THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Эта загадочная АПЛ получила свое наименование в честь героя советского мультфильма - игрушечной коняшки, состоящей из нескольких, соединенных друг с другом сфер. Строительство объекта 10831 началось в 1988 году, спуск на воду состоялся 26 августа 1995 года. Несмотря на то, что с тех самых пор прошло довольно много времени, мы практически ничего не знаем о данной АПЛ. Даже ее внешний вид был долгое время тайной (первую приемлимую фотографию Объекта 10831 по чистой случайности сделали журналисты Top Gear в 2015 году). Мы не имеем точной информации о подводной части «Лошарка» и можем строить свои гипотезы относительно нее, лишь на основании большого числа зернистых фотографий.


Принципиальная схема АПЛ проекта 10831 (с) www.hisutton.


КОНСТРУКЦИЯ

Внутреннее устройство корабля состоит из нескольких соединенных друг с другом сфер. Благодаря спутниковым снимкам доков Североморска мы можем предположить, что «Лошарик» состоит из 7 сфер. Сферы используются при создании глубоководных аппаратов, потому что они гораздо лучше выдерживают давление, чем цилиндры, применяющиеся при создании обычных АПЛ. Несмотря на то, что «Лошарик» имеет длину 70 метров, его внутреннее пространство минимально, из-за сфер, лежащих в основании конструкции. Есть предположение, что общий объем свободного места на субмарине равен 1000 кубических метров, внутри которых размещается экипаж, состоящий из 25 человек и изолированный ядерный реактор. Титановый корпус лодки обеспечивает погружение станции на глубину свыше 1000 метров. Предельная глубина погружения нам неизвестна, но в 2012 году, во время Арктического плавания, АПЛ погружалась на глубину свыше 2000 метров.


Знаменитая фотография Top Gear. Журналисты отдали честь морякам, моряки проигнорировали журналистов.


СФЕРЫ ОТ НОСА К КОРМЕ

1 сфера (носовая) - Имеет люк. Вероятно обитаемая сфера корабля, поскольку у подводной лодки нет торпедных аппаратов.

2 сфера - Располагается в основании надстройки. Представляет собой камеру доступа, соединяющую носовые сферы лодки с надстройкой.

3 сфера - Возможно, содержит в себе перископ и систему выдвижных антенн.

4 сфера (центральная) - Находится под системой крепления субмарины. Возможно, используется в момент пристыковки «Лошарика» к материнской субмарине BS-136.

5 сфера - Имеет люк на основной палубе. Скорее всего, используется как обитаемое пространство.

6 сфера - Вероятно, здесь расположен атомный реактор АПЛ. Есть предположение, что на лодке нет прямого перехода из 5-ой сферы в 6-ую. Возможно, верхняя часть корпуса над сферой снимается для обеспечения сервисных работ над реактором.

7 сфера - Двигательный отсек. Здесь должны располагаться электрические батареи и резервный дизельный двигатель. Обратите внимание, что над сферой есть еще один люк, который доказывает изолированность 6-го отсека.


Спутниковый снимок Оленьей Губы(с) www.hisutton.


МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ АПЛ

Вероятным местом базирования сверхсекретного «Лошарика» является Оленья Губа - база, расположенная в труднодоступном месте Кольского полуострова. Док, в котором стоит «Лошарик» (А) расположен по координатам (69°12"58"N, 33°22"42"E). Литерой B обозначена старая, но действующая субмарина проекта 1910 (класс "Кашалот").


Носитель "Лошарика" - АПЛ специального назначания Проекта 667 "Оренбург".


ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Корабль: АС-12 (Заводской номер 210)
Класс: Проект 10831 (НАТО: Norsub-5)
Заложена: 16 июля 1990 года
Спущена на воду: 26 августа 1995 года
Введена в состав ВМФ: 1997 году
Водоизмещение: 2000 тонн
Скорость: 10-11 узлов в погруженном состоянии (предположительно)
Глубина погружения: 1 км, согласно российским данным до 6 км.
Длина: 70 метров
Двигательная установка: 1 атомный реактор Э-17 мощностью 10-15 т.л.с.

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

(NATO – “Norsub-5”).

1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


Фрагмент фотографии из статьи "Брызги Белого".

Сотрудники российской версии журнала «Top Gear» проводили фотосессию тестового автопробега автомобиля Mercedes-Benz GL 450 по берегу Белого моря для статьи "Брызги Белого". Случайно в объектив фотокамеры попала проходившая вдоль побережья атомная подводная лодка, которая большинством новостных информационных агентств была идентифицирована как глубоководная станция проекта 10831. Официальных подтверждений данной информации нет, поэтому эта фотография может считаться всего лишь предположительным изображением самой секретной подводной лодки России.


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

закладки

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (1)

АС-12 (АС-31?)

1988
(16.07.1990?)

16.08.2003
(26.08.1995?)

Номер АС-12 впервые стал упоминаться в 2000 году в издании Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки". Однако на тот момент такое наименование носил АРС АС-12 проекта 1839 . На сегодняшний день наименование АС-12 упоминается практически во всех открытых источниках. В информации на сайте Отечественная гидронавтика и на портале Флот.сом указывается номер АС-31, который не использовался для других аппаратов специального назначения. В скобках указаны данные из издания Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки" (существует предположение, что скорее всего эта информация по датам относится к четвертому, недостроенному, корпусу ПЛ проекта 1851). Однако на сайте Википедии указывается другая информация по датам, которая имеет подтверждение в новостных лентах информационных агентств (подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие», на торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит», а спустя три дня был произведён спуск АПЛ на воду).


4. История проекта:


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения в г.Северодвинск была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831 , лишенная вооружения. Корпус АПЛ получивший на Западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт. Проект был разработан конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта - генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Коновалов Ю.М. Лодка вошла в состав Северного флота. Информация о АПЛ засекречена, история службы и современный статус обсуждаются в открытых источниках только предположительно.

Дальнейший текст дословно добавлен с новостной ленты сайта "Лента.Ру" от 29.10.2012 :

В конце сентября 2012 года состоялась исследовательская экспедиция "Арктика-2012", по результатам которой планируется подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной России арктической зоны. В экспедиции приняли участие ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка" , более известная под прозвищем "Лошарик". Последняя занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток.

Целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. В середине октября 2012 года в интервью РИА Новости Юрий Кузьмин, главный инженер "Севморгео" - компании, организовавшей исследовательские работы, рассказал, что на глубине 2-2,5 километра были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 сантиметров соответственно. Сбором образцов занимался "Лошарик". По словам источника газеты "Известия" в Министерстве обороны России, работы производились на глубине 2,5-3 километра.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик", заводской номер 210, обозначение НАТО - NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только министру обороны. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.

Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, "Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов.

Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил. Предположительно, корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Вооружения на "Лошарике" нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой. В состав экипажа станции входят 25 офицеров.

"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз. В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и гидролокатор бокового обзора.

Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит". Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша", предположительно, с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.

Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129 , которая стала носителем "Лошарика". Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах. В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет. Кроме того, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по неподтвержденным официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров. Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург" .

Фотографии "Оренбурга", всплывшего на Северном полюсе в ходе экспедиции "Арктика-2012", были опубликованы в середине октября 2012 года. Внешний вид "Лошарика" засекречен, достоверных фотографий глубоководной станции в открытом доступе нет. Глубоководных станций, подобных АС-12 , в распоряжении других стран мира не имеется.

В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров. По словам источника "Известий", устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.

Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир" , однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов. Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

Все образцы пород, собранные в ходе экспедиции в Арктику, уже переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского. Результаты их исследования будут известны в начале 2013 года. Благодаря изучению кернов Россия намерена доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу.

глубина погружения рабочая: 1000 метров кораблестроительные элементы длина: 60,0 метров ширина: 7,0 метра осадка: 5,1 метра обитаемость экипаж: 25 человек

8. Источники:


Ильин В.Е., Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки", НПЖ Техника и вооружение, 06-07.2000г.
- Новостная лента сайта Лента.Ру от 29.10.2012
- Информация с новостных лент информационных агентств.
- Тимошенко М. "Ух ты, мы вышли из бухты", еженедельник "Красная звезда", 16.10.2014

В рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка» «Лошарик». Лодка помогала корректировать бурильные работы с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России


Северная часть архипелага Новая Земля в в Северном Ледовитом океане. Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», — рассказал «Известиям» собеседник из Минобороны. Он добавил, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток «Лошарик» на глубине до 3 километров собрал более 500 обломков пород.

В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая, что хребты Ломоносова и Менделеева, обладающие запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива, принадлежат РФ.

В России помимо «Лошарика» на глубине 2-3 километра могут работать только глубоководные станции «Мир», уступающие ему автономностью.


ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К, ПЛА пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-12

Специальная атомная подводная лодка / атомная глубоководная станция 1 ранга / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная подводная лодка спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной ПЛА пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта ПЛА пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании ПЛ пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего лодку оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты лодки. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса лодки по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части лодки дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.


Предположительно рисунок ПЛА АС-12 пр.10831 "Лошарик" - LOSHARIK. Обработка рисунка с памятного свидетельства о погружении в ходе экспедиции в сентябре 2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте , обработано MilitaryRussia.Ru).

ПЛА-носитель БС-136 в районе Северного полюса, 27.09.2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).

Предположительно на фото ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - , опубликован 21.08.2011 г.).



Предположительно на кадре из документального видео испытания ПЛА пр.10831 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно в 2007-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).

Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г. Головная и пока единственная лодка проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Подлодка спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске.

В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным данным подводная лодка к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г. возможно еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".


Предположительно на фото ПЛА АС-12 зав.№01210 "Лошарик" пр.10831. Оленья Губа, 24.06.2010 г. (http://vkontakte.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. Первое фото - 31.03.2005 г., второе - 19.03.2006 г. (фото - Den, http://fotki.yandex.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 26.08.2010 г. (http://4bos.net.ru).


Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников ПЛА пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

Конструкция - конструкция ПЛА выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.

Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.

Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.

ТТХ лодки :
Экипаж - 25 офицеров

Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т

Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз

Вооружение - отсутствует

Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.


Предположительно вид из перископа ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот.Фото сделано ориентировочно в 2010-2012 г.г. (http://vk.com).


Статус : Россия
- 2003 г. 5 августа - подлодка зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".


ПЛА БС-136 пр.09786 в месте постоянного базирования в Оленьей губе, 24.05.2006 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).


- 2010 г. июнь-июль - ПЛ АС-12 пр.10831 базируется в Оленьей Губе.

2010 г. - по непроверенным сведениями подводная лодка АС-12 должна была быть принята ВМФ России от промышленности.

Реестр ПЛА пр.10831 (версия на 26.10.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):


пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-12 10831 01210 220 (2012) ПО "Севмаш" 16.07.1990 05.08.2003 2010 г. ? 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1)

По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».

Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, — заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. — Во вторник вечером лодка была спущена на воду.

Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, — рассказал «Известиям» представитель Военно-морского флота России. — Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.

Правда, специалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» — самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости (и глубине) она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.

Источники :
Дубницкий Д.Н. О Сергее Михайловиче Бавилине. //

Газета «Известия» сообщает , что в Минобороны отказались комментировать информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на секретность проекта, и изданию пришлось черпать информацию из неназванного «источника в оборонно-промышленном комплексе».

«Лошарик» во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не уступать по эффективности", — сказал "источник" и рассказал об оснащении "лошариков" манипуляторами для донных работ по исследованию и сбору обломков затопленных спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей и использовании мини-субмарины для подводной разведки.

Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил газете, что лодка будет титановой. Новый атомный реактор для "Лошарика-2" совершенно секретно делают на одном из закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.

Носителем "Лошарика-2" будет переделанная атомная подводная лодка "Подмосковье", которая с 1998 года проходит глубокую модернизацию в ЦС "Звездочка": ей уже удалили отсек для межконтинентальных ракет "Синева" и сейчас делают вместо него док-станцию для батискафа.


Источники - http://www.ridus.ru/

Продолжение:

Ворота и забор используют все владельцы загородных или дачных участков. Ведь благодаря таким конструкциям у владельцев есть возможность оградить свое личное пространство. Не обязательно при этом использовать помощь специалистов. Намного экономнее сделать все работы самостоятельно, уделив внимание определенным вещам.

Перед началом рабочего процесса следует особое внимание уделить созданию чертежей, ознакомиться с установкой столбов, правильно подобрать материалы для конструкции.


Достоинства распашного типа

Независимо от того, какую модель вы подберете, следует подобрать наружный или внутренний метод открывания створок. При этом сложностей во время работы не должно возникнуть.

При правильном выполнении всех основных этапов ваша конструкция будет служить продолжительный период времени. Стоит рассмотреть основные достоинства такого выбора:

  • комфорт при использовании;
  • широкая вариация материалов, Все зависит от личных предпочтений, подбор в зависимости от интерьера;
  • высокий показатель функциональности;
  • компактная конструкция;
  • отсутствуют ограничения касательно размера.

Распашной тип известен простыми монтажными работами. Изделие не требует к себе дополнительных мер ухода, они прочные, дополнят ваш интерьер. При желании можно оборудовать ворота с помощью автоматической системы.

Стоит рассмотреть также недостатки такого изделия. Это учет внешних факторов, например, ветра, снега. То есть, модель подбирается с учетом региона, в котором вы проживаете. Необходимо для такой модели освободить место.

Особенности конструкции

Необходимо рассмотреть основные составляющие чертежов ворот своими руками:

  • выполненная из дерева или металлического материала рама. Она должна обладать высоким показателем жесткости;
  • соответственно с типом ворот подбираются опорные стойки;
  • металлический профиль пользуется спросом среди покупателей, как качественный обшивочный материал;
  • зависимо от типа конструкции, например, ворота с калиткой, подбирают петли. Учитывают также массу изделия;
  • обеспечивают надежную защиту от проникновения злоумышленников замки, или запоры. Выбор механизмов широкий, можно подобрать что-то себе.

Все детали выполняют определенную нагрузку, их правильная установка и качественные характеристики обеспечат продолжительный срок эксплуатации. Важно уделить время чертежу ворот из профнастила, сделать соответственные эскизы.


Профлист

Ворота, выполненные из данного материала, пользуются особой популярностью. Ведь створки могут открывать в разные стороны, а не исключительно в одну сторону. Из этого полотно можно сделать калитку.

По сравнению с деревянными изделиями в этом случае необходимость в дополнительном ремонте, уходе отпадает. При желании изделия дополняют с помощью автоматики. Итак, выделяют такие достоинства данного выбора:

  • низкая, доступная широкому кругу потребителей стоимость;
  • эстетичность, изделие достаточно привлекательно выглядит;
  • высокие качественные характеристики;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • рабочий процесс, который можно организовать самостоятельным путем.

Среди недостатков выделяют подверженность внешним фактором. В большей мере это касается ветра, или же снега. Также необходима установка петель, правильно установить столбы.

Установка

Выбирая материал профлист, следует позаботиться об крепких и надежных столбах. Диаметр трубы 80 мм считается наиболее подходящим для опоры. С нагрузками может справиться также квадратная труба.

Обращайте внимание на трубы квадратного сечения, которых сваривают к створкам. На фото чертежа ворот можно отметить оптимальные размеры 10*25*3000 мм. Для соединения изделия таких габаритов потребуется сварка.

С помощью использования диагональных натяжителей можно усилить конструкцию каркаса. Определитесь с местом, предназначенным для замка, запора, ограничителей.

Рабочий процесс начинается с монтажных работ касательно опор. Необходима для данной процедуры определенная подготовка. На видео видны основные этапы, их можно детальнее рассмотреть.

Варианты установки

Стоит отметить, что опорные столбы можно забетонировать, или же забить в землю. Для большей надежности конструкции необходимо отдавать предпочтение бетонированному варианту.

Важно правильно установить петли. Опоры погружают в грунт на глубину около 130 см. Данный способ экономит время, при этом можно сразу приступать к следующему этапу – крепление петель, вешание створок.

Ямы для способа бетонирования используют глубиной 150-200 см. Зависимо от сечения закапывания трубы подбирают определенный диаметр. Необходимо заняться подушкой. То есть приготовить песок, щебень, затем залить все с помощью бетона.

Выводы

Независимо от того, какой тип ворот вы выберете, стоит выполнять все роботы исходя из чертежей. Если вы хотите распашную конструкцию, тогда необходимо помнить об их использовании на предприятиях. Раздвижные механизмы применяют для въезда, выезда из территории.


Достоинства и недостатки можно найти в каждом типе. Подберите наиболее оптимальный для себя вариант.

Фото чертежей ворот

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама