Мясницкая, 8 – раньше здесь стоял двухэтажный каменный дом с флигелями, принадлежавший князю П.И. Тюфякину.
В 1830 г. его купил профессор Московского университета М.П. Погодин. На покупку он решился после того, как год пожил в доме напротив . В мезонине Погодин устроил кабинет, из окон которого "были виды на несколько верст кругом". Видимо, при отсутствии телевизора обстоятельство немаловажное. Теперь трудно себе представить, чтобы профессор купил себе дом в центре Москвы.
Трёхэтажный дом с Меркуриями по адресу улица Мясницкая, 8 построили в 1899-1903 гг. по проекту Федора Шехтеля . Угол дома выполнен в виде трех граней, плоскости которых занимают окна. Фасад оживляют многочисленные картуши и крылатые маски бога торговли Меркурия. Кстати, недалеко стоит ещё один дом с Меркурием. Заказчиком был Матвей Кузнецов . Это владение он купил еще в 1893 г. Первый этаж занимал магазин фарфора и фаянса "Товарищества М.С. Кузнецова ". На втором и третьем этажах находились правление и конторы. В 1930-х гг. дом "подрос" на два этажа.
После смерти отца в 1911 г. владельцами и директорами ТД Кузнецова стали его сыновья, потомственные почётные граждане Михаил, Николай, Сергей, Александр и Георгий Матвеевичи Кузнецовы. Владельцем дома стал старший сын, Михаил Кузнецов. Ему же принадлежал и соседний дом .
Дом фарфора
После переворота 1917 г. имущество "фарфоровых королей" национализировали. Дом стал собственностью Высшего Совета народного хозяйства. После войны в здании открылись отделы верхней одежды магазина "Детский мир", располагавшегося рядом, на первом этаже дома по Мясницкой, 6 .
Когда в 1957 г. "Детский мир" уехал во вновь отстроенное здание на Лубянской площади , магазин торгового дома Кузнецова вновь стал профильным магазином посуды. В народе его называли "магазин фарфора".
Тогда же крайний правый подъезд дома был входом в Центральную нотариальную контору № 1. К середине 1960-х гг. она была оснащена новейшей техникой. Здесь даже делали фотокопии документов! Правда, из-за очередей на это уходил целый день.
В конце 1990-х гг. начался долгий капитальный ремонт дома. Нотариальная контора уехала в Бобров переулок, 6 . Cпустя несколько лет здесь вновь открылся магазин, торгующий фарфором, хрусталём и серебряной посудой. Называться он стал "Гледиз". Администрация магазина "Гледиз" с гордостью говорит о себе: "Мы торгуем здесь более 100 лет!"
Для многих это просто Дом фарфора.
По адресу ул. Мясницкая, д. 8 / 2 находится БЦ "Мясницкая, 8", сдающий в аренду офисы класса B.
Мясницкая, 8. Дом фарфора
Последние сто лет при вопросе любому коренному москвичу — где можно купить качественный фарфор — вы неизменно получите один и тот же ответ: на Мясницкой. Потому что именно там, в доме № 8/2 до сих пор находится дом фарфора, основанный знаменитым семейством купцов Кузнецовых.
Настоящим продолжателем семейных фарфоровых традиций и был владелец дома №8/2 Матвей Кузнецов. Он и основал магазин, существующий до сих пор. Впрочем, у дома была богатая история и до Кузнецова.
От Зыбиных к Погодину
Первым известным владельцем дома и участка по нынешней улице Мясницкой, 8/2 является семья Зыбиных. Архивные документы датируют покупку ими территории для строительства дома на этом участке 1725 годом.
В 1790 году у владения появился новый хозяин - князь Петр Иванович Тюфякин, действительный камергер и директор Императорских театров. Князь Тюфякин занимался, в частности, строительством Екатерининского дворца в Москве. Именно при нем часть двора была отнесена к перепланированной тогда улице Мясницкой, из-за чего пришлось даже снести угол дома.
Каменный дом в два этажа с имеющимися двумя флигелями не пострадал во время пожара Москвы в 1812 году. Тогда его стоимость оценивалась в 55 тысяч рублей.
В 1813 году в нем открылся «Английский клуб», перенесенный затем на Тверскую.
С 1815 года арендатором дома становится француженка Перне, организовавшая в этих стенах женский пансион. Заведение просуществовало в этих стенах 10 лет. А основан пансион еще в 1806 году госпожой Гибель.
В апреле 1830 года князь Тюфякин решает продать владения по Мясницкой, 8/2, и новым хозяином становится писатель и историк, профессор московского университета Михаил Погодин. Он жил по соседству в Большом Златоустинском переулке и узнал через владельца кондитерской Юрцевского, что князь Тюфякин намеревается продать дом. Погодин приобретает его за 30 тысяч рублей.
Вот что пишет 29 апреля 1830 года Погодин поэту и литературному критику Шевыреву: «Поздравь меня на новоселье, любезнейший Степан Петрович! Я купил дом и совсем уже в него перебрался и разобрался, и пишу теперь к тебе с высокого Парнаса, с которого виды на несколько верст кругом. Приезжай - кабинет для тебя чудо. - Не знаю, как удастся мне эта спекуляция? Вот в чем дело. Дом на прекрасном месте (князя Тюфякина, где был пансион Перне), на стрелке четырех улиц (двух частей Мясницкой, переулков Златоустенского и Лубянского), большой, каменный, с верными жильцами. Указал мне его мой приятель Юрцовский, кондитер и любитель литературы. Я тотчас отнесся к князю, который живет в Париже, и он, не получая никакого дохода от дурного управления, согласился, при посредстве Новосильцовых, уступить мне его за 31000 р., - между тем как в дому несгораемого материала: камня, земли и железа, больше этой суммы».
В мезонине Погодин устроил кабинет, из окон которого «были виды на несколько верст кругом». На новоселье присутствовал и Александр Пушкин. К тому времени, как считают пушкинисты, относится пушкинское стихотворение «Новоселье», обращенное к Погодину. В начале следующего года поэт подарил Погодину экземпляр «Бориса Годунова».
В разные годы в гостях у Погодина побывали Николай Гоголь, Михаил Щепкин, а также Сергей Аксаков. Впрочем, это не удивительно. Буквально напротив находилась усадьба Черткова. И гости легко перемещались с веселья в гостеприимный погодинский дом, чтобы продолжить шумное застолье или обсуждение очередного литературного произведения, чья читка проходила в стенах соседней усадьбы.
В 1834 году владение было продано сначала генерал-майорше, известной поэтессе и переводчице Екатерине Бахметевой (урожденной Свиньиной), а затем хозяйкой стала подпоручица Наталья Ивановна Новосельцева. В 1870-х годах в доме собиралось «Общество кружевниц».
Недавно устроено г-жею Новосильцевою в Москве Общество кружевниц; цель Общества доставлять заработки беднымъ женщинам; теперь у Общества уже много заказов; работы настолько хороши, что г-жа Новосильцева pешилась посылать образцы их на лондонскую выставку и усвоить кружевам название point de Moscou, в роде известных point d’Alencon, point de Venise. Обращаться следует с тpебoваниями в Москву, на Мясницкую, в дом Новосильцевых. Члены «Общества кружевниц» приглашают всех дам, живущих в губерниях, где женщины занимаются кружевами, принять участие в распространении их изделий и высылать в Москву образцы кружева. Московское Общество будет стapaться доставлять заказы; что требования на изделия, предлагаемыя Обществом, скоро заслужили внимание, доказательством служит то, что Обществу делаются заказы даже из-зa границы. Мы можем выразить только искреннее сочувствие Обществу, явившемуся как новый ответ на многие запросы на заработок, делаемые русскими женщинами из средняго класca общества...
В доме на пересечении Мясницкой и Златоустинского переулка проживало много известных людей.
В 1873 году здесь поселилась семья педагога Александра Чугаева. Здесь и родился вскорости будущий выдающийся химик Лев Чугаев.
В этом же году сюда переехал Николай Александрович Степанов, известный художник-карикатурист. Совместно с известным в те времена поэтом Курочкиным они издавали сатирический журнал под названием «Искры». В гости к художнику заглядывали художники Константин Трутовский и Евграф Сорокин, писатель-народник Александр Левитов, братья Успенские
Фирсановы
В 1879 году владения по Мясницкой, 8/2 выкупает купец Иван Григорьевич Фирсанов, через год подаривший этот участок своей дочери Вере Ивановне (в первом браке - Ворониной, а во втором — Гонецкой), известной благотворительнице, будущей владелице Сандуновских бань, подмосковного Середникова, связанного с юностью поэта Михаила Лермонтова, и Петровского (тогда Фирсановского) пассажа. При ней дом перестраивали в 1885 году ведущие архитекторы русского модерна Лев Кекушев и Сергей Шуцман.
В доме в 1890-х годах находилось правление и контора Московского товарищества резиновой мануфактуры, директором которого был И. С. Оссовецкий, коммерсант, специалист в области технической химии, ученик Менделеева, составивший руководство по малярному делу. Большой известностью пользовался и расположенный здесь Зоологический магазин К. Ф. Шютца.
В 1893 году первая русская женщина-предпринимательница Вера Фирсанова-Гонецкая переуступает дом Матвею Сидоровичу Кузнецову, промышленнику и предпринимателю, фарфоровому магнату.
Дом фарфора на Мясницкой
В 1894 году в уже принадлежащем Кузнецову доме открывается магазин еще одного нашего старого знакомого известного торговца чаем и кофе - Василия Перлова. Это он позже построил одно из самых известных и необычных зданий на Мясницкой под №19 — чайный домик.
Итак, в 1898 году Матвей Сидорович Кузнецов сносит старые постройки и заказывает проект нового строения у архитектора Федора Шехтеля, в котором затем открывает магазин по продаже изделий своих заводов, так называемый «Магазин Фарфора» на Мясницкой. На втором и третьем этажах находились правление и конторы. На строительство ушло пять лет. Шехтель строит и другие здания, относящиеся к дому №8, например, склады и столовую для служащих.
В конце века Шехтель применил в качестве акцентированного элемента тектоники арочные оконные проемы высотой в несколько этажей, огромные остекленные плоскости, пересекаемые по вертикали опорными стойками. Это было сделано им в двух деловых зданиях - в Торговом доме товарищества Кузнецова на Мясницкой и в Торговом доме Аршинова в Китай-городе.
Угол известного здания построен в виде трех граней, занятых широкими окнами и витринами. Фасад оформлен с использованием многочисленных картушей, а также масками бога Меркурия - покровителя торговли. После этого его так и стали называть «дом с меркуриями».
В 1913 году здание на Мясницкой, 8/2, со стороны Златоустинского переулка, прирастает третьим этажом. Автором проекта стал московский архитектор Федор Ганешин.
Крыло здания по Большому Златоустинскому переулку в 1913 году надстраивают до трех этажей по проекту архитектора Ф.А. Ганешина. Здание декорировано в стиле модерн и украшено масками в виде девичьих голов.
Помимо продажи фарфоровых изделий, в магазине часто проводились выставки, на которых экспонировались произведения известных художников, таких как Константин Маковский и представителей объединения художников-символистов «Голубая роза».
После смерти «фарфорового короля» владельцем дома стал старший сын, Михаил Кузнецов. Был он в это время одним из директоров «Товарищества фарфорового и фаянсового производства» отца. Михаил Матвеевич владел и соседним домом. Здесь он и жил, и работал.
Возвращение легенды
После революции 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.
С октября 1917 года владение Кузнецовых на Мясницкой перешло к ВСНХ. В доме некоторое время размещался синдикат силикатной промышленности, а также «Объединенный клуб III интернационала».
В тридцатые годы ХХ века, после реконструкции, к бывшему Дому Фарфора на Мясницкой добавили два этажа.
В 1930-х гг. дом "подрос" еще на два этажа.
После войны в здании открылись отделы верхней одежды магазина "Детский мир", располагавшегося рядом, на первом этаже дома по Мясницкой, 6.
Когда в 1957 г. "Детский мир" уехал во вновь отстроенное здание на Лубянской площади, магазин торгового дома Кузнецова вновь стал профильным магазином посуды. В народе его называли "магазин фарфора".
В конце 1990-х гг. начался долгий капитальный ремонт дома. Cпустя несколько лет здесь вновь открылся магазин, торгующий фарфором, хрусталём и серебряной посудой. Называться он стал "Гледиз". Администрация магазина "Гледиз" с гордостью говорит о себе: "Мы торгуем здесь более 100 лет!" как и при прежнем хозяине - Матвее Кузнецове.
«Фарфоровый король» Кузнецов
Прадедом Матвея Кузнецова был Яков Васильевич Кузнецов, который основал фарфоровое производство в районе Гжели в 1812 году. Сын Якова Васильевича, Терентий Яковлевич Кузнецов, продолжил династию российских промышленников. У него, в свою очередь, было три сына Сидор, Анисим и Емельян. Сидор Терентьевич основал в 1841 году Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику, которая после его смерти в 1872 году перешла к сыну Матвею Сидоровичу.
Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911) окончил Коммерческое училище в Риге, где для изучения фабричного дела с 15 лет работал на фабрике отца. После смерти отца с 1864 года управлял делами фирмы — до совершеннолетия (1867) под попечительством трех зятьев, затем самостоятельно. В 1870 году приобрел завод в деревне Кузнецово Корчевского уезда (ныне Конаково), на которой стали вырабатывать разнообразную чайную и столовую посуду из фарфора и фаянса, облицовочные плиты, санитарные принадлежности, эмалированные церковные иконостасы.
В 1887 году Кузнецов основал фабрику в селе Буды Харьковского уезда, на которой стали изготавливать фаянсовую и фарфоровую посуду; через два года — «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с основным капиталом 3 миллиона рублей. В 1891 году товариществом была приобретена фабрика Гарднеров в Вербилках, через год основана фарфоровая фабрика в Славянске Изюмского уезда, выпускавшая фаянс.
В 1894 году собственностью товарищества становится фабрика в деревне Песочной Ярославской губернии. А в 1898 году Кузнецов приобретает у «хрустальных королей» Мальцовых фабрику в селе Песочное Калужской губернии.
Городская усадьба Кузнецовых располагалась на улице 1-й Мещанской (сейчас проспект Мира).
Усадьба фарфорозаводчиков Кузнецовых на проспекте Мира
«Городская усадьба Е.А. Зарина - Н.С. Долгорукова - Н.В. Кузнецовой, кон. XVIII в. - нач. XX в.: - Жилой дом 1793-1795 гг., 1893 г., 1898 г., архитекторы Ф.О. Шехтель, И.С. Кузнецов, В.Г. Иванов, скульптор С.Т. Коненков».
Новая история усадьбы начинается со времени ее приобретения семьей Матвея Сидоровича Кузнецова в 1874 года.
К началу XX века в товарищество входило семь крупных, оснащенных по последнему слову европейской техники фабрик. Объем производства составлял почти 2/3 общего по России, где в то время работало уже 47 фарфоровых предприятий. В 1889 году «Товарищество» (в которое входило восемь серьезных керамических предприятий) являлось крупнейшем на континенте.
Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане. Это связано с тем, что значительной частью в продукции «Товарищества Кузнецова» была «восточный товар», ориентированный на азиатские страны. Это были пиалы, блюда для плова, кальяны. В продукции соблюдались три основных мотива: «китайская печать» (крытье узоров, выполняемое красным, жёлтым и зелёными цветами), «кажгарская печать» (сплошной печатный декор, наносимый на изделие на цветной фон, и ручная роспись) и «китайцы» (сюжетные картинки с изображениями китайцев).
В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Правление Товарищества находилось в Москве (Мясницкая улица, 8/2). За заслуги перед Отечеством был награжден орденами Святого Станислава и Владимира двух степеней, Святой Анны, Бухарской Звезды, Французского кавалерийского Креста и Почетного легиона.
В 1903 году основной капитал товарищества составлял 3,9 миллиона рублей, а через 10 лет увеличен до 5 миллионов, баланс составлял почти 19 миллионов рублей. Общая численность рабочих на предприятиях достигла 12,5 тысяч человек. На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) — гран-при.
На его средства были построены 5 больниц, 5 училищ, родильные дома, открыто несколько столовых для бедных. Он построил 3 церкви, 2 молитвенных дома, в том числе домовую церковь в своем особняке на 1-й Мещанской улице. Некоторое время он был председателем общины Рогожского кладбища, где и похоронен.
Торговый дом «Товарищества М.С. Кузнецова» на Мясницкой улице, № 8/2 (1898–1903)
В 1893 году участок со зданиями на пересечении Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка у владелицы Веры Ивановны Фирсановой-Ганецкой (знакомая фамилия!) покупает Матвей Сидорович Кузнецов под строительство своего торгового дома.
По проекту Франца Шехтеля – уже можно сказать, любимого архитектора Кузнецовых, – в 1898 году возводится трехэтажное здание, акцент в котором сделан на угол – вернее, трехгранник, с огромными, в два этажа окнами, а внизу с большими витринами. Фасад был украшен картушами с масками Меркурия – бога торговли. Весь первый этаж занимал магазин «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», на втором и третьем этажах находились правление и конторы.
Торговый дом М.С. Кузнецова. Фото О. Лёвкина
Здание со стороны Златоустинского переулка в 1913 году надстраивают двумя этажами по проекту архитектора Ф.А. Ганешина.
В 1914 году владельцем дома стал старший сын Матвея Кузнецова Михаил, который здесь работал и жил.
Помимо торговли фарфоровыми и фаянсовыми изделиями, в залах магазина часто устраивались художественные выставки, в частности – Константина Маковского и объединения «Голубая роза», куда входили художники П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др.
После Октября 1917 года владение перешло к Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ). Здесь некоторое время размещался синдикат силикатной промышленности, а также Объединенный клуб III Интернационала.
В 30-х годах XX века после реконструкции к дому добавляются еще два этажа. О бережном сохранении культурного наследия тогда и не думали. Хотя… сейчас тоже не всегда.
После войны в бывшем «штабе» «фарфоровой империи Кузнецовых» открыли большой магазин посуды, хорошо известный москвичам.
В настоящее время там находится магазин «Гледиз», торгующий высококлассными изделиями из фарфора, фаянса и стекла.
Жизнь здания продолжается в преемственности!
Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников МаксимТри лика Товарищества Три лика, три стороны найдете вы у этого мира. Что ж, о первом вы уже знаете – это наиболее активная, волевая и сплоченная часть сверхновых русских, будущего этноса Беловодья.Второй лик Товарищества – Орден. Русский Орден. Организация Беловодья.Орден
Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер ЭрихДисциплина и чувство товарищества Стараясь установить единообразную командную структуру на флоте, я одновременно с этим старался добиться и того, чтобы любое решение центрального руководства, касающееся боевой подготовки, конструкции и строительства кораблей или
Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард ФедоровичГазеты для Кузнецова Еще Ильин обратил внимание на способность Кузнецова к системному видению ситуации. С чего начал Кузнецов, когда командование поставило задачу выяснить местонахождение ставки Гитлера на Украине? С украинских газет, издаваемых оккупационными
Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег ГеннадьевичАрхидиакон у Торговых рядов, или У церкви Архидиакона Св. Евпла на Мясницкой Мясницкая является безусловным символом Москвы. Название улицы стоит в одном ряду с такими знаковыми для столицы наименованиями, как Тверская, Арбат, Замоскворечье. Достаточно произнести одно
Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария ПавловнаХомейни Мусави Рухолла (Род. в 1898, 1900 или 1903 г. – ум. в 1989 г.) Духовный руководитель Исламской Республики Иран с 1979 по 1989 гг. Аятолла. С именем Хомейни тесно связана активизация исламского фундаментализма в конце XX – начале XXI столетий. Это ему принадлежат слова: «Нашу
автораХимическая лаборатория Императорского технического училища на 2-й Бауманской улице, № 10 (1898–1899) Об этом здании всего несколько слов: просто уж больно старая фотография (что слева) замечательная. Вернее, то, что на ней изображено.Представьте себе, вот это нарядное здание –
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаОсобняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаОсобняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаБанк «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского» на Биржевой площади (1903) Первоначально площадь называлась Карунинской – по фамилии купца И.В. Карунина, имевшего тут в XVIII веке латунную фабрику. С конца XIX века – Биржевой, по находившейся здесь Московской бирже, здание
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаГостиница «Националь» на улице Моховая, № 15/1 (1900–1903) На этом месте, на углу нынешних Тверской и Моховой, раньше были доходные дома купца Москвина и весьма популярный у москвичей трактир «Балаклава». В конце XIX века «Варваринское акционерное общество домовладельцев»
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаДом Пигита на Большой Садовой улице, № 10 (1902–1903) За этим домом, что в самом центре Москвы, много лет тянется шлейф скандальных и мистических слухов. Начнем по порядку, с названия. Дом Пигита Уверена, что большинство считает ПИГИТ аббревиатурой, такой модной в 20 – 30-х годах
Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила АнатольевнаДоходный дом М.В. Сокол на улице Кузнецкий Мост, № 3 (1903–1904) Логичным было бы предположить, что такое название дом получил по герою майоликового панно на фасаде с изображением летящего сокола. Тогда при чем здесь инициалы? А вот об этом удалось узнать немного: оказывается,
автораГлава VI Лубянка Между Большой Лубянкой и Мясницкой Крутой и высокий левый берег реки Неглинной издавна назывался Неглинным верхом, или Кузнецкой горой. От нее шла дорога вниз к мосту через Неглинную, около которого находилась Кузнецкая слобода. Кузнецы, гончары - люди,
Из книги Чистые пруды. От Столешников до Чистых прудов автора Романюк Сергей КонстантиновичГлава IX У Чистого пруда Между Мясницкой и Покровкой До нас дошел первый документ, где встречается имя «Москва» - это летописное упоминание в записи от 1147 г.: «…и прислав Гюрги и рече: „приди ко мне брате, в Москов”. Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале
автора Романюк Сергей Константинович Из книги Покровка. От Малой Дмитровки в Заяузье автора Романюк Сергей Константинович