THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Здоровье и выбор профессии»

Лекция предназначена для родителей учащихся 7-11 классов, классных руководителей , учителей технологии, ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.

Основная цель проведения лекции:

выработать ответственное отношение к здоровью детей и понимание необходимости содействия профессиональному выбору подростков с учетом физиологических особенностей организма.

В лекции раскрыты современные трактовки понятия здоровья, показана взаимосвязь различных физиологических аспектов с профессиональным самоопределением, указаны некоторые медицинские ограничения в выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии

Во все эпохи и у всех народов здоровье людей и особенно здоровье молодого поколения – детей и подростков – было главным богатством нации. Ее золотым запасом .

На исходе ХХ века, когда все человечество столкнулось с целым рядом социальных, психологических, демографических, экологических и других проблем, вопросы сохранения и укрепления здоровья встали перед всеми живущими на планете в полный рост.

Большинство из нас понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен. Есть более глубокое толкование данного понятия. Так, в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»

Наиболее широкое признание получено определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Составляющими здоровья являются следующие компоненты:

соматическое здоровье – определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной и т. д.

§ физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

§ душевное (психическое) здоровье человека определяется следующими показателями: ориентация в пространстве, времени; память; внимание; контроль своего поведения, мыслей, чувств; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

§ социальное здоровье – характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, т. е. количеством и качеством социальных связей.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.

Существует 4 признака здоровья:

1) Отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) Нормальный уровень функционирования органов и систем;

3) Высокая степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям,

отсутствие наклонности к заболеванию;

4) Соответствие физического и психического развития возрасту.

В зависимости от степени соответствия состояния организма этим признакам, дети и подростки распределяются на 5 групп:

Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.

I группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

II группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

IV группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

На 1993 год на начало обучения приходилось 14% здоровых детей; детей, имеющих хронические заболевания – 35% . Т. е. 51% детей, имеют различные (не хронические) заболевания.

За время обучения

§ патология зрения возрастает в 5 раз;

§ нарушение органов пищеварения – в 3 раза;

§ нервно-психические расстройства – в 2 раза;

§ нарушение осанки встречаются у каждого 4 ребенка;

Отстают от своего биологического возраста - 36% детей 15-летнего возраста. Аллергические заболевания за период обучения в школе возрастают в 4 раза.

Возросли показатели заболеваемости детей за последние 10 лет:

§ рак – на 78%

§ заболевания нервной системы – на 59%

§ заболевания мочеполовой системы – 300% (в 3 раза)

§ заболевания органов пищеварения – 700% (в 7 раз)

§ заболевания костно-мышечной системы – на 60%

§ число врожденных пороков развития возросло на 75%

Всего заболеваемость возросла на 40%

От чего же зависит наше здоровье?

Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то "наследственное", которое в дальнейшем можно или приумножить, или растерять.

Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда . А она делится на физическую (воздух, почва, вода, транспорт, предприятия и т. д.) и социальную (типы социальных перемен в обществе, безработица , разгул насилия и пр.)

Влияние социальной и психологической среды на здоровье – "психологическое загрязнение" – не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают нас преследовать с самого раннего возраста.

По данным исследований в Омских школах 1/3 подростков в обычных условиях (не экзамен или контрольная работа) находятся в состоянии стресса.

Действие перечисленных факторов на наше здоровье велико. Тем не менее, еще в большей степени наше здоровье зависит от образа жизни. Что под этим понимают? Это прежде всего двигательная активность человека. Коварнейшим врагом человека является гиподинамия. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, то есть совершенно не занимается физическими упражнениями, любит много поесть, курит, часто употребляет спиртное, то к 40 годам он рискует получить инфаркт миокарда или инсульт.

Воспитать здоровое поколение могут только те педагоги, которые прикладывают усилия, прежде всего для формирования собственного здорового образа жизни, обеспечивают соблюдение следующих принципов:

1. Сбалансированное питание с низким содержанием холестерина и жиров, поддержание оптимальной массы тела.

2. Оптимальная физическая активность с частотой тренировок 3 раза в неделю, длительностью 20-69 мин.

3. Использование различных видов закаливания.

4. Умение познать себя, резервы своего организма.

5. Оптимизм, умение радоваться жизни

6. Умение справиться со стрессами, расслабиться.

7. Наличие минимума гигиенических и медицинских знаний по предупреждению заболеваний, оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях .

8. Профилактика опасного поведения (в смысле заражения СПИДом, венерическими заболеваниями, получения травм, отравлений).

9. Исключение самолечения, своевременное обращение к врачу, проведение прививок и медицинских осмотров.

10. Личная гигиена и гигиена жилища.

Самый трудный шаг – выработать в себе и своих воспитанниках желание изменить свой образ жизни.

Соблюдение этих принципов поможет сделать выбор профессии для подростков более свободным. Ведь состояние здоровья школьников является одним из важнейших факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Около 30% подростков имеют ограничения по здоровью в выборе профессии.

Когда ребята выбирают профессию, необходимо учитывать не только их способности, интересы и склонности, но и условия труда, медицинские противопоказания по разным профессиям.

Существует ряд медицинских противопоказаний по условиям труда при различных заболеваниях:

Туберкулез

Хроническая пневмония

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, наличие токсических веществ, пыли; значительное физическое напряжение, все виды электро-магнитных излучений (например, в работе программиста)

противопоказания - нервное и физическое напряжение, неблагоприятные метеорологические условия, раздражающие токсические вещества, газы, пыль, вещества-аллергены

Ревматизм

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества

Гипертоническая реакция

противопоказания – повышенная температура, токсические вещества, значительное нервное напряжение, эмоциональное напряжение. Разрешены все специальности техникумов и ВУЗов, кроме геологоразведочных и нефтедобычи.

Юношеская гипертония

противопоказания – шум, вибрация, вынужденный конвейерный ритм, подъем на высоту, значительное физическое и нервное напряжение.

Артериальная гипотония

противопоказания – повышенная температура воздуха, токсические вещества, подъем на высоту.

Хронический гастрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вибрация, вынужденная поза, значительное физическое и нервное напряжение.

Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденная поза, значительное физическое напряжение

Эндокринные заболевания

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденный ритм работы, нервное и физическое напряжение

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, работа на высоте, токсические вещества

Геморрагические диатезы, гемалитическая анемия

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, повышенная опасность травматизма

Деформация позвоночника

противопоказания – постоянное вынужденное положение тела, поднятие тяжестей

Плоскостопие

противопоказания – длительное пребывание на ногах, подъем и перенос тяжестей, статистическое напряжение

Полиартрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вынужденное положение тела, напряжение суставов

Заболевания ЦНС без изменений интеллекта и двигательных функций

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, значительное физическое и эмоциональное напряжение, вынужденный ритм, работа на высоте

Эпилепсия

все выше названные противопоказания + шум, вибрация, опасность травматизма.

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
бытовые условия;
умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
тяжелые и вредные условия труда.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.
Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и поду­майте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1 Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Случается, что я могу «покрас­неть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса
Органа зрения Работы, связанные с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков
Органа слуха повышенные уровни интенсивности шума и вибрации; работа, требующая хорошего слуха
Кожи Токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; постоянное увлажнение, загрязнение и охлаждение рук в процессе работы
Костно-мышечной системы Значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины
Органов дыхания Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение
Сердечно-сосудистой системы Выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте
Органов пищеварения Значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания
Почек Значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания
Нервной системы Значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

Профессиональная пригодность и выбор профессии

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет.

Скажите, что вы понимаете под термином «здоровье»

Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека?

В чём это выражается?

В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.

Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

В целях сохранения здоровья граждан в трудовом кодексе РФ приняты следующие положения.

Трудовой кодекс

Т.е. подростки от 14 до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).

Также установлена сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94 ТК РФ), которая не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа;

Основной массив прав подростка в сфере труда содержится в главе 42 ТК РФ: ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;

г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;

д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека.

ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Цель: дать определение понятиям «здоровье», «координация движений», глазомер; раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.

I . Работа над новым материалом.

По своим биологическим особенностям человек - часть природы. И поэтому общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая им присуща как виду. Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального

благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Конечно же, правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция и нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, иначе произойдет ухудшение состояния здоровья, обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы. Причем допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

Пятая группа - это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа - это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны: например, при нарушении органов зрения - профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха - стенографистки, автослесаря; органов обоняния - повара и т.п.

В приведенной ниже таблице 1 систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии - противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Профессионально непригодным к той или иной деятельности человек считается в том случае, когда обучение и работа могут усугубить имеющиеся у него заболевания или препятствуют успеху формирования профессиональных навыков. Однако следует иметь в виду, что абсолютная профессиональная непригодность - явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость и возможность развития компенсаторных механизмов.

Таблица 1

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф

Сердечнососудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

В различных видах труда, в зависимости от их особенностей, действия носят различный характер: умственные, чувственные и двигательные (моторные). Большинство специальностей и профессий связано с двигательными предметными действиями, т.е. такими, которые направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Действия состоят из движений. Анализ предметных движений человека показывает, что все они, как правило, складывается из трех простых элементов: взять, переместить, отпустить. Этим движениям свойственна и координация.

Говоря о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего это точность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. Так, водитель автомобиля, тормозя машину, координирует силу нажатия на тормоз и действия рулевым управлением со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины. Плотник также соизмеряет силу нажатия на рубанок и скорость его движения с меняющимся мускульным ощущением сопротивления дерева. Кузнец соотносит силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя ее по цвету раскаленного металла. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышц и органов чувств, т.е. становится очевидна мышечно-суставная чувствительность.

Надо иметь в виду, что координация движений - очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. И второе - координация движений имеет как общие, так и специфические особенности, связанные с опорно-двигательным аппаратом и системой рабочих движений рук. Поэтому, выявляя особенности своей координации, человек должен помнить, что по показателям одной способности нельзя делать общий вывод. И третье - эффективность деятельности определяется многими факторами. Например, бег на 100 м зависит от быстроты взятия старта, длины и частоты шагов, а те определяются рядом двигательных особенностей (времени реакции, быстротой и силой сокращения мышц, частотой движений) и волевыми качествами.

Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величине определяем расстояние, на котором он находится, и, наоборот, зная, на каком он расстоянии, мы по его угловым размерам определяем величину предмета. Так, когда мы смотрим в бинокль, то, зная величину предметов, мы видим их приблизившимися, но не увеличенными. Смотря же в лупу на печатный шрифт, мы видим буквы увеличенными, но не приблизившимися.

Развивающаяся в результате опыта способность глаза определять пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя именуется глазомером.

В профессиональной сфере хорошо развитый глазомер необходим представителям таких профессий, как водитель, архитектор, художник-оформитель, дизайнер и др.

Основные понятия: здоровье, координация движений, глазомер.

Вопросы и задания:

    Почему необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?

    Какие производственные факторы считаются особенно неблагоприятными для организма человека?

    Как влияет близорукость на выбор профессии?

    Перечислите, для каких видов профессиональной деятельности имеет важное значение:

а) координация движений рук;

б) координация движений ног.

Какую роль в профессиональной деятельности играет глазомер?

II . Практическая работа.

Задания на выявление индексов здоровья.

Задание 1. Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту.

Измерьте свой пульс в состоянии покоя.

Он оказался: 41-60 уд/мин - отличный результат: 61-74 - хороший; 75-90 - удовлетворительный; более 90 уд/мин - неудовлетворительный (следует посоветоваться с врачом). Пульс подсчитывается по лучевой артерии.

Задание 2. Известный врач И. М. Амосов для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.

Стоя (ноги вместе), надо сосчитать пульс за 30 сек. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимать руки вперед, сохраняя туловище прямым, а колени разводя в стороны. После приседаний снова подсчитать пульс. Если число ударов увеличилось меньше чем на 25 % - это свидетельство отличного состояния организма, 25-50% - удовлетворительного, на 75% и выше - неудовлетворительного.

Задание 3. Определите свое физическое развитие по антропометрическим данным, используя таблицу 2.

Таблица 2

Возраст

Рост, см

Вес, кг

Окружность гр. клетки (ОГК), см

Юноши

59,3 ± 8,82 63,1+7,30

Девушки

Приступая к вычислению, надо учесть, что возраст определяется следующим образом: 13 лет - от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Для оценки уровня физического развития предлагаем использовать метод сигнальных отклонений. В основе его лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и их последующая оценка. Например, юноша 15 лет, рост 173 см, вес 64 кг, ОГК - 82 см. Эти показатели имеют отклонения от табличных данных:

рост 173 - 166,7 = + 6,3 см

вес 64 - 54,5 = + 9,5 кг

ОКГ 82 - 78,6 = + 3,4 см

При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице:

6,3: 8,9 = + 0,7

9,5: 8,95 = +1,5

3,4: 5,66 = + 0,6

Считается, что если эти частные находятся в пределах от - 1 до + 1, то физическое развитие оценивается в пределах нормы, от - 2 до - 1 - ниже среднего, от + 1 до + 2 - выше среднего. Если эти частные меньше - 1, то физическое развитие низкое, а если больше + 2, то хорошее.

Задание 4. Определите состояние своей осанки, для этого измерьте ширину плеч и дугу спины. Делается это так.

Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем переведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой. Полученное число указывает величину дуги спины.

Сделайте расчет по формуле:

ширина плеч (см)

Х 100 % = норма: 100 -110 %

величина спины (см)

Показатель 90 % свидетельствует о серьезном нарушении осанки. В этом случае, а также при его увеличении до 125-130 % надо обратиться к врачу-ортопеду.

Выявление координации графических движений.

Задание 1. Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем шариковой ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 с провести между ними линию без помощи линейки.

Если она коснется верхней или нижней линии всего 2-3 раза - результат хороший, 4-10 раз - средний, а при большем количестве касаний - неудовлетворительный.

Задание 2. Начертите две параллельные ломаные линии с расстоянием между ними 2 мм так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 5 см и углом в 45°. Длина всей ломаной линии 30 см. Не более чем за 20 с проведите между ломаными линиями свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 см - результат хороший, 2 см -средний, более - неудовлетворительный.

Определение координации рабочих движений.

Задание 3. Нарисуйте циркулем 10 кружков 0 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. В течение 20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставьте в каждом по точке. Пройдя весь ряд кружков (с 1 по 10), начинайте сначала.

Если в указанное время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая координация движений кисти руки, при результате 50-39 точек и 11-15 промахов - средняя, меньшее количество - неудовлетворительная.

Выявление мышечно-суставной чувствительности рук.

Приступая к выполнению задания 4, необходимо подготовить ряд предметов (эталонов):

6 разной длины, в см: 7,3; 7,5; 7,8; 8; 8,3; 8,5;

6 разной толщины, в мм; 7; 8; 9; 10; 10,5: 11;

6 разного веса, в г: 100; 103; 106; 109; 112; 115:

В качестве весовых эталонов можно использовать спичечные коробки, в которые положено разное количество пластилина.

Задание 4. Перед вами разложены 6 разных по длине предметов. Закройте глаза и перемешайте эти предметы. Затем, так же не глядя, одной рукой последовательно расположите их в порядке возрастания длины. Ощупывайте предметы большим и средним пальцами.

Такую же работу провести с 6 предметами, имеющими разную толщину и разный вес, но одинаковую форму. Одной рукой расположите их в порядке возрастания: а) толщины; б) веса.

Для определения результатов подсчитывается сумма разностей следующих друг за другом предметов, начиная с последнего, при правильной раскладке она равна 5 (6-5; 5-4; 4-3; 3-2; 2-1). Такой результат означает высокий уровень развития чувствительности рук; 6-9 - чувствительность в номере; 10-12 - средний уровень чувствительности; более 12 - низкий уровень чувствительности. Чем выше эта цифра, тем хуже развита чувствительность.

Учтите, что если вы работали правой рукой, то данные получили относительно этой руки.

Если вы добились высоких результатов, можете продолжать упражнения, сделав различие между эталонами менее заметным, например, длина, в см: 7,2; 7,4; 7,6; 7,8; 8.

Задание 5. Уровень развития координации движений можно определить с помощью самонаблюдения. Дайте ответ на вопросы:

1. Как вы лучше усваиваете движения:

а) прочитав объяснение;

б) прослушав устное объяснение;

в) увидев, как выполняется движение.

2. Насколько точно вы выполняете первое движение:

а) воспроизвожу полностью, очень точно его копирую;

б) воспроизвожу с небольшими отклонениями, мало заметными со стороны;

в) воспроизвожу с отклонениями.

3. Сколько времени вы затрачиваете на освоение простого и
сложного движения:

а) простое и сложное движение осваиваю быстро;

б) простое осваиваю быстро, сложное - медленно;

в) простое и сложное движение осваиваю медленно.

Если ваши ответы совпадают с вариантом «а» уровень координации высокий; «б» - средний, «в» - низкий.

Выявление и оценка пространственного и линейного глазомера.

Задание 1. Даны 11 прямых, различных по длине, а ниже - 4 прямых, обозначенных буквами А, В, С, Д. Без помощи линейки и других измерительных средств найдите прямые А, В, С, Д среди одиннадцати прямых (рис. 1).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Задание 2. Определите без линейки, какой отрезок больше (рис. 2).

Задание 3.

а) Какая из девочек выше? Какая ниже? А теперь, когда вы определили это, проверьте себя. Измерьте каждую из девочек на рисунке сантиметром (рис. 3 а). Поняли, в чем ваша ошибка?

б) Определите, параллельны ли горизонтальные линии? Проверьте с помощью линейки (рис. 3 б).

в) Какая из горизонтальных линий длиннее? Проверьте с помощью линейки

Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но на самом деле эти два на первый взгляд несовместимых понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Если работа не по силам

Потребность в работе для человека так же естественна, как и потребность в еде или отдыхе. А работа не по силам или бездействие так же наносят вред здоровью человека как и нехватка или недостаток еды или сна.

Работа, которая не приносит удовольствия, также может нанести вред здоровью. Даже в наше время с многочисленными достижениями цивилизации, врачи фиксируют увеличение количества психосоматических заболеваний. Это и неврозы, и расстройства сердечно-сосудистой системы, психозы и прочие. Зачастую это профессионально обусловленные болезни.

Наиболее часто от этих заболеваний страдают руководители, предприниматели, менеджеры, так как они чаще всего попадают в . Ведь им приходится принимать серьезные решения и брать на себя ответственность. Также они боятся конкуренции, и потерять заслуженный ими статус.

В последнее время широкое распространение получила . И как следствие врачи поставили новый диагноз. Он получил название «синдром менеджера». Его симптомами являются:

  • сниженный иммунитет,
  • хроническая усталость,
  • ухудшение настроения,
  • забывчивость,
  • рассеянность.

По мнению врачей, это свидетельствует, что человек занимается не своим делом и таким образом его организм сигнализирует, что необходимо уменьшить нагрузки. Иначе могут возникнуть проблемы с его здоровьем.

К особой группе риска можно отнести людей, у которых завышенный уровень притязания. Они хотят занять место, которое не соответствует их возможностям.

Профессии и требования к здоровью

Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Условно их можно поделить на 4 группы.

  • Интеллектуальные – способность мыслить, внимание и память.
  • Нервно-психические – уравновешенность человеческой нервной системы, подвижность, сила.
  • Анализаторские – вкус, обоняние, слух, зрение, осязание.
  • Двигательные – выносливость мышц, сила, правильная координация движений.

Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью, так как сфера деятельности может быть связана с напряжением зрения ( , часовщик), долгим нахождением на ногах (парикмахер, ), сильным нервно-психическим напряжением (администратор, ).

Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

Классификация профессий по условиям труда

Согласно условий труда врачи классифицируют профессии так:

  • бытовые условия труда,
  • слабое неблагоприятное воздействие,
  • воздействие нескольких негативных факторов,
  • вредные и тяжелые условия труда.

Делая выбор будущей профессии необходимо понимать как это может отразиться на вашем здоровье, не вызовет ли этот выбор обострение уже имеющихся у вас хронических заболеваний или появление новых.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама