтера (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). Данный профстандарт носит рекомендательный характер. Закон о бухучете выставляет требования к опыту и знаниям только для главбухов публичных акционерных обществ, банков, страховых организаций. Для всех остальных строгих требований в законе нет, поэтому профстандарты для таких бухгалтеров — это только лишь рекомендация.

Обязательность профстандартов должна быть прямо предусмотрена в законодательстве. Если в законе нет указаний на обязательность того, или иного профстандарта, он является необязательным. Если стандарт необязательный, то компания может трудоустраивать сотрудников без оглядки на профстандарт. Если стандарты обязательны, то соискатель обязан соответствовать требованиям стандарта.

Если закон требует в какой-либо сфере принимать на работу только тех кандидатов, которые соответствуют профстандартам, но компания не выполняет это требование, то ей грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Если предприятие не обязано подчиняться профстандартам и не использует их даже в качестве рекомендаций, то наказывать его за неприменение профстандартов нельзя.

«УНП» обращает внимание:

Чтобы узнать, обязан ли работодатель применять тот, или иной профстандарт 2017, нужно ознакомиться с требованиями ТК РФ по этому вопросу. Эти требования изложены в статье 57 и 195.3 ТК РФ. В этих статьях содержится перечни работ и профессий, по которым нужно обязательно применять профессиональные стандарты.

Профстандарты с 1 июля 2017 года: порядок применения

Профстандарты 2017 помогают работодателям определять уровень профессионализма и квалификации работников и соискателей на должность. Профстандарты задают работодателям ориентиры для выстраивания кадровой политики. Профессиональные стандарты 2017 будут обновлять, если этого потребуют изменения в законодательстве или будут другие обоснованные причины. Сейчас насчитывается более 800 профстандартов по самым различным специальностям и профессиям.

В перспективе Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) полностью заменят профстандартами. Но это будет постепенный переход. Если квалификационный справочник и профстандарт по аналогичным профессиям содержат различные требования к квалификации, то работодатель сам выбирает, каким документом пользоваться. Это возможно в случаях, когда профстандарт 2017 не обязателен к применению.

Если закон не требует применять профстандарт к конкретной должности, то профстандарт – рекомендация. По решению руководителя компании требования профессионального стандарта можно прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Полностью или частично.

Функции, должностные обязанности работника не могут враз измениться, только потому что был утвержден профессиональный стандарт его должности. Обязанности могут измениться из-за организационных или технологических условий труда. Но и то в этих случаях изменение функций работника по инициативе работодателя не допускается (ст. 74 ТК РФ). Вступление в силу профстандарта также не может быть причиной увольнения работника.

Работодатель сам решает, нужно ли работнику получить дополнительное образование. А условие и порядок подготовки работников определяются коллективным договором, соглашениями и трудовым договором. При этом соответствие работника профстандарту не является основанием для увеличения, или снижения размера оплаты труда.

Профстандарты 2017: где публикуются

Профстандарты с 1 июля 2017 года и перечни должностей публикуют на официальном сайте Минтруда. Минтруд ведет реестр стандартов и принимает уведомления о разработке новых стандартов. Чтобы получить доступ к профстандартам 2017 нужно зарегистрироваться на сайте Минтруда.

Сайт профстандартов – profstandart.rosmintrud.ru.Здесь размещены все существующие профстандарты, а также сообщения о разработке новых профстандартов.Реестр ведут на основании приказа Минтруда от 29.09.2014.№667н. Реестр постоянно обновляется. Сейчас в нем больше 800 профстандартов.

Скачать перечень профстандартов 2017 вы можете по ссылке ниже.

Что такое профессиональный стандарт педагога? Какой действует профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года? Педагог – это одна из самых важных профессий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они не спасут людям жизнь как врачи или пожарные. При этом они могут повлиять на ее дальнейшее развитие. Школьный и студенческий период – это важные этапы формирования личности человека.

И в этом непосредственную роль играют педагоги. От их профессионализма зависит не только восприятие ребенком информации, но и формирование определенных сторон личности.

От профессионализма педагога зависит заинтересованность детей в учебе. А следовательно, и определение более интересных ему наук, выбор дальнейшего профессионального направления.

Но к сожалению, отправляясь в учебное заведение, они не всегда компетентны в своей профессии. В связи с этим государство разработало специальные стандарты.

Общие моменты

Новый профессиональный стандарт для педагогов был введен 1 января 2017 года. Указанные в нем нормы позволили дополнить и усовершенствовать предыдущий документ 2013 года.

Он действует на одинаковых условиях на всей территории Российской Федерации, при этом функция введения данного стандарта возложена на региональные органы, в связи с чем стандарт может быть дополнен региональными критериями.

Главной особенностью данного норматива является усовершенствование системы образования за счет обеспечения учреждений квалифицированными компетентными кадрами.

Причиной введения стандарта стало устранение принятых ранее норм и правил, применяемых в Российской Федерации.

Данный процесс обеспечивается рядом нормативных актов, изданных министерством образования, Минтруда , правительственными органами и утвержденных президентом Российской Федерации.

Стоит оговорить, что несоответствие данному стандарту может стать весомой причиной , но в случае, если это должно произойти, нужны весомые доказательства.

С этой целью проводится внешняя проверка преподавательской деятельности с привлечением представителей из районо и других инстанций.

Что это такое

Профессиональный стандарт педагога – это документально зафиксированный свод профессиональных характеристик, которыми должен владеть специалист, работающий в учебном заведении.

Профессиональный стандарт включает в себя решение таких спорных вопросов, возникающих при организации рабочего процесса, как:

В рамках введения стандарта в учебных заведения в обязательном порядке предусмотрено информирование работников о введении новых стандартов.

Какова его роль

Профессиональный стандарт применяется в следующих случаях:

Но помимо этого, со сводом правил стоило бы ознакомиться и самим специалистам. Это позволит наработать профессиональные качества и знать, какие изменения в выполнении своих обязанностей стоит предусмотреть.

Главным предназначением стандарта является повышение качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Новый свод правил соответствует особенностям современных социально общественных требования к педагогической деятельности.

Введены ли новые профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2017 года

Введение новых стандартов предусматривает работу с кадрами в учебных заведением, в связи с которыми в штате должны остаться только соответствующие своду правил специалисты.

В связи с этим вокруг документа и введения новых стандартов возникла масса дискуссий. Общество предполагает массовые в связи с несоответствием работников необходимым стандартам.

Но в интересах государства выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Поэтому сокращение предусмотрено только в отдельных случаях.

В остальном же с целью введения стандарта разработана масса мероприятий. Они включают в себя несколько основных этапов:

  • информирование о введении последних стандартов;
  • повышение квалификации, позволяющее достичь уровня данных стандартов;
  • аттестация преподавателей, которая может проводиться внутри учебного заведения или быть инициирована высшим руководством с целью определения соответствия специалиста установленным нормам.

Первый этап обеспечивается посредствам предоставления нормативов, указанных в стандарте, в качестве печатной продукции в учебные заведения, где, в свою очередь, руководители должны донести полученную информацию и ознакомить с ней весь педагогический коллектив.

Целесообразно в качестве следующего этапа проводить внутренний , что позволит выбрать специалистов, не соответствующих стандарту и нуждающихся в помощи.

По результатам данного аудита специалисты могут быть отправлены на бесплатные курсы повышения квалификации.

Данные мероприятия организовываются региональными властями при поддержке министерства образования.

Они позволяют донести до педагогов информацию о наличии новых методов работы с учащимися, как в плане обучения, так и воспитательных процессов. Полученные навыки педагоги должны использовать в своей дальнейшей практике.

По возвращению сотрудника с курсов в отношении него снова может быть проведена аутентичная оценка, по результатам которой определяется соответствие учителей установленным стандартам.

Существует несколько методик оценивания для преподавателей. Наиболее распространённой из них является проведение открытых уроков.

Они отличаются от обычных присутствием аудиторской комиссии. Она может состоять из представителей районо в случае внешней проверки и администрации школы, если оценивание проводится внутри заведения.

Но, как правило, о проведении данных уроков преподаватели и ученики проинформированы заранее. Они представляют собой мероприятие, проводимое не в стандартной форме, а имеющее четко разработанный сценарий.

Определить уровень качества воспитательных работ значительно сложнее, с этой целью может быть проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей.

Обратите внимание, что наиболее частой причиной для внешней оценки деятельности преподавателя становится сигнал от родителей его учащихся.

Видео: профессиональный стандарт будет обязателен


На основании этого может быть пересмотрен . Особенно это касается педагогов-дефектологов.

Структура документа

Профессиональный стандарт состоит из нескольких частей, он включает в себя следующее:

Существует несколько методов оценки выполнения профессиональных стандартов. Основным из них является результат обучения и воспитания учащихся, то есть работу преподавателя оценивают по уровню знаний и другим качествам его учащихся.

Новые задачи преподавателей

Согласно нововведениям, отмеченным в стандарте педагога, все без исключения преподаватели должны выполнять следующие требования:

  • работать в условиях реализации программы инклюзивного образования;
  • проводить уроки на государственном языке (русском), даже для тех лиц, для которых он не является родным;
  • заниматься образованием учащихся, у которых возникают проблемы в развитии.

Таким образом, стандарт распространяется не только на профессиональные качества специалиста, но и на особенности его личных качеств.

Как профессионал, педагог должен излагать информацию в рамках программы, но при этом способ ее донесения выбирается им самостоятельно.

Опытным путем доказано, что привлечение видеоматериалов и других наглядных пособий позволяют повысить заинтересованность учащихся.

В рамках применения новых стандартов основной задачей педагога является создать одинаковое комфортное условие для своих учащихся, не выделяя никого из них, независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, гражданства и т.д.

При этом ему необходимо разработать методику донесения информации таким образом, чтобы в получении знаний была заинтересована большая часть учеников. С этой целью применяется индивидуальный подход к детям.

Проблемы внедрения профстандартов

Новые стандарты предполагают повышение качества образования, но их введение имеет ряд проблем. Основные сложности возникают на этапе справедливого аудирования.

Как уже было сказано выше, большинство лиц, проверяемых в рамках введения данной программы, осведомлены о предстоящей проверке.

В связи с этим процесс превращается скорее в театрализованное представление, чем в настоящий . Не менее распространенной проблемой является нехватка специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

В отдельных случаях решить эту проблему позволяют курсы, но этого может быть недостаточно. Может потребоваться получение другого уровня образования для специалистов, работающих в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

Педагогический стандарт, введенный в Российской Федерации 1 января 2017 года, предполагает повышение качества образования путем найма на работу в образовательные учреждения квалифицированных специалистов.

Данный свод правил включает не только информацию о уровне квалификации для лиц, занимающих разные должности.

Также в нем указано, какими основными профессиональными качествами должен обладать педагог. Согласно этому его работа должна полагаться одновременно на индивидуальном подходе к каждому ученику и равному отношению ко всем учащимся.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама