THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИКИ БАТИКА

Гарифуллина Люция Ильфатовна

студент 5 курса, кафедра технологии и дизайна ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Кулябина Светлана Алексеевна

научный руководитель, доцент ВГУ,
РФ, г. Киров

В настоящее время особую ценность приобретают изделия ручной работы, и одним из самых популярных видов искусства, которое подразумевает выполнение изделий руками, является батик. Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип нанесения резерва. Данный принцип заключается в том, что отдельные участки ткани покрываются специальным составом, который не пропускает краску. И затем при нанесении краски на ткань именно эти неокрашенные участки формируют узор. В качестве резерва обычно используется парафин, пчелиный воск или различные смолы. Также в некоторых странах, например, в Индонезии сохранились древние рецепты резервирующего состава, приготовленного на основе рисовой пасты, которая наносилась бамбуковой палочкой. Но традиционным и наиболее распространенным видом резерва остается резерв на основе воска. Благодаря применению воска батик и получил свое название, которое в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском».

Учёные не пришли к единодушному мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII-XIV веке. Самые древние фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в египетских гробницах. А наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относят к I веку н. э. Плиний Старший в одной из своих книг подробно описал используемый в Египте способ окраски тканей: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, опустив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Описание очень похоже на современное определение батика. Только сейчас такие растворы называют «резерв», так как они защищают полотно от краски, резервируя его первоначальный цвет. Несомненно, что корни данного вида искусства уходят в глубокую древность.

Существуют несколько видов батика. Одним из старейших и интереснейших видов оформления ткани можно считать узелковый батик (рис. 1). Это искусство имеет тысячелетние традиции. Даже самый простой и дешевый материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым. Принцип его преображения прост. По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перекручивая их нитью. Затем ткань окрашивают, удаляя нити, и в результате получается изумительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрашивать ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые . Краска под нитями, где перекручена ткань, не закрашивается, сохраняя свой цвет, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, тем самым образуя цветовую растяжку.

Для того чтобы рисунок получился более интересным и богатым по цвету, такое крашение рекомендуется повторить 2-3 раза красками других цветов. После первого окрашивания и промывки ткани узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других уже закрашенных участках материи и снова красят в ванной в другой цвет, тем самым получая большее количество тонов и более интересный рисунок. Данный процесс можно повторить и в третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такой вид крашения начинается переходом от светлого цвета (первое крашение) к самому темному (третье крашение). Но важно знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную желаемую окраску. Узелковый батик делается на различных материалах - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шёлке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей .

Но, несмотря на существование традиционной технологии окрашивания ткани многие страны могут похвастаться своим особым способом. Например, в Индии, где этот вид батика называют «бандана», существует дополнительный эффект в технологии узелковой техники. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков и, тем самым, создавать сложные многоцветные орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем кусочке ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не проглаживают. Таким образом полотно сохраняет эффект гофрировки. Подобный способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком. Эта техника росписи до сих пор используется в Индии при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Обычно узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которая заключается в том, что ее традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, она равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, представляющую собой прямоугольное полотно шириной в размах рук с прорезью для головы .

Также эта техника была распространена в Японии, где она носила название «шибари», что значит «связывать узелком». В Японию эта техника попала из Китая и Индонезии и там уже развивалась своим путем, что обуславливалась ее своеобразной культурой, изолированностью и самодостаточностью . Также интересно то, что в стране в то время была распространена и другая техника создания рисунка, которая была сформирована еще на стадии ткачества. Она называлась - икат.

В каждой стране узелковый батик имел свои особенности. Часто его дополняли деталями, например, бусинками или вышивкой, а где-то кусочками зеркала (в Индии), в Африке изделия декорировались жемчужинам и раковинами.

Рисунок 1. Узелковый батик

Следующим, одним из наиболее популярных видов батика является горячий батик (рис. 2). Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь - зеленый, желтый, синий - и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным - аристократам. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Лишь со временем к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг, а затем и население острова. На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, при этом в каждой семье называясь по-разному. Например, чеплокан, что значит «с повторяющимися узорами» или кавунг - «с круговыми элементами».

До производства первых тканей роспись наносилась на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, при помощи расплавленного воска диких пчел, а оставшиеся места затем окрашивались растительными красителями. С появлением тканей данная технология стала применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует материю, которую затем можно окрашивать, поэтому участок, который покрылся воском, будет светлее другого, что дает возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани.

Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XIV веке, когда был изобретен «чантинг», специальное приспособление для заливания воска, представляющее собой металлический резервуар с загнутым носиком, который насаживался на бамбуковую или деревянную ручку. Данное приспособление благодаря тому, что воск выливался тоненькой струйкой, позволял наносить тоненькие штрихи и создавать изысканные узоры.

Рецепты красок хранились мастерами в строжайшей тайне. Они изготавливались из натуральных красителей: деревьев, минералов, специй, цветов, камней и наносились только на натуральные ткани.

Особый вид горячего батика получил распространение в Китае. Там он назывался «лацзе». Традиции данной техники передавались в семьях из поколения в поколение. Особенность данной техники заключалась в технологии росписи ткани. Ткань натягивалась и заливалась горячим воском, который затем соскабливался, образуя узоры. Пространство узоров заливалось краской. Использовался и традиционный способ, когда узоры закрашивались воском и после высыхания погружались в чан с краской, краска покрывала материю, оставляя не закрашенными участки с воском и тем самым формируя узор. Мастерами батика в Китае прославился народ мяо в провинции Гуйчжоу. В своих работах они использовали различные техники батика и использовали разнообразные сюжеты, включающие изображения птиц, животных, цветов, растений, а также геометрические узоры. Роспись преимущественно производилась на шелке.

Рисунок 2. Горячий батик

Самым молодым, но не менее распространенным видом батика является холодный батик (Рис. 3). Этот способ предполагает нанесение резерва в виде замкнутого контура, создавая барьер, в пределах которого осуществляется роспись красками. В начале XX века батик начал переживать свое второе рождение, благодаря появлению в Европе восточных тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому был создан другой, более доступный и простой вид росписи с применением холодного резерва и соответственно других приемов росписи.

Данная техника отличалась от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку чаще всего используются белые и цветные линии, отделяющие одно цветовое пространство от другого, при этом все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри линии резерва. В результате рисунок образует четкие контуры.

На различных тканях краска ведет себя по-разному: на тонких шелках она растекается лучше, на более плотных хуже, и как правило, в холодном батике краски наносятся только поверхностно, мягкими кистями, губчатыми или ватными тампонами. При этом кисть с краской необходимо подводить близко к резервной линии. Делать это нужно для того, чтобы краска не окрасила разделяющий барьер и не перешла на соседний участок. Если же это случилось, необходимо смочить водой ватную палочку и попытаться удалить пятна краски, стараясь делать это быстро, до высыхания краски. Данный метод, за счет того что удаление резерва после окрашивания не подразумевается, считается наиболее простым и безопасным, что делает его доступным и популярным.

В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Это сделало ее родиной «холодного батика». В промышленных предприятиях таким способом изготавливали как предметы гардероба: косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, так и изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее в данной технике начали создавать декоративные и живописные панно . В Европе широкое распространение холодный батик получил в 70-80-е годы.

Рисунок 3. Холодный батик

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь. При этом батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый художник может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою технику.

Искусство батика, возникнув еще в древние времена, не только не теряет актуальности и в наше время, но и переживает пик популярности, особенно в нашей стране. Это неудивительно, поскольку преимущество этого вида искусства заключается в том, что оно доступно не только для профессиональных художников, но и для обычных, интересующих творчеством и рукоделием людей, так как особенности данной техники позволяют создавать замечательные по своей красоте изделия, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок, а также являются местом для воплощения творческих фантазий автора и создания уникальных работ.

Список литературы:

1.Горюшкина Н.И. Рукоделие и декор // Школа шитья [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Batik.html (дата обращения: 12.06. 2015).

2.Демин Л.Р. Искусство Индонезии. М.: Знание, 1965. - 210 с.

3.Жолобчук А.Я. Подарки из батика // Галерея Надежды Шубиной. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html (дата обращения: 12.06.2015).

4.Cинеглазова М.О. Распишем ткань сами. Ремесло и рукоделие.М.: Профиздат, 2001. - 62 с.

5.Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.

Введение.

Батик – искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.

Батик часто используется и как самостоятельное произведение искусства. Он также востребован модельерами и применяется для пошива одежды.

Творчество БАТИКА даёт:

а) Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. 1 Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев). Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом со­стоянии: «...в другой раз является совершенно новая само­стоятельная музыкальная мысль. Откуда это является - не­проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охва­чен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

*Ознакомление с техникой батика.

*Изучение техники батика и художественного решения.

*Углубить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать знания о искусстве.

*Освоить основные приёмы росписи ткани.

Батик. Особенности технологий и художественного решения.

Что такое батик

Большинство людей под словом «батик» понимают расписанную от руки ткань. В более профессиональном узком смысле батик - это конкретная технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике - разогретый воск, при холодном батике - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами...».

Батик это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В настоящем издании все желающие обучиться данному искусству или усовершенствовать свои навыки найдут простые и ясные инструкции по созданию работ на ткани, сведения о материалах и основных видах техник, советы по созданию собственных работ, а также большое количество фотографий, пошагово демонстрирующих процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Здесь же предложено множество шаблонов, которыми вы сможете воспользоваться и создать работы не хуже представленных здесь.

Итак, наиболее характерная особенность батика - это резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, и жгутовую, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шелку, и китайскую сине-белую окраску шелка. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И все это батик - древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. Интересно и то, что значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

История развития батика

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов - для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Тех­ника «лацзе» - в переводе «узоры вос­ком» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей - ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в ос­новном утилитарный характер.

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.

В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки постепенно обгоняет нидерландскую. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.

Батик в России

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.

Во времена нэпа был значительный спрос на платья с асимметричными рисунками, шелковые шали с изысканным орнаментом в восточным стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой, но постепенно мода прошла и им пришлось искать новые источники заказов.

В основном батик распространялся в крупных городах, таких как Ленинград и Москва. Несмотря на отсутствия опыта художники увлекались росписью шалей, штор, платков. Для обмена хоть каким-то опытом художники объединялись в артели.

Сюжеты росписей того времени диктовала сложная политическая ситуация в стране. Поощрялась советская символика.

Второе дыхание Русскому батику подарила ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Ей удалось выехать за границу на родину батика. Благодаря ей в России появилась первая подробная информация об этой технике.

В 1970-е годы появилось новое поколение художников - текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в текстильном или в технологическом институтах. Они осознанно выбирали путь художника, занимаясь исключительно «авторским батиком».

Постепенно батик стал полноправным участником всех художественных выставок, как всесоюзных, так и международных масштабов.

Техники батика

Холодный батик. Технология холодного батика появилась не так давно - с развитием химических знаний. Это произошло в начале XX века. Главной отличительной особенностью резервирующего состава является то, что он не требует нагревания. Это делает холодный батик очень доступным для широкого круга художников и любителей.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Холодный батик представлен тремя техниками: классический, многослойный, незамкнутая графика.

Итак, классический батик - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости. В результате этого получается рисунок, напоминающий витраж и расписывающийся в один слой (см.пр.8).

Многослойный батик создается также по витражному принципу. Но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга (см.пр.9).

Незамкнутая графика. Расписывается без использования замкнутых плоскостей. В этой технике резервирующие линии разрываются. Это позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой (см.пр.10).

Свободная роспись. Техника свободной росписи - это, пожалуй, самый быстрый способ создать интересную живописную работу. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком.

Свободная роспись также включает в себя три техники: акварельная, трафаретная, графика по свободной росписи.

Акварельная техника - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта (см.пр.11).

Трафаретная техника. Рисунок создается с помощью трафарета и специальных баллончиков для распыления красителя (см.пр.12).

Графика по свободной росписи. Создается с применением солевой техники и наводки резервом (см.пр.13).

Горячий батик. Горячий батик наиболее древняя разновидность росписи по ткани. Горячим способом называется потому, что резервирующее вещество, которое используется при росписи, наносится на ткань только в горячем виде. В качестве резервирующего вещества используют парафин, воск, стеарин или их смесь. Его наносят на ткань с помощью кисти или специальной медной линейки.

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий. См.пр.14).

3. Работу от пятна (см.пр.15).

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных, так и на тонких сочетаниях. Как правило воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика - множественные слои словно просвечиваются сквозь друг друга.

Узелковый батик. Узелковый батик по праву можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Это искусство имеет тысячелетние традиции.

По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перевязывая их нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют. В результате получается удивительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.

Многие страны могут похвастаться особым способом крашения ткани в данной технике.

Например, в Индии узелковый батик называют «бандана». Там придумали дополнительный эффект в технологии. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков. И таким образом создавать сложные многоцветовые орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем фрагменте ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не разглаживают. Таким образом материал сохраняет эффект гофрировки. Такой способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком (см.пр.16).

В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которую здесь традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, - равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, которая представляет собой прямоугольное полотнище шириной в размах рук с прорезью для головы.

Современному человеку очень сложно найти время для завязывания тысячи узелков на ткани. Поэтому остановимся на основных и более простых способах окраски.

«Шибори». Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Неудивительно, что данная техника появилась в Японии, на родине оригами.

Если сложить и сильно спрессовать ткань, а затем расписать объемный сверток, то окрасится в соответствующий цвет преимущественно поверхность свертка. В зависимости от плотности ткани, времени окрашивания, а также прессовки краска может глубже проникать в ткань. Тем самым достигаются различные оттенки цвета, при этом основание складок ткани остается неокрашенным. Узор же зависит от различных способов складывания ткани (см.пр. 17).

В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.

Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому - то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: "С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом".

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. "Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания". Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни.

Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается "монополия" женщин в батике. Совершается переход к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами - кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу". Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди "чхинт") пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

Особо следует отметить "вропейский" фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.

С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло "на нет", было объявлено мещанским, "не соответствующим образу советской женщины".

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. "Всекохудожник", Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая "уравниловка" не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления "О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности" ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: "Каждой советской женщине - по красивому платку". Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы "Москва", "Труд", "Весна". Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

А знаете ли вы, что любой рисунок на вашей одежде, вплоть до рубашки в клеточку, - это «батик»? Но начнём по порядку: люди с седой древности украшали свою одежду – обшивали бисером, вышивали и, конечно же, украшали ткань рисунками. Именно так родилось удивительной красоты искусство – батик (batik), что в переводе с индонезийского означает «капля воска». Прежде чем покрыть ткань красителями, мастерицы с острова Ява догадались обрисовывать контуры будущих рисунков расплавленным воском, который не даёт смешиваться краскам и сохраняет чёткие очертания орнамента. С чего всё начиналось и куда эволюция завела батик – читайте дальше!

Зарождение батика

Трудоёмкая технология создания потрясающих рисунков на ткани по сей день остаётся для яванцев практически неизменной. Для этого на полотняную основу наносится растопленный воск – делается это традиционным прибором «чантинга» (медный чайник с тонким носиком, из которого может вытекать небольшой «ручеёк»). Затем хлопчатобумажная ткань погружается в раствор с натуральным красителем из корня местного растения, – моринды цитрусолистной (Morinda citrifolia), - той самой, на которой растёт малоизвестный у нас фрукт нони. Далее ткань вынимается и просушивается, а затем яванки наносят новый слой воска, чтобы окунать изделие в более тёмную краску (которая не затронет уже окрашенные в светлые тона участки). Завершается процесс на самых тёмных оттенках, а потом воск соскабливается. Эта самая первая технология сегодня называется горячим батиком.

На Яве батик до сих пор имеет огромное значение: к примеру, девушка не может выйти замуж, пока сама не разукрасит таким образом свадебное платье. Новобрачных обвязывают тканью с батиком; в шали из батика, перекинутой через плечо, носят детей; платком укрывают людей с недугами – чтобы помочь им выздороветь. И даже провожая человека в мир иной, его накрывают батиком, дабы он благополучно добрался до рая. На острове своя символика цвета – лиловый и розовый сохраняют молодость и красоту, пурпурный пробуждает патриотизм, небесный символизирует благородство. Рисунки бывают различными – мифологическими, геометрическими и, конечно, с изображениями ярких тропических цветов, птиц, животных и буйства тропической природы Индонезии.

Батик в Индии


Индийские женщины пользовались несколькими натуральными красителями, и придумали новый способ «живописи» - перед покраской они завязывали на ткани маленькие узелки с помощью нитей. После окрашивания их удаляли и получали узор «в белый горошек». Техника эта называлась «планги», а ныне носит название «бандан», - и процветала она до конца 17 века. Именно здесь в это время рисунки начали печатать (набивать) различными штампами с орнаментом. Добравшись до Европы, это новшество произвело настоящую модную революцию! Кстати, зайдя в бутик или банально на рынок, всегда можно отыскать какую-нибудь вещицу с орнаментом «индийский огурец» - его индусы позаимствовали у внешнего облика момордики, или «бешеного огурца» (по другим источникам - дыни). По правде сказать, этот орнамент больше похож на инфузорию-туфельку, но факт остаётся фактом - он не выходит из моды уже несколько столетий, и регулярно появляется в новых коллекциях одежды. А может, вы найдёте его и в собственном шкафу?

Батик Китая и Японии


Первые упоминания об окрашенных тканях отмечены в китайских текстах, датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Здесь это искусство очень тесно связано с шёлком – именно в таком виде батик стал известен всему миру, путешествуя по Великому шёлковому пути и ценясь на вес золота.

Страна Восходящего солнца обзавелась батиком благодаря тому сильному влиянию, которое Поднебесная оказывала на Японию во времена династий Суй и Тан (581-907 гг н.э.) Здесь создавались великолепные кимоно и ширмы. В начале 19 века Миязаки Юзен создал авторский стиль батика, используя трафареты и специальный защитный состав – поэтому его работы стали узнаваемы по чётким деталям рисунка.

Как в Японии, так и в Китае развивалась живопись тушью не только по шёлку, но и рисовой бумаге – так рождались воздушные сцены природы и быта, парящих над цветами бабочек и птиц. В наше время рисование на шёлке подразумевает техники свободной росписи (современными красками) либо холодного батика (без растопленного воска), хотя всё могут использоваться и другие ткани. В Японии так же возникла техника «сибори», или складной батик. Она напоминает индийские узелки – только здешние мастерицы предпочитали сладывать ткань для получения более сложных узоров.

Батик в Европе


Европейцы со своей тягой к «массовости» модернизировали батик, создав электрические штифты - эти приборы позволяли поддерживать воск в расплавленном состоянии. Открытие 1868 года подарило миру зелёнку и другие анилиновые красители, а спустя пару лет – такой же стойкий краситель индиго, что делало полученные ткани гораздо практичнее. На заре прошлого века был так же открыт клейкий материал «гутта», благодаря которому и стала возможной технология «холодный батик».

Современный ассортимент красителей и прочих материалов для батика в наши дни заставляет глаза разбегаться по полкам специализированных магазинов. К списку тканей давным-давно добавилась всевозможная синтетика. Краски ныне в предпочтении масляные и акриловые – во втором случае результат достаточно прогладить утюгом для надёжного закрепления (вместо того чтобы запаривать). Кроме воска существует так же резерв – закрепляющий состав, который разграничивает стыки между разноцветными элементами рисунка. В основе резерва могут быть парафин, бензин, резиновый клей, специальные смолы и лаки. Он так же может быть цветным или прозрачным.

Звучит странно, но в Европе батик бывает солёным – если в свободной росписи по ткани применяется солевой раствор. Им либо пропитывают «холст», натянутый на раму, и дают ему высохнуть перед росписью, - либо разбавляют этим раствором сами краски. Соль не даёт краске растекаться и позволяет живописать без предварительного нанесения контуров. В результате - свободные мазки и различная степень насыщенности цвета. А ещё сегодня рисунки на ткани нередко покрываются декоративным бисером.

Благодаря изобилию различных мастер-классов, простоте работы и доступности всех материалов искусство батика завоёвывает всё больше количество поклонников во всём мире. В результате творчества профессионалов и любителей рождаются живописные панно и картины, платки и элементы гардероба, элегантные сумочки и уютные подушки, абажуры и шторы – почему бы и вам не выразить себя в батике?


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама