THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Авиабаза Багерово- военный аэродром в небольшом крымском посёлке неподалеку от Керчи. Авиабаза была секретным 71-м полигоном ВВС, участвовавшем в 178-ми ядерных испытаниях. Аэродром обеспечивал проведение воздушных ядерных испытаний, кроме этого на полигоне отрабатывались технические средства доставки ядерных зарядов. В 1998 г. воинская часть была расформирована, а аэродром пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Из истории Багерово:

В конце XIX в. помещик немец Баугер приобрёл имение в деревне Курулу, в которой в те времена активно добывался строительный материал. В последующем старое название поместья "Баугер" трансформировалось в "Багерово". Все объекты в Багерово были построены из ракушечника очень высокого качества, и камни из карьера использовали и при строительстве Форта Тотлебен (Крепость Керчь).

1. Авиабаза была создана Постановлением Советa Министров СССР от 21 августа 1947 г в 14 км к северо-западу от города Керчь, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

2. Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах под руководством Л.П. Берия для испытания крылатых ракет (главным конструктором которых был Сергей Берия) и выполнения воздушных ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

3. В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

4/5. Доставлять атомные заряды в то время могла лишь только авиация. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.


Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

6. Аэродром стоял совсем рядом с морем, и иногда между вылетами лётчики успевали окунуться в море, а потом мокрые бежали на стоянку, где их уже ждали истребители.

7. Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

8. Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах — таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы — около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

9. Военных из полигона называли "глухонемыми" — они не имели права ничего рассказывать об объекте.

11. В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

12. В мае 2012 года на сайте Фонда Имущества Крыма был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома и 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн. долларов США) на аукционе ООО "Лама" из Керчи, специализирующемуся на оптовой торговле строительными материалами. Одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 6 млн. долларов.

13. И началось разграбление бывшего аэродрома

16. Карта аэродрома в Гугл-мапс. Большинство плит снято.

19. С расстояния 260 км можно спокойно было наблюдать, а с расстояния 475 км уже фиксировать, что происходит на территории полигона, а до территории Турции, входящей в блок НАТО, расстояние было еще меньшим. Поэтому для проведения испытаний испытательные отделы уже в середине 60-х годов передислоцировали в другое место.

23. Жалкий вид представляют наблюдательные вышки, зияющие пустыми глазницами окон. Все, что только можно было унести, - унесено. Остались только голые остовы, на которые особенно горько смотреть. Ведь здесь когда-то проводилась работа по руководству полетами новейших советских стратегических бомбардировщиков.

25. Командно-диспетчерская вышка

26. И то, что от неё осталось.

27. Всё разрушено и заросло травой.

30. Причиной разрухи явилась т.н. "перестройка", инициированная М.С.Горбачёвым в 1986 году.

31. И результат, к чему "перестройка" привела.

36. В 1970-80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР.

41. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, аэродром перестали эксплуатировать, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

42. Запустение и разруха. Вот склад вооружения и техники, от которого остался лишь каркас. Какое-то время предпринимались попытки оградить постройку от полного разрушения, но человеческая алчность и беспамятство победили. Крыша и все ее конструкции исчезли, а внутреннее пространство склада поросло высокой травой.

44. Надписи "Стой! Запретная зона! Огонь открывается на поражение!" давно выцвели

45. Жизнь ушла из Багерово, ни рядом, ни внутри нет людей

46. Раньше на аэродроме базировалось до 100 самолётов

47. И на КУОС-192 (курсы усовершенствования офицерского состава) готовились для авиации лётчики, штурмана и диспетчеры.

48. В гарнизоне стало не просто как в провинции, а хуже - как в захолустье. Все скверы, клумбы, розарии превращены в огороды. Все дворы превращены в курятники, хлева, заставлены убогими сараями, завалены мусором. Асфальтовые тротуары и бетонка по Центральной улице заилены глиной и землёй - во что всё превратилось в образцовом военном городке.

54. Склад ракетно-артиллерийского вооружения

55. ЗКП (закрытый командный пункт). Плиты перекрыытия проданы ЧП "Мыс Зюк" и смонтированы такой же аркой в Маме Русской под танцпол.

56. Теперь всё заросло бурьяном.

57/58. Колосится трава в рост человека. Забор у лётной школы почти на всём протяжении повален или разломан.

59. ТЭЧ - рембаза

60. В этих развалинах раньше хранилась первая атомная бомба, испытанная на Семипалатинском полигоне.

61. Когда-то бравые лётчики гордились тем, что служат стране. У них было будущее, они рожали детей, не зная...

62/63. ..что их дети станут такими (фотография с группы

Из истории:

71-й полигон ВВС был создан в районе крымского посёлка Багерово в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика Ту-4.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й ОСБАП (отдельный смешанный бомбардировочный), 513-й ИАП (истребительный) и 647-й САП (смешанный).

В 1951—1952 здесь отрабатывалась система радионаведения самолетов-снарядов на цель. В испытаниях принимали участие летчики-испытатели Сергей Анохин, Федор Бурцев, Султан Амет-Хан и Василий Павлов. В качестве цели использовался крейсер Черноморского флота «Красный Кавказ», курсировавший в 20—30 км от южного берега Крыма, в районе мыса Чауда. В результате удачных испытаний крейсер был потоплен в этом районе.

В 1970—1980-е годы в Багерово 288-й ИАП (истребительный авиаполк) служил учебной базой Ворошиловградского ВВАУШ (Высшее Военное Авиационное Училище Штурманов), готовившего штурманов для бомбардировочной, транспортной и морской авиации. Аэродром и училище выполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР.

по материалам http://ru.wikipedia.org/

История найденная в Интернете:

В данный момент Багерово представляет собой (да простят меня жители посёлка) весьма жалкое зрелище. Некогда мощный военно-технический и промышленный центр почти в одночасье превратился в маловостребованный уголок страны. Связано это, конечно в первую очередь с изменением политической ситуации и, как следствие, развалом военных баз. Моему взору предстали заброшенные казармы, склады, руины зданий…

Вопщем, путешествовал как всегда с другом Гришкой. Цели ставились следующие:
1) Проветриться и поймать «весну» (благо у нас в это февральское воскресенье было +15 на солнце)
2) Побывать на заброшенном военном аэродроме (он колоссальных размеров и полон загадок)а также послушать местных баек.
3) Проверить радиационный фон и подтвердить (или отринуть) версию об опасности, в связи с захоронением радиоактивной техники и прочего хлама в сердце восточно-крымской степи.

В начале немного истории:

По одной из версий свое название поселок Багерово получил от имени армянина Бага, бахча которого находилась где то в этих местах. В каком году был основан поселок доподлинно неизвестно. Известно лишь, что во время второй мировой войны поселение уже существовало. Жители прославились тем, что создали во время войны свой партизанский отряд, который базировался в Багеровских каменоломнях. Так же известно, что во время войны в противотанковом рву рядом с поселком были расстреляны семь тысяч Советских граждан. Находился в данной местности и военный аэродром, неоднократно переходивший в ходе сражений на Керченском полуострове из рук в руки. Так или иначе — основные исторические вехи жизни посёлка связанны именно с каменоломнями, печально известным рвом и военным аэродромом.
Аэродром:

Известно, что на нем во время войны располагался штаб воздушного фронта. Наши летчики летали бомбить его, когда он был занят немецкой авиацией, затем сами садились и взлетали с него, после освобождения Керчи. Так что история аэродрома героическая. После войны, в Багерово располагалась элитная часть ВВС СССР вместе с летным училищем.

Главной изюминкой объекта была одна из трех наиболее мощных взлетно-посадочных полос в стране, которая строилась в рамках проекта создания космического корабля многоразового использования «Буран». Предполагалось, что эта «взлетка» будет использоваться в случае аварийной посадки «Бурана». Два других аналогичных объекта находятся на космодроме Байконур и на Дальнем Востоке. Помимо «Бурана», багеровская взлетно-посадочная полоса позволяла поднимать в воздух и принимать все типы существующих военно-транспортных самолетов, в том числе тяжелые стратегические бомбардировщики. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и до сих пор находится в отличном состоянии. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.
Легенды «ядерного полигона»

О «полигонеN 71» ходят невероятные слухи, якобы под ним располагались гигантские коммуникации. Позже с него был угнан в Турцию какой то новейший самолет, в виду чего аэродром и полигон стали уже не столь секретными и пришлось выводить технику. Как рассказывал один местный житель: «…целых две недели в сторону Симферополя улетали самолеты, после чего раздался оглушительный взрыв в результате которого во всех окрестных поселках вылетели окна». По его предположению это был взрыв, разрушивший входы в подземный аэродром. Рассказывают, что есть люди, которым удалось проникнуть. Они якобы видели многокилометровые взлетные полосы и полностью сохранившиеся коммуникации и механизмы.
Реальность

После 1945 года мир вступил в ядерную эпоху. Стратегическое вооружение на полуострове не размещалось, однако Крым внес свою лепту.По приказу военного командования на базе аэродрома создаётся полигон N 71 для разработки и испытаний вооружения. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1 (аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны. Также самолеты с Багеровского аэродрома вылетали на полигон в Семипалатинск для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый «Багеровский могильник» существует и сегодня, провоцируя различные слухи и недомолвки. Отправляясь в Багерово, я вооружился дозиметром и непрерывно делал замеры уровня радиационного фона. Результат: практически везде фон соответствовал «среднекрымскому» - 10—11 микрорентген в час. Два раза в районе взлётной полосы дозиметр зашкаливал за 30, но эти очаги были весьма локальны и вероятной их причиной является утечка заражённого топлива или другой самолётной химии с «грязного» самолёта заходившего на посадку. Безусловно, мои скромные исследования нисколько не могут претендовать на научность, однако для себя я сделал вывод о том, что разговоры о неблагополучной радиационной обстановке в посёлке и ближайших окрестностях сильно преувеличены. Хотя, конечно, сам факт присутствия на Крымской земле радиоактивного захоронения наводит на грустные размышления о, мягко говоря «странном» подходе к использованию курортных земель.
А в остальном…

провели волшебный день в солнечной и тёплой крымской степи, вернулись уставшие, но довольные:)))

Мои фото по данной теме:

водонапорная башня — немного наклонилась

внутри водонапорная вышка полностью очишена от метала — ранее тут была лестница…

Технико Эксплуатационная часть


В 2010 году уже бегают птички, а ранее они даже и не приближались в этому району

Авиация и ядерные испытания Куликов Серафим Михайлович

2. 71-й полигон ВВС

2. 71-й полигон ВВС

Организация полигона

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу. На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 г. Начальником полигона был назначен энергичный, обладающий опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Комаров Георгий Осипович.

В состав руководства полигона вместе с генерал-майором Комаровым Г.О. вошли:

Заместитель начальника полигона по научно-испытательной части инженер-полковник Чернорез Виктор Андреевич;

Начальник штаба генерал-майор Факов Яков Андреевич, которого вскоре сменил полковник Урюпин Василий Иванович; после Урюпина В.И. штаб возглавлял генерал-майор авиации Шапошников Александр Иванович;

Начальник политического отдела полковник Душин Александр Дмитриевич, а с 1954 г. - генерал-майор Петленко Александр Дорми - донтович.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.

К первоочередным объектам строительства относились:

Сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;

Приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;

Строительство цели для бомбометания и пунктов внешнетраекторных измерений;

Прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам горюче-смазочных материалов.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро - и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй. Темпы работ, их организация с позиций настоящего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ к полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменен на мощную оснащенную техникой и специалистами строительную бригаду. Все это позволило, как и планировалось, в 1948 г. приступить к летным испытаниям изделий. Вначале полеты выполнялись с взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов. Построены и введены в строй лаборатории и измерительные пункты с оснащением их по тому времени совершенным оборудованием. В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо - и теплоснабжения, проблемы канализации. Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Жилищное строительство было доведено до уровня обеспечения жилплощадью на одного человека не менее 9 м 2 . Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями.

Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

Из книги Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного [Другая редакция] автора Григорьев Борис Николаевич

Полигон для науки Здесь было место воспитанья, Был дом науки и добра. М. А. Дмитриев Рано утром морозный воздух раскалывается в мотоциклетном треске «Бурана», и обитатели «замка Иф», просыпаясь в сумраке своих комнат-келий, по привычке думают:- Это Борис Иванович поехал

Из книги Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека» автора Раззаков Федор

Глава 22 Азербайджанский полигон Смена рулевого в закавказской республике произошла в середине июля 1969 года: от власти был остранен Вели Ахундов, который пришел к руководству Азербайджаном в один год с Рашидовым (правда, на несколько месяцев позже – летом 1959 года).

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 25 Грузинский полигон После того, как в 1970 году Рашидов заметно ослабил позиции «ташкентцев» и укрепил свое положение в верхних эшелонах власти Узбекистана, наступила относительная стабильность. И юбилейный 1972 год (год 50-летия образования СССР, который отмечался в

Из книги Авиация и ядерные испытания автора Куликов Серафим Михайлович

2.1 Новый полигон Испытательные запуски первых советских баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Однако для многоступенчатой ракеты с дальностью полета 8000 км этот полигон не годился. Дело в том, что трасса полета проходила в

Из книги автора

2. 71-й полигон ВВС Организация полигона При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям

Из книги автора

Перебазирование авиагруппы 71-го полигона на Семипалатинский полигон и проведение воздушных ядерных испытаний В работах на Семипалатинском полигоне планировалось использовать 24 самолета различных типов, в том числе:по 2 самолета-носителя Ту-16 и Ил-28;по 2

В посёлке Багерово, что в четырнадцати километрах от Керчи, уже и не помнят военных авиаторов, базировавшихся тут в филиале Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. А в войну тут был полевой аэродром. Советский, потом немецкий, потом снова советский.


Более шестидесяти лет назад здесь был образован полигон по испытаниям авиационных компонентов ядерного щита, просуществовавший до начала семидесятых годов прошлого «атомного века».

Ряд его тайн сохранён и по сей день, но всё же многое открылось в последнее время. В частности, в редкой книге бывшего заместителя начальника полигона С. М. Куликова «Авиация и ядерные испытания», изданной в Москве несколько лет назад.

А ещё я записал воспоминания ветеранов, которых осталось совсем немного.

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было принято Центральным Комитетом КПСС и Советом министров СССР 21 августа 1947 года.

Долго выбирали место для полигона из соображений безопасности, окончательным определили посёлок Багерово , где во время войны был полевой аэродром. Здесь, по статистике, много солнечных дней, что существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывались безопасность испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории.

Восточная граница полигона от Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера , а западная — к Казантипскому заливу. На отведённой площади все бывшие аэродромные сооружения и взлётно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. В месте дислокации будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, линии электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части № 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 года. Начальником полигона назначили энергичного, обладающего опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Георгия Осиповича Комарова.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего года приступить к лётным испытаниям разрабатываемых изделий.

Темпы работ, их организация с позиции нынешнего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменён строительной бригадой, оснащённой техникой и специалистами. Всё это позволило, как и планировалось, своевременно приступить к лётным испытаниям изделий. Вначале полёты выполнялись с взлётно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство её было выполнено как внеочередное.

В последующем была уложена взлётно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полёты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолётов. Вошли в строй лаборатории и измерительные пункты, оснащённые совершенным по тому времени оборудованием. За сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электроподачи, водо- и теплоснабжения, канализации. Построили жилые дома, солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров, две гостиницы, госпиталь и поликлинику, четыре магазина, образцовую среднюю школу, детский сад, пионерский лагерь. Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелёными насаждениями.

На полигоне были штаб, лётно-испытательная часть в составе трёх авиационных полков и непосредственно связанная с нею инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть с лабораториями и отделами, службы тылового обеспечения.

В лётно-испытательную часть входили 35-й бомбардировочный полк, 513-й истребительный и 647-й смешанный авиационный специального обеспечения.

В составе 35-го бомбардировочного авиационного полка (БАП) были самолёты Ту-4, а затем Ту-16, Ту-95, ЗМ, Ил-28, Бе-12, Су-7Б. Поступавшие в полк самолёты, как правило, были оснащены дополнительным специальным и испытательным оборудованием. Они подвергались аттестованию и по его результатам в последующем использовались на ядерных испытаниях в качестве самолётов-носителей и самолётов-лабораторий.


На вооружении 513-го истребительного авиационного полка (ИАП) были самолёты-истребители Ла-9, МиГ-15, а затем МиГ-17. Они предназначались для выполнения задач по сопровождению и охране самолётов-носителей при полётах с изделиями на базе 71-го полигона ВВС, а также на Семипалатинском полигоне при полётах самолётов-носителей с испытываемыми образцами ядерного оружия.


При выполнении полётов самолёты-истребители снаряжались полным боекомплектом стрелково-пушечного вооружения. Им предписывалось применять это оружие вплоть до поражения для предотвращения умышленных уходов самолётов-носителей за пределы оговоренных заданием зон.

В 647-й смешанный авиационный полк специального обеспечения (САПСО) входили самолёты и вертолёты различных типов (По-2, Як-12, Ли-2, Ил-14, Ил-28, Як-25, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-6). Они предназначались для отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва, проведения воздушных фото- и киносъёмок различных этапов ядерных испытаний, отработки и испытания ядерных авиационных бомб, для связи и транспортирования грузов.

Инженерно-авиационной службе одновременно приходилось обслуживать более десятка типов самолётов; при этом, кроме самолётов истребительного авиаполка, практически все остальные являлись уникальными, не соответствовавшими по своему оснащению однотипным самолётам.

Структура научно-испытательной части с самого начала деятельности полигона была представлена тематическими подразделениями, лабораториями и отделами, определённым образом связанными с предстоящими направлениями научно-испытательных работ: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.

Полигон часто посещали заместитель министра обороны — главнокомандующий ВВС К. Вершинин, начальник Главного штаба ВВС С. Руденко, командующий дальней авиацией А. Новиков, представители Минсредмаша Б. Ванников, В. Малышев, В. Рябиков, Н. Павлов.

Весьма плодотворными были контакты с руководством конструкторских бюро, учёными и разработчиками ядерного оружия, часто посещавшими полигон, П. Зерновым, Ю. Харитоном, Н. Духовым, К. Щёлкиным, В. Алфёровым, А. Александровым и многими другими творцами советского ядерного щита.

С 1949-го по 1962 год 71-й полигон участвовал в ста семидесяти восьми ядерных испытаниях: в том числе на Семипалатинском полигоне — в девяноста четырёх, на Новоземельском — в восьмидесяти трёх и в одном на войсковых учениях в Оренбургской области. За проявленный героизм и мужество при проведении воздушных ядерных испытаний четырём лётчикам-испытателям присвоены звания Героя Советского Союза, а начальнику полигона генерал-лейтенанту Виктору Андреевичу Чернорезу «за умелое руководство работой по освоению боевой техники» присвоено звание Героя Социалистического Труда.

За проявленный героизм и мужество при выполнении испытательных полётов при испытаниях авиационного ракетного ядерного комплекса «Комета» лётчикам-испытателям С. Анохину и В. Павлову присвоены звания Героя Советского Союза, а лётчику-испытателю дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану за «Комету» в 1953 году присуждена Государственная премия СССР. За заслуги при выполнении заданий обеспечения ядерных испытаний 281 представитель 71-го полигона ВВС награждён орденами и медалями Советского Союза.

В 1962 году СССР подписал договор о прекращении испытаний ядерного оружия на земле, в море и воздухе. И в 1972 году 71-й полигон прекратил своё существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба был реорганизован в 10-е управление при 8-м государственном Научно-исследовательском институте ВВС с дислокацией в Ахтубинске Астраханской области.

Так закончилась история крымского «атомного полигона». Ядерные бомбы никогда на нём не испытывались, хотя легенд среди местных жителей ходило много: то об оторвавшейся атомной бомбе, то о сбросе в Азов «чего-то тайного»...

Проблема ядерного могильника в Караларской степи есть, ибо в нём ещё хранятся детали самолётов, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия.

Увы, почти не осталось в Крыму свидетелей тех лет, мужественных лётчиков и умнейших инженеров. И вот один мой знакомый из Керчи, бывший офицер ВВС, вдруг сообщил, что в его доме в соседнем подъезде живёт бывший лётчик-атомщик. Я всё бросил и поехал в Керчь...

То что не так давно было известно как "взлётка", трасса для керченских стритрэйсеров имеет свою историю...
Мало кто её знает и это печально.

В 14 километрах от Керчи, руководством СССР, в далёком 49-ом.было решено основать испытательный полигон...На тот момент не было возможности жахнуть одним нажатием кнопки.Ядерные заряды "доставляла" авиация.

Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах для испытания крылатых ракет и выполнения ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах - таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы - около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

На данный момент, территория аэродрома находится в запущении.Насколько слышал, он был продан с аукциона в 2012 году за копейки.Плиты со взлётных полос выкарчевываются и вывозятся в неизвестном направлении.Здания, находящиеся на территории, пущены на стройматериал местными жителями или разрушены.Всё что можно было украсть - украдено.Тоска и печаль.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама