THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Директор Югорского фонда капитального ремонта Сергей Макаров уволен. . Ещё пару месяцев назад ничто не предвещало такого расклада. Однако буквально на прошлой неделе были обнародованы факты, которые сделали Сергея Макарова, по сути, несовместимым со своей должностью. Подробности - в материале «АиФ-Югра».

Вам письмо!

В 20-х числах января стало известно, что в конце 2015 года губернатор Югры Наталья Комарова получила письмо. Написал ей заместитель генерального прокурора РФ по Уральскому федеральному округу Юрий Пономарёв , сообщив о подозрительных финансовых операциях в Югорском фонде капитального ремонта, выявленных специалистами Росфинмониторинга.

Например, проверяющие обнаружили такую нелицеприятную вещь. За 2015 год на счёт Фонда, предназначенный для взносов населения, поступило 1 млрд 168 млн рублей. Из них непосредственно на оплату работ подрядчикам были направлены 563 млн рублей. Остальные деньги лежали в Ханты-Мансийском банке и на них капали проценты. Так вот, по решению наблюдательного совета Фонда эти проценты в размере 64 млн рублей были со счёта изъяты и потрачены на финансирование деятельности самого Фонда. Из них на зарплату сотрудникам - без малого 29 млн рублей.

Причем, наибольшую часть этих средств получил один сотрудник - директор Фонда Сергей Макаров . В результате его официальный доход за 11 месяцев 2015 года превысил 10 млн рублей.

«С учётом изложенного предлагаю разработать правовой акт, регламентирующий порядок расходования процентов за использование денежных средств, находящихся на счетах регионального оператора. О результатах прошу меня проинформировать», - написал Юрий Пономарёв.

Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв. Фото: пресс-служба губернатора Югры

Первая реакция

На прокурорское письмо власти округа отреагировали достаточно оперативно. На первом же в 2016 году заседании думы Югры, которое состоялось 28 января, депутаты постановили, что отныне Югорский фонд капремонта может тратить проценты, начисленные на народные деньги, только по прямому назначению.

«Когда есть свободные остатки на счетах югорского оператора капремонта многоквартирных домов, и они размещаются на банковских счетах, вырученная сумма постановлением правительства будет направляться только на непосредственные цели фонда - то есть, на капитальный ремонт жилья. Ни на какие другие цели. Ни на выплаты заработной платы, ни на какие-то приобретения», - заверил спикер окружной думы Борис Хохряков .

Сергей Макаров, впрочем, попытался объясниться.

«Проценты не были изъяты. Они были взяты на возвратной основе, большую часть уже вернули, - цитирует теперь уже бывшего директора агентство URA.ru . - Дело в том, что мы никогда не позволяли себе брать проценты, тем более - на выплату заработной платы. Разработан порядок - проценты не могут быть использованы никак, кроме как на капремонт. Дали пояснения, подписали в департаменте ЖКХ и отправили в прокуратуру».

Но на что же были потрачены 29 млн рублей, о которых толкует заместитель генпрокурора, Сергей Макаров так и не объяснил. Равно как ничего не сказал в оправдание своей непомерно высокой зарплаты.

Оппозиция подоспела

Между тем, скандал просочился на самый высокий уровень - в Москву. Депутаты Госдумы от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ликвидировать фонды капремонта по всей стране и вернуть гражданам уплаченные взносы. В обоснование того, что фонды неэффективны, они, в частности, привели и случай с зарплатой Сергея Макарова.

Югорский депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Сердюк написал Наталье Комаровой письмо с требованием уволить директора Фонда.

«Это же абсурд! Сегодня жильцы сотен и тысяч многоквартирных домов округа, вынужденные оплачивать стоимость капитального ремонта зданий из личных средств по ставке, близкой к установленному максимуму, против своей воли участвуют и в «благотворительном марафоне» в пользу главы фонда капремонта. При этом большинство из них даже не подозревают о масштабах своей добродетели. Людей просто держат в неведении. Думаю, лучшее, что светит в итоге югорскому Остапу Бендеру, это переквалификация в управдомы», - не стесняется в выражениях справедливоросс .

«Мы следуем букве закона, в Фонде создана специальная комиссия по противодействию коррупции. Никаких коррупционных схем у нас не должно и не может быть, ведь мы работаем со средствами собственников и должны отчитаться за каждый рубль».

Специалисты Антикоррупционного центра ЯБЛОКА провели анализ прозрачности работы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (Фонд), узнали, как тратятся бюджетные средства, и выяснили, насколько Фонд открыт с точки зрения гражданского контроля.

Предварительные выводы

Многие данные скрыты

Средства со сборов на капремонт скапливаются на счёте в Департаменте финансов Москвы, дальнейшее их использование до оплаты подрядных работ на капремонт — не раскрывается. В частности, остаётся закрытым вопрос, размещаются ли средства в банках и если да, то на каких условиях. Общие суммы произведённых сборов до сих пор не обнародованы. Точный бюджет Фонда не оглашается.

Фонд расточителен

Содержание Фонда обходится налогоплательщикам в год на сумму порядка 690 млн. руб. Руководители Фонда (они же — ещё вчера государственные служащие) по-прежнему получают оклад, поощрения и премии из московского бюджета. Однако уже не публикуют обязательные для чиновников декларации о доходах и считаются работниками НКО. Закупки для нужд Фонда и при проведении капитального ремонта выведены из системы госзакупок. Подробности читайте далее.

Сборы обесцениваются

Сумма около 5,3 млрд. руб. на сегодняшний день хранится на счёте Фонда и обесценивается из-за инфляции. При современных темпах сборов и расходов за 2016 год сумма потерь из-за инфляции может составить 1,2 млрд. руб.

Общая картина

С 1 июля 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в Москве, обязаны ежемесячно выплачивать взносы на капитальный ремонт в Фонд. Учредителем и курирующей организацией Фонда является Департамент капитального ремонта города Москвы. Возглавил созданный фонд Артур Кескинов, для этого ему пришлось покинуть должность руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы. Он был на должности главы департамента 10 лет (7 лет - руководителем Дпартамента капитального ремонта и ещё 3 года - Департамента ЖКХ и благоустройства). Его сменил Виталий Михайличенко, бывший заместитель Кескинова.

Финансовое обеспечение текущей деятельности Фонда осуществляется за счет бюджетных ассигнований из средств бюджета города Москвы. Однако опубликованный бюджет Москвы не дает точной информации о средствах, которые город расходует на деятельность Фонда.

Таблица 1. Бюджетные ассигнования, предусмотренные

Департаменту капитального ремонта города Москвы

Как видно из Таблицы 1, в бюджете Москвы указаны расходы Департамента капитального ремонта на оплату персонала для всех казенных учреждений и внебюджетных фондов, а также общий размер субсидий департамента для некоммерческих организаций. Точной информации о том, сколько средств получает Фонд от государства, в открытом доступе нет.

Отметим, что средства, напрямую предусмотренные в бюджете Москвы не отражают всех предполагаемых расходов Фонда.

Непрозрачность выделения государственных средств для деятельности Фонда вызывает существенные вопросы с точки зрения противодействия коррупции.

Траты Фонда

Свою деятельность Фонд капитального ремонта начал с расходов на ремонт помещений для Фонда, закупку мебели и заказ ряда научно-исследовательских работ.

Ремонт помещений в 2015 г., исходя из начальной максимальной цены за лоты, обошелся Фонду более 86 млн. руб.

Покупка мебели в 2015 г. обошлась чуть более чем в 32,5 млн. руб. Примечательно, что разработку ряда нормативных правовых актов для деятельности Фонда выполнили не юристы Департамента капитального ремонта города Москвы, а сторонний фонд - «Институт экономики города». Начальная цена закупок на разработку нормативных актов составила 4,33 млн. руб.

План закупки товаров (работ, услуг) на 2016 г. предполагает расходы в размере 90,47 млн. руб. Среди закупок на 2016 указано “оказание услуг по информационно-аналитической обработке обращений, поступающих в Фонд”. Почему Фонд проводит закупки на разработку нормативных документов и обработку обращений при наличии в штате юристов, остаётся неясным.

Стоить отметить, что на сайте Фонда указаны планы до конца I квартала 2016 года набрать порядка 600 специалистов: инженеров, юристов, бухгалтеров и т. д. Фонд предлагает «стабильный официальный доход» 47500 руб. + премии.

Источники в мэрии утверждают, что суммарные премии московских чиновников (ежемесячная, ежеквартальная и годичная) составляют примерно 70-80 % ежемесячно от оклада у среднего служащего. Таким образом, на премии сотрудников фонда может уходить порядка 256 млн. в год.

Приблизительный подсчёт показывает, что за год расходы на персонал составят в районе 598 млн. руб.

Всего в год содержание Фонда должно обходиться в сумму примерно 690 млн. -190499

Информация о расходах на заработную плату генерального директора Фонда и его шести заместителей остается закрытой. Нет возможности сравнить изменения в окладах руководства Фонда после перехода с государственной службы в сферу НКО.

Формирование бюджета Фонда

Бюджет Фонда формируется из ежемесячных взносов в размере 15 р. за один квадратный метр.

Предусмотрено два варианта накопления:

1) На счёте Фонда капитального ремонта - специально созданной Правительством Москвы организации для накопления средств собственников и организации капитального ремонта.

2) На специальном счете в банке, открытом для конкретного дома.

Только 130 многоквартирных жилых домов (МЖД) выбрали второй вариант. 28 942 МЖД (общая площадь 212,14 млн. кв. м.) направляют средства Фонду. Процент собираемости в Москве один из самых высоких в России: 91,4%, поэтому на счёте Фонда скапливаются значительные суммы.

Сколько планируется собрать?

Фонд капитального ремонта планирует разместить годовой отчёт только к 1 июля 2016 года. Пока нет официальных данных, проведем предварительные подсчёты.

Таблица 2 Формирование счёта Фонда капитального ремонта

Сколько потрачено на ремонт

Общая цена объявленных и уже завершённых торгов на капитальный ремонт домов составила по состоянию на 21 марта 2016 года 9 928 409 072 руб. Ещё 11 947 367 797 руб. за тот же период выделено на ремонт лифтов. Средний процент снижения начальной цены на торгах составил около 5,17 %. То есть, на капремонт израсходована сумма около 20,78 млрд. руб. С учётом процента собираемости к этому времени фонд должен был аккумулировать около 26,1 млрд. руб. из сборов с граждан.

Таким образом, на сегодняшний день порядка 5,3 млрд. руб. остаётся на счёте московского фонда и стремительно обесценивается.

Фонд и инфляция

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак в своём интервью заявил: «Общая сумма сборов на капитальный ремонт в России в 2015 году составила 97 млрд. руб., из них реализовано на проведение ремонтных работ только 25 млрд. руб.». Согласно предварительным данным за 2015 г., московский Фонд капитального ремонта выполнил лишь половину запланированных работ. Запланировано / выполнено в текущем году: 2 297 / 1087 (по состоянию на 01.12.2015 г.).

Исходя из этой информации, возникает вопрос о сохранении денежных средств Фонда от инфляции. По итогам 2015 года инфляция в России по официальным данным составила 12,9 процента. Таким образом, в 2016 г. даже при планируемой инфляции 6,4% Фонд рискует потерять более 1,2 млрд. рублей.

Средства, аккумулированные Фондом, согласно положениям Постановления Правительства Москвы № 834-ПП от 29 декабря 2014 года хранятся на счету в Департаменте финансов г. Москвы. Не смотря на указание, что такие средства могут расходоваться только на капитальный ремонт МЖД, остаётся неясным, размещаются ли они в банках. И если да, то на каких условиях, установлены ли проценты, и каким образом они расходуются.

На основании Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 27 февраля 2015 года, Фонд не может расходовать ежегодно более 90 % от сборов за прошедший календарный год. С какой целью введена данная норма неизвестно, поскольку средства в таком случае неизбежно обесцениваются.

Региональная программа капитального ремонта 2015-2044 гг.

Программа рассчитана на 30 лет (с 2015 - 2044 гг.). Стоит отметить, что треть всего жилого фонда, включенного в программу капитального ремонта, находится в Центральном административном округе. Таким образом, владельцы квартир из других административных округов будут спонсировать ремонт домов в центре.

Вызывает вопросы необходимость «общего котла» при возможности распределить взносы по административным округам Москвы и проводить ремонт в каждом округе отдельно. Децентрализация может снизить коррупционные риски при определении подрядчиков и выполнении работ.

Выводы

Проведенный анализ показал необходимость раскрытия общественно важной информации о деятельности Фонда.

Получая все преимущества государственного финансирования, Фонд фактически выведен из системы контроля государственных органов. Глава Фонда - бывший руководитель Департамента капитального ремонта - теперь отчитывается о деятельности Фонда перед своим бывшим подчиненным, который пришел ему на смену. Информация на сайте Фонда опубликована не в полном объеме. Недостаток существенной информации сглаживается большим количеством комплиментарных публикаций о Фонде в СМИ.

С нашей точки зрения, Правительству Москвы в лице компетентных органов необходимо:

  • Опубликовать информацию о бюджетных средствах, выделяемых на текущую деятельность Фонда капитального ремонта;
  • Обязать руководство Фонда регулярно публиковать декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • Публиковать сведения об окладах и полученных премиях руководящего аппарата Фонда капитального ремонта (согласно Уставу Фонда данные сведения не могут являться коммерческой тайной);
  • Ввести ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для руководителей Фонда в соответствии с ограничениями и запретами для государственных служащих;
  • Раскрыть информацию о порядке использования средств на счёте Фонда в Департаменте финансов г. Москвы;
  • Дифференцировать размер ежемесячного взноса в зависимости от административного округа;
  • Осуществлять ежеквартальный отчёт по собранным и израсходованным средствам на капремонт МЖД;
  • Ограничить расходование средств пределами административного округа, в котором произведены сборы, вплоть до полной отмены на федеральном уровне противоправных, с точки зрения партии ЯБЛОКО, сборов на капремонт.

Член Федерального политкомитета партии ЯБЛОКО

Сергей Митрохин

Руководитель Антикоррупционного центра партии ЯБЛОКО

Алексей Карнаухов

[email protected]

Юрист Антикоррупционного центра партии ЯБЛОКО

Алексей Чумаков

Директорам и членам органов управления региональных фондов капремонта предлагают ограничить общую сумму выплат - она не должна превышать среднюю зарплату в регионе более чем в два раза. Соответствующее обращение группа депутатов Госдумы от КПРФ направила председателю правительства Дмитрию Медведеву и министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню. Коммунисты также предложили премьер-министру рассмотреть возможность увольнения руководителей региональных фондов, не прошедших тест на профпригодность.

В депутатском запросе (есть в распоряжении «Известий») парламентарии обращают внимание на многомиллионную зарплату экс-главы Фонда капитального ремонта Ханты-Мансийского автономного округа Сергея Макарова, который за 11 месяцев 2015 года получил в качестве зарплаты более 10 млн рублей.

Депутаты предлагают установить ограничение общей суммы выплат директорам фондов капремонта на уровне 200% средней зарплаты в регионе, а также членам органов управления и иным сотрудникам - по нисходящей градации от указанной суммы. Например, если средняя зарплата в ХМАО в 2015 году была на уровне 56,3 тыс. рублей, то экс-директор фонда мог рассчитывать на максимальную ежемесячную выплату в 112,6 тыс. рублей, а не 900 тыс., как получал.

Неэффективные и коррумпированные фонды капремонта надо ликвидировать. Мы настаиваем на немедленном увольнении всех руководителей фондов капремонта, проявивших свою профнепригодность, и на законодательном ограничении уровня заработных плат для директоров этих злополучных фондов, иначе нам потом придется бегать по регионам и выяснять, кто из них утащил себе в карман собранные гражданами на капитальный ремонт миллионы, как это было в Югре, - сказал «Известиям» Сергей Обухов.

Зарплата некоторых руководителей региональных фондов капремонта действительно вызывает вопросы. Например, в соответствии с постановлением Смоленской обладминистрации, руководитель местного фонда капремонта получал ежемесячное денежное поощрение в размере 17 должностных окладов при окладе 20 тыс. рублей. Таким образом, получается, доход главы фонда в 2015 году, согласно документу, мог составлять 340 тыс. рублей в месяц. Поэтому, отмечают в КПРФ, «начисление выплат руководству и иным работникам региональных операторов нуждается в централизованной нормативно-правовой регламентации».

Замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, комментируя обращение коммунистов, отметил, что региональные фонды капремонта - это некоммерческие организации, которые создаются властями субъектов Федерации, в силу чего определение зарплат руководителей фондов - не уровень федеральной власти.

Кроме того, в законе четко прописано, что ни одна копейка народных денег, внесенная собственником, не может быть потрачена на содержание фонда, а может расходоваться только и исключительно на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, - отметил Андрей Чибис. - Что касается введения ограничения зарплаты, руководители фондов управляют миллиардами, и давайте говорить прямо: люди, которые отвечают за такие суммы, не могут получать 20 или 40 тыс. рублей, как предлагают некоторые депутаты. Этот популизм и желание заработать политические очки в сегодняшних реалиях избирательных кампаний понятны, но далеки и от реальности, и от объективности.

Замминистра подчеркнул, что после скандального случая в ХМАО Минстрой совместно с другими профильными ведомствами планирует оперативно проверить все регионы, и в случае выявления таких фактов «нарушителями» займутся специальные органы.

В комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ предложение депутатов оценили по-разному, однако сошлись в одном: зарплата сотрудникам регионального оператора должна устанавливаться на законодательном уровне субъектов Федерации.

Член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Андрей Руденко («Справедливая Россия») в комментарии «Известиям» назвал инициативу коллег правильным предложением. Он считает, что многие проблемы и коррупционная составляющая в сфере капремонта могут быть связаны с неразберихой в законодательстве.

Сама ситуация - от нашей неразберихи с этим фондом капремонта, потому что, согласно федеральному закону, собранные с жильцов деньги должны идти на ремонт домов, а еще есть учредитель, который дает деньги на содержание этой некоммерческой организации. Им является местная администрация, - пояснил депутат. - Учредители должны решать, сколько средств готовы выделять на содержание этого аппарата.

В федеральный закон можно записать все что угодно. Платежи граждан на капитальный ремонт не тратятся на содержание и обслуживание чиновников региональных операторов - это запрещено. Собранные деньги идут исключительно на проведение капремонта, - отметил он. - Фонд создают власти субъекта, и тут должна быть ответственность регионов.

По мнению сопредседателя общественного движения «Жилищная солидарность» Дмитрия Катаева, инициатива верная, но вряд ли сможет быть эффективной.

Руководители фондов – чиновники. Исчислять их зарплату из средней по региону или по какой-то похожей системе правильно. Другое дело, что у нас сейчас ни один правильный принцип не реализуется. Потому что всегда найдутся обходы, - сказал он.

Дмитрий Катаев полагает, что ограничение зарплаты может стимулировать недобропорядочного чиновника к поиску иных путей пополнения собственного кармана - к коррупции.

Руководителю фонда достаточно немного пошевелить пальцами, чтобы один дом включить в план ремонта немедленно, другой - позже, третий - еще позже, повлиять на конкурс подрядчиков. Поэтому невысокая зарплата будет стимулировать его на этот процесс, - считает он.

Капремонт - «долгоиграющая» тема, которую «берут на вооружение все партии без исключения», уверен глава Политической экспертной группы Константин Калачев. По его мнению, это позволяет упростить предвыборную программу буквально до двух-трех тезисов.

С учетом того, что в регионе примерно 80% людей, которые платят взносы на капремонт, - эту тему партии будут рвать на части. Так как граждане понимают, что от оплаты капремонта уже не уйти, на мой взгляд, более продуктивной будет тема расширения льгот, ставку на которую сделала «Единая Россия», - отметил эксперт. - Традиционно тема ЖКХ близка «эсерам», но коммунисты ее просто так не отдадут, об этом свидетельствуют их многочисленные инициативы.

Так, например, депутаты от КПРФ предлагали «снизить нагрузку на собственников многоквартирных домов» и установить норму, при которой 15% средств на капремонт дают граждане, 85% - государство. А депутаты от «Справедливой России» высказывались за отмену уплаты взноса на капремонт пенсионерам старше 80 лет. В свою очередь представители «Единой России» советовали не заниматься популизмом на тему капремонта.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама