THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Любой, кто когда-либо пытался фотографировать звездное небо, знает, что просто включив автоматический режим, вы не получите хорошего кадра. Самой собой разумеется, что снимать в ручных режимах, но если настройки вашего фотоаппарата не оптимальны, вы так же не добьётесь отличного снимка, так как довольно много подводных камней скрывается в настройках камеры для съемки звезд. В этом уроке по фотографии мы дадим вам лучшие настройки для получения отличных фотографий ночного неба.

Итак, как я уже сказал если настройки фотоаппарата не оптимальны, то вы можете получить темную фотографию на которой не будет видно звезд, или же размытое. Все становится еще сложнее, если вам нужен резкий передний план, или если вы пытаетесь сфотографировать млечный путь.

Прежде чем углубиться в конкретные рекомендации, имейте в виду, что методы в этом уроке идеально подходят для съемки резких звезд с точки зрения пейзажной фотографии (где звезды не единственный объект съемки). Если вы заинтересованы в астрофотографии с помощью телескопа или съемки треков звезд на пейзажных снимках, то это немного другая история.

Выбор фокусного расстояния

Вы можете снимать ночные фотографии с любым фокусным расстоянием, но это зависит от типа изображения, которое вы хотите взять.

Если ваша цель - классический пейзаж с подписью «Млечный путь», и вы хотите, чтобы все было как можно более резким, лучшим вариантом является использование широкоугольного объектива. Сверхширокоугольные объективы дают несколько основных преимуществ для съемки ночного неба. Во-первых, поскольку угол их обзора настолько широк, вы сможете включить в свои снимки больше Млечного Пути. Во-вторых, поскольку широкоугольные линзы имеют большую глубину резкости, вам будет легче сделать передний план резким. И в-третьих, широкоугольные линзы позволяют использовать более длинные выдержки, прежде чем вы увидите треки звезд (размытие от движения звезды), позволяя вам захватывать больше света.

Лично мое любимое фокусное расстояние для съемки пейзажей со звездами - это 20 мм и шире, но более длинные фокусные расстояния тоже могут работать. И если вы не против треков звезд - или вы намеренно пытаетесь захватить этот эффект, вы можете предпочесть более длинное фокусное расстояние. Например, я снял фото ниже на ФР-86 мм (и использовал особенно длительную выдержку), чтобы получить движение звезд:

NIKON D800E + 70-200 мм f / 4, ФР 86 мм, ISO 100, 136 секунд, f/5.6

И если вы снимаете глубокий космос, пытаясь захватить удаленные объекты в небе, длиннофокусный объектив - это то, что вам нужно.

Выбор диафрагмы

Обычно диафрагма является одним из параметров, о которых вам приходится беспокоиться больше всего, по крайней мере, когда речь идет съемке пейзажей. С астрофотографией, все немного проще, так как вы почти всегда будете выставлять самую широкую диафрагму на объективе.

Звезды настолько тусклые для динамического диапазона вашей камеры, что вам нужно сделать все возможное, чтобы они были максимально яркими. В идеале ваша диафрагма будет f/2.8 или шире, хотя объективы с максимально открытой диафрагмой f/4 могут так же работать, но если есть возможность открывайте диафрагму шире.

К сожалению, использование самой широкой диафрагмы объектива связано с несколькими проблемами. Прежде всего, качество изображения не будет таким же хорошим, как на диафрагме, прикрытой скажем до f/7.1 особенно это будет заметно в углах фотографии. И, если вы включаете передний план в свой кадр, более малая глубина резкости может испортить кадр.

Итак, если максимальная диафрагма вашего объектива f/1.4 или f/1.8, вы можете протестировать и посмотреть, насколько четкие снимки выходят на этих диафрагмах. Обратите пристальное внимание на виньетирование (темные углы) и размазанные звезды в углах. Если дела с этим особенно плохи, вы можете использовать диафрагму, которая на 1/3 или 2/3 стопа уже. Но если максимальная диафрагма вашего объектива f/2.8 или f/4, то обычно не рекомендуется делать поправку более чем на 1/3 стопа.

Здесь вы балансируете между получением более резких краев кадра и получением большего количества света, а значит более короткой выдержкой. Куда лучше склонить чашу весов правильного ответа нет, все зависит от вашего объектива и личных предпочтений. Если вы не уверены, что выбрать, то рекомендую сделать снимки с несколькими настройками диафрагмы.

Поскольку мой основной широкоугольный объектив имеет максимальную диафрагму f/2.8, это моя основная диафрагма для астрофотографии. Но когда я делаю фото Млечного Пути с моим объективом Nikon 20 мм f/1.8, я использую диафрагмы: от f/1.8 до f/2.2, в зависимости от компромисса, который я готов сделать в данный день съемки.


NIKON D800E + 20 мм f /1,8, ФР 20 мм, ISO 3200, 20 секунд, f/2.2

Съемка на самом широком отверстии диафрагмы возможна, если максимальная диафрагма вашего объектива находится в диапазоне от f/2.8 до f/4.

Если максимальная диафрагма вашего объектива находится в диапазоне от f/1,4 до f/2, этот совет по-прежнему сохраняется, но убедитесь, что вы довольны резкостью картинки по углам кадра, а также виньетированием на фото. Чтобы получить немного более резкую картинку в углах, используйте диафрагму, которая на 1/3 - 2/3 стопа уже.

Выбор выдержки

Следующей из настроек имеющей большую важность является выдержка. Она имеет решающее значение насколько яркой будет ваша фотография и получите ли вы треки звезд или как мы и задумывали они останутся точками.

Звезды движутся по небу быстрее чем вы думаете. Было бы неплохо использовать многоминутные выдержки для съемки Млечного Пути, чтобы захватить как можно больше света, но из-за вращения земли мы ограничены более короткими выдержками, если хотим получить звезды точками. (*Если вы не используете “Экваториальную монтировку” специальное устройство компенсирующее вращение земли)

Итак, как долго вы можете держать затвор открытым, чтобы звезды оставались точками, а не расплывались в треки из-за вращения земли? Это зависит от ряда факторов.

Во-первых, как упоминалось ранее, на это влияет фокусное расстояние вашего объектива. Более широкоугольные объективы позволяют вам использовать более длинные выдержки, прежде чем вы получите в кадре движение звезд. Второй фактор - это направление, в котором вы собрались снимать, поскольку звезды вращаются относительно земли медленнее вокруг Небесного Севера и Небесного Юга (по существу, Северной Звезды, если вы находитесь в Северном полушарии).

Другим фактором, влияющим на выдержку, является ваша личная готовность разрешить показать движение звезд на ваших фотографиях. Я знаю некоторых фотографов, которые вообще не переносят никакого движения. Их выдержка ночью может составлять не более пяти или десяти секунд. Другие фотографы не возражают против небольшого движения звезд, и они более склонны устанавливать выдержку в диапазоне 20-30 секунд для одного и того же снимка.

Так же было придумано правило 600 (шестиста). При разных ФР звезды буду визуально смотреться по-разному при оной и той же выдержке. Например, при выдержке в 25 сек на ФР 20 мм звезды останутся точками, а при ФР 200 мм уже “поплывут”. На самом деле фактически они поплывут и на 20 мм, но просто мы этого не заметим из-за малого приближения. Поэтому и было придумано правило 600, оно дает возможность рассчитать максимально возможную выдержку для выбранного ФР при которой звезды визуально будут оставаться точками. Для расчёта поделите 600 на ФР, которое собираетесь использовать, это и будет максимальная выдержка. Например, ФР 24мм, мы делим 600/24=25 сек это и есть максимальная выдержка, которую можно использовать, чтобы визуально звезды не “поплыли”

Но я в конечном счете, не всегда придерживаюсь этого правила, и моя выдержка будет составлять 10-25 секунд для большинства ночных работ. Лично, с моим объективом 14-24mm f/2.8, я склонен использовать выдержку 20 или 25 секунд, т.е. за правило 600 я не выхожу, но и точно цифрам не следую.


NIKON D800E + 14-24 мм f / 2.8 ФР 14 мм, ISO 3200, 25 секунд, f/2.8

Возможно, лучшим решением при выборе выдержки является метод проб и ошибок. Просто снимите пару тестовых фотографий, чтобы убедиться, что вам нравится уровень размытости в движении звезд, а затем переходите к творческой составляющей (выбору хорошей компоновки кадра и т.п.)

Выбор ISO

Часто бывает сложно выбрать идеальный ISO для получения качественного кадра со звездным небом. Здесь есть два варианта:

1) Снимайте на ISO, которое дает вам фотографию правильной яркости - обычно в диапазоне от 1600 до 6400, но готовьтесь бороться с шумами, если не используете камеру с низкошумной матрицей

2) Снимайте на ISO, которое спасет звезды от «выдувания» - обычно в диапазоне от 100 до 400, но готовьтесь серьезно вытягивать ваши звезды из тьмы при постобработке*

*Обычно лучше снимать на высоком значении ISO. Однако, хотя это звучит сумасшедшим, есть некоторые случаи, когда вы можете снимать фотографии звезд на низком ISO (в результате получается очень темное фото) и затем его нужно осветлить в фоторедакторе. Многие скажут, что ничего из такого фото не вытянешь. Это не совсем так.

Некоторые камеры, точнее матрицы некоторых камер близки к ISO-инварианту при низких ISO. Это означает, что вы не увидите разницы между двумя снимками (один сделан с высоким ISO, а второй с низким ISO, но его яркость вытянута при проявке RAW файла в Lightroom или Photoshop).

Идея заключается в том, что некоторые камеры снимая на высоких ISO будут “выдувать” звезды, поэтому вы можете снимать с более низким ISO и затем осветлять снимок. Опять же, если ваша камера является ISO-инвариантом, при этом вы не потеряете качества изображения. (Стоит отметить, что большинство камер не являются ISO-инвариантными до такой степени, но некоторые из них близки!!!).


NIKON D800E + 14-24 мм f / 2.8 ФР 14 мм, ISO 200, 25 секунд, f /2.8

Лично мой Nikon D800e близок к ISO-инварианту, так что я периодически использую низкое ISO для съёмки звездного неба. Однако он не является полностью инвариантным для более низких ISO, поэтому я не часто этим занимаюсь. И в основном я просто снимаю с более высокими значениями ISO (1600-6400)

Другие настройки и нюансы

Хотя это самые важные настройки камеры для астрофотографии, но есть еще вещи, которые нужно помнить. Самое главное - снимать RAW, а не JPEG. Это даст вам максимально возможное качество при постобработке.

NIKON D800E + 20 мм f / 1,8 ФР 20 мм, ISO 1600, 15 секунд, f/1,8

Но и самое главное не забывайте о композиции, если ваш кадр технически правильно сделан, но ракурс выбран плохой, ваша фотография не будет пользоваться успехом. Успехов вам и желаю отличных фотографий звездного неба

Возьмите свой снимок с фф сделанный с определенным объективом. Из него совершенно просто можно сделать в фотошопе снимок с кропа просто вырезав центральную часть с коэфф. 1.5, что будет соотвествовать снимку на кропнутую матрицу. Сравните оба снимка в 100% масштабе. Длинна треков будет совершенно одинаковой. Потому, что это та же звезда, тот же размер пикселя и то же фокусное. Но ЭФР будет разное.
— Так никто и не спорит. Но я не говорю о разглядывании 100% кропов, а говорю о реальном использовании реальных объективов людьми. Возьмите два снимка, сделанные на один и тот же объектив, но на 2 разных матрицы (ФФ и кроп 1.5), распечатайте 20х30 и посмотрите на них. Снимок, который сделан на кропнутую тушку, будет иметь в 1,5 раза меньший угол обзора и в 1,5 раза более заметные треки звезд. При прочих равных, разумеется. Именно поэтому, делая снимок на кропнутую камеру с тем же самым фокусным расстоянием, необходимо укоротить выдержку в 1.5 раза . И об этом я говорю в своей заметке. Еще раз, я говорю о том, что при прочих равных и при увеличении кроп-фактора выдержку надо увеличивать .

Кроме того, Вы не учитываете тот фактор, что вместе с кроп-фактором, как Вы верно заметили, разрешение матрицы не уменьшается. К примеру, все современные кропнутые никоны выпускаются с матрицами 24мп (d5300-5300, d7100 и так далее). А что из этого?

Имеем:
2 камеры, кроп 1.5 и 1
1 объектив, 15мм
Делаем два кадра:
iso 800, 30 секунд.
Открываем 100% увеличение того и другого кадра, каждый из которых 24мп .
Что мы увидим?
А увидим мы то, что на кропе треки заметнее.

Я не баран, чтобы из моих 24мп кадров что-то там вырезать и превращать их в 10,5МП, такого в реальности почти никто не делает. Все выжимают из своих матриц то, на что они способны. А Ваш гипотетический пример про вырезанный фрагмент — все верно, только отношения к реальности никакого не имеет. Так Вы дойдете до того, что не надо вообще покупать, скажем, 135мм, а можно все снимать на 10 мм, потом кадрировать, и никакой разницы не будет. Потому что раз на 10 мм треков почти не видно при 30 секундах, то и на 135 их видно не будет. И плевать что если вырезать из 10мм кадра клочок, соответствующий 135мм, получится аж какие-нибудь 0.3 мп. Распечатайте их на стену 100х60 и радуйтесь.

— В основе того, что у Вас получаются на кропе треки длинее с теми же самыми параметрами, что и на фф лежит п. 2. Производители как правило пытаются сохранить в кропнутых камерах то же разрешение, что и на фф.

Да что вы говорите? Правда что ли? Вы только что подтвердили собственную неправоту? Или мне показалось, и Вы просто советуете людям, которые пользуются кропнутыми камерами, уменьшать размер готового снимка чтобы избежать смаза? Или, может быть, стоит печатать их в меньшем размере?
А не лучше ли последовать моему совету, укоротить выдержку и получить более короткие треки?

А для того, чтобы вместить в меньшую матрицу столько же пикселей приходится уменьшать их размер. А меньший пиксель - это больший смаз.
Так а кто спорит-то? Я ему про Фому, он мне про Ерёму! Больше смаз — ну так укорачиваем выдержку и снимаем, какая проблема-то?

Наверное, проблема в том, что я, как человек, делающий картинку, а не занимающийся замером пикселей, ориентируюсь всегда на внешний вид готового кадра, а не на технофетишистов, которым нужны какие-то мифические циферки. Друг, мои советы адресованы фотографам. Тем, кто получает картинку, готовую, цельную, формата 3х2, которая будет распечатана на бумаге, а не будет разглядываться в специальных лабораториях под лупой. И в моем случае эти советы гораздо уместнее, чем теория маленького пикселя, которая актуальна только при разглядывании снимка на 100% увеличении.

Для фотографирования звезд мы копнем гораздо глубже. Узнаем, как использовать ручное управление камерой, какую выбрать диафрагму, выдержку, ISO и т. п. Кстати, для этой цели непременно выбирайте режим ночной съемки . Это даст больше возможностей при редактировании окончательного изображения. Если у вас еще остались сомнения, давайте остановимся подробнее.


Начнем с того, что нам потребуется:

Тренога - мы собираемся иметь дело с выдержкой в десятки секунд, поэтому такой предмет более, чем полезен. Нам ведь необходимо стабилизировать камеру.
Камера с ручными настройками – мы будем вручную выставлять значение ISO и скорость затвора, что имеет серьезное значение для фотографирования звезд.
Объектив с широкой диафрагмой – нам потребуется много света и подойдет диафрагма f/2.8. Кажется, зона нечеткости для астрофотографии. В сочетании с ультра-широкоугольным объективом глубина резкости не будет проблемой.

С таким набором уже можно приступать. Но конечно осталось немало вещей, которые нам предстоит обсудить.

Местоположение!

Так вот, не достаточно просто собрать все снаряжение, необходимо найти правильное место, чтобы удачно сфотографировать ночное небо . Серьезной проблемой для астрофотографии выступает световое загрязнение. Если вы проживаете в черте крупного города, придется ехать, как минимум, в течение часа, чтобы уйти от света.
Как мы можем видеть на снимке ниже, даже город с численностью населения около 30 тысяч человек на расстоянии нескольких десятков километров все еще может приводить к некоторому мешающему световому загрязнению.

Давайте не забывать, что фотографировать мы собираемся небо, поэтому для удачного выбора местоположения на земле, ориентируемся еще и на положение звезд и созвездий на небе. Это прекрасно сказывается на визуальном восприятии фотографии. Можно использовать приложение под названием Starwalk из iPhone, чтобы отследить небесные тела. Например, фотография Млечного Пути, может дать удивительный визуальный эффект.

Основные настройки

При фотографировании этих крошечных точек света нам потребуется как можно большее освещение. Поэтому важно использовать сочетание высоких ISO , широкой апертуры и длинной выдержки .

Для фотографии с байдарками под звездами использовалось ISO в 1250 при диафрагме f/2.8 и выдержке 30 секунд. Как можно заметить, в нижней правой части фотографии есть немного светового загрязнения от города, который находится на расстоянии около 30 минут езды.

Чтобы свести к минимуму световое загрязнение , необходимо выяснить , откуда оно исходит . Для этого лучше всего предпринять несколько последовательных снимков по всему горизонту, используя самое высокое значение ISO. Просто уменьшаем время, которое затрачивается на каждый кадр. Эти снимки мы не будем использовать на заключительном этапе, но они играют важную роль, давая знать, какие части горизонта у нас под запретом.

Что касается времени выдержки , то лучше выдерживать как можно меньше. Насколько это возможно. В противном случае, учитывая вращение планеты, положение звезд переменится. Например, если внимательно присмотреться к фотографии, снятой с 30 секундной выдержкой, то можно увидеть некоторое движение в звездах.

Ниже наблюдаем несколько утрированную фотографию звездных следов.

Обработка фотографий

Обработка изображений ночного неба может немного напугать. Не ждите ошеломительных результатов от первой попытки. Как мы уже отмечали, задействуйте в фотоаппарате RAW-формат, если это в нем предусмотрено, когда собираетесь снимать звездный небосклон.

Изображение выше специально представлено в двух вариантах, чтобы наглядно показать разницу до и после обработки. Использованы настройки инструментов LR4. Эксперимент продолжается до тех пор, пока вы не останетесь довольны результатом.

Интервью с фотографом Юрием Звёздным о том,как фотографировать звездное небо. Что для этого необходимо и какие препятствия существуют.

Продолжаем серию интервью с интересными людьми, которые делятся своими знаниями в различных областях. В прошлый раз мы беседовали с Сергеем Ковтуном о том, как . А сегодня поговорим с профессиональным фотографом, который устремил свой взгляд в небо. Итак, гость нашего выпуска — Юрий Звёздный .


Туманность Киля, NGC 3372

Михаил Роскин : Добрый день, Юрий. Расскажи немного о себе. Откуда появился интерес к звездному небу и фотографии?

Юрий Звёздный : Здравствуй. Любовь к звёздному небу зародилась во мне очень давно. В возрасте восьми лет. С тех пор прошло много времени, но воспоминания живы, как будто это было вчера. Стояла жаркая летняя погода. Я сидел на кровати в деревенском домике. Солнце пробивалось через занавески и подсвечивало летающую по комнате пыль. Передо мной лежала книга«Земля и Небо» Александра Волкова (того самого, который написал «Волшебник Изумрудного Города», он ещё и научно-популярные книжки писал). Эта книга изменила мою жизнь. Из неё я узнал, что мир на самом деле намного больше, чем я представлял до этого. Он не ограничивался моим городом и страной. Оказалось, что все мы живём на каменном шаре, который вращается с огромной скоростью в космическом пространстве вокруг пылающей звёзды по имени Солнце. Но Солнце — лишь одна из бесчисленного множества звёзд, наполняющих Космос. Эти звёзды группируются вместе и образуют галактики, которых больше, чем песчинок на всех пляжах нашей планеты.

Мой разум столкнулся с бесконечностью и изменился навсегда. С тех пор меня стало необычайно сильно тянуть к небу, к звёздам. К тому моменту как я прочитал книгу уже настал август. Похолодало. Я выходил из дома, заматывался в шубу и смотрел на звёзды. Иногда задерживаясь до рассвета. Я смотрел на звёзды и видел теперь не просто мерцающие точки, я видел целые миры. Миры подобные нашему и совершенно непохожие на него. Я видел жителей других планет. Возможно даже один из них сейчас смотрит на нашу звезду, так же как и я смотрю на его звезду. Может он даже обладает разумом? Может быть даже намного большим чем мой? О чём он думает? Может о том же о чём и я?

Где ты, брат по разуму? Может быть на ярком Арктуре? Или на алмазной Капелле? А может вон на той совсем невзрачной звёздочке еле-еле различимой глазом? У неё даже нет своего имени. Почему бы и нет? Это ведь могло бы быть правдой…

Я по уши влюбился в Космос. А в более старшем возрасте появилась страсть к самостоятельным путешествиям и желание исследовать нашу замечательную планету. Эту страсть разделяла моя жена. Поэтому мы подкопили денег, взяли спальники с палаткой и уехали странствовать в Южную Америку на 5 месяцев. Любовь к Космосу и путешествия отлично сочетаются. В диких местах всегда темно. Достаточно вылезти из палатки через час-полтора после захода Солнца и можно увидеть нечто совершенно новое.

Например, руины древнего города инков в джунглях на фоне Млечного Пути


Или звёздный водопад в лесах Патагонии:

Это почти как побывать на другой планете.

Замечательно то, что современные фотокамеры могут видеть ночью значительно лучше наших глаз. Именно благодаря чувствительности их сенсоров и длительной выдержке можно получать подобные фотографии. И в том, чтобы получить такую фотографию нет большого секрета и особых сложностей. Это доступно каждому.


Пылевые и отражающие туманности IC 4603 и IC 4604

Михаил Роскин : Расскажи, как фотографировать звездное небо? Как происходит фотосъемка звезд? Что для этого нужно? Какая техника, какая погода? Что нужно предпринять новичку, чтобы получить первые фотографии?

Юрий Звёздный :Астрофотография делится на три направления: ночной пейзаж, дальний космос и солнечная система. Все три направления существенно разнятся в подходах к используемому оборудованию, методиках съёмки и обработке фотографий.


Астрофотография дальнего космоса и солнечной системы требует значимых материальных затрат, телескопа и астрономического терпения, чтобы во всем этом разобраться. Жанр же ночного пейзажа самый простой и доступный для новичков. Всё, что нужно для первых фотографий звёздного неба, это фотоаппарат, штатив,фонарик (чтобы не заблудится в темноте), а так же жгучее желание сфотографировать звёздное небо, которое выгонит тебя из тёплого спальника/домика в холодную и тёмную ночь.

Вот простая инструкция как можно сделать первые кадры звёздного неба :
Во-первых, ваша фотокамера должна позволять делать длительные выдержки вплоть до 30 секунд. Именно в этот режим съёмки её нужно перевести. Сейчас почти все камеры умеют это делать. Значения ИСО нужно выставить повыше, например 1600 или 3200.

Во-вторых, желательно использовать максимально широкоугольный объектив. Для многих объективов это значение составляет порядка 18мм. Диафрагму нужно максимально открыть, чтобы в объектив попало как можно больше света. Очень хорошо, если объектив позволяет выставить значение диафрагмы 2.8 или даже 2.0. Теперь устанавливаем камеру на штатив и настраиваем фокус, ведь нам нужны резкие снимки. Но автофокус ночью работает очень плохо — ему не хватает света. Поэтому придётся переключить объектив в мануальный режим и настроить резкость вручную.

Фокусироваться можно по-разному: по яркой звезде, по Луне, или по огням вышек сотовой связи. Но если ничего этого нет, а звезды видны плохо, то можно просто отнести включенный фонарик метров на 30 от камеры и сфокусироваться по нему. Теперь самое время выбрать кадр и направить камеру в звёздное небо. Больше звёзд будет видно в южной части неба. Именно там располагается Млечный Путь, который хорошо виден в конце лета и осенью в наших широтах, а зимой на юге располагаются одни из самых красивых и ярких созвездий: Орион, Телец, Близнецы, Возничий и другие.

Для планирования съёмок хорошо подойдут программы-планетарии, которые показывают реалистичный вид звёздного на любую заданную дату из любой точки планеты. Самая известная такая программа: Stellarium. Кроме того, она совершенно бесплатна и доступна для мобильных устройств. Далее остаётся только навести камеру на выбранный участок неба и нажать кнопку спуска затвора. Нажимать кнопку нужно аккуратно и плавно, чтобы изображения звёзд не смазались от сотрясания камеры. А ещё лучше выставить задержку спуска затвора на 2, 10 или любое другое количество секунд которое позволяет ваша камера. Это позволит устранить вибрации и получить более чёткие снимки.

И нужно учитывать ещё один момент – звёздное небо движется, ведь наша планета вращается! Поэтому за время съёмки одного кадра (порядка 30 секунд) звёзды будут вытягиваться в чёрточки, но это не страшно и почти не заметно, особенно если снимок уменьшить. Но если звёзды всё же слишком сильно вытягиваются в чёрточки на снимке, то это значит, что выдержку нужно уменьшить и звёзды снова станут похожи на точки. Этого вполне достаточно чтобы сделать первые шаги в ночной фотографии.


Одинокая сосна на плато Демерджи, Крым

Михаил Роскин : Какие трудности чаще всего возникают в процессе съемки? Мешают ли люди? Или только погода?

Юрий Звёздный :Трудностей возникает, скажем так, не мало. Чаще всего настроение астрофотографам портит погода (хотя в пейзажной ночной фотографии облака могут очень выгодно вписываться в кадр).

Во-вторых, это искусственная засветка. Любой большой город производит так называемое световое загрязнение. Лампы ночного освещения городов излучают настолько много света, что создают вокруг городов огромные купола засветки, внутри которых снимать практически невозможно.

Например, от Москвы нужно отъехать примерно на 200-250 километров, чтобы увидеть по-настоящему тёмное небо. Хотя, стоит сказать, что лунно-планетная съёмка не боится засветки. Луна и планеты настолько яркие, что им не страшен никакой мегаполис.

И, конечно, ночью нужно быть максимально аккуратным. Выезжая в тёмное место за звёздами нужно соблюдать технику безопасности. В первую очередь это касается людей. Местное население может оказаться не очень радо вашему присутствию. Поэтому лучше выбирать места, которые не просматриваются с дорог и находятся подальше от городов и деревень. И конечно нужно учесть фактор диких животных. Для многих из них ночь – это время активности, поэтому от случайной встречи никто не застрахован. Я неоднократно встречал лосей, кабанов, лисиц и живность поменьше. Как правило животные избегают таких встреч, но многое зависит и от вас. Не стоит останавливаться там, где присутствуют следы активности животных.Например, изрытая земля со множеством кабаньих следов. Весьма вероятно, что они вернуться на это место ночью и скорее всего не обрадуются вашей компании.


Михаил Роскин : На какую технику можно снимать звездное небо? Что для этого нужно? Достаточно ли обычной мыльницы или обязательно иметь крутую зеркалку?

Юрий Звёздный : С развитием цифровых технологий фотографирование звёздного неба становится всё более доступным и популярным. Кто-то даже умудряется фотографировать космос на смартфон. Сейчас, даже в фотоаппаратах начального уровня, зачастую присутствуют все функции, необходимые для того, чтобы получать хорошие фотографии ночного неба.

Конечно, чем «круче» камера, тем больше у неё возможностей и продвинутая зеркалка или беззеркалка смогут увидеть больше, чем простые «мыльницы». Но и это –далеко не предел. Увлеченные любители астрофотографии используют специализированные астрономические камеры. Это весьма тяжелые, сложные и громоздкие инструменты стоимостью порой в десятки тысяч долларов. Более того, когда мы говорим о фотографиях дальнего космоса и планет, то тут уже не обойтись обычным фотообъективом. Здесь нужен полноценный телескоп, специальные устройства — монтировки — которые плавно поворачивают телескоп вслед за звёздами и много чего ещё. Это большая и сложная наука. Но здесь нет ничего сверхъестественного. Астрофотография доступна всем. При должном усердии можно получать результаты мирового уровня даже на весьма скромном оборудовании. Главное тут – терпение и последовательность.


Михаил Роскин : В каких программах происходит обработка и что они делают со снимками? Как много снимков нужно для одного качественного кадра звездного неба?

Юрий Звёздный : Опять же это зависит от жанра съёмки. Если мы говорим о ночном пейзаже, то здесь достаточно и одного кадра. Его можно обработать в любом графическом редакторе, например в Фотошопе, немного увеличив контраст и насыщенность. Хотя некоторые фотографы увлекаются обработкой и из-под их пера выходят совершенно сюрреалистические снимки имеющие весьма отдалённое отношение к фотографии.

Для получения снимков дальнего космоса требуются более продвинутые методики. Здесь одним кадром не обойтись, ведь объекты в космосе очень тусклые и они очень плохо прорабатываются на снимках, их просто не видно за шумами. К тому же сенсор камеры в процессе экспозиции к сожалению регистрирует множество побочных и нежелательных сигналов и шумов. В итоге на одиночных кадрах почти ничего не видно. Поэтому для получения одного кадра с какой-нибудь туманностью или галактикой приходится делать десятки кадров объекта и сотни так называемых калибровочных кадров. Эти кадры используются затем при обработке снимка, чтобы вычислить и уничтожить шумы и дефекты которые присутствуют на исходном материале. Всё это делается в специальных программах таких,как например PixInsight, DeepDkyStacker, Iris и другие. Процесс этот довольно долгий, особенно учитывая нашу погоду. От момента начала съёмки до момента публикации снимка могут пройти недели и даже месяцы.

С лунно-планетной съёмкой проще. Для получения фотографий Луны и планет используется видео-технология. Проще говоря, к телескопу крепится видеокамера и снимается видеоролик с планетой, с Юпитером например. Затем кадры этого ролика сортируются по качеству в специальных программах(например, в таких как RegiStax или Autostakkert!). Размытые кадры отбрасываются, а резкие остаются. Из этих резких кадров потом складывается итоговое изображение планеты с большим количеством подробностей и мелких деталей.


Две Вселенные. Высокогорное плато Лаго-Наки, неподалёку от горы Оштен.

Михаил Роскин : Есть ли какие-то профессиональные секреты фотосъемки звездного неба в горах?

Юрий Звёздный : Есть, но это даже не секреты, а скорее опыт. Ночью всё по-другому: известная тропа затеряется в темноте, что-где в меню фотоаппарата находится – забудется, крышка объектива провалится в щель между камней, где-то сзади раздастся странный звук… и при всём при этом будут замерзать пальцы на руках и ноги. А нужно сконцентрироваться на съёмке.

В общем, всё что можно подготовить заранее нужно подготовить заранее: что снимать, откуда снимать, когда снимать. Управление фотоаппаратом в темноте лучше довести до автоматизма, чтобы руки сами знали где-какие кнопки. Одеваться нужно тепло, не по погоде тепло, в перчатки можно положить грелки-самогревы. В горах следует быть максимально аккуратным, не рисковать.Здоровье и жизнь важнее кадра. Лучше ходить не одному, а в компании с кем-то. В общем, аккуратность и максимальная заблаговременная подготовка.


Михаил Роскин : Были ли какие-то необычные, смешные или страшные случаи?

Юрий Звёздный : Постоянно что-то случается. Помимо фотокадров и романтики звёздного неба ночь дарит много запоминающихся событий и адреналина. Однажды во время ночных фотосъёмок в Чили в пустыне Атакама я прилёг вздремнуть. Забрался в спальник на улице, без палатки, и заснул. Когда проснулся обнаружил рядом с собой, прямо перед лицом, ядовитого скорпиона. Всё закончилось хорошо, скорпион не проявлял особого интереса ко мне, но всё же сердце ёкнуло.

Другой случай — я возвращался ночью в палатку после съёмок на развалинах города инков Чокекирао в горах Перу. Шёл по узкой тропе: слева отвесная скала, справа обрыв. Вдруг слышу или вернее чувствую, что навстречу мне приближается топот, земля сотрясается. Инстинктивно прижимаюсь к скалам слева. Мимо меня на встречу пробегает табун лошадей. Вот так встреча!

А однажды разбив палатку ночью на Крымском побережье, с утра мы с женой обнаружили, что находимся неподалёку от военного объекта — радиолокационной станции. Военные с любопытством смотрели на наши лица, высунувшиеся из палатки. Наверное, они были удивлены не меньше нас.

К тому же ночью можно реализовывать всякие странные творческие идеи. Например, у меня давно было желание сделать астроселфи с гитарой в заснеженном поле ночью при свете Луны. Ну вы знаете, иногда хочется чего-нибудь такого) И совсем недавно я такое фото сделал:


Михаил Роскин : Может ли астрофотография приносить деньги? И если да, то какой порядок цен?

Юрий Звёздный : Принципиальная возможность для этого есть. Продажа фотографий, например сферических панорам, может приносить какой-то доход. Но, всё же, астрофотография – это страсть. Это не то занятие, которым стоит заниматься ради денег. Скорее наоборот, астрофотографией обычно занимаются те люди, у которых деньги уже есть. Но сейчас ситуация меняется. Всё больше людей узнают об астрофотографии и знакомятся с Космосом через неё. Есть доступное фотооборудование. Есть энтузиасты. Астрофотография – это ещё одна ниточка соединяющая нас с Космосом. Здорово, что она становится всё более популярной и доступной.


Михаил Роскин : Что вы посоветуете тем, кто только начинает свой путь в астрофотографии?

Юрий Звёздный :Сложно что-то конкретное посоветовать начинающему астрофотографу. Занятие астрофотографией требует большого количества навыков. Нужно стать немного инженером, чтобы построить и настроить астрограф, нужно стать немного физиком, чтобы получать хорошие исходники и нужно стать немного художником, чтобы хорошо их обрабатывать. Для этого требуется время и терпение.

Михаил Роскин : Спасибо большое! Было очень интересно и познавательно. Я даже примерно понял, как фотографировать звездное небо!

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

Для читателей сайта LHTravel есть .

Фотографирование ночного неба может показаться недостижимой задачей и стать настоящим вызовом для новичков, но уверяю, все на много проще, чем вы себе это можете представить. Современные настройки камеры содержат невероятные величины ISO, позволяющие фотографам значительно увеличить чувствительность сенсоров к освещению, и использовать свет звезд, как никогда прежде.

В этом ключе я хочу поговорить об оборудовании, которое вам понадобится; как правильно устанавливать камеру; а также немного расскажу о композиции и светописи. Если вы готовы повысить уровень своей съемки звезд, давайте начнем!

Какое оборудование вам понадобится

На самом базовом уровне вам достаточно будет: камеры (зеркалки, беззеркалки, мыльницы) способной фотографировать в мануальном режиме, широкоугольный объектив, и штатив.

Тем не менее, большинство камер любительского класса неспособны качественно снимать на длинных выдержках и не имеют хороший динамический диапазон. Для того чтобы получить потрясающие фотографии Млечного пути, попробуйте инвестировать в технику по классу, которая описана ниже:

Выбор фотоаппарата

Лучшими на рынке для фотографирования ночного неба являются камеры с полнокадровыми сенсорами. Это потому что они способны работать на высоких ISO и при этом получать приемлемый по шумам результат, чего невозможно добиться снимая с какого-то примитивного аппарата. Чем больше вы установите ISO, тем ярче будет выглядеть ночное небо, и вам как раз нужна камера, которая бы снимала чисто, без каких бы то ни было шумов.

Хорошими камерами были бы:

    Nikon: D810A, D750;

Эти рекомендации - топовые бренды, и они действительно стоят не дешево, но они совсем не обязательны для получения прекрасных фотографий. Например, фото ниже было сделано на Sony DSC-RX100, который можно купить дешевле чем за 500$. Для выбора камеры нужно определиться, на какой бюджет вы ориентируетесь, и от этого отталкиваться.

Выбор объектива

Так же, как и в пейзажной съемке, вам захочется иметь широкоугольный объектив, способный захватить максимум неба. Чем светосильнее объектив, то есть чем меньше у него диафрагменное число f/ (f/2.8 или меньше - это отлично), тем больше света вы сможете впустить за определеный промежуток времени, чтобы получить хорошую . Лично я предпочитаю Tokina 11-16 f/2.8 (для камер с APS-C сенсорами); за его стоимость, его резкость меня удовлетворяет.

Выбор настроек камеры

Вы начнете замечать, что выбор настроек для длинных экспозиций ночью обычно остается постоянным. Это потому что первое правило съемки ночного неба - найти такое темное место, которое бы нивелировало грязные цвета и позволило камере вытянуть максимальное количество света с неба; для этого характеристики нашей камеры просто увеличиваются до максимума, чтобы получить наилучшее изображение. Правило №1: снимайте в ручном режиме!

Выбор диафрагмы

Становится гораздо менее видимой в ночное время, и для того, чтобы взять как можно больше света, убедитесь, что ваша диафрагма широко открыта.

Выдержка

Эта характеристика очень важна, потому что большинство объективов начинают замечать следы звезд после экспозиции 25 сек. Раньше я снимал с выдержкой 30 сек, но были заметны движения звезд, поэтому чем короче выдержка, тем четче звезды будут выглядеть.

ISO

Выбор величины ISO зависит от того, какая у вас камера, или какую камеру вы хотите купить. Например, Sony a7S снимает с чистой экспозицией, вплоть до 12000 ISO, тогда как мой Canon 6D может снимать до 6400 ISO с минимальным шумом, который потом можно нивелировать в Lightroom.

Фокус

Один из наибольших вызовов, с которыми сталкиваются люди - это фокусировка изображений при ночной съемке. Множеству объективов присущ “фокус на бесконечности” (фокус вручную), являющийся точкой, находящейся на бесконечном расстоянии, на которой объектив будет фокусироваться. Это идеально для ночной съемки, ведь очень сложно увидеть, на чем вы фокусируетесь в темноте.

Композиция и светопись

Как только вы поймете суть процесса создания экспозиции, забавной частью станет создание динамических композиций и использование техники светописи, чтобы оживить предметы на переднем плане.

Подобно пейзажной съемке, вы хотите, чтобы зрители чувствовали себя отдельно от картины. Во время съемки звезд было бы идеально захватить пейзаж вокруг вас, тогда ночное небо смотрится еще более невероятно.

Для этого найдите хорошее место, чтобы можно было сделать акцент на объект на переднем плане. Далее, используя фонарик или даже экран смартфона вы можете “нарисовать” объект, который планировали осветить на своем снимке. Для этого нужно всего несколько секунд, так как отраженный свет очень быстро экспонируется в случае ночной съемки.

Совет: если вы пользуетесь услугами , расположите ее в полной темноте, или снимайте в короткой экспозиции, чтобы она получилась четко. Вы всегда можете наложить 2 экспозиции одна на другую и таким образом смешивать разные диапазоны света.

Что делать после съемки фотографий

Конечно же, обрабатывайте их! Фотографии ночного неба кардинально меняются даже с маленьким колебаниями баланса белого или контраста.

Почти каждую фотографию ночного неба я редактирую дважды (один раз - для неба, один раз для переднего плана), а потом их смешиваю. (Некоторые фотографы используют пульт дистанционного управления, чтобы сделать экспозицию на много длиннее, чем камера способна позволить, и используют это для переднего плана, чтобы добавить туда теней.)

В конце концов наслаждайтесь, и развивайте стиль, уникальный для ваших предпочтений. Возвращаясь домой с фотографиями звезд, испытываешь невероятные ощущения!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама