THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МинистерствообразованияинаукиРФ

ФедеральноеагентствопообразованиюГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

ФИЛИАЛ В Г.УФА

Контрольная работа по Менеджменту Вариант 4

Преподаватель

Выполнила

Специальность

№ зачетной книжки

Введение

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок, фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Рис. 1. Функции управления.

В данной работе принят подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям. Мы полагаем, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации. Все эти категории рассматриваются в разных главах книги. Ниже приводится краткая характеристика каждой из функций в виде общего обзора.

I. Функции управления в менеджменте и их классификация

Функция управления – это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для реализации целей функционирования. Это обособленный однородный вид деятельности, реализуемый путем принятия решения.

Классификация функций управления, обусловленная содержанием процесса управления, позволяет выделить следующие функции: планирования, организации, мотивации и контроля (рис. 1.).

Планирование .

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

ПРИМЕР. Управление: наука или искусство?

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение" таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако, этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он или она объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость.

То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Следовательно, по нашему мнению, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым, помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок.

Источник : Luther Gulick, «Management Is a Science», Academy of Management Journal, vol. 8, no. 1 (1965), pp. 7-13.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Примером тому может служить «Движение десятицентовиков». Первоначально оно возникло, чтобы бороться с полиомиелитом. Когда же вакцина Сэлка практически свела на нет угрозу новых заболеваний полиомиелитом среди детей, это движение оказалось не у дел, и оно переориентировало свои основные цели на помощь детям-инвалидам вообще.

Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так,как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Например, фирма ранее запланировала построить через пять лет новую штаб-квартиру, используя доходы от предполагаемого возрастания прибылей на оплату строительства. Если прибыли не возрастут в действительности, как это предполагалось, или эти фонды должны будут использоваться на более неотложные задачи, фирме придется пересмотреть планы своего будущего строительства и деятельности.

Организация.

Организовать - значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов или сборка радио или обеспечение страхования жизни. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение,кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступаятаким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Как нам предстоит увидеть, делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена (как будет рассмотрено далее) до создания структуры организации в целом.

Мотивация .

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных - награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворятьэти потребности через хорошую работу.

Контроль .

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполненииими своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Вот почему на рис. 1. стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Ваш преподаватель, например, через систему тестов, которая является способом контроля для определения ваших успехов в обучении по сравнению с установленными нормами, увидел, что ваша группа может усвоить больше материала, чем первоначально было определено. В результате он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего объема материала.

Если посмотреть на современную систему хозяйства, бизнеса и экономики в целом, то можно с уверенностью сказать, что она построена на основе управления, на основе менеджмента. Одни люди управляют другими – этот принцип был, есть и будет в дальнейшем, потому что организовать работу людей без управляющих невозможно. Далее речь пойдет о функциях управления в менеджменте и об их практическом применении. О стилях управления в менеджменте читайте в статье:

Управление как основа менеджмента!

Такая наука как менеджмент, по сути, изучает систему управления и помогает человеку понять, как, зачем и какими методами нужно управлять людьми для их эффективного труда. Таким образом, можно сказать, что управление – это основа менеджмента, и функции управления – это функции самого менеджмента.

Какие функции управления в менеджменте бывают?

В разных источниках вы можете найти абсолютно разные функции. Но как бы они не делились, сама суть остается той же: менеджмент необходим для эффективной организации людей. Далее будут приведены самые основные функции, которые присущи такому явлению как управление:

Планирование

Эта функция заключается в том, что именно менеджеры, т.е. те люди, которые управляют другими людьми, планируют дальнейшую работу организации. Исключительно от начальников и от их умений зависит, насколько быстро будет развиваться компания и, соответственно, какой доход она будет приносить акционерам или владельцу. Конечно, рациональные предложения поступают и от простых рабочих, но без руководителей они так и останутся не реализованными.

Как только начальник понимает, что конкретное предложение или нововведение будет целесообразно внедрить, он начинает планировать систему этого самого внедрения. Сколько нужно денег, кому какую работу можно поручить, сколько времени это займет и что принесет в результате – на все эти вопросы отвечает именно ответственный менеджер.

Организация

Когда план составлен, начинается самая важная часть работы, которая всецело ложится на менеджеров. Руководителям нужно организовать работу персонала, заставить каждого выполнять свои обязанности. Причем часто бывает, что работники сами не понимают, чего от них хочет руководство. В таком случае нужно на доступном уровне объяснить людям: что, как и зачем им нужно делать. В противном же случае эффективной работы не будет, и организация станет терпеть убытки.

Организовывать деятельность сотрудников необходимо постоянно, в отличие от того же планирования. Когда система налажена, и каждый знает, за что отвечает, руководителю легче управлять, но его обязанности все равно не сойдут на нет. Всегда есть новые кадры и рабочие, до которых долго доходит, что от них хотят. Таким образом, пока есть работа для сотрудников, будет и работа для менеджеров.

Мотивация

Тот менеджер, который не умеет мотивировать и стимулировать своих подчиненных – плохой специалист. Можно наладить и организовать работу людей, можно построить гениальный план развития фирмы, но если у работников не будет мотивации, то все эти идеи пойдут крахом, потому что за них никто не захочет браться.

Немотивированный сотрудник занимается рутиной, выполняет только то, что от него требуется его непосредственными обязанностями, и то не всегда. От такого человека не дождешься инновационного подхода, креативности, целеустремленности и полной отдачи. Мотивированный же сотрудник работает усердно, стремится привнести что-то новое и, как правило, работает он больше, причем ему это, как ни странно, нравится. Он доволен своей работой, получает от неё удовольствие и наслаждение. Такой кадр ценится в разы выше, чем немотивированный.

Так вот руководитель должен понимать, как заставить человека полюбить свою работу, как стимулировать и сделать из него действительно ценного кадра. Причем не нужно думать, что лучшее и единственное средство мотивации – это деньги. Нет и еще раз нет! Многим людям важно признание, многим необходима власть, хоть самая малая, а некоторые хотят помогать людям и ощущать свою общественную значимость. Итого получается, что менеджмент – это еще и психология. Если руководитель сможет понять, чего хочет каждый его починенный, то он построит действительно эффективную, и продуктивную систему работы.

Контроль

Многие руководители, особенно это касается людей в возрасте, работают по принципу «дал приказ – забыл». Итого получается, что никакого контроля за соблюдением распоряжений со стороны начальника нет. Этим занимаются уже другие органы внутри организации или за её пределами (правоохранители, к примеру). Но первичный контроль должен осуществлять именно руководитель, ведь он, во-первых, лучше понимает содержание приказа (он сам его дал), а во-вторых, получает возможность исключить ошибку или недобросовестное исполнение на ранних этапах, пока никто не пострадал. К примеру, на государственных предприятиях, в большинстве своем, факты несоблюдения приказов касательно охраны труда выясняются только тогда, когда из-за этого человек пострадал. А ведь если бы руководитель проследил за выполнением, то несчастного случая можно было избежать.

Санкции

Если есть контроль, но должны быть и наказания. Любой начальник должен уметь правильно наказывать своих подчиненных. Именно «правильно», потому что наказание – это не такая простая работа, как может показаться с первого взгляда. Если санкции будут слишком мягкими, то человек продолжит нарушать правила, а если слишком строгие – они отобьют у работника всякую мотивацию и сделают его труд менее эффективным.

Выходит, что менеджеру нужно уметь находить ту самую золотую середину, при которой человек понимает, что так больше делать не стоит, но не теряет стимул к работе. В некоторых случаях, наказание может не просто не отбивать мотивацию, а добавлять её, но это, как говорится, высший пилотаж в менеджменте.

Какой он, хороший менеджер?

Итак, с функциями управления в менеджменте разобрались, а теперь я перечислю основные качества, которыми должен обладать профессиональный руководитель:

  1. Во-первых, руководитель будет пустым местом для подчиненных, пока у него не появится авторитет. Причем этот самый авторитет можно заработать с самого начала, выступив с удачной вступительной речью, а можно не заработать его вообще. Как правило, менеджеры без уважения со стороны сотрудников не имеют реальной власти над ними и быстро теряют работу.
  1. Ораторское искусство – важный элемент любого руководителя, ведь ему приходиться часто выступать на совещаниях, конференциях, давать интервью телеканалам и пр. Желательно, чтобы искусством слова начальник владел идеально, но, как минимум, он должен уметь четко и понятно изъясняться, чтобы его распоряжения доходили до адресата.

  1. Многие считают, что руководитель должен уметь выполнять абсолютно всю работу, которую делают его подчиненные. Это далеко не так. Конечно, начальник должен знать азы той сферы, в которой работает, но все же его основная задача – руководить людьми, а не делать за них их работу, соответственно и уметь это ему необязательно. Менеджер должен понимать, что умеет делать каждый его сотрудник и какую работу кому можно поручить.
  1. Как уже оговаривалось выше, менеджер должен быть еще и психологом. Так он сможет понять, чем недовольны его люди, как их можно мотивировать и какими методами управлять. Без этих знаний работать на руководящей должности можно, но это будет не так эффективно.
  1. Руководитель – это не человек, умеющий «нагнуть» любого многоэтажным матом, а лицо уравновешенное, контролирующее свои эмоции. Причем я не говорю, что это должен быть классический интеллигент. Нет, для управления некоторыми людьми нужно и на мат перейти, и голос повысить, и унизить кого нужно, но все эти действия менеджер должен проводить с трезвым рассудком. Как правило, именно таких людей больше всего уважают в любом коллективе.
  1. Мотивация руководителя – важная составляющая всей системы менеджмента организации. Если начальник не будет стимулирован, то о какой эффективной работе и мотивации сотрудников может идти речь? Этот пункт касается высших руководителей, которые командуют начальниками более низшего ранга. Если вы не мотивируете своих починенных, то отдачи не увидите ни от них, ни от рядовых рабочих. Но если же вы стимулируете начальников, то эта стимуляция по цепочке передастся до самого последнего уборщика.

Послесловие…

Таким образом, функции управления в менеджменте обеспечивают всю систему организации персонала на любом предприятии, независимо от сферы деятельности и вида собственности. Причем доход конкретной фирмы зависит не столько от акционеров и владельца, сколько от каждого менеджера в этой компании. Ведь рабочие – это те, кто выполняют механическую работу, владельцы – вкладывают и получают деньги, а менеджеры – организовывают первых и обеспечивают доход вторым.

Функции менеджмента

Функции менеджмента - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента .

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль,
  • регулирование.

В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:

  • планирование,
  • организация,
  • координация,
  • стимулирование,
  • регулирование,
  • контроль.

Американские ученные Мескона, Альберта и Хедоури выделяют четыре функции менеджмента:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

  1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
  2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.
  3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация - это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация - это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.

Функция контроля - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект - стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Функция координация - это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

Источники

  • Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. / За редакторшу Москалюка В Есть. - К.: КНЕУ, 2002. - 252с.
  • Портер М. Стратегия конкуренции. - К.: Основы, 1997. - 336с.
  • Ру Д., Сулье. Управление / Тэр. из франц. - К.: Основы, 1995. - 442с
  • Ермошенко М. Менеджмент: Учебное пособие/ Николай Ермошенко, Сергей Ерохин, Олег Стороженко; Национальная академия управления. -К.: Национальная академия управления, 2006. −655 с.
  • Любимова Н. Менеджмент - путь к успеху/ Наталия Любимова. -М.: Агропромиздат, 2002. −59 с.
  • Менеджмент: теоретические основы и практикум: Учебное пособие для студентов высших заведений образования/ Олег Гирняк, Петр Лазановский. -К.: Магнолия плюс; Львов: Новый Мир-2000, 2003. −334 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Функции менеджмента" в других словарях:

    Осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей) и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом. К перечисленным функциям… … Словарь бизнес-терминов

    Функции экологического управления - основные направления управленческой деятельности в сфере охраны окружающей природной среды для достижения поставленных целей и задач; различают следующие Ф.э.у.: аудит систем экологического менеджмента (экологический аудит) , обеспечение… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

    ГОСТ Р ИСО 24511-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента коммунальных предприятий и оценке услуг удаления сточных вод - Терминология ГОСТ Р ИСО 24511 2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента коммунальных предприятий и оценке услуг удаления сточных вод оригинал документа: 2.4… …

    ГОСТ Р ИСО 24512-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценке услуг питьевого водоснабжения - Терминология ГОСТ Р ИСО 24512 2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценке услуг питьевого водоснабжения оригинал документа:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    ГОСТ Р 54337-2011: Системы менеджмента охраны труда в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования - Терминология ГОСТ Р 54337 2011: Системы менеджмента охраны труда в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования оригинал документа: 3.2 аудит (проверка) (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53661-2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению - Терминология ГОСТ Р 53661 2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению оригинал документа: 3.2 безопасность (security): Сопротивление преднамеренному акту незаконного вмешательства, рассчитанному на нанесение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53662-2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы - Терминология ГОСТ Р 53662 2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы оригинал документа: 3.21 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое действие или … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (ОГИМ) Международное название Orenburg Stat … Википедия

Книги

  • Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации. Серия: Актуальная классика менеджмента / The Functions of the Executive , Честер Барнард / Chester I. Barnard. Книга Честера Барнарда 70 лет остается актуальной классикой менеджмента. В книге осмысляется сорокалетний управленческий опыт автора, закончившего карьеру руководителем крупной корпорации.…

Важно понимать чем функции отличаются от задач. Задача – направленная на достижение требуемых результатов в определенное время деятельность. Функция – повторяющая деятельность организации. Комплекс управленческих задач представляет собой функцию управления.

Как правило, одну функцию выполняет одно подразделение, однако некоторые функции могут выполняться совместно различными подразделениями или одно подразделение может выполнять несколько функций.

На рисунке 1 изображены факторы, от которых зависит состав функций.

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на состав функций управления

Функции управления нужны для того, чтобы обеспечивать в организации руководство, управление и обслуживание производственной деятельности.

Все функции имеют следующие основные характеристики:

  • назначение;
  • повторяемость;
  • однородность содержания;
  • специфика выполнения.

Функции управления отличаются наличием объективного характера, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместной трудовой деятельности.

Основными функциями управления организацией являются:

  • организация – совокупность методов и приемов сочетания всех звеньев управленческой системы;
  • нормирование – процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления;
  • планирование – функция, которая занимает центральное место в организационной структуре и направлена на регламентирование поведения объекта управления;
  • координация – воздействие на коллектив людей с целью управления различными но связанными между собой подразделениями;
  • мотивация – функция, которая стимулирует трудовую деятельность;
  • контроль – анализ и учет возможных ошибок и отклонений от намеченных планов;
  • регулирование – функция, тесно связанная с функциями контроля и координации.

Управленческие функции – это основа управленческого аппарата, определения его численности и структуры. Основная задача управленческого аппарата заключается в объединении различных, но связанных между собой функций.

Выделяют несколько вариантов классификации функции управления, однако наиболее простая и понятная делит их на две группы:

  • общие;
  • специальные.

Общие функции управления

Общие функции сформулировал Ани Файоль в начале 20ого века. Они существуют при управлении любой организацией в любой бизнес сфере.

Среди всех общих функций менеджмента основной считают титрование – метод массового количественного и качественного анализа. Выполняя данную функцию, менеджер, как правило менеджер высшего звена, осуществляет следующее:

  • формулирует цели и задачи на будущий период;
  • осуществляет стратегическое планирование;
  • составляет оперативные планы.

Реализация всех планов зависит от организационной функции. Она направлена на создание организации, формирование ее структуры, распределение задач среди персонала, координацию их работы.

За стимуляцию трудовой деятельности персонала отвечает мотивационная функция. Она основана на анализе и выявлении потребностей людей, выборе способа их удовлетворения, чтобы максимально стимулировать производительность работников.

Функция контроля направлена на выявление возможных рисков, опасностей, ошибок и отклонений и тем самым она помогает совершенствовать работу.

Специальные функции

Функции по управлению отдельными объектами занимают в организации особенное место. Как объекты управления можно выделить:

  • производственную деятельность;
  • материально-техническое снабжение;
  • инновации;
  • маркетинг и сбытовая деятельность;
  • подбор персонала;
  • финансовая деятельность;
  • учет и анализ.

Управление этими объектами и составляет содержание специальных функций управления. В таблице 1 представлены примеры содержания некоторых функций.

Таблица 1 – Содержание специальных функций управления

Функции управления - это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций может рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, госкомитета и др.). функции управления отражают разделение, специализацию и кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Соотношение понятий «цель», «задача», «функции управления». Цель и задачи, как правило, требуют для реализации целого ряда функций. То есть достижение цели, задачи складывается из определения, какие функции нужно выполнять, и практической их реализации (кто и как их выполняет).

Виды функций. Функции подразделяют на два вида - общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделил А. Файоль (1841-1925). Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. А. Файоль писал: «Управлять - это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам» .

В настоящее время общие функции следующие: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Практический смысл общих функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих.

Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Основные проблемы в области конкретных функций заключаются в следующем:
1) определение состава функций, которые необходимо выполнять при управлении (руководстве) данным объектом. Для этого используются аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристики объектов и субъектов управления);
2) увязка функций и организационной структуры или определение оргформ, с помощью которых будут выполняться функции;
3) закрепление функций с помощью регламентов - положений о подразделениях и должностных инструкций.

Существует организационный механизм распределения и закрепления функций. Таким механизмом считается организационно-исполнительская система (ОИС). Ее назначение - создание определенности в работе: кто, что и к какому времени должен делать. Элементами ОИС являются:
- цели, задачи (что необходимо достигнуть, выполнить);
- участники (кто выполняет работу);
- функции, обязанности (что нужно делать);
- права (что можно делать);
- ответственность (оценка действий и бездействий, гарантия выполнения работы);
- время (в какой срок выполняется работа).

ОИС используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности при организации выполнения тех или иных задач.

ОИС создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и должностные инструкции.

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность подразделений. Как правило, оно состоит из разделов:
общая часть - определение статуса подразделения в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется, кому подчиняется; степень самостоятельности; участие (при необходимости) в реализации целевой программы;
основные задачи- определены направления деятельности подразделения, за выполнение которых оно несет ответственность;
функции (обязанности) - содержится перечень функций подразделения с конкретизацией работ по каждой функции;
права - указаны права подразделения, а также (имеется и такой вариант) его руководителя;
организация управления - описана организационная структура подразделения;
взаимосвязи с другими подразделениями- разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей;
ответственность - установлена ответственность подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел наиболее сложен для разработки, так как в нем нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. При этом чаще делается запись: «Подразделение несет ответственность за выполнение закрепленных за ним функций и задач».

При разработке положений о подразделениях могут использоваться типовые положения, в которые при необходимости вносятся изменения и уточнения.

Другим распространенным регламентом, с помощью которого определяются место и деятельность работников, являются должностные инструкции. Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции.

Типовые должностные инструкции разрабатываются применительно к должностям работников, имеют единую структуру и обеспечивают возможность индивидуализации содержания. Их наличие позволяет сократить время, необходимое для составления инструкций, учитывающих своеобразие данной системы и имеющихся должностей.

Индивидуальные должностные инструкции разрабатываются применительно к конкретной должности (и даже конкретному лицу, занимающему ту или иную должность) с учетом особенностей данного органа, подразделения и работника.

Должностные инструкции как юридические документы вводятся в действие или решением руководителя (утверждение инструкций подписью; приказ о введении инструкций), или решением органа управления.

В инструкции включают разделы, состав которых зависит от подробного или более общего изложения их содержания. Наиболее характерными разделами являются:
введение - записывается наименование должности и подразделения;
общая часть - указываются основные задачи работника; порядок замещения работника во время его отсутствия, кого и по каким обязанностям замещает данный работник;подчиненность по должности; порядок назначения и освобождения от должности; состав подчиненных (для руководителей).
обязанности - перечисление основных и дополнительных обязанностей; требования к специальным знаниям; уровень специальной подготовки и указание о стаже практической работы; основные условия взаимосвязи с другими работниками - отражены перечень, количество, сроки получения, подготовки и передачи документов; совместная подготовка информации и др.;
права - перечисляются права применительно к данной должности;
ответственность - отмечаются задачи или функции, за выполнение которых работник несет персональную ответственность;
критерии оценки деятельности - несмотря на сложность данного раздела, при его разработке желательно четко сформулировать, что и как оценивается применительно к данной должности.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама