THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ГОСТ Р 1.2-92

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства

ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов

State System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты).

Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.

3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.

3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5 .

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России).

При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают:

Стадии разработки и сроки их выполнения;

Разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом;

Перечень документов, представляемых со стандартом;

Перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование;

Дополнительные требования заказчика.

3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта:

Определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

Определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направлениеим на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

3.3.1 Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

Основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

Краткую характеристику объекта стандартизации;

Сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран;

Сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

Сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

Сведения о согласовании, если оно проводилось;

Источники информации.

3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК).

3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

Примечание - Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2.

3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее - научно-исследовательская организация).

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

По проекту в целом;

По разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

Членам ТК (ПК);

Органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо;

В научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимсяк их компетенции.

Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

3.4.4 ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование.

Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК).

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании.

При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК).

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК).

При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях:

Если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК).

3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре:

Пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1);

Протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

Подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

Экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта.

3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2-3.4.

При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование.

Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4.

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России).

Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают.

3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.

ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора.

В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России).

4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:

В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

При разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

В других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения).

4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения:

«Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации».

При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение.

4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре:

Протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены;

Подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК).

4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены

Разработку стандартов в РФ осуществляют технические комитеты(ТК) по стандартизации, а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации, программами работ ТК или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используются научно-технические результаты научно-исследовательских работ(НИР), опытно-конструкторские работы(ОКР), опытно-технологических работ, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, прогрессивные национальные стандарты других отраслей, иная инф. О современных достижениях.

Стадии разработки стандартов

1. Организация разработки стандарта

2. Разработка проекта стандарта(первая редакция)

3. Окончательная редакция стандарта и представление для принятия.

4. Принятие и государственная регистрация стандарта

5. Издание стандарта

ГОСТ 1.5-92 «Общие требования по построению, изложению, оформлению стандарта»

Порядок разработки стандартов

1. Подготавливается и предоставляется заявление в ТК на разработку стандарта.

2. Разрабатывается договор и ТЗ на разработку проекта

3. Технический комитет определяет подкомитет, в котором будет разработан стандарт; формируется рабочая группа(РГ)

4. РГ разрабатывает первую редакцию проекта в соответствии с законодательством РФ. Первая редакция проекта отправляется организациям, участвующим в разработке для составления отзывов

5. Предприятия, организации, ТК разрабатывают заключение, на основе кот. Разрабатывается окончательная редакция.

6. Рассылаются и собираются заключения по окончательной редакции. Предоставляется в технический комитет для принятия.

7. Принятие происходит на основе соответствия ГОСТам РФ.

Обновление(изменение, пересмотр)

Стандарт производится на инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, ответственных организаций, гос органов управления.

Изменение

К стандарту на продукцию разрабатывают при введении него новых, более прогрессивных требований, которые влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости старой продукции с новой.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. Новому стандарту присваивают обозначение старого и заменяют 2 последние цифры года принятия.

Отмена стандарта производится Госстандартом России в следующих случаях:

В связи с прекращением выпуска продукции по данному стандарту

При разработке нового стандарта взамен данного

информация о принятом стандарте, изменениях, отменах и принятии публикуется в ежемесячном информационном указателе: «Государственные стандарты РФ».

Методы стандартизации.

Принципы стандартизации

1. Сбалансированность интересов сторон

2. Принцип системности

3. Перспективность работ (определение стандарта)

4. Динамичность – изменение, обновление и отмена

5. Оптимизация при стандартизации, определение оптимальных параметров объектов стандартизации

6. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности совместимости и взаимозаменяемости

7. Гармонизация – разработка взаимосвязанных стандартов

8. Эффективность стандартов достигается засчёт экономических и социальных эффектов.

9. Чёткость формулировок положений стандартов

Методы стандартизации

1. Упрощение(симпликация) – метод, стандартизации заключающийся в сокращении типов изделий в рамках определённой номенклатуры

2. Упорядочивание(систематизация и классификация) – носит универсальный характер. Приводит к уменьшению многообразия. Базируется на систематизации и классификации

3. Параметрическая стандартизация- применяется для установления рациональной номенклатуры изготавляемых изделий. Параметрический ряд – закономерная в определённом диапазоне совокупность числовых значений главного параметра.

4. Унификация – форма стандартизации, закл. В том, чтобы требования, регламентируемые документом, и изделия были взаимосвязаны.

Унификация: типоразмерная, внутриразмерная и межтиповая

5. Агрегатирование – метод создания и эксплуатации машин и приборов из отдельных стандартных, унифицируемых в узле

6. Типизация – метод стандартизации, закл. В установлении типовых объектов для данной совокупности, принимаемых за основу при создании других объектов, близких по функциональному назначению

7. Комплексная стандартизация – стандартизация, при кот. Осуществляется целенаправленное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к объекту, так и к его элементу, материальным и нематериальным факторам с целью обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.

8. Опережающая стандартизация – стандартизация, устанавливающая повышенные(по отношению к практике) требования к объекту стандартизации, которые будут оптимальные в будующем.

Группы стандартов ЕСКД. Обозначение стандартов.

1 – ГСС(гос система стандартизации)

3-ЕСТД(единая систмеа технологической документации)

4-СПКП(система показателей качества)

8– ГСИ(система обеспечения единства измерений)

10 – стандарты на товары, поставляемые на экспорт

12 – ССБТ(система стандартов безопасности труда)

19 – ЕСПД(программная документация)

ЕСПД – комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программы и программной документации

Стандарты ЕСПД обеспечивают:

Унификацию программных изделий;

Снижение трудоёмкости и эффективности разработки, сопровождения, эксплуатации.

Автоматизацию изготовления и хранения программной документации.

Группы ЕСПД

ГОСТ 19.102-77

19 – код группы стандартов; класс группы, порядковый номер в группе

Класс группы

0 – общие положения

1 - основополагающие стандарты

2 – правила выполнения документации разработки

3 – правила выполнения документация изготовления

4 – документация сопровождения

5 – документация эксплуатации

6 – правила обращения программной документации

7,8 – резервные группы

9 – прочие стандарты

Ключевые стандарты

19.001 – «Общие положения»

19.101 – «Виды программ и программных документов»

19.102 – «Стандарты разработки»

19.103 - Обозначение программ и программных документов

19.108 – Общие требования к программной документации

19.201 – техническое задание

19.202 – спецификация

19.301 – порядок и методика испытаний

И т.д......................................................

Виды и типы схем.

В основу деления положены 2 принципа:

1) принцип действия используемых элементов, определяющих вид схемы;

2) назначение схемы, определяющее его тип;

По принципу действия схемы бывают:

13. электрические (Э);

14. гидравлические (Г);

15. пневматические (П);

16. газовые (Х);

17. кинематические (К);

18. вакуумные (В);

19. оптические (Л);

20. энергетические (Р);

По назначению:

3) схемы деления (Е). На ней указываются взаимосвязи, входимость составных частей, их назначение;

4) комбинированные (С);

1 – структурная. Для общего представления изделия, его сост. частей, назначения и связей.

2 – функциональная. Для пояснения процессов, происходящих в изделии, его функциональных частях.

3 – принципиальная. Для получения детального представления о принципах работы устройства, определения полного состава функциональных частей и связей между ними.

4 – соединений. Для представления о видах, средствах и местах соединений.

5 – подключений. Предназначена для определения внешних подключений.

6 – общая. Для определения расположения составных частей и соединений между ними.

7 – расположения. Предназначена для определения составных частей изделия и, при необходимости, связей между ними.

0 – объединенная. Совмещает несколько видов схем для одного изделия.

Применение:

· структурная – при разработке схем других типов и эксплуатации изделия;

· функциональная – при изучении принципов работы, монтажа и наладки, конструировании и ремонте;

· принципиальная – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;

· соединений – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;

· подключения – принципиальная + соединений;

· общая – для общего ознакомления с комплексом;

· расположения - принципиальная + соединений;

· объединенная - принципиальная + соединений;

Разработка и внедрение стандартов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Разработка и внедрение стандартов
Рубрика (тематическая категория) Стандартизация

3.1. Стадии разработки стандартов

Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ технических комитетов и договоров на разработку стандартов.

При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, проводимых предприятиями, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - выработка проекта стандарта (первой редакции);

3 стадия - выработка проекта стандарта (окончательной редакции); и представление его на утверждение;

4 стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

Организация разработки стандарта. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в технических комитетах по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование крайне важно сти разработки стандарта.

Заявки могут представлять технические комитеты, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Российской Федерации. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России.

Технический комитет организует разработку проекта стандарта:

определяет подкомитет, в котором будет разрабатываться стандарт;

определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

Технический комитет направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Разработка проекта стандарта (первой редакции). Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

краткую характеристику объекта стандартизации4

сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) стандартам (их проектам) и национальным стандартам других стран;

сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

сведения о согласовании, в случае если оно проводилось;

источники информации.

Технический комитет (подкомитет) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта͵ требованиям законодательства и стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам технического комитета (подкомитета).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

ТК (ПК) направляет проект стандарта (первой редакции) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, в случае если она не является членом ТК.

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее, чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

по проекту в целом;

по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение. ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

членам ТК (ПК);

органам государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), и если это крайне важно;

в научно-исследовательскую организацию (НИО) в двух экземплярах.

Члена ТК (ПК) рассматривает проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовываю данный проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта͵ относящимся к их компетенции.

НИО готовит заключение на проект стандарта͵ обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему согласование.

Решение заседания оформляется протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК),

ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России на утверждение.

ТК направляет на утверждение в Госстандарт России проект стандарта (окончательную редакцию) в 3-х экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателœем ТК, и следующей документацией с одном экземпляре:

пояснительной запиской к проекту стандарта;

протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта͵ если оно проводилось;

экземпляром проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательная редакция) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК) направляют заказчику стандарта.

Утверждение и государственная регистрация стандарта. Госстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Госстандарт России проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.

Издание стандарта. Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателœе ʼʼГосударственные стандарты Российской Федерацииʼʼ.

Госстандарт России издает и распространяет стандарт в установленном им порядке.

3.2. Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов

При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.

Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при крайне важно сти, из группового заголовка.

Заголовок - это часть наименования, в которой дается определœение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединœенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определœение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), к примеру ʼʼГосударственная система стандартизацииʼʼ.

Подзаголовок - это часть наименования стандарта͵ в которой указывается вид стандарта.

Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼПередачи зубчатые конические. Основные параметрыʼʼ; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼЕдиная система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определœенияʼʼ; группового заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼГосударственная система стандартизации. Основные положенияʼʼ.

При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, к примеру, ʼʼБумага чертежная прозрачнаяʼʼ. Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.

Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, в случае если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, в случае если стандарт распространяется на несколько объектов. К примеру, ʼʼСмола полиамиднаяʼʼ, ʼʼБензины автомобильныеʼʼ,

Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.

Введение раскрывает более подробно (если это крайне важно) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.

В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение должна быть опущено.

Пункты при крайне важно сти бывают разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

При большом объёме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.

Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: ʼʼдолженʼʼ, ʼʼследуетʼʼ, ʼʼкрайне важно ʼʼ.

Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.

В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае крайне важно сти они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

В случае если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в данном случае следует делать ссылку на данный стандарт. При этом ссылаться нужно

или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.

В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.

Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.

Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.

Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые бывают обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.

3.3. Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов

Развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причинœе многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции крайне важно, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.

Такое соответствие показателœей, норм и требований должна быть обеспечено не только путем разработки новых стандартов, но и путем систематической проверки действующих, на базе которой должны подготавливаться конкретные предложения по пересмотру и внесению изменений в стандарты. Все действующие в Российской Федерации государственные и отраслевые стандарты закреплены за соответствующими министерствами, которые обязаны систематически производить проверку соответствия установленных в стандартах показателœей, требований и норм современным достижениям науки и техники. Проверка стандартов должна производиться не реже одного раза в пять лет. Срок проведения первой проверки и ее периодичность устанавливают для каждого стандарта при его утверждении и указывают в информационных данных стандарта.

Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют при планировании работ по стандартизации базовые организации, за которыми закреплены эти стандарты. Проверку стандартов проводят головные и базовые организации, организации-разработчики стандартов и другие организации, установленные соответствующим министерством.

При проверке определяется соответствие показателœей и норм стандартов передовым достижениям науки, техники и производства, требованиям потребителœей и взаимосвязанных стандартов. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором указывают: соответствует ли данный стандарт современному уровню и требованиям потребителœей или он устарел и требует отмены, пересмотра или внесения изменений.

Отмену стандартов осуществляет организации, утверждающие их. Решение об отмене стандарта должно быть принято не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

В случае если в процессе проверки признано необходимым изменить важнейшие показатели технического уровня и качества продукции, установленные в стандарте, то стандарт подлежит пересмотру. Пересмотр стандарта осуществляется путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и меняют цифры года утверждения.

Внесение изменений в стандарты производится при крайне важно сти корректировки отдельных значений показателœей и параметров, а также введения дополнительных параметров и требований, в случае если это не влечет изменения базовых технологических и эксплуатационных характеристик продукции. Изменение стандарта - это не только изменение его содержания, но и перенос срока введения в действие, продление или ограничение срока действия стандарта и т. д.

Изменения утверждаются теми организациями, которые утверждали соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается при регистрации порядковый номер.
Размещено на реф.рф
Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.

После утверждения и регистрации изменения стандарт должна быть переиздан с внесением в его текст этого изменения.

Предложения о пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты могут вносить любые организации, представляющие потребителœей или изготовителœей стандартизованной продукции.

3.4. Учёт и хранение стандартов

Своевременное обеспечение всœех подразделœений предприятия стандартами должна быть успешным только при условии хорошо налаженного их учета и хранения. Для этой цели в рамках отдела стандартизации предприятия организуется специальная группа. Ежемесячно на базе запросов отделов, цехов и служб завода, анализа указателœей стандартов определяют потребность в стандартах и направляют соответствующим образом оформленную заявку в один из специализированных магазинов стандартов (копию заявки оставляют в группе для контроля заказов). Количество заказываемых экземпляров стандартов должно быть не менее двух (рабочего и контрольного).

Поступившие на предприятие стандарты регистрируются в специальных журналах учета стандартов. Из общего количества экземпляров каждого стандарта͵ поступившего на предприятие, выделяется контрольный экземпляр.
Размещено на реф.рф
Контрольные экземпляры всœех стандартов хранятся отдельно в отделœе стандартизации и выдаче не подлежат. На первой станице контрольного экземпляра ставится штамп ʼʼКонтрольныйʼʼ.

Выдача остальных экземпляров стандартов подразделœениям и службам предприятия ведется по абонементам, согласно заявкам уполномоченных по стандартизации, которые назначаются из числа инженерно-технических работников цехов, отделов и служб завода.

Уполномоченные по стандартизации осуществляют:

своевременное обеспечение подразделœения нормативной документацией (НД);

систематический учет НД, ее хранение и выдачу сотрудникам подразделœений;

своевременную информацию сотрудников подразделœений о поступивших стандартах и об изменениях к ним.

Стандарты хранят в папках или специальных картотечных коробках, на которых должна быть наклейка с указанием интервала номеров хранящихся стандартов. Сборники стандартов хранятся отдельно.

Сведения об изменениях в государственных и отраслевых стандартах публикуются в соответствующих ʼʼИнформационных указателяхʼʼ. Публикуемые в них подлинники изменений подклеиваются в контрольные экземпляры стандартов.

Небольшие изменения и поправки в рабочие экземпляры стандартов разрешается вносить от руки.

Рабочие экземпляры отмененных или пересмотренных стандартов подлежат изъятию из употребления и снимаются с учета в отделœе стандартизации. Контрольные экземпляры таких стандартов рекомендуется хранить в отделœе стандартизации для справок.

Внесение изменений в стандарты, а также их изъятие и замена на предприятии должны производиться в недельный срок со дня получения информации. В случае если рабочий экземпляр стандарта утерян или пришел в негодность, уполномоченный обязан составить об этом акт в двух экземплярах, которые должны быть подписаны начальником подразделœения предприятия и уполномоченным. Один экземпляр акта должен быть направлен в отдел стандартизации предприятия для снятия с учета данного экземпляра и замены его новым.

Опыт показывает, что хорошо организованные учет и хранение стандартов являются одним из важных условий соблюдения и своевременного внедрения стандартов.

3.5. Государственный надзор за качеством продукции, внедрением

и соблюдением стандартов

Своевременное внедрение прогрессивных государственных стандартов на предприятиях способствует систематическому повышению качества продукции и дает большой экономический эффект. Задержка с внедрением стандартов или несоблюдение их наносит народному хозяйству страны большой материальный ущерб.

Внедрение стандарта - это осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований, установленных стандартом, в соответствии с областью его применения и сферой действия. Для обеспечения внедрения государственных стандартов министерствами (ведомствами) утверждаются планы соответствующих организационно-технических мероприятий. Эти планы должны предусматривать:

пересмотр (в случае крайне важно сти) нормативных документов, связанных с внедрением стандарта;

разработку новой конструкторской и технологической документации или переработку действующей;

организацию новых производств или реконструкцию существующих;

проектирование, изготовление и поставку крайне важно го оборудования, оснастки и комплектующих изделий;

изготовление, выделœение и поставу крайне важно го сырья, материалов и полуфабрикатов и т. д.

Проект плана мероприятий по внедрению стандарта рассылается на отзыв предприятиям, организациям и министерствам, участвующим во внедрении данного стандарта. С учетом полученных отзывов составляется окончательный проект плана по внедрению стандарта.

После утверждения государственного стандарта министерство-разработчик рассылает план мероприятий по его внедрению всœем заинтересованным министерствам (ведомствам), которые обязаны включить в соответствующие планы мероприятия по внедрению данного стандарта.

Методическое руководство внедрением нового стандарта возлагается на базовые организации по стандартизации и на организацию-разработчика стандарта.

После получения от министерства приказа и плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие составляет график выполнения этих мероприятий службами и подразделœениями. Намеченные мероприятия вносятся в план по новой технике.

При планировании работ по внедрению стандарта целœесообразно использовать сетевые графики. Которые позволяют определить связь между работами, проводимыми различными подразделœениями предприятия, выявить наиболее ответственные работы и установить оптимальные сроки выполнения всœех работ.

К моменту введения в действие стандарта на предприятии должны быть закончены всœе необходимые подготовительные работы, приведена в соответствие вся техническая и нормативная документация (стандарты, чертежи, карты технологического процесса, производственные инструкции, инструкции по контролю и испытанию), подготовлены технологическое оборудование, оснастка и инструмент, производство обеспечено сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, подготовлен инженерно-технический персонал, рабочие и персонал ОТК. Следовательно, внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения. Допускается вводить стандарт досрочно, при этом дата введения должна быть согласована с потребителœем продукции, на которую установлен стандарт. Стандарт считается внедренным на предприятии, в случае если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.

Наряду с разработкой положений, направленных на упорядочение работ по внедрению стандартов, Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, который направлен на дальнейшее улучшение качества продукции.

Контроль за внедрением и соблюдением стандартов предусматривает глубокое изучение состояния производства, выявление причин задержки внедрения и несоблюдения стандартов и их устранение путем разработки и проведения организационно-технических мероприятий. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических служб осуществляется Госстандартом России, его научно-исследовательскими организациями и территориальными органами. К участию в этой работе могут привлекаться: межведомственные инспекции по качеству, головные и базовые организации, научно-исследовательские институту и конструкторские бюро.

Государственному надзору подлежат всœе предприятия и организации, связанные с планированием, проектированием и производством продукции.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандарта проводится поэтапно:

1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта͵ приказов по внедрению стандарта͵ плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2-й этап - проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. В случае если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарту конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения заводом установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях проверки и ее сроках ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

Контроль качества продукции и ее соответствие стандарту проводят в следующем порядке:

отбирают контрольные изделия (узлы и детали) из числа принятых ОТК;

подвергают их эксплуатационным, типовым и лабораторным испытаниям по всœем показателям, предусмотренным стандартом;

проверяют соблюдение режимов технологических процессов, состояние средств измерения, работу ОТК.

В процессе контроля проверяют также соблюдение стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия, полученные по кооперации.

По результатам проверки составляют акт с выводами и предложениями.

В практике государственного надзора широко применяются комплексные проверки, которые охватывают несколько предприятий, участвующих в создании сложного изделия или в осуществлении программы комплексной стандартизации.

Органы Государственного надзора проводят свою работу в тесном взаимодействии с другими контролирующими организациями, органами народного контроля, общественными организациями.

3.6. Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации “ О стандартизации”. Положение Закона обязательны к выполнению всœеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединœениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителœей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определœение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (к примеру, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, к примеру, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 ᴦ.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. К примеру, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определœены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целœесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его крайне важно сти в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого крайне важно учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) выработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всœем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целœей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всœеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определœение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Выработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителœей и всœех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении крайне важно тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Основополагающие стандарты. В соответствии с Законом “О стандартизации” в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации РФ”, новая редакция которого принята в 1993 ᴦ. и введена в действие с 1 апреля 1994 ᴦ. Данный комплекс включает следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединœений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

При этом есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентнос

Разработка и внедрение стандартов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Разработка и внедрение стандартов" 2017, 2018.

1. Стадии разработки государственных стандартов

2. Изменения, пересмотр и отмена стандартов

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТР 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку,

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта

Особенности разработки других категорий стандартов (ОСТ, СТО, СТП) изложены в ГОСТ Р 1 4-93 с учетом специфики предприятий и организаций - разработчиков стандартов.

2. Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен.

Изменения к стандарту составляют при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Пересмотр стандарта означает замену его новым стандартом. В новом стандарте при этом указывают, взамен какого стандарта он вводится, обозначение стандарта при этом сохраняется с заменой цифр года принятия (утверждения) стандарта.

Отмена стандарта осуществляется Госстандартом (Госстроем) России, как правило, в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (услуг) по данному стандарту.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Вопрос 11 Международное сотрудничество России в области стандартизации

1. Важнейшие международные и региональные организации по стандартизации

2. Сотрудничество по стандартизации,

метрологии и сертификации в рамках СНГ

1. Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т. е. согласование, увязка национальных стандартов с международными, региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Из общего числа четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

Принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;

Разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против - не более четверти общего числа голосов;

Организовывать обмен информацией о работе комитетов - членов и технических комитетов;

Сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Органами ИСО являются. Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются технические комитеты, подкомитеты.

В соответствии с представленными Законом «О стандартизации» полномочиями Госстандарт России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями участвует в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134-х ТК ИСО и возглавляют работы 52-х ТК ИСО.

Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

2. Большая работа по стандартизации, сертификации и метрологии проводится в рамках СНГ - независимых государств, входящих в свое время в состав СССР. В марте 1992 г. представители этих государств подписали Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метро-

логии и сертификации, которое является межправительственным и действует с 1992 г. Был создан Межгосударственный Совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих государств. МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в МГС. Основной рабочий орган МГС - постоянно действующий Технический секретариат с местом пребывания в Минске.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт землеустройства, кадастров и природообустройства

Кафедра природообустройства

Реферат

по метрологии, стандартизации и сертификации

Порядок разработки государственных стандартов

Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.

Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.

Красноярск 201 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.

Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:

    Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;

    Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;

    подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;

    технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);

    подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги вышесказанного, можно отметить вкратце, что работы по разработке государственных стандартов имеют следующее содержание:

Организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

Рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК; организациям госнадзора за стандартами; научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом.

Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.

Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.

Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 422 с.

    Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно...

  1. Государственная система обеспечения единства измерений (1)

    Контрольная работа >>

    ... государственных нужд; порядок проведения экспертизы проектов национальных стандартов ; порядок опубликования уведомлений о разработке национального стандарта ... испытания медицинской техники; разработка государственных стандартов , методик и нормативно- ...

  2. Стандарт организации ЗАО Курильский рыбак

    Курсовая работа >> Промышленность, производство

    И сохранение здоровья. 1.2. Понятия и порядок разработки стандартов организации В Федеральном законе «О техническом регулировании» ... для федеральных государственных нужд, согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным...

  3. Порядок разработки стратегических планов предприятия

    Реферат >> Менеджмент

    Форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально... , техпромфинплан, бизнес-план, стандарт -план и ряд других, которые... уровне всего хозяйства страны (государственные , национальные), по отдельным...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама